Название практической работы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- Формирование корневых каналов (техника Step-back).

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;

- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.

 

Методика выполнения работы:

   Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.

 

   Порядок выполнения работы:

1.Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.

2.Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.

3.После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.

4.Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.

5.Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).

6.Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.

7.С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.

8.После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.

9.Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».

10.Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину, создание конусного канала.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

5.Классификация пульпитов

6.Клиническая картина острого очагового пульпита

7. Клиническая картина острого диффузного пульпита

8. Клиническая картина хронического фиброзного пульпита

9. Клиническая картина хронического гангренозного пульпита

 10. Клиническая картина хронического гипертрофического пульпита

11.Дифференциальная диагностика различных форм пульпита.

 

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

 

1. Какие ошибки возможны на диагностическом этапе лечения пульпита?

2. Перечислите возможные ошибки при раскрытии полости зуба.

3. Возможные ошибки при формировании корневого канала.

4. Какие осложнения могут быть при использовании девитализирующих паст и как их устранить?

5. Возможные ошибки и осложнения при обтурации корневого канала.

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1.Заполнить таблицу «Ошибки и осложнения при лечении пульпита»

2.Описать осложнения и первые признаки развившегося осложнения.

3.Описать клинические этапы при лечении перфорации корня зуба

4.Описать тактику врача при переломе эндодонтического инструмента в корневом канале.

5.Тактика врача при дисколорите зуба. Перечислите препараты для эндоотбеливания

6.Ответить на вопросы тестирования

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Бо­ров­ский Е.В. Ка­ри­ес зу­бов. – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008.

2.Бо­ров­ский Е.В., Жо­хо­ва Н.С. Эн­до­дон­ти­че­ское ле­че­ние (по­со­бие для вра­чей). – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2009.

3.Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на,2008.

4.Максимовский Ю.М. и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2008.

5.Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2010

6.А.Ж. Петрикас «Пульпоэктомия» Тверь, 2006г.

7.Л.А. Хоменко., Н.В. Биденко Практическая эндодонтия. М. книга плюс 2005г.

8.Ю.Г. Кононенко., Н.М. Рожко., Г.П. Рузин «Местное обезоливание в амбулаторной стоматологии». М. Книга плюс 2004г.

9.И.К. Луцкая., В.Ю. Мартов «Лекарственные средства в стоматологии» М. Медицинская литература 2007г.

10.В.С. Иванов., Ю.Л. Винниченко., Е.В. Иванова «Воспаление пульпы зуба». МИА, М. 2003г

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №30

1. Тема занятия:

 

Показания и противопоказания к применению антибактериальной терапии при лечении пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта. Лечение пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта относящихся к группе риска.

                                                                            

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы и периодонта.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы и периодонта.

3.Иннервация пульпы и периодонта.

4.Какие функции выполняет пульпа и периодонт.

5.Классификация пульпитов и периодонтитов

Студент должен уметь:

-провести опрос пациента

-провести осмотр полости рта

-уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного

 

 Студент должен ознакомиться:

1. Общие закономерности воспалительного процесса

2.Особенности воспалительного процесса в пульпе и периодонте зуба

3.Этиология пульпитов и периодонтитов

4.Патогенез развития пульпитов и периодонтита

5.С классификацией пульпитов и периодонтитов 

Содержание обучения:

 

Антимикробная терапия – терапия, оказывающая избирательное

воздействие на возбудителей инфекции (бактерии, вирусы, простейшие,

грибы).

Антибактериальная терапия является частью антимикробной, ее цель -

угнетение роста и размножения бактерий.

Виды антимикробной терапии:

1. микробиологически ориентированная целевая химиотерапия,

направленная на определенных возбудителей (после определения состава

микрофлоры и ее чувствительности к антимикробным препаратам);

2. эмпирически ориентированная химиотерапия (направленная на

предполагаемых возбудителей без данных микробиологических

исследований). Микробиологическая диагностика способствует целевому

применению антимикробных препаратов. При этом необходимо учитывать

возможность возникновения устойчивости, токсичность антибиотиков, а

также угрозу сенсибилизации и дисбактериоза

 

Требования к антимикробным препаратам:

? быть эффективными против как можно большего количества

микроорганизмов, участвующих в развитии заболевания (болезней

периодонта), в том числе специфических (микроорганизмы должны быть

чувствительны к назначаемым средствам);

? поступать в зоны поражения в достаточных для эффективного бак-

териостатического или бактерицидного действия концентрациях (доза

препарата должна быть достаточно высокой для достижения цели);

? не иметь локальных или системных побочных эффектов (учет безопасности действия на организм).

3. Антисептики и их применение в периодонтологии

Антисептики – препараты, вызывающие уничтожение

микроорганизмов в живых тканях не избирательно. Большинство из них

содержат галогены (фтор, хлор или йод). Антисептики могут использоваться

пациентами самостоятельно в виде ополаскивателей и составной части

зубных паст. Применение антисептиков также обосновано при выполнении

процедуры профессиональной гигиены стоматологами в виде препаратов

для ирригации, полосканий, антисептических повязок.

Выделяют следующие группы антисептических препаратов:

1. Натуральные препараты (Сангвинарин);

2. Оксигены (перекись водорода);

3. Препараты йода (Бетадин, Вокадин)

Бетадин содержин поливинилпиролидон, который высвобождает йод.

Активен в отношении бактерий, грибов, вирусов, простейших.

Форма применения. Наиболее эффективен в качестве ирригационного

раствора для ультразвукового аппарата.

4. Фенолсодержащие препараты.

Листерин относится к фенолсодержащим эфирным маслам. В состав

препарата входят также тимол, эвкалипт, ментол и метилсалицилат.

Препарат обладает антибактериальным и противовирусным действием,

уменьшает скорость образования зубного камня.

Формы применения. Рекомендуют использовать в виде полосканий или

аэрозоля в течение 30-60 секунд 2 раза в день.

5. Хлор-содержащие препараты

Хлорид ацетилпиридина

Влияет на стенку бактериальной клетки, эффективен в снижении

скорости образования зубного налета (на 35%).

Форма применения. Спиртовой раствор. Коммерческие названия:

"Search", "Rearch", "Listermint". Рекомендуется применять перед чисткой

зубов.

Хлоргексидин

Механизм действия препарата заключается в связывании положительно

заряженных молекул хлоргексидина с отрицательно заряженными

составляющими протеинами слюны. Кроме того, хлоргексидин препятствует

прикреплению бактерий к поверхности зуба и подавляет размножение

бактерий. Постепенно высвобождаясь из связи с протеинами слюны,

препарат оказывает антисептическое действие в течение 8-12 часов.

Величина адсорбции при использовании препарата составляет от 25 до 40 %, то есть при полоскании 10 мл 0,05 %-ного раствора во рту удерживается 1,8 мг активного вещества. К отрицательным свойствам препарата относятся возможное раздражающее и аллергизирующее действие, окрашивание зубов, пломб, неприятный вкус. При длительном использовании возможны расстройство вкусовой чувствительности, десквамация эпителия рта, воспаление слюнных желез.

Триклозан – хлорсодержащее производное фенола бис-фенола и

неионогенных поверхностно-активных веществ. Изучение препарата

показало его эффективность в предотвращении образования зубного налета

и камня, а также может угнетать несколько важных медиаторов воспаления

периодонта, оказывая профилактическое действие.

Формы применения. Триклозан может использоваться в виде растворов

для полоскания концентрацией 0,005-0,3 % ("Actibrush", "Plax"). Часто

триклозан входит в состав зубных паст ("Colgate total").

Мирамистин – хлор-производное, обладает свойствами катионного

детергента (Грудянов, 2004). Взаимодействуя с мембранами

микроорганизмов, увеличивает их проницаемость, вызывает цитолиз,

эффективен в отношении широкого спектра микроорганизмов, как

аэробных, так и анаэробных, а также спирохет, вирусов.

Антибиотики – химиотерапевтические вещества, обладающие

способностью избирательно подавлять в организме возбудителей

заболевания.

Использование антибиотиков и антисептиков в периодонтологии может

сочетаться с применением производных 5-нитроимидазола и нитротиазола

(метронидазола).

Метронидазол - высокоактивный антимикробный препарат системного

действия для лечения инфекций, вызванных облигатными анаэробами и

простейшими. Действует на Гр+ и Гр- анаэробные микроорганизмы и

спирохеты. Механизм бактериостатического действия заключается в

угнетении синтеза нуклеиновых кислот. Обладает антибактериальным

действиемпротив P. gingivalis, P. intermedia, Fusobacterium fusiformis,

E.corrodens.

Использование его в качестве монотерапии при лечении болезней

периодонта неоправданно, так как спектр его действия охватывает около 50-

60% возможных возбудителей, ограниченный спектр действия на анаэробы.

Сочетанное применение с антибиотиками существенно повышает

эффективность антибактериального действия (Roche Y, Yoshimori R.N.,

1997). Совместим со всеми антибиотиками.

Противопоказан у пациентов с нарушенной функцией печени,

заболеваниями ЦНС и ПНС, у беременных и кормящих матерей значительно

ограничивают использование препарата. Нельзя принимать алкоголь во

избежание выраженной токсической реакции.

Доказана эффективность применения местных антимикробных систем

(нити, пленки, гели под повязки и т.д.) с длительным высвобождением

антибиотиков.

Показания к местному использованию:

1. Периодонтальный абсцесс десневого происхождения;

2. Невозможность качественной механической обработки участка;

3. Глубокие периодонтальные карманы

4. Хирургические вмешательства на ограниченном участке

Преимуществами применения местных антимикробных препаратов

являются адекватная концентрация антибактериальных веществ,

обеспечивающая высокую эффективность против бактериальных патогенов, минимальный риск развития резистентной флоры и легкость в

использовании.

Системное назначение антибиотиков показано при прогрессировании

заболевания, несмотря на комплекс лечебных мероприятий, при

несоответствии клинических проявлений болезней периодонта и

выраженности этиологического фактора, при высокой вероятности 23 24

осложнений, наличии соматической патологии. Цель антибактериальной

терапии – уменьшение бактериальной нагрузки до уровня, приемлемого для организма при минимальном изменении физиологичной флоры.

Показания для назначения общего антибактериального лечения:

? Некоторые формы болезней периодонта (острые формы болезней

периодонта, сопровождающихся выраженным нарушением общего

состояния, острый язвенно-некротический гингивит, ВИЧ-ассоциированный гингивит и периодонтит, препубертатный, ювенильный периодонтиты,

быстропрогрессирующие формы патологии у взрослого населения).

? Отсутствие эффекта от проводимого местного лечения.

? Значительный объем хирургических вмешательств.

? Профилактика риска возникновения осложнений при наличии

сопутствующей патологии (бактериальный эндокардит и другие болезни

сердечно-сосудистой системы, престарелые пациенты с комплексом

соматической патологии и др.).

Назначение антибактериальных препаратов пациентам с

болезнями периодонта

Периодонтальные инфекции не относятся к угрожающим жизни

заболеваниям и в большинстве случаев их можно лечить без применения

антибиотиков!

При лечении острых форм с выраженной интоксикацией организма, а

также острого гингивита при ВИЧ-инфекции может назначаться

метронидазол.

Системное назначение антибиотиков при хронических формах болезней

периодонта обосновано только при упорном сохранении или

прогрессировании воспалительного процесса после проведенного

комплексного лечения, когда тяжесть клинических проявлений не 25

соответствует выраженности этиологического фактора (зубного налета)

(П.Феди, 2003).

Амоксициллин с метронидазолом эффективен при лечении трудно

поддающихся периодонтитов, подавляют A.actinomycetemcomitans в

периодонтальных карманах, эффект сохраняется до 1 года. Доксициклин с

метронидазолом уменьшают количество бактериальных патогенов A.

actinomycetemcomitans и P. gingivalis. После определения чувствительности

(на основании антибиотикограммы) препараты назначаются по схеме.

 

Группам риска следует проводить комплексное лечение заболеваний

периодонта в сочетании с рациональной антибактериальной терапией.

Рациональный подход подразумевает осуществление мероприятий в три

этапа по следующему перечню:

1 этап – определение характера стоматологического вмешательства

(инвазивное или неинвазивное);

2 этап – определение группы риска в отношении развития ИЭ у данного

пациента при выполнении стоматологических манипуляций;

3 этап – выбор антибиотика, определение путей его введения с учетом

развития возможных побочных эффектов. Этот этап следует осуществлять

совместно с врачом общей практики или кардиологом.

У пациентов с высоким риском эндокардитов назначение

антибактериальной терапии рекомендуется во всех случаях при

хирургических и терапевтических лечебных и диагностических

манипуляциях, когда может быть спровоцировано даже незначительное

кровотечение.

Использование пациентами антибактериальных медикаментозных

средств должно проводиться под строгим контролем врача общей практики

или кардиолога. В случае назначения антибактериальной терапии

рекомендуется делать перерывы между курсами стоматологического лечения

продолжительностью от 9 до 14 дней, для предупреждения развития

резистентных форм микроорганизмов и их ассоциаций.

Новым методом лечения, не имеющим недостатков традиционных

антибактериальных препаратов, является фотодинамическая терапия (ФДТ),

сочетающая воздействие низкоинтенсивного лазерного излучения и

фотосенсибилизатор.

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи 

                                 5. Практическая работа:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 208.