Глава 13. Краткий анализ принципов толкования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Чтобы правильно толковать библейские тексты, нужно не просто знать несколько общих правил и принципов, которые применимы ко всем словам Библии, но нужно изучать также и особые правила, которые применимы к каждому литературному жанру. И способ, которым Бог доносит до нас Свое Слово, будет часто изменятся из одного жанра в другой. Например, нам нужно знать, как псалом, форма, часто обращенная к Богу, функционирует как Слово Божье к нам, и чем псалмы отличаются от свода законов (например закон, данный через Моисея), которые часто были обращены к людям в не существующих более культурных ситуациях. Как такие законы обращаются к нам, и чем они отличаются от моральных законов, которые всегда и во всех ситуациях действенны? Вот с такими задачами сталкивается человек, изучающий Библию.

       Перед толкователем стоит две задачи.

       Первая задача толкования называется экзегеза. Экзегеза – это тщательное, систематическое изучение Писания для обнаружения первоначального предполагаемого значения. Это попытка услышать Слово, как его должны были услышать первые получатели информации, выяснить каково было изначальное значение слов в Библии. Это задача, часто требующая помощи эксперта, образование которого помогло ему хорошо знать язык и обстоятельства тех текстов в их оригинальном виде. Но не нужно быть экспертом, чтобы хорошо выполнять экзегезу.

       Вообще-то, каждый из нас – экзегет (толкователь). Единственный настоящий вопрос, будете ли вы хорошим. Например, сколько раз вы слышали или говорили «Иисус имел в виду, что ...» или «В те годы они обычно ...»? Это выражения толкователя. Чаще всего они используются, чтобы объяснить разницу между теми, к кому это слово было в первую очередь адресовано, и нами. Почему мы, например, не строим парапеты вокруг своих домов, как этого требовал закон, данный Моисею? Почему рукопожатие часто заменяет «священный поцелуй»? Даже, если такие мысли и не сформулированы, все они всегда возникают при здравом подходе.

       Хотя все занимаются экзегезой время от времени, и хотя такая экзегеза часто выполнена хорошо, ею обычно занимаются только когда существует явная проблема между библейскими текстами и современной культурой. Тогда как ее действительно нужно применить в таких текстах, мы настаиваем на том, что это первый шаг в прочтении каждого текста. Сначала это будет нелегко, но умение думать экзегетически принесет богатые плоды в понимании и сделает даже чтение, не говоря уже об изучении Библии, гораздо более восхитительным занятием. Но запомните хорошенько: Умение думать экзегетически – не единственная задача, это лишь первая задача.

       Настоящей проблемой с экзегезой является то, что каждый часто привносит свои собственные, совершенно чуждые идеи в данный текст и таким образом делает Слово Божье не тем, что на самом деле сказал Бог.

       Как мы вскоре заметим, при толковании нам придется обращаться к эксперту. Это может быть либо человек, либо библейские словари и справочники, а так же другая литература. Но нужно быть внимательным в выборе источника. Есть так называемые эксперты, которые сами толком не знают предмет обсуждения, но высказывают с убедительностью свое мнение, считая его абсолютной истиной. Поэтому посоветую вам обращаться к нескольким источника. Лучше, когда они будут рекомендованы вам зрелым служителем, который сам изучал их и может дать правильный совет.

Приведу такой пример неправильного толкования, данного «экспертом», который нам «вовсе не эксперт». В Евангелии от Марка 10:23 в заключение рассказа о молодом богаче Иисус говорит: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!», и за тем добавляет: «Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божье». Часто упоминают о том, что в Иерусалиме были ворота, известные как «Игольное ушко», через которые верблюд мог пройти только опустившись на колени, да и то с трудом. Суть такого «толкования» в том, что верблюд вообще-то проходил сквозь «Игольное ушко». Беда с такой «экзегезой» в том, что все это – просто неправда. В Иерусалиме никогда не было таких ворот за всю его историю. Самое ранее известное свидетельство этой мысли относится к ХI веку, в комментарии, сделанном греческим священником по имени Теофилакт, у которого были с текстом те же трудности, что и у нас. В конце концов, невозможно верблюду пройти сквозь игольное ушко, и именно это Иисус имел в виду. Невозможно тому, кто верит в богатство, войти в Царствие. 

       Как же нам научиться хорошо заниматься экзегезой, и в то же время избежать ошибок на своем пути?

       На самом высоком уровне экзегеза, естественно, требует знания многих вещей: библейских языков; еврейских, семитских и эллинистических реалий; как определять оригинальный текст, когда в манускриптах имеются разночтения; использование всех видов первоисточников и орудий труда. Но вы можете научиться хорошо выполнять экзегезу, даже не имея доступ ко всем этим умениям и орудиям труда. Для этого, однако, надо вначале осознать, что вы можете сделать сами, а затем научиться пользоваться трудами других.

       Ключ к хорошей экзегезе, и, следовательно, к более точному чтению Библии, – научиться внимательно читать текст и задавать к нему правильные вопросы. Многолетний опыт убеждает в том, что многие просто не умеют правильно читать. Чтобы читать или изучать Библию с полным пониманием, нужно читать ее внимательно, а это означает, что нужно еще и учиться задавать к тексту правильные вопросы.

Мы должны задавать вопросы к содержанию текста, что более простая задача. Но так же мы должны задать вопросы, чтобы выяснить исторический и литературный контекст изучаемого текста.

       Исторический контекст, который будет отличаться от книги к книге, связан с несколькими вещами: временем и культурой автора и его читателей, т.е. географические, топографические факторы, относящиеся к окружению автора; и причиной появления книги, письма, псалма, пророчества или другого жанра. Все эти вещи особенно важны для понимания.

       Есть разница в понимании, если вы знаете личные связи и окружение Амоса, Осии или Исаии, или то, что Аггей пророчествовал после пленения, или если вы знаете мессианские ожидания Израиля, когда появились Иоанн Креститель и Иисус, или если вы понимаете разницу между городами Коринфом и Филиппами и как эта разница влияла на их церкви. Чтение притч Иисуса имеет большой эффект, если знать хотя бы что-нибудь об обычаях того времени. Естественно, существует разница в понимании текста, если знать, что динарий, предложенный работникам в Мтф. 20:1-16, был эквивалентен плате за полный рабочий день. Даже топографические детали имеют значение.

       Однако, наиболее важным вопросом исторического контекста является вопрос о причине и цели написания каждой книги Библии или отдельных ее частей. Здесь хочется понимания того, что происходило в Израиле или Церкви, что вызвало появление такого документа, или того, какова была ситуация, заставившая автора писать. Опять – таки все это различно от книги к книге и имеет гораздо меньшее значение для притч, чем, например, для Первого Послания к Коринфянам.

Ответ на этот вопрос обычно можно найти – если его можно найти – в самой книге. Но нужно научиться читать с глазами, открытыми для подобных вещей. Если вы хотите подтвердить правильность своих собственных ответов на вопросы, можно еще раз проконсультироваться с библейским словарем, или с введением в хороший комментарий книги. Но сначала сделайте свои собственные наблюдения!

       Литературный контекст означает, что слова имеют значение только в предложениях, а библейские предложения большей частью имеют значение только в связи с предыдущими предложениями.

       Самый важный вопрос, который вы можете задать, и на который нужно будет отвечать снова и снова по каждому предложению и абзацу – это «В чем суть?». Мы должны попытаться проследить за мыслью автора. Что говорит автор и почему он или она говорит дальше и почему?

       Этот вопрос изменяется от жанра к жанру, но это всегда решающий вопрос. Цель экзегезы, вы помните – выяснить намерение автора оригинала. Чтобы хорошо выполнить эту задачу, необходимо пользоваться переводом, в котором учитываются поэзия и абзацы. Нужно научиться распознавать единство мысли, не обращая внимание на то, что она может быть разбита на стихи и главы.

 

       Вторая задача толкователя Библии – герменевтика. Хотя термин герменевтика обычно относится ко всему толкованию, включая экзегезу, он также используется и в более узком смысле поиска современного значения древнего текста.

       Причина, почему не следует сразу начинать со значения текста для современного читателя заключается в том, что единственный верный контроль герменевтики должен заключаться в оригинальном значении библейского текста. Иначе библейские тексты можно исказить так, что они будут означать что угодно для любого читателя. Но такая герменевтика становится чистой воды субъективизмом, и кто тогда сможет сказать, что одно толкование верно, а другое нет. Всякое подойдет.

Таким образом, изначальное значение текста является объективной точкой отчета и контроля. Я убежден, что крещение для мертвых у мормонов на основе 1-е Кор. 15:29 «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?», или «евангелисты процветания», говорящие о богатстве на основании 3-е Иоан. 2 «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» – все это неправильные толкования. В каждом случае ошибка заключается в их герменевтике, а также в том, что их герменевтика не контролируется хорошей экзегезой. Они начали с применения текста к современному читателю, и привнесли в тексты значения, которых там изначально не было.

       Вопросы герменевтики вовсе не легки. Но это – основная сфера при изучении Библии, и верующим нужно научиться говорить друг с другом по этим вопросам, выслушивать друг друга.

Поэтому запомните один очень важный принцип толкования: «Текст не может означать того, чего никогда не означал». Или, говоря утвердительным предложением, истинным значением библейского текста для нас является то, которое изначально вложил в него Господь, когда он был впервые произнесен. Вот откуда нужно начинать.

       Выяснив это значение, мы можем рассматривать его применение в наши дни.

Но здесь мы можем столкнуться с одной достаточно серьезной проблемой – проблемой культурной относительности. Это то место, где находится большинство сегодняшних трудностей и разногласий. Это то место, где проблема вечного Слова Божья, данного в исторической особенности, стоит особенно остро. Приведу в пример то, как проявляется эта проблема при толковании Посланий:

1. Послания являются документами первого века, написанными по определенному случаю, они обусловлены языком и культурой первого века и обращены к особым ситуациям в церкви того времени.

2. Многие специфические ситуации в Посланиях обусловлены настолько полно своим окружением первого века, что все понимают, что в них мало или совершенно отсутствует персональное применение Слова в сегодняшней жизни, за исключением, возможно, тех случаев, когда есть какой-то отдаленный смысл определенных принципов.

3. Есть слова и рекомендации, или даже повеления, которые полностью относятся и к нашему времени.

Можно предложить следующее подход для различения культурно-относительных вещей, чтобы определить то, что является нормативными для всех христиан во все времена, и то, что относилось только к непосредственному адресату данного текста:

1. В первую очередь нужно различать между сердцевиной библейской вести и тем, что зависит от нее или стоит немного в стороне. Таким образом, падение всего человечества, искупление его Божьей милостью через смерть и воскрешение Христа, завершение этих искупительных трудов возвращением Христа и т.д., является явно частью основной сути. А святой поцелуй, покрывание головы женщинами и т.п. являются более периферийными.

2. Точно также нужно научиться различать между тем, что сам Новый Завет расценивает как моральное по своей сути, и тем, что не является таковым. Таким образом, вопросы морали являются абсолютными и остаются неизменными для каждой культуры, то же, что не является моральным по своей сути, является, следовательно, культурным выражением и может измениться от культуры к культуре.

     

На практике это можно выразить следующим: список грехов, данный Павлом, никогда не содержит культурные вопросы. Некоторые из грехов могут превалировать в одной культуре больше чем в другой, но нет таких ситуаций, в которых они расцениваются как христианские взаимоотношения или действия, таким образом блуд, идолослужение, пьянство, мужеложство, воровство, алчность и т.д. (1-е Кор. 6:9-10) всегда неправедны.

С другой стороны, омовение ног, обмен святыми поцелуями, еда идоложерт­венного, покрывание женщинами голов, личное предпочтение Павлом целибата (безбрачия) не являются по своей сути моральными вопросами. Они становятся таковыми только из-за использования или искажения их в определенном контексте, когда такое использование или искажение включает в себя неповиновение или недостаток любви.

       Следует специально отметить те вопросы, где сам Новый Завет имеет единые и последовательные свидетельства, а где есть различия. Вот примеры единого свидетельства: любовь как основное христианское этическое чувство, невоздаяние как личная этика, неправедность ссоры, ненависти, убийства, воровства, гомосексуализма, пьянства и половой распущенности всех видов.



Приложение 1.

Хронологические таблицы.

Таблица 1. Хронологическая последовательность основных периодов и важнейших событий библейской истории[7].

I. Творение Богом мира и человека.

II. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение.

III. Допотопный Период.

Сиф 912 лет

Енос 905 лет

Каинан 910 лет

Мелелеил 895 лет

Иаред 962 лет

Енох 365 лет

Мафусаил 969 лет

Ламех 777 лет

Ной 960 лет

Потоп.

IV. Мир Послепотопный.

Ной сыновья (Сим, Хам, Иафет)

                  Столпотворение Вавилонское и Рассеяние народов

История Еврейского Народа

I. Патриархальный Период (XIX - XVII до н.э.)

Патриархи

Авраам и Сарра (примерно в 1850 г. до н.э. в Ханаан).

Исаак и Ревекка

Иаков и Рахиль, Лия

Сыновья Иакова 1. Рувим    5. Дан                    9. Иссахар

2. Симеон 6. Неффалим 10. Завулон

3. Левий    7. Гад         11. Иосиф

4. Иуда      8. Асир      12. Вениамин

 

II. Период пребывания евреев в Египте (430 лет, с XVII в. по XIII в. до н.э.).

III. Период Вождей (1270-1200 гг. до н.э.).

Моисей,

Иисус Навин

а) Выход евреев из Египта, 1270 г. до н.э.

б) Синайское законодательство 1270 г. до н.э.

в) Завоевание Обетованной земли 1212-1200 гг. до н.э.

 

IV. Период Судей (1200-1050 гг. до н.э.).

Девора,

Гедеон,

Иеффай,

Самсон,

Илий,

Самуил (умер ок. 1026 г. до н.э.)

 

V. Период Царей

(до разделения)

Саул (1050-1010 гг. до н.э.),

Давид (1010-970 гг. до н.э.),

Соломон (970-930 гг. до н.э.)

(после разделения)[8]

Иудейское царство                                            Израильское царство

930-586 .                                                         930-722 .

Пророки и цари                                                  Пророки и цари

Ровоам, 930-914                                                  Иеровоам I, 930-910 .

Авия, 913-911                                                     Нават, 910-909

Аса, 911-870                                                        Ваас, 909-886

Иосафат, 870-848                                                Ила, 886-885

Авдий       Иорам, 848-841                                                   Амврий, 885-874

Охозия, 841                                 Илия          Ахав, 874-853

Гофолия, 841-835                        Елисей      Охозия, 853-852

Иоиль        Иоас, 835-796                              Иона          Иорам, 852-841                                  Амасия, 796-781                                                 Ииуй, 841-814

Озия, 781-740                                                      Иоахаз, 814-798

Михей       Иоафам, 740-736                                                 Иоас, 798-783

Исаия        Ахаз, 736-716                              Амос         Иеровоам II, 783-743

Езекия, 716-687                           Осия          Менаим, 743-738

Манасия, 687-642                                               Факия, 738-737

Амон, 642-640                                                    Факей, 737-732

Наум         Иосия, 640-609                                                   Осия, 732-721

                                                                             Падение Самарии 721 г.

Аввакум   Иоаким, 609-597

Софония   Седекия, 597-586

Иеремия

Разрушение Иерусалима 586 г.

 

VI. Вавилонский Плен (597-539 гг. до н.э.).

Пророки: Иеремия,

Иезекииль,

Даниил

 

VII. Иудея под властью персов (539-332 гг. до н.э.)

Указ Кира об освобождении евреев из плена 538

Построение второго Иерусалимского храма 537-515

Пророки: Аггей,

Захария,

Малахия

Деятельность Ездры и Неемии 458-433

Восстановление Иерусалимских стен 445-443

 

VIII. Иудея под греческим владычеством (332-143).

Александр Македонский 356-323

 

IX. Иудея под Римским владычеством (начиная с 63 г. до н.э.).


Таблица 2. Хронология Нового Завета[9]

 

ПЕРИОД ДАТА

СОБЫТИЕ

ИСТОРИЯ

ОПУБЛИКОВАНИЕ

Зарождение 6г. до н.э.

Рождение Христа

 

 

       
  4 г. до н.э.

Смерть Ирода

 

 

 

       
   

 

 

 

 

   

 

6г. до н.э.  

 

 

 

 

   

 

29 г. н.э.  

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

Матфея

 

   

 

 

 

 

Луки

 

   

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

 

  26 г. н.э. Крещение      

 

Марка

   
  29 г. н.э. Распятие      

 

Иоанна

   
         

 

 

 

   
Распростра-  

 

 

 

 

   

 

Нение 31-34 г. н.э.

Обращение

 

 

 

   

 

29 г.  

Апостола Павла

 

 

 

   

 

- 60 г. н.э.  

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

Иакова

  45 г. н.э.

 

 

 

 

Деяния

Галатам (Марк)

   

 

 

 

 

 Апостолов

 

  49 г. н.э.

Иерусалимский

 

 

 

   

 

   

Собор

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

 

  52 г. н.э.

 

 

 

 

   

1 и 2 Фессалоникийцам

   

 

 

 

 

   

           Матфей

   

 

 

 

 

   

1 Коринфянам

  54 г. н.э.

 

 

 

 

   

2 Коринфянам

  55 г. н.э.

 

 

 

 

  Послания

Римлянам

  56 г. н.э.

Первое тюремное

 

 

 

  Апостола

Колоссянам, Ефсеянам

   

Заключение

 

 

 

  Павла

Филимону

  60 г. н.э.

Апостола Павла

 

 

 

   

Филиппийцам

   

 

 

 

 

   

        Лука-Деяния

   

 

 

 

 

   

            Апостолов

   

 

 

 

 

   

1 Тимофею

   

 

 

 

 

   

Титу

Упрочение  

 

 

 

 

   

1 Петра

   

Второе тюремное

 

 

 

   

2 Тимофею

   

Заключение

 

 

 

   

2 Петра

  68 г. н.э.

Апостола Павла

 

 

 

   

Евреям     Марк

60 г. 70 г. н.э.

Разрушение

 

 

 

   

Иуды

- 100 г. н.э.  

Иерусалима

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

Общие

 

   

 

 

 

 

Послания

 

   

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

 

  85 г. н.э.

 

 

 

 

   

1,2,3 Иоанна, Евангелие

   

 

 

 

 

   

              от Иоанна

   

 

 

 

 

   

 

   

 

 

 

 

   

 

  95 г. н.э.

 

 

 

 

Откровение

Откровение

   

 

 

 

 

   

 

                             

 


Таблица 3. Хронологическая синхронизация библейской истории и истории древнего мира[10].

Египет

Израиль

Долины Тигра и Евфрата, Малая Азия
Доисторическая, до 3200 г[11].

 

 
 

 

 
Ранний период – 3200-2800 гг.

 

 
Египет объединен под

 

 
династиями I и II

 

 
 

 

 
Древнее царство – 2800 – 2250 гг.

 

Шумерская культура 2800 – 2400 гг.
Династии IV - VI

 

— первая литература в Азии
— великие пирамиды

 

— царские гробницы
— религиозные тексты

 

— владения простираются
 

 

до Средиземного моря
 

 

 
Падение и восстановление —

 

Аккадская династия –
2250 – 2000 гг.

 

2270 - 2130 гг.
Династии VII – X

 

— Саргон великий царь
Династия XI

 

— Нашествие гутеев -
— централизации власти

2100 г. до н.э.

около 2080 г.
в Фивах

 

 
 

 

 
Среднее царство - 2000 – 1780 гг.

 

Третья династия Ура – 2070 -1950 гг.
Династия XII

 

 
Могучее централизованное

Патриархи

 
правительство со столицами в Мемфисе

в

 
и Фаяуме.

Ханаане

 
Классическая литература

 

 
(Династии X - XII )

1800 – 1600 гг.

 
 

 

Первая вавилонская династия 1800 - 1500 гг.
Падение и захват – 1780 - 1546 гг.

Авраам и Сарра (выход из Ура ок. 1850 г.)

Аморреи или западные семиты, 1750 г.
Династии XIII – XIV (1700 – 1570 гг.)

 

Зимрилим царь в Мари
 

 

Шамши – Алад I 
Династии XV – XVI

 

в Ниневии
Захватчики гиксы с конями и колесницами

 

 
Занимают Египет

 

Хаммурапи - великий царь -1786 – 1728 г.
Династия XVII

 

Падение Вавилона и
Гиксы изгнаны фивскими царями

 

нахождение его под властью касситов (1500 - 1150 гг.)
 

 

 
 

Израильтяне

в Египте

Древняя империя хеттеев — 1600 - 1500 гг
Новое царство - 1546 - 1085 гг.

 

Митаннийское царство — 1500 - 1370 гг.
Династии XVIII - XX (Период Амарны -

Рождение Моисея ок. 1350 г.,

(если датировать исход ок. 1270 г.)

Новая империя хеттеев — 1375 - 1200 гг.
1400 — 1350 гг. )

 

 
 

 

Расцвет Ассирии – 1350 - 1200 гг.
 

 

Распространение ассирийского господства
Фараоны:

 

на Вавилонию.
Харемхеб                      ок. 1340 – 1314 гг.

 

 
Рамсес I                         1314 – 1313 гг.

 

 
Сети I                            1313 – 1301 гг.

Бегство Моисея

ок. 1310 г.

Ассирийский царь Салманасар I 
Рамсес II                       1301 – 1234 гг.

 

Исход ок. 1270 г.[12]

1274 – 1245 гг.
 

 

 
 

Смерть Моисея ок. 1230 г.

 
 

Переход через Иордан, взятие Иерихона.

 
 

(ок. 1230 г.)

 
 

 

 
Мернептах                        1234 – 1222 гг.

Эпоха судей

Тиглатпаласар I (1117 – 1077 гг.), после его
Рамсес III                          1195 – 1164 гг.

1200 – 1050 гг.

смерти период длительного ослабления Ассирии.
 

 

 
 

Единое царство

 
 

Саул (ок. 1050 – 1010 гг.)

 
 

Давид (ок. 1010 – 970 гг.)

 
 

Соломон (970 – 930 гг.)

 
 

Строительство храма (962–955 гг.)

 
 

 

 
  Израиль Иуда  
  (Северное царство) (Южное царство)  
       
Шешонк (Сусаким) I 945 – 924 гг., его сообщение о походе в Палестину на стене храма в Карнаке   925 г. Грабительский поход Сусакима, выплата дани  
      Ашшур-нацирапал II, 884 – 858 гг., восстановление прежних пределов Ассирии.
  853 г. гибель царя Ахава в битве с ассирийцами под Рамофом   Салманасар III (858-824 гг.) 853 г. одерживает победу над коалицией палестинских царей
15.06.763 г. – солнечное затмение, отправная точка для датировки. Служение пророка Амоса (ок. 760 г.), пророка Осии (750 – 722 гг.) 756 г. царь Озия покрывается проказой.    
       
  725 г. Осия прекращает выплату дани Ассирии.    
    724 г. ассирийцы   Салманасар V (727 – 722 гг.)
  Осаждают Самарию   724 г. – осаждение Самарии
  722 г. – падение Самарии    
       
    714 г. – очищение храма и празднование Пасхи. Саргон II (722-705 гг.)
      Сеннахирим (705-681 гг.)
    701 г. осада Иерусалима ассирийцами и потеря большей части Иудеи 701 г. поход на запад, взимание дани с Иудеи.
671 г. присоединение Нижнего Египта к Ассирии     612 г. вавилоняне и мидяне овладевают Ниневией, падение Ассирии.
655 г. Псамметих I объединяет Египет и возвращает ему независимость.      
609 г. Фараон Нехо II (Нехао) нападает на Иудею, сражение под Мегиддо, победа.   609 г. гибель царя Иосии, Иуда под властью Египта  
Нехо II (609-594 гг.)   605 г. осада Иерусалима Навуходоносором  
    16.03.597 г. – взятие Иерусалима, пророк Иезекииль уведен в Вавилон 16.03.597 г. Навуходоносор осаждает Иерусалим, первая депортация евреев в Вавилон.
Априй (Вафрий) 588-569 гг.   15.01.588 г. новая осада Иерусалима.  
    587 г. – падение Иерусалима, иудейские князья уведены в плен. 587 г. Навуходоносор назначает Годолию наместником Иудеи, вторая депортация евреев.
    Август 587 г. Разрушение храма. 585 – 573 гг. Навуходоносор осаждает Тир.
    586 г. убийство Годолии, конец Иудейского царства.  
Амасис II (569-526 гг.)     568 г. Навуходоносор покоряет Египет.
568 г. – падение власти фараонов, подчинение Вавилону.      
520 г. Египет под властью Персии.   538 г. указ Кира о восстановлении Иерусалима Кир, основатель Персидского царства (559-530 гг.)
    515 г. освящение храма. Дарий I (522-486 гг.)
      Ксеркс (486-465 гг.)
    445 г. Неемия – наместник Иудеи. Артаксеркс I (464-424 гг.)
    ок. 420 Ездра приходит в Иерусалим. Дарий II (424-404 гг.)
332 г. Александр Македонский завоевывает Египет   332 г. Александр Македонский в Палестине Дарий III (336-331 гг.), последний царь Персии.
  ок. 300 г. самарийский культ горы Гаризим окончательно отделяется от служений в храме в Иерусалиме.   301-198 гг. Палестина под властью Египта.  
    198 г. Палестина под властью Сирии. 167 г. Антиох IV вводит новый культ («мерзость запустения») в Иерусалимском храме, запрет обрезания.
    166-160 гг. Иуда Маккавей ведет борьбу за освобождение Иудеи.  
    164 г. освобождение и очищение храма. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
48 – 47 гг. Цезарь в Египте.   63 г. Помпей завоевывает Иерусалим. 66 г. Помпей завоевывает Сирию.
30 г. до н.э. взятие Александрии римлянами, полная власть Рима в Египте. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ 40 г. до н.э. Октавиан назначает Ирода Великого (40 - 4 гг. до н.э.) прокуратором Иудеи. 44 г. до н.э. убийство Цезаря.
    37 г. до н.э. Ирод овладевает Иерусалимом. 31 г. до н.э. – 14 г. Октавиан (Август) правитель Рима.
  ок. 4 г. до н.э. – рождение Иисуса Христа 4 г. до н.э. – 6 г. Архелай, этнарх Иудеи и Самарии.  
  ок. 26 г. – крещение Иисуса  6 г. – Иудея становится Римской провинцией. 14 – 37 гг. император Тиберий
  ок. 29 г. – смерть Иисуса Христа на кресте 26-36 гг. Пилат, прокуратор Иудеи.  
  ок. 34 г. – обращение Павла   37 – 41 гг. император Калигула
  С 37 г в течении примерно 14 лет Павел в Сирии и Киликии (Деян. 13-14) 37 г. Павел в Иерусалиме. 41-54 гг. император Клавдий 49 г. – изгнание евреев из Рима.
  50 г. Павел в Коринфе, 54-57 гг. он в Ефесе. 56-62 гг. Порций Фест, прокуратор Иудеи. 54-68 гг. император Нерон.
    59 г. Павел взят под стражу в Иерусалиме. 61/62 г. путешествие Павла в Рим.
    66 г. начало иудейского восстания. 64 г. первое гонение на христиан, организованное Нероном в Риме, казнь Павла.
    70 г. Тит разрушает Иерусалим и храм. 69-79 гг. император Веспасиан.

 



Приложение 2.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.