Совокупность денежных ресурсов, мобилизуемых для содержания государства, получила название «государственные финансы».
Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в данной стране.
Государственные финансы выполняют следующие функции: оборонную — финансирование армии, полиции и т. д. ;
экономическую — финансирование регулирующей деятельности государства в экономике (управление государственным сектором, программирование и т. п. ^социальную — поддержка малоимущих слоев населения, финансирование пособий по безработице, инвалидам и больным; экологическую — субсидии экономическим субъектам для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих вредное воздействие на природу.
Государственные финансы в современных условиях состоят из четырех звеньев: государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет него содержится армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. Местные финансы — финансы местных органов власти, которым центральное правительство выделяет помощь из государственного бюджета в виде субсидий и субвенций. Финансы государственных предприятий — финансы предприятий, находящихся в государственной собственности. Специальные правительственные фонды —денежные фонды, предназначенные для финансирования решения общенациональных задач (строительство дорог, приоритетные научные исследования).
Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.
Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически
Государственный долг - это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета. Различают внутренний и внешний долг государства.
Внутренний долг - это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства - это долг перед резидентами.Внешний долг - это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг - это долг перед нерезидентами
1. Финансы и финансовая система как индикатор национальной экономики.
Формирование и использование финансов государства: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, доходная и расходная части финансов населения. Функции финансовой политики: распределительные и контрольные.
2. Фискальная политика государства.
Инструменты фискальной политики: государственные расходы, трансферты, система налогообложения. Виды фискальной политики: стимулирующая, сдерживающая, дискреционная и автоматическая.
3. Государственный долг и обслуживание бюджетного дефицита.
Концепции регулирования бюджетного дефицита: концепция ежегодного балансирования; концепция циклического балансирования; концепция функциональных финансов.
Рекомендуемая литература: [2], гл. 22; [10], гл. 36; [11], гл. 35; [7], гл. 16; [9], гл. 36; [1], гл. 16.
Вопросы для самопроверки
1. За счет чего финансируется дефицит госбюджета?
2. Что относится к косвенным налогам?
3. Что такое стимулирующая фискальная политика?
4. Назовите основные статьи доходов и расходов госбюджета.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.