Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель Манделла – Флеминга, предложенная в начале 60-х годов профессором Колумбийского университета (США) Робертом Манделлом и сотрудником Международного валютного фонда (МВФ) Маркусом Флемингом. Модель была разработана для режима фиксированных валютных курсов, однако она абсолютно применима и для режима плавающих валютных курсов. Модель Манделла-Флеминга представляет собой модель кейнсианского типа, она разработана на основе модели IS-LM и исследует условия установления двойного равновесия в краткосрочном периоде. Точно так же, как модель IS-LM позволяет выяснить условия установления внутреннего равновесия и оценить эффективность различных видов политик в закрытой экономике, модель Манделла-Флеминга используется для оценки последствий монетарной, фискальной и внешнеторговой политики в условиях открытой экономики. С этой целью необходимо дополнить модель IS-LM кривой равновесия платежного баланса (ВР – balance of payments ). Платежный баланс находится в равновесии, если сумма сальдо счета текущих операций (NX – net export) и сальдо счета движения капитала (CF – capital flows) равна нулю.
BP = NX + CF = 0
Модель Манделла-Флеминга, или модель малой открытой экономики (МОЭ), представляет собой развитие модели IS-LM применительно к экономике, которая является достаточно «малой», для того чтобы оказывать какое-либо существенное влияние на мировой финансовый рынок (ставку процента), и «открытой» в том смысле, что капитал (в страну или из страны) движется достаточно свободно (приближая внутреннюю ставку процента к мировой).
Существенных отличий от модели IS – LM несколько. Во-первых, ставка процента является неизменной и равна мировой (горизонтальная линия iw). Во-вторых, положение линии IS зависит от уровня валютного курса (который в модели IS – LMкак параметр не фигурирует в явном виде). Повышение валютного курса (ВК) приводит к сдвигу линии IS влево (сокращается чистый экспорт), и наоборот.
Для того чтобы понять, почему все три линии на рис. 11.3 пересекаются в одной точке, отметим следующее. Уровень ставки процента (точнее, возможное отклонение внутренней ставки от мировой) в МОЭ тесно связан с валютным курсом. При заниженном уровне внутренней ставки происходит «бегство капитала»; это означает, что резиденты страны вкладывают свои денежные средства в иностранные активы. Причем в данном случае не имеет значения, какие именно: акции, облигации, краткосрочные государственные ценные бумаги или другие. Главное, с точки зрения нашего анализа, заключается в том, что увеличивается спрос на иностранную валюту. Следовательно, снижается ВК, и товары и услуги, производимые в данной стране, становятся дешевле для иностранцев. Поэтому возрастает чистый экспорт, линия IS сдвигается вправо, внутренняя ставка возрастает, и наоборот.
Таким образом, внутренняя ставка процента в МОЭ равна мировой, а валютный курс при данном уровне процентной ставки (если отвлечься от эффектов, связанных с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, которые рассматриваются ниже) также имеет единственное равновесное значение. В связи с этим модель Манделла-Флеминга часто представляется не в системе координат «уровень дохода – ставка процента», а в системе «доход – валютный курс» (см. рис. 10.4). Такое представление является, как мы убедимся ниже, более удобным для исследования МОЭ.
Линия LM на рис. 10.4 является вертикальной потому, что внутренняя процентная ставка совпадает с мировой. Линия IS наклонна потому, что при снижении обменного курса возрастает чистый экспорт, а, следовательно и уровень дохода (Y), и наоборот.
33. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности. Основные направления рыночных преобразований и их особенности в РБ.
В первую очередь определимся с самим понятием трансформационной (переходной экономики, иногда называемой транзитивной). В большинстве учебников это понятие определено как промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений.
В трансформационной экономике, в отличие от любой «ставшей» зрелой экономики, важнейшее значение имеет не простое функционирование сложившихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов. Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Конкретизация анализа переходных процессов обнаруживает, что истории известны несколько типов переходной экономики, которые различаются по масштабу и характеру процессов.
По масштабам переходных процессов подразделяют локальную и глобальную переходные экономики. Локальная переходная экономика характеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдельной стране. В основе ее лежит особенность развития каждой экономики под воздействием известных факторов, вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран. В локальной переходной экономике как бы воплощается единство общего и особенного в переходных процессах. Локальная переходная экономика при классификации типов переходной экономики по масштабам является ее исходным типом.
Глобальная переходная экономика характеризует единый процесс изменений или в масштабах всего мирового хозяйства, или в рамках цивилизации (восточной, западной). Конечно, на развитие глобальных переходных процессов определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. Глобальные процессы развиваются и под действием самостоятельных (глобальных) факторов, в частности углубления общественного разделения труда, ведущего к интернационализации обмена и производства.
Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества. Так, человечество в I тысячелетии до н.э. совершило переход от единой цивилизации к двум (восточной и западной). В настоящее время действуют тенденции к возникновению в будущем вновь единой мировой цивилизации.
Учет тенденций в рамках глобальной переходной экономики ускоряет переходные процессы на локальном уровне.
По характеру переходных процессов выделяют также два типа переходной экономики:
•естественно-эволюционный; выражает естественный ход исторической эволюции;
•реформаторско-революционный; состоит в известном регулировании процессов в определенном направлении на основе сознательно разработанных программ реформирования общества. Можно говорить о переходной экономике реформаторско-эволюционного типа применительно к опыту применения программы Л. Эрхарда(1897—1977) в послевоенной Германии.
Возможно и некое переплетение двух типов переходной экономики в том смысле, что определенная сознательно осуществляемая акция (реформа) открывает путь ускорению естественной эволюции. Такую роль, например, призвана была сыграть российская реформа 1861 г., направленная на ускорение перехода от традиционной экономики к капиталистической, рыночной. Как бы продолжением ее была реформа ПА. Столыпина (1862—1911). Аналогичное воздействие на эволюцию в принципе оказывают и социально-политические революции.
Переходная экономика в ряде бывших социалистических стран представляет собой некую смесь элементов (отношений, связей, институтов) централизованной и современной рыночной систем. Сюда иногда добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
В настоящее время экономика Республики Беларусь, также как и других бывших социалистических стран Восточной и Центральной Европы, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена коренными недостатками так называемой социалистической экономики. К ним относятся: всеобщее огосударствление экономической жизни общества, монополизм государства в экономике, политике, социальной сфере, идеологии; деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления; господство предприятий-монополистов в производстве; скрытая безработица; уравнительное распределение; административный рынок с выхолощенными товарно-денежными отношениями; всеобщий дефицит; отсутствие материальной заинтересованности в повышении производительности труда, снижении себестоимости, расширении ассортимента товаров, качественной работе, во внедрении достижений НТР.
Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому Республика Беларусь, как и подавляющее большинство бывших социалистических стран взяла курс на переход к рыночной экономике, в результате чего у нее сложилась особая трансформационная (переходная) экономика. Трансформационная (переходная) экономика – экономика стран переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе основанной на рыночных принципах.
Трансформационный (переходный) период – это время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Для нашей экономики переходный период – это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж командно-административной системы, и формируются основы рыночной экономики. Этот переход для постсоциалистических стран имеет одно избранное направление – социально ориентированная рыночная экономика.
Социальная ориентация рыночной экономики - процесс повышения социальной эффективности экономики, усиления ее социальной составляющей, проявляющийся в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на социальные цели, а производство подчиняется потребителю.
Сущность трансформационной (переходной) экономики заключается в том, что она представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем.
Содержанием трансформационной (переходной) экономики постсоциалистических стран является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации.
К настоящему времени сложилось несколько концепций трансформации командной экономики.
Первая стратегия, получившая название «шоковая терапия», основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция — поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.
В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:
• одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;
• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:
во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;
во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;
в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
Сущность второго направления – постепенное создание рыночных отношений. Данная концепция предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики, с сохранением многих старых структур. Основная роль в рыночных преобразованиях в этой концепции отводится государству.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.
2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.
3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае — 24,1% (1994 г.).
6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
К основным направлениям рыночных преобразований относятся:
Либерализация экономики, которая означает отказ от государственного установления цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой, в том числе и в Беларуси, после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Поэтому правительства этих стран вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации.
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства призвана устранить резкие колебания освобожденных цен и сформировать устойчивые финансовые отношения.
Как правило, в переходной экономике существуют два сценария осуществления антиинфляционной финансовой стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный подход представляет собой совокупность мероприятий, включающих максимально возможное применение рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса в качестве "якоря" для поддержания уровня цен. Упор делается на свободные цены при ограничении роста зарплаты, либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках. Осуществляется сокращение дефицита госбюджета как путем уменьшения государственных расходов на социальные цели, управление, оборону и пр., так и путем увеличения доходной базы бюджета в результате ужесточения налоговой политики. Одновременно проводится политика "дорогих денег". Когда эти мероприятия осуществляются правительством быстро и последовательно, они называются шоковой терапией. Ортодоксальный подход, таким образом, отводит важную роль жесткой и последовательной политике снижения инфляционных ожиданий.
Гетеродоксальный подход упор делает на политику стабилизации цен и доходов, хотя может также включать монетарную политику и стабилизацию обменного курса. В этом случае временно замораживаются цены и доходы, то есть появляется еще один "якорь" финансовой стабилизации. Практика показывает, что подобные программы очень эффективны в борьбе с инфляцией, особенно на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации. Вместе с тем они дают и негативные результаты: "замороженные" цены лишают стимула развитие производства, дезориентируют рыночный механизм, лишая его ценовых импульсов и оценок.
Структурная перестройка народного хозяйства, которая включает переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Формирования рыночных институтов. Это направление включает:
развитие институтов, обеспечивающих права собственности, договорные отношения, создание компаний, защиту инвесторов, осуществление процедур банкротства, конкурентную среду и др.;
создание и совершенствование компетентной и надежной системы судопроизводства и таких специализированных органов, как комиссии по ценным бумагам и антимонопольным службам;
формирование и развитие системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды рискового капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
совершенствование системы государственного управления; преобразование структуры органов управления с учетом трансформации форм и методов регулирования экономики.
Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство, которая включает экономическую интеграцию в рамках СНГ.
К другим направлениям относятся: ограничение прямого вмешательства государства в экономику, демонополизация экономики; введение института частной собственности; развитие рынка товаров и услуг, финансового рынка, рынка труда; формирование рыночной инфраструктуры
При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о «белорусской модели» социально ориентированной рыночной экономики.
К особенностям белорусской модели относятся:
- значительная регулирующая роль государства;
- принцип постепенности, эволюционности преобразований;
- создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти;
- четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;
- сильная социальная направленность идущих реформ;
- активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.
Реформирование экономики Республики Беларусь сейчас идет по нескольким направлениям, включающим: 1) реорганизацию управления государственными предприятиями; 2) разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности; 3) создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности; 4) поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования; 5) создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций.
Официально провозглашенной политической властью целью реформирования народного хозяйства Беларуси является построение социально ориентированной рыночной экономики. В основу ее построения положены общепризнанные подходы: 1) создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан; 2) создание системы сильной социальной защиты; 3) обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; 4) развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; 5) равное и единое отношение ко всем формам собственности; 6) развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; 7) создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; 8) проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; 9) обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.
Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития. В период до 2020 г. предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 317.