Экономическая теория предложения – набор теоретических положений, возникших на базе неоавстрийской школы, теории предельной эффективности факторов производства и монетаризма, основанных на том, что эффективное распределение и использование ресурсов является важнейшим фактором роста национального производства как в кратко, так и в долгосрочном периоде, а потому особое внимание уделяется виду и положению долгосрочной функции агрегированного предложения факторов производства.
Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, представители теории предложения выделяют:
1) меры по стимулированию текущего объёма производства;
2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.
К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению "налогового клина" через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и пр.
Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.
Теория предложения изучает влияние бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение, а, следовательно, и на эффективность распределения и использования факторов производства, инфляцию, безработицу, стагфляцию, процесс накопления капитала и экономический рост.
Так, по мнению сторонников теории предложения, причинами роста безработицы, являются увеличение налога на заработную плату; выплата пособий по безработице или предоставление других государственных трансфертов, ослабляющих стимулы к труду у занятого населения и уменьшающих стремление незанятого к поиску работы.
Причиной инфляции, с точки зрения представителей теории предложения могут стать: высокие налоги на факторы производства, снижающие эффективность их использования и распределения между конкурирующими областями; высокий налог на прибыль корпораций, снижающий интенсивность накопления капитала в частном секторе; действия государства, вызывающие неожиданные колебания издержек производства (финансовые санкции, требования вкладывать капитал в очистительные сооружения и т.д.). В результате экономические субъекты сталкиваются с дополнительным налогом – инфляционным налогом, поступающим в доход государства в виде суммы налоговых платежей, умноженной на темп инфляции.
Сторонники теории предложения считают, что причиной замедления темпов экономического роста является дефицит сбережений.
Таким образом, экономика предложения представляет собой область экономического анализа, которая изучает производственный потенциал экономики и на этой основе разрабатывает меры по увеличению запасов факторов производства и повышению гибкости рынков этих факторов. Эти меры направлены на то, чтобы обеспечить максимально возможный объем выпуска при данном уровне совокупного спроса.
Исследования сторонников экономики предложения привели:
1. к осуждению деятельности профсоюзов на рынках труда, которая уменьшает потенциальный уровень занятости и служит причиной инфляции издержек;
2. к осуждению некоторых систем по социальному обеспечению, которые, по их мнению, уничтожают стимулы для безработных к поиску низкооплачиваемой работы;
3. к осуждению системы прогрессивного налогообложения, которая уничтожает стимулы для зарабатывания большего дохода ( кривая Лаффера).
Вместо политики управления спросом, или стабилизационной политики сторонники экономики предложения рекомендуют государству проведение политики по управлению предложением. Эта политика включает в себя следующие меры:
Ø Уменьшение налогообложения для увеличения доли работающих в общей численности населения.
Ø Реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду и принятию рисков.
Ø Стимулирование мобильности рабочей силы.
Ø Программы по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций.
Ø Обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда.
Ø Помощь самостоятельно занятым для поднятия культуры предпринимательства.
Ø Финансовое стимулирование инвестиций в здание и оборудования, а также инвестиций в технологию.
Ø Стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала.
Ø Приватизация и сокращение государственного контроля над промышленностью (дерегуляция) для повышения эффективности промышленного производства.
Ø Содействие региональной политики.
Эти и другие подобные меры, по мнению их разработчиков, способствуют повышению темпов экономического роста и, следовательно, снижению уровня безработицы (прежде всего структурной) без инфляции.
Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера. А. Лаффер считал что, по мере роста ставки налога от 0% до 100% налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в т. А при t=a, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а следовательно сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.
24. Стабилизационная политика: государственное регулирование занятости, антиинфляционная политика. Особенности стабилизационной политики в РБ.
Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики, целью которой является поддержание общего экономического равновесия при полной занятости, устойчивого роста экономики.
Совокупность целей стабилизационной политики может быть представлена графически так называемым «золотым четырехугольником» (рис. 7.18).
По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны. Так, кривая Филлипса в коротком промежутке времени показывает возможность замены между темпом инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики. Взаимодополняемыми, как правило, являются рост национального дохода и занятость.
Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживания колебания экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.
Политика стабилизации - это государственная политика по поддержанию производства на уровне потенциального ВВП.
Пусть первоначально экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия. Предположим, в экономике ожидается кризис, что означает рост безработицы и падение доходов широких слоев населения. В таких условиях люди, как правило, увеличивают свои сбережения, сокращая текущие расходы. В результате кривая совокупного спроса уходит влево из положения AD0 в положение AD1 (рис. 4):
Рис. 4. Стабилизационная политика в условиях падения совокупного спроса
При этом краткосрочную кривую совокупного предложения (SRAS0) мы полагаем горизонтальной, т.е. используем кейнсианскую кривую совокупного предложения. Это оправданно, поскольку цены на ресурсы, соответственно и на готовую продукцию – товары, обычно весьма устойчивы к понижению. В частности ставки заработной платы определяются ранее заключенными договорами и не могут быть произвольно понижены предпринимателями. Но раз затраты на единицу выпуска не уменьшаются, предпринимателям трудно понизить цены на свою продукцию. В результате на сокращение спроса на товары фирмы отвечают не снижением цен, а уменьшением ВВП.
Таким образом, на рис. 4 при уменьшении совокупного спроса краткосрочное макроэкономическое равновесие достигается в т. Е1. Это означает падение ВВП (с до Y1) при постоянных ценах (Р0), т.е. ожидаемый кризис становится реальностью. Таким образом, в экономике ожидания обладают материальной силой: если все чего-то ждут, то это, скорее всего, и происходит.
Надо учесть, что в условиях кризиса ресурсы используются не полностью. Избыток неиспользуемых ресурсов, в конце концов, приведет к падению цен на них. Высокая безработица, в частности, окажет понижательное воздействие на заработную плату занятых. Снижение цен на ресурсы постепенно приведет и к уменьшению цен на готовую продукцию. Таким образом, в длительной перспективе цены начнут снижаться, что отражается в сдвиге краткосрочной кривой совокупного предложения вниз из положения SRAS0 в положение SRAS1. И в конце концов (очень не скоро) экономика вернется к потенциальному ВВП при более низких ценах (P1), т.е. долгосрочное равновесие будет достигнуто в т. Е2.
Государственная политика стабилизации состоит в том, чтобы, не дожидаясь этого, стимулировать совокупный спрос методами кредитно-денежной либо бюджетно-налоговой политики. В частности государство может увеличить свои расходы или снизить налоги или увеличить денежную массу в экономике. Все эти меры приведут к росту совокупного спроса. Следовательно, кривая совокупного спроса вновь сместится вправо и быстро вернется в первоначальное положение (AD0), что приведет к сохранению производства на уровне потенциального ВВП при прежних ценах.
Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, что затраты фирм резко возросли при прежних объемах выпуска, например, из-за роста цен на топливно-энергетические ресурсы или повышения заработной платы. В ответ фирмы повышают цены, и краткосрочная кривая совокупного предложения уходит вверх из положения SRAS0 в положение SRAS1 (рис. 5):
Рис. 5. Стабилизационная политика в условиях роста затрат
Изменение цен на ресурсы не затрагивает совокупный спрос. Соответственно кривая AD остается прежней (AD0). Таким образом, краткосрочное равновесие смещается из т. Е0 в т. Е1. В коротком периоде падает реальный ВВП (с до Y1) наряду с ростом цен (с Р0 до Р1), т.е. имеет место стагфляция. Стагфляция – это сочетание падения ВВП и инфляции.
Государство может ответить на это стимулированием совокупного спроса, дабы сместить кривую AD вправо из положения AD0 в положение AD1. Тогда макроэкономическое равновесие перейдет в т. Е2, т.е. производство быстро вернется к своему потенциальному уровню, но придется мириться с более высокими ценами.
Стабилизационная политика включает фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику. Фискальная политика регулирует налогообложение и государственные расходы, а кредитно-денежная – предложение денег. Для получения эффекта от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности.
Экономическая политика может проводиться двумя путями: это стратегия активизма или установление долгосрочных правил экономической политики.
Активистской политики придерживаются кейнсианцы, считающие необходимым проведение стабилизационной политики для достижения эффективности национальной экономики.
Неоклассики считают проведение стабилизационной политики бесполезным, поэтому они предлагают второй путь – установление долгосрочных правил экономической политики.
В отличие от кейнсианцев монетаристы и неоклассики видят причину нестабильности именно в проведении экономической политики. Для достижения экономического равновесия по мнению монетаристов и неоклассиков необходимы устойчивые и долгосрочные правила.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 364.