Максимовский Ю.М. и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2008
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2010

6. А.Ж. Петрикас «Пульпоэктомия» Тверь, 2006г.

7. Л.А. Хоменко., Н.В. Биденко Практическая эндодонтия. М. книга плюс 2005г.

8. Ю.Г. Кононенко., Н.М. Рожко., Г.П. Рузин «Местное обезоливание в амбулаторной стоматологии». М. Книга плюс 2004г.

9. И.К. Луцкая., В.Ю. Мартов «Лекарственные средства в стоматологии» М. Медицинская литература 2007г.

10. В.С. Иванов., Ю.Л. Винниченко., Е.В. Иванова «Воспаление пульпы зуба». МИА, М. 2003г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №9

1. Тема занятия:

 

Хронический гипертрофический пульпит. Патологическая анатомия. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика. Лечение

 

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

5.Классификация пульпитов

6.Клиническая картина острого очагового пульпита

7. Клиническая картина острого диффузного пульпита

8.Клиническая картина хронического фиброзного пульпита

9.Клиническая картина хронического гангренозного пульпита

Студент должен уметь:

-провести опрос пациента

-провести осмотр полости рта

-уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного

-инструментально подготовить корневой канал к пломбированию

 

Студент должен ознакомиться:

1.С патологической гистологией при хроническом гипертрофическом пульпите

2.С клиническими проявлениями при хроническом гипертрофическом пульпите

3.С этиопатогенезом хронического гипертрофического пульпита

4.С методами диагностики пульпитов

5.С дифференциальной диагностикой пульпитов с другими заболеваниями полости рта

Содержание обучения:

Патанатомия.

При хроническом гипертрофическом пульпите наблюдается гиперплазия пульпы, разрастается грануляционная ткань, которая изобилует полнокровными сосудами с набухшим эндотелием, обнаруживаются клетки эпителия на выступающей из полости зуба пульпе, полиморфно-ядерные лейкоциты, очаги изъязвления. Клетки корневой пульпы подвержены процессам гидронической дистрофии. Если грануляционная ткань, выступающая в кариозную полость, покрывается ротовым эпителием, то образуется полип пульпы.

       Клиническая картина. Хронический гипертрофический пульпит имеет две клинические формы: гранулирующую (разрастание грануляционной ткани из полости зуба в кариозную полость) и полип пульпы - более поздняя стадия течения заболевания, когда разросшаяся ткань пульпы покрывается ротовым эпителием. Эпителиальные клетки переносятся с десны, покрывают всю поверхность выбухающей пульпы и плотно с ней спаиваются.

       Больной предъявляет жалобы на кровоточивость из зуба при жевании, боль при попадании в зуб жесткой пищи. Иногда пациента беспокоит внешний вид зуба, из кариозной полости которого “что-то выбухает”.

       При осмотре определяется кариозная полость, частично или полностью заполненная разросшейся тканью. При грануляционной форме цвет ткани ярко-красный, обнаруживается кровоточивость при легком зондировании, умеренная болезненность. Полип пульпы имеет бледно-розовый цвет (цвет нормальной слизистой), при зондировании кровоточивость отсутствует, болезненность слабая, консистенция полипа плотная.

       На стороне больного зуба выявляются обильные зубные отложения, т.к. пациент щадит эту сторону при жевании.

       Реакция на температурные раздражители выражена слабо.

       На рентгенограмме изменений в периапикальных тканях, как правило, не обнаруживается.

       Хронический гипертрофический пульпит чаще встречается у детей и подростков.

       Хронический гипертрофический пульпит необходимо дифференцировать с разрастанием десневого сосочка и разросшимися грануляциями из перфорации дна полости зуба.

           

       Дифференциальная диагностика хронического гипертрофического пульпита и разрастания десневого сосочка

Общим для этих заболеваний является внешний вид кариозной полости, заполненной разросшейся тканью, зондирование которой вызывает кровотечение и слабую болезненность (за исключением полипа пульпы).

Различия:

1) разросшийся десневой сосочек можно вытеснить инструментом или ватным шариком из кариозной полости и обнаружить его связь с межзубной десной, а гипертрофическая пульпа разрастается из перфорационного отверстия крыши полости зуба;

2) на рентгенограмме при пульпите можно увидеть сообщение кариозной полости с полостью зуба.

           

       Дифференциальная диагностика хронического гипертрофического пульпита и разросшихся грануляций из перфорации дна полости зуба (би- или трифуркации)

Общее:

1) кариозная полость заполнена грануляционной тканью;

2) при зондировании грануляций возникает кровотечение.

Различия:

1) зондирование в области перфорации менее болезненно (подобно уколу в десну), чем при хроническом гипертрофическом пульпите;

2) уровень перфорации чаще всего находится ниже шейки зуба, а при гипертрофическом пульпите - выше (на уровне крыши пульповой камеры);

3) при разрастании грануляционной ткани из бифуркации (трифуркации) при наличии в данной области перфорации, как правило, выявляется осложненная форма кариеса на разных этапах лечения. При частичной некрэктомии обнаруживаются устья каналов ранее пломбированные или пустые;

4) на рентгенограмме определяется сообщение полости зуба с периодонтом би- или трифуркации и разрежение костной ткани в этой области, а при гипертрофическом пульпите изменений в периодонте не выявляется;

показатели ЭОД с бугров при пульпите менее, а при периодонтите более 100мкА

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи 

                                 5. Практическая работа:

 Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- Формирование корневых каналов (техника Step-back).

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;

- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.

 

Методика выполнения работы:

   Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.

 

   Порядок выполнения работы:

  1. Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.
  2. Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.
  3. После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.
  4. Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.
  5. Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).
  6. Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.
  7. С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.
  8. После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.
  9. Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».
  10. Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину, создание конусного канала.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

 1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

5.Классификация пульпитов

6.Клиническая картина острого очагового пульпита

7. Клиническая картина острого диффузного пульпита

8. Клиническая картина хронического фиброзного пульпита

9. Клиническая картина хронического гангренозного пульпита

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

 

1. Следствием какой формы может быть хронический гипертрофический пульпит?

2. Какие изменения происходят в пульпе при этой форме?

3. Опишите клиническую картину хронического гипертрофического пульпита.

4. Перечислите методы диагностики необходимые при обследовании пациента с данной формой пульпита.

5. С чем следует проводить дифференциальную диагностику.

 

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Описать патоморфологические изменения, происходящие в пульпе при ХГипП.

2. Провести дифференциальную диагностику ХГипП

3. Перечислите требования, предъявляемые к материалам для обтурации корневых каналов.

4.Опишите методику проведения депофореза гидроксида меди-кальция:

5.Опишите клинические этапы обтурации корневых каналов с использованием системы «Термафил».

6.Составьте ситуационную задачу по теме.

7.Опишите этапы формирования каналов по технике «CraunDown»

8.Ответить на вопросы тестирования

 

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Бо­ров­ский Е.В. Ка­ри­ес зу­бов. – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008.

2. Бо­ров­ский Е.В., Жо­хо­ва Н.С. Эн­до­дон­ти­че­ское ле­че­ние (по­со­бие для вра­чей). – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2009.

3. Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на,2008.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.