Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки: во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Во-вторых, это — монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур. В-третьих, это — монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства. И, наконец, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.
Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизводственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная, прогностическая, регулирующая.
1. Необходимость государственного вмешательства в экономику.
Основные категории: «Провалы» рынка: монополия, несовершенная (асимметричная) информация, внешние эффекты (положительные и отрицательные), общественные блага, цикличность развития. Чистое общественное благо. Проблема «безбилетника». Неравное распределение доходов.
2. Государственное регулирование экономики
Основные категории: Субъекты регулирования. Сущность регулирования. Объекты госрегулирования (экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи).
3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.
Основные категории: Административные средства. Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные. Ускоренная амортизация. Государственный сектор. Внешнеэкономическое регулирование. Государственное экономическое программирование. Государственная политика ценообразования.
Рекомендуемая литература: [2], гл. 15,17; [6], гл. 13; [8], гл. 11; [10], гл. 8; [11], гл. 10; [7], гл.
Вопросы для самопроверки
1. Почему необходимо государственное вмешательство в экономику на макроуровне?
2. Какие процессы относят к провалам рынка?
3. Что такое общественные товары?
4. Возрастает ли роль государства в странах с переходной экономикой?
РАЗДЕЛ III . МАКРОЭКОНОМИКА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.