Глава 11. Биографический метод изучения Библии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Биографический метод изучения Библии в чем-то похож на тематический. Только в данном случае за основу исследования берется жизнь того или иного человека, описанного на страницах Библии.

Подробно изучив жизнь библейского героя, мы должны сделать вывод о том, какой пример (хороший или плохой) этот человек оставил нам. Мы отвечаем себе на вопрос: «В чем я должен подражать ему, а в чем нет?», «Чему Бог учит нас через эту историю?», «Как Бог открывал Себя в жизни этого человека?».

Занимаясь биографическим методом изучения Библии, мы не должны поддаться соблазну сконцентрировать все внимание на человеке, сделав его основой наших рассуждений. Наша цель – увидеть через жизнь человека то, как действует Бог, увидеть Его план спасения, а так же возможность быть используемым Богом.

Удивительно, насколько Бог может открыть нам Себя через жизнь других людей. Причем для нас это особенно интересно, так как мы сами люди и подобное может происходить или уже происходило с нами. Рассматривая описание жизни мужей и жен веры, мы можем многому научиться. Неспроста Бог повелел написать Библию так, чтобы в ней были отражены жизни реальных людей с их преимуществами и недостатками, с их взлетами и паденьями. Бог хотел показать, что Он не безучастен к нам. Он с нами и тогда, когда все хорошо, и тогда, когда приходит пора трудностей и испытаний, и Он с нами и тогда, когда мы согрешаем и падаем, так как Он любит нас и желает нашего спасения.

Занимаясь биографическим методом изучения Библии необходимо следовать следующим правилам:

1.Прежде всего, прочтите полностью всю историю человека. Соберите информацию о нем со всех книг Библии, где только о нем упоминается.

2.Обратите внимание на время, в которое жил человек. Просмотрите все, доступные для вас материалы, где говорится о культуре того народа, среди которого он жил и к которому он принадлежал. Если он имел отношения с другими народами, узнайте и о их жизни. Если вы сделаете это, вам гораздо проще будет понять поведение, поступки и мотивы тех или иных действий человека, жизнь которого вы изучаете.

3.Внимательно проанализируйте взаимоотношения этого человека с Богом. Посмотрите, что он говорил о Боге, что Бог говорил о нем. Обратите внимание на то, как данного человека характеризовали другие люди.

4.Составьте общую характеристику данного человека. Определите, к какой категории его можно отнести – праведников или нечестивых? Чем завершилась жизнь этого человека?

5.Начните рассматривать каждый эпизод его жизни. Обратите внимание на то, что предшествовало данному поступку или событию, какие мотивы двигали человеком при его действиях. Рассмотрите совершенное им с точки зрения учения Библии. Исследуйте результаты данного поступка, какой плод пожал человек, чем все завершилось и какое влияние на его дальнейшую жизнь это произвело.

6.Определите роль этого человека в жизни его народа, страны, а так же его место во всей истории Библии.

7.Рассмотрите, что Бог делал в жизни данного человека, что Он хотел показать и открыть ему. Какие повеления Бог ему давал, какое призвание и служение имел человек? Как Бог оценил его?

8.Имея всю вышеупомянутую информацию, теперь посмотрите на то, что Бог через жизнь этого человека хочет показать нам. Почему Он предусмотрел, чтобы эта история была на страницах Библии? Какой урок мы можем выучить из этой истории? Как мы можем применить это к себе?

 

Давайте на примере одного из известных пророков времен Ветхого Завета рассмотрим практическое применение биографического исследования Библии. 

Речь пойдет о пророке Елисее. Первое упоминание о нем мы находим в 3-й Цар. 19:19-21 «И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и ска­зал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и зако­лол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему».

Первым впечатлением будет то, что он был призван на служение пророком Ильей, но это не совсем так. Илья был лишь орудием в руках Бога. Проходя мимо Елисея, он бро­сил на него свой плащ. Могу предположить, что плащ (милоть) в данном случае был сим­волом присутствия Духа Божьего на Илье. Мы еще встретим этот плащ, играющий опре­деленную роль в призвании Елисея. Так вот, как только он коснулся Елисея, что-то про­изошло в нем. Илья ему не сказал ни слова, но тот тут же был готов идти. Илья даже гово­рил ему о том, что это выбор Елисея идти или нет, так как он ничего не сделал для него, из-за чего тот обязан был бы ему.

Я думаю, что в тот момент, когда плащ Ильи покрыл Елисея, Бог проговорил ему. Елисей пережил присутствие Божье, во время которого он почувствовал свою ответствен­ность за происходящее в стране, а так же ответственность пред Богом. Он понял, что он должен заботиться не только о себе, но так же и о других. Бог возложил на него определен­ное бремя за народ. И в то же самое время дал ему почувствовать призвание быть пророком. Подобное происходит и в нашей жизни. В определенный момент Бог приводит нас в такую ситуацию, когда мы оказываемся в особом общении с Ним. И тогда Бог открывает нам наше призвание. Бог может открывать его по-разному: через личное откровение, через призвание на труд со стороны пастора поместной церкви или вышестоящих руководителей Церкви Христовой, через пророчество и т.д. Но в любом случае должно быть внутреннее подтвер­ждение этого в нашем духе. Это наше решение – отозваться на этот призыв или нет.

Но заметьте, получив призвание, Елисей не стал тут же пророком. Та милоть, что коснулась его, была забрана опять Ильей. Еще не пришло время вхождение в призвание. Бог дает призвание, но Он желает нас подготовить к тому, что мы должны делать для Него, чтобы мы делали это правильно. Елисей уходит с Ильей, став слугой пророка, и почти 18 лет ходит с ним, не имея даже малейшего представления, будет он все-таки про­роком или нет. Можно привести примеры других людей: Моисей – 40 лет подготовки, ко­гда он пас овец своего тестя прежде, чем стать вождем Израильского народа; Давид – по­мазан на царство в 16 лет, а только в 30 стал царем над Иудой и Вениамином, и в 36 лет над всем Израилем; Павел – предположительно 3 года провел в пустыне в Аравии (Гал. 1:18), учась от Бога прежде, чем начал свое служение апостола.

Но если мы верны в период подготовки, то обязательно наступит время, когда мы войдем в это призвание. Возвращаемся к истории с Елисеем. Смотрим дальше. Бог открыл ему, что Илья будет восхищен на небо и наступает время, когда он должен будет занять его место. О том, что Илья будет восхищен, было известно и другим пророкам. И вот тут-то и наступил «выпускной экзамен» для Елисея. «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Ели­сею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не ос­тавлю тебя. И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Ели­сею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не ос­тавлю тебя. И пошли оба» (4-я Цар. 2:1-6).

Казалось бы, неужели Бог не мог сразу опреде­литься, где восхитить Илью? Неужели сразу нельзя было идти к Иордану, а не ходить из города в город? Бог проверял стремление Елисея войти в призвание и готовность подчи­няться Божьей воле в не зависимости от своих желаний. То человек, который только заин­тересован в духовной карьере и титулах, не будет преодолевать все эти трудности и от­ступит. Он не готов к полному послушанию, ведь у него есть собственное стремления для осуществления собственных планов. А Елисею еще, кроме того, что он ходил от одного места к другому, нужно было не обращать внимания на выпады со стороны других людей. Подумайте только – ими были «сыны пророков». Возможно, у нас возникнет вопрос: «Что такого плохого они говорили, что он приказывал им молчать?» Я думаю, что нужно про­сто обратить внимание на ситуацию и то, с какой интонацией это говорилось. Ни Елисей, ни сыны пророков еще не были сами пророками, но почувствуйте разницу в определении названия: слуга пророка и сын пророка. Что звучит лучше? Конечно, сын пророка! И вот такие «сыновья пророков» говорили Елисею: «Ну что ты бегаешь за Ильей? Неужели ты думаешь, что будешь пророком? Ты ведь только его слуга, а не ученик или сотрудник. И вообще, ты знаешь, что твой Господин будет вознесен сегодня?» Как знакомо, не правда ли? Были случаи, когда люди Вам говорили: «Тебе что, больше всех надо? Ты что, самый святой? Ты что, хочешь показать себя пред другими?» Если мы действительно имеем при­звание от Бога и стремимся к нему, то нас это не остановит. В таком случае хорошо отве­тить словами Елисея: «Я знаю, что я делаю, молчите!»

Последний экзамен пройден, и Елисей с Ильей оказались на другой стороне Иор­дана. Все эти «пророческие сыны» не пошли туда, но ждали по другую сторону реки. Если человек ищет служения только ради какого-то самоудовлетворения и самодовольства, он не сможет идти туда, куда идут те, у кого призвание от Бога. Они просто останавливаются на определенном этапе.

«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде, нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась ко­лесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4-я Цар. 2:9-11). Время подготовки не прошло даром, Елисей за 18 лет научился правильно расставлять приоритеты в своей жизни. Он знал, что самое важное – иметь Дух Божий, Его помазание. Без этого не будет ни благословения в служении, ни признания этого служения людьми, и в итоге радости от этого служения.

В чем значение Божьего помазания, почему так важно его иметь? Почему Елисей так стремился к этому?

Мы уже говорили, что биографию любого человека, упоминаемого на страницах библии нельзя рассматривать вне контекста всего Священного Писания. И так как здесь речь идет о желании Елисея иметь двойное помазание, давайте посмотрим, что Библия говорит об этом. Во времена Ветхого Завета символом того, что Дух Божий присутствует в человеке, который служит Ему, было помазание этого человека елеем. Бог Сам лично определил состав елея священного помазания. «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной поло­вину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Поскольку елей отражал, символизиро­вал собой присутствие Духа Божьего, то каждая из составных частей этого елея была от­ражением того, что дает человеку это помазание. Давайте рассмотрим каждую из них.

Смирна (мирра) - это ароматическая гумми-смола, вытекающая при надрезе коры ствола тропических деревьев или скорее кустарников рода коммифора, семейства бурзе­ровых (к этому семейству относится настоящий ладан). Мирра свободно вытекает из коры дерева и когда подсохнет, ее собирают. Она имеет вид отдельных кусков с орех ве­личиною или сплошных масс желто-розового цвета, излом с жирным блеском, неровный. При растирании с водой дает белую эмульсию. Запах сильный, вкус горький, долго не ис­чезающий, царапающий. Этот сорт мирры, произрастающий на Ближнем Востоке, назы­вают «мужской миррой». Издавна лучшим сортом мирры считалась «самоточная» та, что сама вытекала из растения естественным образом, а та, что собиралась из специальных надрезов, считалась худшей. Еще в Египте мирра была одним из основных средств для бальзамирования, но у евреев она уже употребляется для помазания. Но надо признать что мирра все же более лекарство, нежели благовоние, хотя ее воскуряли в особо торжествен­ных случаях. Мирру используют в гомеопатии. В медицине мирра используется при ката­рах верхних дыхательных путей. Окуриванием камедью миррового дерева уничтожали в доме моль. К свойством мирры можно отнести то, что она нагоняет сон. Очищает грудь и легкие, а также прочищает голос. Помогает при отравлении ядами. Рассасывает опухоли. Убивает плесень в воздухе, а также предохраняет от нее. Если смочить мирру в вине и смазать труп, то он не истлеет.

Когда мы говорим о деятельности Духа Святого, то можем сказать, что Он дает нам чувство комфорта и покоя. Он утешает нас в трудные минуты и дает нам духовное и фи­зическое исцеление. Пастору, как никому другому, необходимо иметь мир внутри, чтобы можно было поделиться им с другими. Если у пастора нет мира, то как он может дать его кому-то еще. Он сам будет нуждаться в душепопечительской беседе. Помазание Божье, которое пребывает на Его служителях дает мир и покой, ведь Дух святой является нашим утешителем.

       Корица - вечнозеленое дерево высотой 10-20 м. Кора ствола ржаво-коричневая. Растет в горных районах, размножается семенами. Заготавливают кору ствола и ветвей. Во всех частях растения содержится: от 1 до 4% эфирного масла, в котором преобладает коричный альдегид, танин, катехины, растительные полимеры. Корица обладает сладким и острым вкусом, а так же ароматическим запахом.

Тростник благовонный (аир) - одно из значений еврейского слова канэ – «стебель, камышовая трость». В Исх. 30:23; Песн. 4:14; Иез. 27:19 и Иер. 6:20 это слово обозначает разновидность тростника, который, очевидно, не произрастал в Палестине, но весьма ценился за свои ароматические свойства и поэтому завозился «из дальней страны» (Иер. 6:20). Благовонный тростник применяли при изготовлении священного елея для по­мазания. И здесь, вероятно, речь идет не об аире обыкновенном, а о раз­новидности тростника, распространенной во влажных болотистых местах на западном побережье Индии. Этот прибыльный товар финикийцы доставляли из Индии в Аравию и далее – в Тир (Иез. 27:19). Тростник благовонный и поныне использу­ется при изготовлении благовонных масел. Для этого собирают цветки тростника и давят их под прессом. Образовавшееся ароматическое масло используют так же и в парфюме­рии.

В Новом Завете мы читаем: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам тор­жествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2-е Кор. 2:14-15). Божье помазание дает нам возможность благоухать и в хорошие дни, что естественно (корица), и в плохие времена, когда обстоятельства сдавливают нас, как пресс (тростник благовонный).

Кассия (кыция)ее родина – Сомали и Аравия по берегам Красного моря, возде­лывают ее и в Южной Индии, особенно в округе Тирунел-вели. В СНГ культивируется с промышленной целью в Средней Азии и Казахстане. Цветет кассия поздно, с конца июля до осени. Плоды созревают в сентябре. Ее сложные листья имеют 5-8 листочков, а на конце – короткий шипик. Это полукустарник, достигающий 2 м высоты. Имеет стержневой, маловетвистый, глубоко уходящий в почву корень. Стебель прямостоячий, ветвистый, с очередными сложными парноперистыми ли­стьями с 4-8 парами узких, яйцевидно-ланцетных острых листочков. Цветки слегка непра­вильные, желтые, собраны в пазушные кистевидные соцветия. Плод – плоский многосе­мянный боб до 5,5 см длины, до 2,5 см ширины, темно-коричневого цвета. Семена вели­чиной 0,5-0,8 см, плоские. Листья кассии собирают вручную, при появлении желтоватого оттенка у нижних листьев растения. Через 20-25 дней проводят второй сбор. Бобы соби­рают созревшими, сушат немедленно на брезенте или в специальных сушилках на сетках до содержать влаги не более 12%. После заморозков лечебные свойства листьев значи­тельно теряются. Хранят на складах в тюках, в аптеках – в закрытых деревянных ящиках. Листья же кассии являются одним из международно признанных слабительных средств. Связано это со способностью их антрагликозидов повышать моторную функцию кишеч­ника, особенно толстого. Поэтому, кассию используют: при привычном запоре; перед оперативным вмешательством; при послеоперационной атонии кишечника.

       Кажется странным, что в елее священного помазания оказалось слабительное сред­ство. Ароматические вещества – понятно. Лечебные болеутоляющие – да! Но слабитель­ное? Когда мы приходим к Богу, да и когда несем служение, у каждого из нас есть свои недостатки, которые мешают нашему служению. Это могут быть и черты нашего харак­тера, и привычки и прочее. Дух Святой совершает над нами непрерывный процесс освя­щения, удаляя все, что мешает нашему служению.

Оливковое масло – археологи утверждают, что культивировать оливковые деревья начали в Средиземноморье ни много ни мало - шесть тысяч лет назад. А незадолго до на­чала нашей эры, две с половиной тысячи лет назад, жители Средиземноморья научились добывать из плодов оливы божественный нектар - оливковое масло. Сначала оливки вы­ращивали только на Востоке: в Малой Азии и Египте, но постепенно они распространи­лись и на Запад. Финикийские купцы привезли оливы в Испанию и Грецию, а греки затем - в Италию. В те далекие времена оливковое масло называли «жидким золотом», и оно было предметом первой необходимости и одним из самых ценных товаров. За свою дол­гую историю оливковое масло выступало в разных качествах, от денег до лекарства, и не­отделимо от культуры Средиземноморья. Оливковое масло использовали и в качестве пищи, и как горючее вещество заливали в лампады.

Говоря о Духе Святом, мы можем сказать, что Он зажигает наши сердца. Если мы исполнены Духом Святым, то мы не будем холодными или теплыми, но мы будем гореть для Бога, и других зажигать.

Вот почему для Елисея было так важно получить тот дух, который был в Илье. Он понимал важность Божьего помазания и хотел его двойную порцию. Далее мы видим, что когда Илья возносился, с него упала милоть и Елисей взял ее. Мы уже говорили, что этот плащ (милоть) – символ Божьего помазания, которое только коснулось в начале призвания Елисея, а теперь почило на нем. Он подошел к воде, ударил этим плащом и вода рассту­пилась. Сыновья пророков, которые ожидали того, как он будет переплывать Иордан об­ратно без Ильи, борясь с течением, были удивлены. Такого они не ожидали. Слуга и уже пророк? А как же мы – мы ведь сыновья пророков? Помазание не передается по наслед­ству, оно дается Богом тем, кто его жаждет и готов подчинить себя Божьей воле. Им при­шлось признать Елисея, как пророка. Если мы осуществляем Божье призвание, или еще только на пути к нему, мы не должны отчаиваться и пытаться что-то доказать тем, кото­рые судят о нас по своим мотивам. Бог покажет это им.

Говоря о елее помазания, следует отметить еще одну немаловажную деталь, качественное проявление которой было в жизни Елисея. Бог сказал: «Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас» (Исх. 30:30-32). Заметьте, что помазывали только тех, кто служил Богу. Если мы хотим иметь помазание – мы должны служить Богу. Мы не получим помазания и силы Духа Святого, даже и если будем просить об этом, но сидя дома на диване. Зачем оно нам? Лежать на диване можно и без помазания. Давайте будем честными – насколько мы ревностно молимся о помазании, «лежа на диване»? Приведу простой пример. Мы все молимся о миссионерах, которые трудятся в различных странах, иногда с риском для жизни. Мы вспоминаем о них в молитвах в церкви. Но как часто и искренне, с ревностью, мы молимся о них, находясь дома? А теперь представьте, что вас десантировали проповедовать каннибалам на каком-нибудь острове в Тихом океане. Заметьте, с какой ревностью вы будите молится о помазании в миссионерском труде, будучи окруженными островитянами и зная, что возможно вы окажитесь их обедом. Почувствовали разницу в молитве?

Когда мы трудимся для Бога, мы видим, что наш успех зависит только от Него. И желая быть эффективными в служении, мы усиленно молимся о Божьей силе и помазании. Когда мы ничего не делаем, то мы и не ощущаем этой нужды в помазании. Отсутствует мотив, который будет побуждать нас ревновать об этом. Как следствие – автоматическая просьба: «Господи! Дай мне помазание и силу Духа Святого».

Елисей ходил с пророком Ильей и видел, насколько служение зависит от силы Божьей, вот почему он стремился к этому и ревновал об этом больше всего.

Но история Елисея на этом не заканчивается. Читая Четвертую Книгу Царств дальше, мы видим те чудеса, которые творил Елисей силой Божьей. Но особо можно выделить один эпизод его жизни, даже более правильно будет сказать, что это эпизод после его смерти. «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4-я Цар. 13:20-21). Не правда ли, событие необычное? Но что Бог хотел показать нам этим?

Прежде всего следует отметить, что Бог не подводит нас к поклонению умершим святым и почитанию их мощей. Такой вывод будет противоречить духу всего Писания. Тогда что же? Давайте посмотрим на Новый Завет: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Вот что хотел сказать нам этим Бог. Мы являемся наставниками для следующего поколения, хотим мы этого или нет. Они следуют нашему примеру, им мы передаем эстафету служения. И если мы действительно достойны подражания, то даже после смерти свидетельство о нашей жизни и служении сможет духовно оживлять людей на служение Богу. Прикоснувшись к нашей вере, нашему служению, к тому наследию, которое мы оставили после себя, мертвые духовно или умерщвленные врагом во время духовного сражения христиане оживут и поднявшись, будут служить Богу. Самое время задать себе вопросы: «Какой пример оставляю я? Вдохновит ли моя жизнь других на служение? Будут ли подражать моей вере?»

Таким образом из жизни Елисея мы можем вынести добрый пример: подражать в стремлении получить помазание Духа Святого, не отчаиваться и иметь терпение, быть упорным в достижении призвания. 

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.