Спасение, данное Иисусом Христом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Центральным столпом Библии является спасающая работа Христа. Мы также видим, что она является тем центром, вокруг которого сосредоточено действие Бога и Его откровения. Она является головой всего тела и придает всему строению форму. Все эти утверждения ни в коей мере не пытаются уменьшить важность того, что Бог творил в Ветхом Завете для Своего народа и тех людей, которые окружали их. Для каждого, кто изучает Писания, все это проникнуто огромной важностью и значимостью. Правильнее будет сказать, что эти утверждения выражают то, что записано в Послании к Евреям (1:1–2): «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил». В прошлом Бог много говорил к людям, но это было не все, что Он хотел сказать. Все это должно было ждать до прихода Его Сына, пришествие и значение которого безошибочно и окончательно изложено в двадцати семи книгах Нового Завета.

       Давайте рассмотрим все аспекты спасения, данного нам Иисусом Христом.

 

Значение спасения

 

Изучение спасающей работы Христа следует начинать с Ветхого Завета. В нем мы открываем для себя через божественные деяния и слова спасающую природу Бога. Мы открываем для себя предсказания о Том, Кто грядет, и что Он должен совершить. В терминологии Ветхого Завета мы находим описание как естественного, так и духовного спасения.

Авторы Ветхого Завета используют несколько слов, с помощью которых они выражают общую идею об освобождении, или спасении, как естественного, так и духовного плана. Глаголы «спасение» и «избавление» (в еврейском языке это одно и то же слово) встречаются в Ветхом Завете 212 раз[5]. Бог сказал Моисею, что хочет «избавить» Израиль от руки египтян (Исх. 3:8). Сеннахирим писал царю: «Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей» (2-я Пар. 32:17). Очень часто псалмопевец умоляет о божественном избавлении (Пс. 21:21; 34:17; 68:14; 70:2; 139:1). В этих местах говорится о физическом, личном или национальном «спасении».

Но это слово также имеет и дополнительное значение — духовное спасение через прощение грехов. Давид обращался к Богу и просил спасти его ото всех своих грехов (Пс. 38:8). В псалме 50:16 мы видим, что Давид думал о личном духовном восстановлении и спасении: «Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою».

Также в 78-ом псалме мы читаем о плаче из-за набега, который постиг израильтян и в результате которого был осквернен храм. Мы видим, что псалмопевец понимает, что освобождение может прийти только через прощение их грехов (ст. 9).

Слова «освободить», «помочь», «дать победу» (что так же одно и то же слово в еврейском языке) встречаются в Ветхом Завете 354 раза[6]. Иногда это слово не имеет под собою никакого богословского подтекста (например, когда Моисей защитил дочерей Рагуила и спас их от нападок со стороны пастухов; Исх. 2:17). Однако в большинстве случаев это слово употребляется там, где идет описание того, что Бог избавил израильский народ от разного рода несчастий, например, освободил от врагов (Исх. 14:30; Втор. 20:4; Суд. 3:9; Иер. 17:14–18) и бедствий (например, от чумы и голода; 2-я Пар. 20:9). Поэтому Бога называют «Спаситель» (Ис. 43:11–12), «Избавитель мой» (Пс. 17:15) и «спасение мое» (2-я Цар. 22:3; Пс. 26:1).

Очень часто Бог избирал Своих представителей, чтобы принести через них спасение, но преодоленные обстоятельства были настолько необычными, что не возникало никаких сомнений, что помощь исходила от Самого Бога. В Книге Пророка Иезекииля говорится о нравственных качествах. Бог дает обетование: «И освобожу вас от всех нечистот» (36:29); «И освобожу их от всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их» (37:23).

Если читать Ветхий Завет, то можно без особых затруднений сделать вывод о том, что в нем преобладает тема спасения и Бог является главным действующим лицом. Тема спасения начинается уже с книги Бытия (3:15), когда Бог дает обетование о том, что потомок, или «семя», жены поразит голову змеи. Это первый проблеск грядущего спасения, которое Бог принесет людям. Свой народ Бог спас с помощью судей (Суд. 2:16, 18) и других лидеров, например, Самуила (1-я Цар. 7:8) и Давида (1-я Цар. 19:5). С помощью Неемана Он спас даже Арама Сирийского, врага Израиля (4-я Цар. 5:1). Кроме Господа не может быть другого спасителя (Ис. 43:11; 45:21; Ос. 13:4).

С точки зрения богословского применения слова «избавление» 14–ая глава книги Исход, в которой Бог «избавил Израильтян от рук Египтян» (ст. 30), является прообразом того, что собирался сделать Господь по спасению Своего народа в будущем. Все указывает на то время, когда Бог принесет в мир спасение всем народам через страдания Слуги, а не только народу Израиля. В Книге Пророка Исаии (49:6) Он говорит Слуге: «Но Я сделаю Тебя светом народов (язычников), чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». Акт спасения в Ветхом Завете подготавливает почву для спасения всех народов.

Новый Завет еще больше говорит нам о спасении. В четырех евангелиях мы видим действия Иисуса Христа по избавлению людей от болезней и одержимости, освобождению от грехов. Более того, говорится о духовном спасении. 

Таким образом, в Библии нам открывается Бог спасающий и освобождающий. По этому поводу можно задать два вопроса: почему необходимо духовное спасение? Как оно осуществляется? Ответы, которые мы даем на эти вопросы, освещают природу как Бога, так и человечества. А что если Бог на самом деле не такой, каким Он открывается нам в Библии? И откуда мы знаем, что мы были созданы по образу Божьему и впоследствии согрешили и отвернулись от Него? В таком случае то спасение, о котором говорит Библия, не только невозможно, но и лишено необходимости. Следовательно, рассматривая историю искупления, необходимо четко понимать характер Бога и природу сотворения Им человечества.

 

Природа Бога и человека

 

В Библии четко сказано, что всякому человеку необходим Спаситель и сами по себе люди не могут спастись. Начиная с первой попытки первых людей сделать себе одежды и спрятаться от Бога из–за страха (Быт. 3), с первого бунта и убийства (Быт. 4) и заканчивая очередной своевольной попыткой нарушить Божьи планы (Откр. 20), Библия представляет собой описание разлагающегося отношения и сознательного греха людей. В результате современного мышления просвещения, в мир пришло учение о том, что человечество по своей сути является добрым и хорошим. Большинство людей сегодня склоняются к мысли о том, что нам нужно хорошее образование, а не спасение, университетские городки, а не крест, социальное планирование, а не примиряющий Спаситель. Все эти оптимистические позиции коренным образом противоречат учению Писания.

С помощью огненного облака и столпа, грома и тьмы горы Синай, установления системы жертвоприношений вместе со всевозможными предписаниями и наказаниями Бог пытался сделать так, чтобы люди осознали, что между ними и Богом лежит огромная пропасть, и только Он может проложить через нее мост. Иногда мы устаем, когда читаем обо всех подробностях того, кого, когда и по какой причине Бог принимал и что он требовал от людей. Что это все значит для нас, людей, живущих во время Нового Завета? Может быть всем нам Бог говорит: «Я хочу, чтобы вы пришли ко мне, но вы должны следовать моим условиям. У вас нет права идти по своему пути». Надав и Авиуд поняли это внезапно (Лев. 10:1–2; Чис. 3:4), а вместе с ними и весь Израиль осознал это. Бог не позволит нам играть с тем, что требует Его святости.

 

Любовь и святость Бога

 

Поскольку мы нечисты, а Бог — чистая святость, как можем мы даже думать о приближении к Нему? Можем, потому что Он и выбрал, и проложил путь — крест Христа. В многочисленных местах Нового Завета встречаются упоминания о «грехе» или «грешниках», связанные с Его смертью. Обратите внимание на некоторые из них: «Который предан за грехи наши» (Рим. 4:25). «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). «Христос умер за наши грехи, по Писанию» (1-е Кор. 15:3), «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» (1-е Пет. 3:18). Итак, утверждения Нового Завета учат о том, что Иисус Христос умер, чтобы соединить пропасть между святым Богом и греховной расой, которая не в состоянии спасти себя.

Когда мы рассматриваем Божьи качества, важно избежать любой тенденции рассматривать Его свойства таким образом, чтобы по существу уничтожить единство Его природы. Когда Библия говорит, что «Бог есть любовь» для того, чтобы описать Его, используется существительное, а не прилагательное «любящий», которое является более слабым выражением этого качества. Хотя в Библии говорится о справедливости, святости, правосудии или благости Бога, в ней не говорится, что Бог — справедливость, или Бог — благость. Такая позиция привела к тому, чтобы подтвердить: «В действительности любовь Бога более основательна и предшествует правосудию или власти». Но, обсуждая природу Бога, мы не должны подразумевать под этим, что один признак заменяет другой, проверяет или уравновешивает качества. Все термины, которые приводятся в Библии в описании Божьего характера, являются одинаково существенными качествами Его природы. Таким образом, в Нем святость, любовь, справедливость и благость не противопоставляются друг другу.

В Библии, как в Старом, так и в Новом Завете, Бог открывается как Бог полной святости (Лев. 11:45; 19:2; Иис. Нав. 24:19; Ис. 6:3; Лук. 1:49), так и справедливого правосудия (Пс. 118:142; Ос. 2:19; Иоан. 17:25; Откр. 16:5). Он не может и не будет терпеть или прощать нечестивость или неправедность (Аввак. 1:13). Мы можем проследить это, когда Он осудил Адама и Еву, уничтожил человечество во время потопа, правил Израилем, чтобы истребить Ханаан, чье беззаконие «наполнило меру» (Быт. 15:16), осудил Свой собственный избранный народ, во время последнего суда над всеми, кто отверг Его Сына, и, что самое важное, мы видим Его святость в кресте.

Апостол Павел говорит, что через крест Бог стремился явить Свое правосудие «для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:25). На протяжении четырех сотен лет Он терпел явное беззаконие амореев (Быт. 15:13), хотя в конечном итоге Его осуждение пришло с сокрушительной силой. Господь не будет «оправдывать беззаконников» (Исх. 23:7) и «не берет даров» (Втор. 10:17). «Он ступает на землю, чтобы судить справедливо во всей Своей доброте» (Пс. 97:9, совр. пер.). В Притчах говорится: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Пр. 17:15). Те, кто испытывают терпение Бога, «себе собирают гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим. 2:5).

Попытки ослабить значение этих слов, которые описывают Бога и Его действия, ведут к бессмыслице. Так что, если мы отказываемся понимать их в полной мере, то что можно сказать о тех терминах, которые описывают Его любовь и милость? Ослабить одно – значит ослабить другое. Крест и все, что под ним подразумевается, можно осознанно понять только с позиции справедливого и святого Бога, требующего справедливости. В противном случае агония Христа в Гефсеманском саду и Его мучительная смерть станут просто сценами в игре страстей. Если Он на самом деле не так сердит на грех, что требует правосудия, тогда крест становится действием без любви.

Милость и благодать Бога

 

В Библии говорится, что, обсуждая весть спасения, мы должны принять божественную природу святой и справедливой. Однако это в равной степени открывает благую по своей сути природу Бога. В Ветхом Завете непрерывно говорится о том, что Господь благ и что Он творит только благие вещи. Псалмопевец призывает нас «вкусить и увидеть, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Он поет: «Благ Господь» (Пс. 99:5), и он говорит Господу: «Благ и благодетелен Ты!» (Пс. 118:68). Слово «благой» - наиболее всесторонний термин, используемый во время хвалы и провозглашения превосходства кого-нибудь. Когда он применяется по отношению к Богу, под этим подразумевается полное совершенство этого качества в Нем. В Нем нет ничего, что могло бы сделать Его «неблагим». Поэтому искупительная работа выражает Его благость, как, очевидно, и то, что в Библии говорится о том, что Он не хочет, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2-е Пет. 3:9).

Благость Бога, которая удержала Его от справедливого суда и побудила спасать потерянное человечество, выражается в нескольких ключевых идеях (несмотря на то, что они чаще всего не проявляются в отношении эмоциональных качеств Бога). В Библии ясно говорится о Его терпении, долготерпении, снисходительности, и авторы Ветхого Завета наиболее часто выражают эту идею с помощью слова «многомилостивый». Основное слово в Новом Завете созвучно этому слову Ветхого Завета. Во Втором Послании Петра мы читаем о том, что Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб» (3:9). Петр говорит: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2-е Пет. 3:15). В Послании к Римлянам (2:4) Павел так же использует это слово, когда предупреждает тех, кто судит других, в то время как сами они поступают так же и пренебрегают «богатством благодати, кротости и долготерпения Божья».

Описывая Его милость, Библия открывает спасающую природу Бога. Милосердие – это не столько качество, сколько действие. Основная идея милости требует постановки условия, по которому получатель милости не требует никой заслуги со стороны источника милосердия. Если есть заслуга, то милосердие завершается. Главенствующее положение источника милости, однако, не ведет к покровительству. Бог сам смирил себя и стал одним из нас, это и стало окончательным выражением Его милости.

В Ветхом Завете есть следующее описание милосердия Бога, Его сострадания и доброты. Упоминая о том, что Бог сделал для Своего народа, Исайя говорит: «По любви Своей и благосердию Он искупил их» (Ис. 63:9). Давид сравнивает сострадание Господа с состраданием отца (Пс. 102:13). В Псалме 114:5 говорится: «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш».

В Новом Завете так же используется слово милость по отношению к действиям Бога. Но есть четыре места, которые мы можем рассмотреть особо, так как там говорится как о милости, так и спасении. Во-первых, в Евангелии от Луки в главе 1, где говорится об окончательном Божьем освобождении, слово «милость» встречается пять раз (ст. 50, 54, 58, 72, 78). В своей молитве, восхваляющей Бога, Мария несколько раз упоминает о милости Бога. В своем вдохновенном пророчестве Захария особо показывает связь между милостью и спасением. В первой строфе он говорит о грядущем спасении, которое будет похоже на исход евреев из Египта, и Он «сотворит милость с отцами нашими» (ст. 72). И тут же он говорит о «спасении в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего» (ст. 77–78).

Во-вторых, в Послании к Римлянам (11:28–32), по мере того как Павел делает заключение о месте Израиля в Божьем плане, он говорит о распространении Божьей милости на когда-то непослушных язычников, чтобы непокорные израильтяне получили милость. Павел говорит, что Бог лишил свободы все человечество за непослушание, чтобы они смогли понять, что спасение приходит по милости и не зависит от национальной принадлежности.

В-третьих, в Послании к Ефесянам Павел показывает нам спасающую Божью любовь, милость и благодать: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены» (Ефес. 2:4-5).

В-четвертых, в Послании к Титу (3:4–5) Павел говорит о милости Бога и спасении. Бог проявляет Свою доброту и любовь, когда спасает нас «не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости».

В притче о жестоком слуге в Евангелии от Матфея (18:23–34) мы встречаемся с новозаветным учением, в котором говорится о Божьей милости. Даже несмотря на то, что первый слуга был должен и мог уплатить свой долг, хозяин не пытался нещадно выбить из него эти деньги. Напротив, он благосклонно простил его. Бог поступил с нами таким же образом во Христе.

Другим путем, которым Бог являет нам Свою благость, является спасающая благодать. Для выражения этой мысли в Ветхом Завете наиболее часто употребляются выражения, типа «яви милость» или «будь милостив». Эти слова указывают на Божье покровительство, когда речь идет об освобождении от врагов (4-я Цар. 13:23; Пс. 6:3,8) или в отношении прощения грехов (Пс. 40:5; 50:3). Исаия говорит, что Господь жаждет проявить Свою милость к Своему народу (Ис. 30:18), но под этим не подразумевается личное спасение.

В Новом Завете слово «благодать», будучи незаслуженным даром, через который люди принимают спасение, прежде всего встречается в посланиях Павла. В Послании к Ефесянам (1:7) Павел пишет: «В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его», потому что «благодатью вы спасены» (Ефес. 2:5,8).

 

Божья любовь

 

Без преуменьшения значения Его терпения, милости и благодати в Библии Его желание спасти нас наиболее часто связывается с Его любовью. Например в Ветхом Завете, в 7–ой главе Второзакония, наше внимание обращается на любовь завета: «Не потому что вы были многочисленнее всех народов, принял вас и избрал вас... Но потому что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас... из дома рабства... И если вы будете слушать законы сии, и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя» (ст. 7–8, 12–13).

В главе искупления завета Господь говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя, и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). Несмотря на то, что народ Израиля отворачивался от Него и обращался к идолопоклонству, Бог возлюбил их вечною любовью.

Для того, чтобы выразить мысль о спасающей любви Бога, в Новом Завете используется греческое слово агапе, означающее жертвенную любовь, любовь, проявляемую не как проявление чувств, а как волевое решение. В Новом Завете очевидна сила и сердечность этого термина. «Бог есть любовь (агапе)» (1-е Иоан. 4:16), поэтому «Он послал Сына Своего единородного» (Иоан. 3:16), чтобы спасти человечество. Бог проявил Свою, незаслуженную людьми, любовь в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). В Новом Завете приводится вполне достаточно доказательств тому, что любовь Бога побудила Его спасти погибающее человечество. Поэтому все эти четыре качества Бога – терпение, милость, благодать и любовь – показывают Его благость в том, что он освободил нас.

Если Библия учит о том, что благость Бога побудила Его спасти потерянное человечество, то она также учит тому, что ничто извне не могло заставить Его поступить подобным образом. Источник искупления находится в Его свободной волеизъявляемой любви. На это указывает Моисей во Второзаконии (7:7–8), когда говорит, что Господь не выбирал Израиль из-за того, кем они были, а выбрал потому, что Он любил их и был верен Своему обещанию. Собственно характер Бога (то есть Его любовь и верность) выразился в том, что Он избрал и искупил этот народ, несмотря на их упорство (Втор. 9:6; 10:16).

В Послании к Галатам Павел говорит, что Христос «отдал Себя самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». В день Пятидесятницы Петр проповедовал, что Иисус был предан смерти «по определенному совету и предведению Божью» (Деян. 2:23).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.