План семинара-практикума
Занятие семинара-практикума
Введение
Теоретическая часть:
1. Педагогическая технология проектирования;
2. Особенности ведения проектной деятельности в МБДОУ на основе комплексно-тематического планирования.
Заключение
Рефлексия («сиквейн»)
День семинара-практикума
Практическая часть:
1. Представление опыта работы (презентация педагогами реализованных проектов).
2. Обучение технологии проектирования: моделирование и план реализации проекта (работа в творческих группах).
Заключение
Рефлексия (инструментарий обратной связи)
Ход семинара-практикума
Занятие семинара-практикума
Введение
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
1. обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Теоретическая часть:
1. Педагогическая технология проектирования.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К.Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.
Слово «проект» – лат., означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»(этимологический словарь.)
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Проект – это «пять П» (6)
1 – Проблема
2 – Проектирование (планирование)
3 – Поиск информации
4 – Продукт
5 – Презентация
Шестое «П» проекта – это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Типология проектов в ДОУ
(по Е.С. Евдокимовой)
1. По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные
2. По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности
3. По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов)
4. По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)
5. По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
6. По продолжительности:
Типология проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старший дошкольный возраст |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Со второй младшей группы |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Со средней группы |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п. | Со второй младшей группы |
Виды и примерная тематика проектов в ДОУ
(по Л.В. Киселевой)
№ | Вид проекта | Примерная тематика |
1 | Комплексный | «Мир театра», «Здравствуй Пушкин!», «Эхо столетий» «Книжкина неделя». |
2 | Межгрупповой | «Математические коллажи», «Мир животных и птиц» «Времена года». |
3 | Творческий | «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России». |
4 | Групповой | «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия». |
5 | Индивидуальный | «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица». |
6 | Исследовательский | «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Дерево группы». |
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
2. Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;
4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
В рамках темы
№ | Этапы | Содержание |
1 | Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Инициатор – воспитатель. |
2 | Планирование | 1. «Модель трех вопросов»:
|
3 | Реализация проекта | Задача воспитателя:
|
4 | Презентация | Презентация конечного продукта |
5 | Завершение проекта | Анализ Подведение итогов |
Работа над проектом
Пример: модель «трех вопросов» по проекту «Вода»
Что знаю? | Что хочу узнать? | Как узнать? |
Маша – голубая, можно мыться и быть чистым | Почему замерзает | Спросить у папы |
Лера – вкусная, можно пить, бывает горячая | Есть ли в яблоке вода? | Отжать сок |
Саша – лужа | Почему не всю воду можно пить? | Почитать книгу с бабушкой |
Ариша – дождик – это вода | Почему вода не стоит на месте? | Спросить у мамы |
Артем – вода – это море | Почему вода в море соленая? | Посмотреть передачу про воду |
Рома – в воде живут рыбы | Почему звучит вода? | Посмотреть в интернете |
Второй этап:
Реализация проекта
Проект реализуется через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов
Исследовательская активность организуется за счет:
Последовательность работы педагога на данном этапе:
Третий этап:
Презентация проекта
В основу презентации важно заложить материальный продукт, имеющий ценность для детей.
В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
обобщение опыта работы).
Четвертый этап:
Рефлексия
Обсуждение проекта с детьми:
Что вас удивило?
Заключение
Применяя метод проектов в процессе реализации ОПДО, педагоги достигают целей развития, поставленных в Программе «ОткрытиЯ», которые предполагают развитие следующих детских компетенций: самостоятельность и инициативность; ответственность и самоконтроль; чувство уверенности в себе и позитивная самооценка; коммуникативные навыки; умение работать в команде; независимое и критическое мышление.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Рефлексия
Занятие семинара-практикума
Практическая часть:
1. Представление опыта работы (презентация педагогами) реализованных проектов:
Тема проекта: «Сказка зимнего двора»
Возрастная категория воспитанников: младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет
Цель проекта: расширение представлений дошкольников об окружающем мире, развитие познавательного интереса к природе, формирование чувства удивления и восхищения миром животных и растений.
Тема проекта: «Археологическая экспедиция».
Возрастная категория воспитанников: старший дошкольный возраст.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о древнем мире и о археологии.
Приложение 1. Критерии оценивания проекта.
2. Обучение технологии проектирования: моделирование и план реализации проекта (работа в группах).
Робота в группах:
1. Смоделировать и структурировать план реализации проекта.
Приложение 2. Паспорт проекта.
2. Взаимоанализ плана реализации проекта (по пунктам паспорта проекта).
Заключение
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении для его участников?
Для детей
Самые главные участники проектной деятельности в ДОУ – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут – покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.
Для родителей
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Рефлексия
Приложение 4. Инструментарий обратной связи
Используемые источники:
1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис- пресс, 2008. – 208 с.
2. Давыдов О., Кизил М. Семейные проекты/ О. Давыдова, М. Кизил //Обруч. 2004. № 2. – С. 25-28.
3. Данюкова А. Вы любите проекты? / А. Данюкова //Обруч. 2001. Л 4. . С. 16-17.
4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
6. Новиков А. М., Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию / Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3 – С. 14-19.
7. Новиков Д. А. Образовательный проект (методол. образоват. деят-ти). М.: Эгвес, 2004. – 120 с.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения 02.02.2016).
10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева. М.: Аркти, 2003. – 96 с.
11. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. Ярославль: Академия развития,2002. – 160 с.
12. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательсво «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.
13. Тимофеева Л., Бережнова О. Проектирование образовательной деятельности в детском саду. – М.: Цветной мир, 2013. – 144 с.
14. Флегонтова Н. П. «Метод проектов» в педагогике Джона Дьюи / Н. П. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 4. – С. 44-46.
15. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Приложение 1
Паспорт проекта
1. Тема проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Вид проекта: творческий или др.
5. Время реализации проекта (краткосрочный, средне-, долгосрочный).
6. Участники проекта (дети группы, родители, воспитатели и др.).
7. Предполагаемый результат (соответственно цели и задачам).
8. Содержание проекта.
9. Продукт проектной деятельности (материализованный).
10. Презентация проекта (форма представления результатов).
Приложение 3
Методические рекомендации к составлению плана проекта
(по Л. С. Киселевой)
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
4. Обсудить план с семьями;
5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми);
8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта;
9. Дать домашние задания родителям и детям;
10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);
11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.);
12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Приложение 4
«Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»
Инструментарий обратной связи
Уважаемые педагоги, просим Вас ответить на вопросы:
1. Почему технология проектирования стала актуальной в работе с дошкольниками?
2. В чем вы видите трудности для коллектива? Для детей? Для себя?
3. Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании? Нужно ли ее поощрять? Контролировать? В какой степени?
4. Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Каким формам отдаете предпочтение?
5. Использовали ли вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то какую? Каковы результаты?
6. Пожелания, рекомендации по организации обучения педагогов по применению метода проектов в процессе реализации ОПДО МБДОУ
План семинара-практикума
Занятие семинара-практикума
Введение
Теоретическая часть:
1. Педагогическая технология проектирования;
2. Особенности ведения проектной деятельности в МБДОУ на основе комплексно-тематического планирования.
Заключение
Рефлексия («сиквейн»)
День семинара-практикума
Практическая часть:
1. Представление опыта работы (презентация педагогами реализованных проектов).
2. Обучение технологии проектирования: моделирование и план реализации проекта (работа в творческих группах).
Заключение
Рефлексия (инструментарий обратной связи)
Ход семинара-практикума
Занятие семинара-практикума
Введение
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
1. обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Теоретическая часть:
1. Педагогическая технология проектирования.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К.Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.
Слово «проект» – лат., означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»(этимологический словарь.)
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Отличительные черты любой технологии,
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.