Социальная политика в трансформационной экономике и белорусская модель социально-экономического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальная политика в трансформационной экономике — это комплекс социально-экономических мер государства, пред­приятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.

Главная цель социальной политики при переходе к рыноч­ной экономике — создание для каждого трудоспособного граж­данина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосо­стояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности со­циальной поддержки со стороны государства слабо защищен­ных групп населения.

Современный подход к вложениям в социальную сферу зак­лючается в том, что инвестиции в человека, человеческий капи­тал наиболее эффективны, что качество человеческого потен­циала — важнейший фактор экономического прогресса и по­вышения уровня социально-экономического развития госу­дарства. Если сгруппировать все страны по уровню экономиче­ского развития, то порядок их расположения будет находить­ся в прямой зависимости от качества человеческого потенциа­ла. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень ор­ганизации, культуры и производительности труда также яв­ляются производными от него. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу.

В основу новых подходов формирования социальной поли­тики положен важнейший принцип «от социального иждивен­чества к социальным гарантиям», означающий, прежде всего, защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жиз­ненным стандартам, гарантию личной безопасности граждан в обществе.

В социальной политике Беларуси на современном этапе выде­ляется ряд приоритетных направлений: регулирование доходов и занятости, социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых его слоях, развитие социальной сферы.

Одновременно происходит изменение методов социальной политики с ориентацией не столько на выдачу различного рода пособий, сколько на стимулирование доходов населения. Пре­жде всего социальная политика государства направлена на по­вышение трудовой мотивации и стабилизацию уровня жизни своих граждан, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа.

При переходе к рыночной экономике республике приходит­ся решать проблему уменьшения отрицательных последствий реформ для социально уязвимых слоев населения (многодетные семьи, пенсионеры и др.). Важнейший вопрос заключается в том, каким образом преобразовать существующую систему со­циальной защиты с тем, чтобы помочь указанным группам граждан преодолеть этот период.

В условиях переходной экономики и с приобретением Бела­русью государственной самостоятельности перед системой со­циальной защиты встали серьезные проблемы. Некоторые га­рантии (например, всеобщей занятости) изменили свое реаль­ное содержание. Поэтому был принят ряд законов, необходи­мых для создания системы социальной защиты: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите граж­дан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гаран­тиях в области оплаты труда», «Об индексации денежных до­ходов населения с учетом инфляции», «О пенсионном обеспе­чении граждан» и др.

Основная цель социальной защиты — поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагопри­ятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты в Беларуси предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе (до 2005 г.) основными мерами являлись: усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, по­вышение эффективности социальных программ и целенаправ­ленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту. На втором этапе (после 2005 г.) должно быть завершено реформирование системы, предусматривающее ее разделение на две организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное  страхование и социальная помощь.

Реализуемая в республике Концепция реформы системы пенсионного обеспечения предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на получение пенсий, соз­данию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан. Первоочередными мерами являются:

• обеспечение соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;

• разработка эффективного механизма исчисления и пере­расчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;

• содействие развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателя и самих работников при усилении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов;

• снятие ограничений на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующих установлению их прямой зависимости от трудового вклада, осуществление регулирования максимального размера пенсии путем установления предельно­ го заработка, с которого взимаются страховые взносы.

В конечном счете предполагается создание комбинирован­ной пенсионной системы, построенной на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень со­ставят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государст­венного бюджета лицам, которые не приобрели права на пен­сию в системе государственного (социального) пенсионного страхования. Второй уровень будет предусматривать обязатель­ное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий за счет текущих страховых взносов). Третий уровень (дополни­тельные профессиональные пенсионные системы) будет базиро­ваться на накопительных принципах.

При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К ее основным чертам относятся:

• значительная регулирующая роль государства;

• принцип постепенности, эволюционности преобразований;

• сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти;

• четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;

• социальная направленность производимых реформ;

• активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. Вместе с тем можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:

• либерализация экономики;

• реформирование отношений собственности;

• стабилизация экономики;

• реструктуризация (структурная перестройка) экономики;

• интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.