Роль государства в трансформационной экономике. Трансформационный кризис и его особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В переходной экономике государство, прежде всего, обеспечивает институционально-правовую основу развития рыночных отношений. Это его первая функция. При социализме частная собственность на средства производства и коммерческая деятельность были запрещены. Поэтому переход к рыночной экономике начинался с создания нормативно-правовых актов, дающих право на существование частной собственности и субъектов рынка, определяющих условия заключения и выполнения контрактов и общие основы внешнеэкономической деятельности и т.д. Далее разворачивается процесс самозарождения рыночных институтов. Возникнув как класс, частные собственники лоббируют принятие необходимой для развития предпринимательства правовой базы, создают недостающие рыночные институты (коммерческие банки, страховые организации, биржи и др.). Трансформация экономик в переходных странах проходила как интеграция спонтанных и направляемых изменений.

Вторая функция государства – ликвидация или компенсация негативных эффектов, вызванных несовершенством (провалами, несостоятельностью) рынка, и удовлетворение потребностей в той части общественных благ, которые рынок произвести не может.

В результате трансформационного спада финансовые возможности государства сокращаются. В то же время для развития активности предпринимателей и предотвращения развития теневой экономики приходится снижать налоговую нагрузку на экономику. Во всех постсоциалистических странах необходимо изыскивать ресурсы для модернизация производства. Поэтому в переходный период вводятся более жесткие критерии отнесения благ к неисключаемым из общественного потребления. Становятся платными, например, отдельные услуги образования, здравоохранения, отдельные автодороги.

Есть общественные блага, которые не относятся к общественным по определению, но рынки тоже не в состоянии обеспечить их удовлетворение даже в случаях, когда издержки этих благ ниже их цены (проблема неполноты рынков). Государство в этих случаях берет на себя финансирование потребления таких благ. К этим благам относятся, например, страхование вкладчиков от потерь в случае банкротства банков, страхование от наводнения, пожаров и т.д.

Существуют два способа минимизации негативных эффектов рыночной деятельности. Первый способ – принятие административных мер по отношению к тем субъектам рынка, чья деятельность порождает отрицательные экстерналии. Например, устанавливаются квоты на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду и штрафы за их превышение. Близко к административным мерам и введение налогов на виновников негативных эффектов. Второй способ – государство способствует созданию рыночных механизмов для борьбы с внешними негативными эффектами.

К примеру, создается рынок прав на причинение внешних издержек, на котором объектом купли – продажи выступают государственные лицензии на сброс отходов. Фирмы, купившие такие лицензии, но не использовавшие их полностью, могут перепродать их другому производителю, который не укладывается в разрешенные ему пределы выбросов. На практике, например, в США уже ряд лет действует рынок на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате удалось снизить загрязнение атмосферы на 40%.

С другой стороны, государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. Оно субсидирует образование, здравоохранение, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывает все общество в целом.

Важными государственными задачами в рыночной экономике являются: защита конкуренции и борьба с монополиями; сглаживание асимметричности информации (контроль за качеством товаров и услуг, препятствие распространению вводящей в заблуждение рекламы, контроль за достоверностью предоставляемой фирмами информации и т.д.)

Третья задача государства – осуществление макроэкономической (стабилизационной) политики и обеспечение условий долгосрочного экономического роста. Содержанием макроэкономической политики на этапе стабилизации экономики является достижение стабильности общего уровня цен и валютного курса, производства и занятости. Стабилизация экономики является важным начальным этапом трансформации, потому что реформы начинаются в состоянии кризиса и сопровождаются, как правило, трансформационным спадом.

Постсоциалистические страны начали свой переход к рынку в условиях тяжелых финансовых кризисов. Наиболее сложная ситуация сложилась в СССР. Бюджетный дефицит в СССР в 1989 г. составил 8,7 % ВВП. У населения скопились значительные денежные сбережения, которые не были обеспечены товарным покрытием. Особенно быстро они выросли в последние годы существования СССР: с 69 % годового объема розничных продаж в 1985 г. до 90 % в 1990 г. Люди стояли по нескольку лет в очередях, чтобы купить автомобиль или холодильник. На поддержку нежизнеспособной экономической системы в последние годы ее существования были растрачены золотовалютные резервы страны и сделаны значительные внешние заимствования (около 70 млрд долл.).

Либерализация внутренних цен в условиях товарного дефицита и денежного навеса переводит подавленную инфляцию в открытую и вызывает быстрый рост цен, производство и занятость падают. В этих условиях главной задачей стабилизации становится обуздание инфляции. Методы и темпы подавления инфляции зависели от выбора страной постепенной, градуалистской концепции перехода к рынку или «шоковой терапии». Польша первой применила радикальную стабилизационную политику. Цены одномоментно стали свободными; сразу же стала проводится жесткая кредитно-денежная политика; установлен положительный реальный процент на кредит; с помощью жесткой политики доходов был ограничен рост заработной платы; польский злотый на некоторое время был привязан к американскому доллару. Вслед за Польшей радикальную стабилизационную программу провела Чехия и страны Прибалтики.

В странах СНГ сохранялись большие бюджетные дефициты, продолжалась денежная эмиссия, вызывавшая гиперинфляцию. В этих условиях нельзя было добиться стабилизации валютных курсов. Лишь после финансового кризиса 1998 г. в России была осознана необходимость радикальной политики стабилизации.

Инфляция была высокой и устойчивой в большинстве стран. Обесценились сбережения населения, было подорвано доверие к национальным валютам и произошла долларизация экономик. Инфляция стала инструментом обогащения отдельных слоев населения, имевших доступ к кредитам. Но в тех странах, которые проводили радикальную стабилизационную политику, длительность инфляции и ее разрушительные последствия для экономики были меньше.

Функции государства не могут ограничиться обеспечением только макроэкономической стабильности. Для обеспечения долгосрочного экономического роста и предотвращения угроз, которые могут возникнуть в будущем, необходима реализация ряда долгосрочных проектов. Но предприниматели в странах с переходной экономикой не станут инвестировать в проекты, срок окупаемости которых превышает 7–10 лет. Они не будут, к примеру, строить атомные станции, причалы и другие объекты инфрастуктуры, не станут финансировать фундаментальные научные исследования. Реализация таких проектов остается прерогативой государства.

Реформирование государства. Ключевыми задачами постсоциалистической трансформации являются: изменение положения государства как субъекта экономических отношений и переосмысление его функций; приведение их в соответствии с принципами рыночного хозяйствования, в частности, искоренение «клановых» методов согласования интересов и неформальных отношений; уменьшение роли органов исполнительной власти в процессе принятия решений о перераспределении прав собственности и повышении роли судебных органов.

В переходных странах, где демократические институты еще не развиты и не способны контролировать действия органов власти, удовлетворение экономических интересов крупных частных собственников и бюрократии может произойти за счет интересов других слоев общества. В этом случае бюрократия становится незаинтересованной в углублении реформ и они тормозятся, страна попадает в ловушку незавершенных реформ. Коррумпированная бюрократия противодействует реальной либерализации экономики. Поэтому одна из задач, которую должны решать сторонники рыночной трансформации, – это усиление способности государства к преобразованиям, в частности, способности изолироваться от лоббирования клановых интересов и обслуживать потребности людей.

Для устранения коррупции необходимы, прежде всего: разделение властей и политическая конкуренция; дерегулирование бизнеса и либерализация экономики; законы прямого действия; отделение власти от бизнеса и изменение функций чиновников (они должны заниматься проведением в жизнь законов, а не вмешиваться в хозяйственную жизнь предприятий). В то же время следует установить высокие зарплаты высшим должностным лицам (с целью избавления от коррупции).

Заслуживает внимания опыт Сингапура, искоренившего коррупцию в государственном аппарате. Ли Куан Ю, творец «сингапурского чуда», считает, что для искоренения коррупции необходимы три условия: 1) высшие лидеры страны должны быть примером моральных стандартов; 2) неизбежность наказания; 3) зарплаты высших руководителей должны соответствовать рыночному уровню. С этой целью оклады министров и высших руководителей устанавливаются на уровне доходов 10% самых высокооплачиваемых людей в стране.

Практика борьбы с коррупцией во многих странах мира выработала ряд мер противодействия ей, которые следует учитывать реформаторам.

Трансформация экономик завершилась успехом с странах ЦВЕ, за исключением Румынии и Болгарии, и в Прибалтике. Решающими факторами успеха, как показывает межстрановый регрессионный анализ, стали решительная либерализация цен и дерегулирование внешнеэкономической деятельности. Приватизация и подавление высокой инфляции также содействовали переходу к экономическому росту. Это были главные реформы. И чем глубже они проводились, тем успешнее формировались институты рынка. 

Длительный период, необходимый для достижения конечных целей стратегии реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси:

Первый этап (2001–2005 г.г.). На этом этапе предусматривается завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.

Второй этап (2006–2015 гг.) – этап активной структурной перестройки и модернизации экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Третий этап (после 2015 г.) – формирование основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства.

 Важнейшей функцией государства в переходный период является законотворческая деятельность. В Республике Беларусь принят целый пакет новых законов, устанавливающих «правила игры» на рынке: Гражданский кодекс, антимонопольный закон, законы о предпринимательстве, собственности, разгосударствлении и приватизации, занятости, труде, защите прав потребителя, социальной защите населения, валютном регулировании и др.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 220.