1. Рациональность потребителя и свобода выбора.
Основные категории: Полная и ограниченная рациональность. Социально-экономические последствия ограничения свободы выбора потребителя. Иерархия потребностей (физиологические, потребность в безопасности, социальные, потребность в уважении, потребность в саморазвитии). Закон возвышения потребностей.
2. Основные постулаты теории потребительского поведения.
Основные категории: Общая и предельная полезность блага. Убывающая предельная полезность. Ценность блага. Множественность видов потребления. Ненасыщенность. Транзитивность. Субституция. Товар Гиффена.
3. Особенности потребительского спроса.
Основные категории: Функциональный и нефункциональный спрос. Социальный, спекулятивный, нерациональный спрос. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена.
Рекомендуемая литература: [6], гл. 4; [2], гл. 5; [8], гл. 5/6; [10], гл. 16; [7], гл. 5; [11], гл. 6.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?
2. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?
3. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы и наоборот?
4. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?
ТЕМА 2.4. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
1. Рынок совершенной конкуренции.
Критерии оценки типов рыночных структур. Методы ценообразования в условиях рынка совершенной конкуренции.
2. Рынок несовершенной конкуренции.
Основные категории: Чистая монополия. Неэластичность предложения монополиста. Экономическая и административная монополии. Естественные монополии. Границы монопольной власти. Монопольная прибыль. Ценовая дискриминация. Монопсония. Дуополия. Олигополия (чистая и дифференцированная). Монополистическая конкуренция. Индивидуализация продукта, дифференциация товаров. Барьеры входа в рынок: патенты, лицензии, собственность на невоспроизводимые редкие ресурсы, эффект масштаба и др. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Ценовая (война цен) и неценовая конкуренция (реклама, до- и послепродажное обслуживание, совершенствование качества товара и др.).
3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
Основные категории: Антитрестовские законы.
Рекомендуемая литература: [8], гл. 4; [6], гл. 6-7; [2], гл. 5; [10], гл. 7; [11], гл. 4; [9], гл. 7.
Контрольные вопросы
1. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики?
2. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции?
3. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция?
4. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?
ТЕМА 2.5. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ
1. Важнейшие экономические агенты рыночной экономики.
Основные категории: Теории фирмы: технологический и институциональный подходы. Производственная функция. Организационные структуры бизнеса, их преимущества и недостатки. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике.
2. Понятие издержек и их классификация.
Основные категории: Марксистская и маржиналистская теории издержек. Явные и неявные издержки фирмы. Мобильность факторов производства. Общие, валовые, постоянные, предельные, переменные, средние издержки фирмы: взаимосвязь и взаимообусловленность. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы. Эффект масштаба. Закон убывающей отдачи (возрастания затрат). Пути снижения издержек производства и увеличения прибыли.
5.Экономическая и бухгалтерская прибыль фирмы.
Основные категории: Функции прибыли. Предельный доход и предельные издержки фирмы. Предельный продукт. Равновесие фирмы. Показатели работы фирмы. Использование и распределение ресурсов фирмой. Рыночный спрос на ресурсы и факторы, влияющие на него. Эластичность спроса на ресурсы.
Рекомендуемая литература: [10], гл. 12, 15; [2], гл. 9; [6], гл. 6; [8], гл. 9; [11], гл. 9; [7], гл. 10.
Контрольные вопросы
1. Что такое фирма? Приведите примеры фирм. Можно ли назвать частнопрактикующего юриста фирмой?
2. Для получения максимальной прибыли необходимо продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему?
3. Фирма, производящая себе в убыток, должна обязательно сразу закрываться. Всегда ли это верно?
4. Что означает максимизация прибыли?
РАЗДЕЛ III . МАКРОЭКОНОМИКА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 305.