Максимовский Ю.М. и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2008
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2010

6.А.Ж. Петрикас «Пульпоэктомия» Тверь, 2006г.

7.Л.А. Хоменко., Н.В. Биденко Практическая эндодонтия. М. книга плюс 2005г.

8.Ю.Г. Кононенко., Н.М. Рожко., Г.П. Рузин «Местное обезоливание в амбулаторной стоматологии». М. Книга плюс 2004г.

9.И.К. Луцкая., В.Ю. Мартов «Лекарственные средства в стоматологии» М. Медицинская литература 2007г.

10.В.С. Иванов., Ю.Л. Винниченко., Е.В. Иванова «Воспаление пульпы зуба». МИА, М. 2003г.

 

 

       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №15

                                             1. Тема занятия:

Острый верхушечный периодонтит. Патологическая анатомия. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика.

                                              2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Особенности анатомо-физиологического строения периодонта.

2.Кровоснабжение периодонта.

3.Иннервация периодонта.

4.Какие функции выполняет периодонт.

5.Этиология периодонтов

6.Патогенез развития периодонтитов

7.Классификация периодонтитов

Студент должен уметь:

-провести опрос пациента

-провести осмотр полости рта

-уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного

-инструментально подготовить корневой канал к пломбированию

Студент должен ознакомиться:

 

1.Патологической гистологией при остром верхушечном периодонтите

2.С клиническими проявлениями при остром верхушечном периодонтите

3.С методами диагностики периодонтитов

4.С дифференциальной диагностикой периодонтита с другими заболеваниями полости рта

5.Методы лечения острого хронического периодонтита

 

Содержание обучения:

Патологическая анатомия.

При микроскопическом исследовании начальной фазы определяется картина воспалительной гиперемии. Окружающая сосуды ткань пропитывается серозной жидкостью с образованием периваскулярного воспалительного отека. В этой фазе преобладают периваскулярные лимфа и гистиоцитарные инфильтраты с примесь единичных полинуклеаров.

     Во вторую фазу происходит нарастание лейкоцитарной инфильтрации (полиморфно-ядерные). Увеличивающаяся миграция лейкоцитов ведет к расплавлению ткани и образованию гнойника.

Клиника.

Больные обращаются с жалобами на резкую локализованную боль постоянного характера. Интенсивность боли зависит от гиперемии, отека, количества и характера экссудата. Начало характеризуется нерезко выраженной ноющей болью, которая, как правило, локализована и соответствует области пораженного зуба. Затем боль становится более интенсивной, рвущей и пульсирующей, иногда иррадиирует по ходу ветвей тройничного нерва. Продолжительность острого верхушечного периодонтита от 2-3 суток до 2 недель.

  Условно выделяют две фазы острого верхушечного периодонтита.

  Первая фаза наблюдается в самом начале воспаления, нередко после несвоевременно или неправильно леченного пульпита. Характерно возникновение длительных, беспрерывных болей ноющего характера.               Повышенная чувствительность при накусывании на больной зуб. На слизистой десны изменений воспалительного характера не отмечается , а при перкуссии в вертикальном направлении может отмечаться повышенная чувствительность периодонта. Регионарные лимфатические узлы могут быть слегка увеличены и слабоболезненны.

Вторая фаза выраженного экссудативного процесса характеризуется непрерывными болевыми ощущениями, интенсивность которых сохраняется на одном уровне или возрастает. Отмечаются болезненность при накусывании на зуб, нередко болезненно даже легкое прикосновение к больному зубу. Перкуссия зуба в этом периоде резко болезненна сначала только в вертикальном, а затем в любом направлении. Скопление экссудата в верхушечном участке периодонта и нарушение функции распределения давления вызывают у больного ощущение удлинения зуба, а также его патологическую подвижность, которая обусловлена нарушением анатомической функции периодонта вследствие инфильтрации, разволокнения и частичного разрушения фиброзных волокон. Десна в области больного зуба нередко гипертрофирована и отечна, пальпация переходной складки соответственно верхушке корня болезненна. Переходная складка сглажена в результате образования воспалительного инфильтрата или абсцесса. Перкуссия зуба может быть в этих случаях не очень болезненной, но становится резко болезненной пальпация переходной складки.

При образовании абсцесса может наблюдаться зыбление экссудата под истонченным слоем слизистой оболочки десны. В случаях прорыва гноя и образования свища на десне или кожных покровах лица напряжение тканей уменьшается и боль становится менее интенсивной.

 

Диагностика.

Диагностика острого верхушечного периодонтита проводится на основании рентгенологической картины. Изменения в кости обнаруживаются через сутки после начало заболевания и характеризуется утратой четкости рисунка губчатого вещества, что объясняется инфильтрацией костного мозга.

 

Дифференциальную диагностику следует проводить с

- острым диффузным пульпитом;

- хроническим пульпитом в стадии обострения;

- хроническим периодонтитом в стадии обострения.

 

Целью лечения острого медикаментозного периодонтита в стадии интоксикации является устранение интоксикации и экссудативных явлении в периодонте, что достигается использованием антидотов и препаратов, с выраженным противоэкссудативным действием (фурагин, фуразолидон, гидрокартизон).

Лечение острого мышьяковистого периодонтита заключается в первую очередь удалении содержимого каналов, и их ирригации (1-2% раствор хлорамина, 3% раствор перекиси водорода, раствор фурацилина в разведении 1:5000, ферментов). Затем в канале на 1-2 суток оставляют турунду с антидотом мышьяка (5% раствор унитиола, 1% раствор йодинола).

Если периодонтит возник вследствие применения сильнодействующих препаратов, то лечение начинают с удаление последнего, с последующей ирригацией корневых каналов. Затем зуб закрывают на герметизм с антисептиком. Больным назначают ненаркотические анальгетики.

В результате данного лечения болевая реакция обычно стихает и в следующее посещение каналы пломбируются твердеющими материалами на уровне верхушки. Если же боли сохраняются, то в следующее посещение можно использовать физиотерапевтические методы лечения (гальванизацию изтоническим раствором хлорида натрия с анода или с насыщенным раствором йодида калия) – 1-2 процедуры. После процедуры зуб закрывают со стерильным ватным тампоном временной пломбой. Через 1-2 суток, при отсутствии болей каналы подлежат пломбированию.

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи 

                                 5. Практическая работа:

 Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- Формирование корневых каналов (техника Step-back).

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;

- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.

 

Методика выполнения работы:

   Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.

 

   Порядок выполнения работы:

  1. Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.
  2. Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.
  3. После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.
  4. Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.
  5. Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).
  6. Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.
  7. С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.
  8. После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.
  9. Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».
  10. Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину, создание конусного канала.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

 

1.Особенности анатомо-физиологического строения периодонта.

2.Кровоснабжение периодонта.

3.Иннервация периодонта.

4.Какие функции выполняет периодонт.

5.Этиология периодонтов

6.Патогенез развития периодонтитов

7.Классификация периодонтитов

 

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

 

1. Какие патологические изменения определяются в периодонте при остром воспалении?

2. С какими жалобами обращается пациент с острым верхушечным периодонтитом в фазу интоксикации?

3. Опишите клиническую картину в фазу экссудации.

4. Какие диагностические методы необходимо провести для постановки диагноза – «острый верхушечный периодонтит»;

5. Как меняются показатели ЭОД?

6. С какими заболеваниями следует проводить диф.диагностику?

 

 

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

      

  1. 1.Опишите клиническую картину ОВПт
  2. Проведите дифференциальную диагностику ОВПт
  3. 3.Распределите эндодонтические инструменты по функциональному назначению и дайте краткую характеристику
  4. Опишите алгоритм лечения при остром медикаментозном периодонтите.
  5. Перечислите йодсодержащие антисептические препараты, применяемые при лечении ОВПт.
  6. Опишите технику проведения мандибулярной анестезии.

 

10. Перечень учебной литературы к занятию:

 

1. Бо­ров­ский Е.В. Ка­ри­ес зу­бов. – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008.

2. Бо­ров­ский Е.В., Жо­хо­ва Н.С. Эн­до­дон­ти­че­ское ле­че­ние (по­со­бие для вра­чей). – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2009.

3. Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на,2008.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.