Процесс выявления взаимосвязей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В результате выявления взаимосвязей мы хотим удостовериться в том, что наша трактовка основной темы отрывка увязана со всем текстом Библии. Этот процесс включает в себя определение вклада главной темы изучаемого отрывка в остальной текст Писания. Он также включает в себя разрешение противоречий, реальных или только кажущихся, которые могут возникнуть между нашим толкованием главной темы абзаца и другими частями Писания.

Для выявления взаимосвязей можно использовать несколько разных подходов. Один из подходов заключается в том, чтобы идентифицировать специфический термин или тему, имеющую важное смысловое значение для всего абзаца. Употребление этого термина или обсуждение этой же темы выявляется в других текстах Писания (такой подход представлен в систематическом богословии). Вы можете заметить, что в случае выявления взаимосвязей для важных терминов, отдельные результаты будут основаны на работе, проделанной на этапе толкования, если смысловое значение ключевого термина было исследовано для определения основной темы абзаца. Примерами таких терминов в отрывке из Послания к Титу 1: 5-9 могут быть слова «пресвитер», «безупречный» и «наставление».

Однако есть темы, которые раскрываются в разных эпизодах с помощью различных терминов. Это потребует более широкого поиска, чем простое выявление употребления конкретного термина. Для выявления взаимосвязей с термином «пресвитер» можно посмотреть, где еще обсуждается тема лидерства в местных церквях, найти упоминание о других должностях и связь между ними. Для термина «наставление» можно исследовать другие формы общения, целью которого является воздействие на поведение других верующих.

Другой подход к выявлению взаимосвязей начинается с определения более неформальных связей между темами отрывка. В этом подходе упор сделан на завершенность главной темы отрывка, тогда как прямые связи с другими отрывками менее очевидны. Однако преимущество этого подхода заключается в том, что он демонстрирует вклад данного отрывка в единую идею, на которой строится все учение Писания. В нашем примере с Посланием к Титу прослеживается тема, которую можно сформулировать так: «Роль и функция церковного лидера в руководстве и защите интересов поместной церкви». Для выявления взаимосвязей можно посмотреть, как описана роль основоположников церкви, например Павла и Тита, или назначение постоянного руководства церкви. Возможно, что взаимосвязь может быть найдена в пятой главе Деяний, где Петр, будучи духовным лидером, сыграл определенную роль в жизни Иерусалимской церкви.

Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки. Вместо того, чтобы ограничиваться выявлением употребления специфических терминов или тем, что может привести к чрезмерному дроблению главной темы Писания, в менее формальном подходе различные стороны учения как бы сливаются воедино, чтобы показать их взаимосвязь в целом. Конечно, потенциальным недостатком этого метода является то, что он может раскрывать связи там, где их на самом деле нет. Формальный тематический подход помогает обеспечить чистоту поиска взаимосвязей и (постепенно) подводит к всестороннему пониманию данного термина или темы. Однако этот метод часто критикуют за искусственное разделение и выделение идей в разных эпизодах.

Ключевыми инструментами в тематическом подходе является исчерпывающий указатель употребления слов. Указатель поможет найти все употребления данного термина со своим контекстом. Можно рассмотреть какие греческие или еврейские слова употребляются и как они точно переводятся на наш язык, а также проследить, как значение слова меняется в зависимости от контекста, а так же синонимы слов, что может быть полезным для тематического поиска с целью выявления взаимосвязей.

Неформальный метод выявления взаимосвязей главной темы эпизода сложнее. С одной стороны, он требует весьма четкого представления об основной теме отрывка. Чем туманнее наше представление, тем более эмпирическим должен быть поиск взаимосвязей. В связи с неформальным методом встает вопрос о том, какой подтекст может быть у нашего толкования главной темы отрывка. По-видимому, в отрывке из Послания к Титу 1:5-9 таким подтекстом может быть строгое осуждение греха духовными лидерами. Отсюда можно выстроить связь с указаниями Павла коринфянам в 1-ом Послании. Это продемонстрировано так же Петром в Деяниях в 5 главе. С другой стороны, Петр занимал особое положение в церкви, и он сам придавал большое значение заботе духовных лидеров (пастырей) о своей пастве (например в 1-е Петр. 5 глава). Другими словами, мое умозаключение – это лишь умозаключение, а не прямое учение, и другие могут прийти к каким-то своим заключениям.

Здесь полезную роль могут сыграть комментарии к Библии. Хороший комментатор объясняет смысл абзацев, показывает, как данный абзац связан с другим учениями Писания и, где необходимо, демонстрирует, что его комментарий скорее всего дает более точные выводы по сравнению с другими по определенному вопросу. Авторы комментариев – тоже люди, поэтому нашей задачей является оценка их объяснения, в сравнении с проделанной нами работой. Иногда нам приходится корректно не соглашаться с ними, но, надеюсь, не раньше, чем мы будем иметь более полное представление о затронутых в абзаце вопросах.

Итак, процесс выявления взаимосвязей включает в себя несколько этапов, каждый из которых может быть расширен или ограничен в зависимости от того, каким временем вы располагаете:

I. Сформулируйте первоначальный вариант основной темы абзаца на основе вашего толкования

       II. Выделите специфические термины или темы в этом абзаце

A. Воспользуйтесь симфонией, чтобы выявить употребление ключевых терминов; используйте также тезаурус для исследования родственных слов.

Б. Определите конкретные темы абзаца. Пользуясь энциклопедией Библии, найдите эпизоды, имеющие отношение к той же теме.

III. Продумайте неформальные связи с основной темой абзаца

А. Поищите подтверждение вашего толкования абзаца в других текстах Писания.

Б. Подумайте, в каких отрывках подтекст данного абзаца, может быть выражен напрямую. Помните о том, что толкование эпизода может быть проиллюстрировано в другом месте Писания в виде жизненного примера.

В. Обратитесь к комментариям в поисках других связей с данным эпизодом и его возможного толкования.

IV. Проверьте разными способами вашу формулировку основной темы, чтобы как можно лучше согласовать ее с родственными текстами Писания.

 

Этап выявления взаимосвязей – это своего рода самоконтроль качества работы, проделанной на этапе толкования, а участие в этом процессе других верующих обеспечивает дополнительную проверку. Мнение других людей сглаживает нашу предвзятость и предпочтения. То же самое мы должны сделать для наших братьев и сестер. Выявление взаимосвязей дает нам уверенность в том, что наше толкование согласуется с более широким смыслом Божественного откровения и помогает нам лучше понять изучаемый отрывок в свете всего библейского учения. Аналогично тому, как цель книги помогает понять содержание отрывка из нее, нам нужно все Писание, чтобы правильно понять главную тему отдельного абзаца.

Давайте рассмотрим процесс выявления взаимосвязей опять на примере отрывка из Послания к Титу 1:5-9: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».

Предположим, что на этапе толкования мы сформулировали главную тему этого отрывка следующим образом: Церкви нужны лидеры, верные Слову Господню и в жизни и в учении, чтобы наставлять верующих на путь истинный и исправлять ложные представления об Учении Господнем.

Мы проверяем эту формулировку в свете основной мысли абзаца, которую мы определили на этапе наблюдения: Задача Тита заключалась в назначении священников с сильным характером и верой, так как церкви на Крите нуждались в здравом наставлении и обличении противников.

Видно, что эти две формулировки хорошо согласуются. Теперь посмотрим, как эта тема согласуется с содержанием соседних абзацев. Конечно, было бы лучше, если бы мы вначале проделали с ними работу по толкованию. Однако можно многое извлечь и из беглого их прочтения.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.