Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Эта идея о деньгах как договоре безраздельно господствовала вплоть до конца XVIII в. Субъективно-психологический подход к происхождению денег присутствует во взглядах и многих современных буржуазных экономистов.
Согласно эволюционной концепции происхождения денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальным назначением которого является роль всеобщего эквивалента.
Чаще всего сущность денег характеризуют посредством перечисления выполняемых ими функций.
С этих позиций в большинстве учебников по экономике и финансам деньги определяются как любой товар, представляющий средства обращения (оплаты других товаров и услуг), счетную единицу (измерение стоимости) и средства сохранения (накопления) богатства. Иногда деньгам приписывают не три, а целых пять функций:
§ средства обращения (обмена)
§ средства платежа
§ средства накопления
§ меры стоимости, меры отложенных платежей.
§ В ряде случаев деньгам приписывают еще одну функцию, а точнее, роль — мировых денег.
Спрос на деньги определяется необходимостью и полезностью обладания платежными средствами. Кейнс рассматривал три мотива, определяющих спрос на деньги: трансакционный, осторожности и спекулятивный.
Трансакционный мотив (деньги необходимы для текущего приобретения товаров и услуг):
- спрос на деньги увеличивается с увеличением дохода за определенный период времени. Средний запас наличности за период равен половине получаемого дохода; - спрос на деньги увеличивается с уменьшением ставки процента, поскольку индивид лишается части процентного дохода от хранения денег на сберегательном счете; - спрос на деньги увеличивается при увеличении издержек, связанных с оперированием деньгами (перевод денег и т. д.); спрос на деньги увеличивается при уменьшении количества выплат, то есть увеличивается средний запас наличности и возрастает предельный доход от дополнительной выплаты. При уменьшении количества выплат процентные издержки увеличиваются. Оптимальное количество выплат минимизирует общие издержки хранения денег.
2. Мотив осторожности. Предусматривает спрос на деньги для непредвиденных расходов: - спрос на деньги увеличивается при уменьшении издержек на непредвиденные расходы. Обычно объем непредвиденных платежей, следовательно, и издержек увеличивается с увеличением дохода индивида; - спрос на деньги увеличивается при уменьшении ставки процента, так как процентные издержки сокращаются; - спрос на деньги увеличивается при повышении степени неопределенности в расходах. Предельный доход от хранения денег на непредвиденные расходы убывает с увеличением объема этих денег.3. Спекулятивный мотив: - спрос на деньги увеличивается с уменьшением доходности других активов. Неопределенность ценности других активов порождает спрос на деньги как самый ликвидный актив. Деньги сохраняют ценность (при неизменном уровне цен), в то время как ценнее бумаги могут приумножить ценность, но могут и уменьшить ее. Доходность ценных бумаг определяет издержки индивида при использовании денег; - спрос на деньги увеличивается с уменьшением ставки процента, поскольку процентные издержки сокращаются. 4. Спрос на деньги, независимо от мотива, определяется уровнем цен. При повышении уровня цен спрос на деньги падает, то есть возрастаю" издержки держания денег.
Предложение денег (или денежная масса} — общий объем находящихся в обращении общепринятых платежных средств, широко принимаемых в качестве оплаты товаров и услуг и при погашении долгов.
В развитой рыночной экономике предложение денег в узком смысле слова представляет собой сумму наличных денег в обращении и вкладов до востребования.
1. История развития денег.
Простая (единичная или случайная) формы стоимости; всеобщая форма стоимости; денежная форма стоимости. Виды денег: бумажные деньги, кредитные деньги (чек, банкнота, вексель), электронные деньги, пластиковые карточки.
2. Спрос и предложение денег. Модель денежного рынка.
Неоклассическая модель денежного рынка. Теория трансакционного спроса на деньги. Уравнение обмена количественной теории денег. Кейнсианская модель денежного рынка. Портфельная теория спроса на деньги. Проблема портфельного выбора. Спекулятивный мотив спроса на деньги. Мотив предосторожности.
Рекомендуемая литература: [8], гл. 12; [2], гл. 20; [10], гл. 33; [11], гл. 32; [9], гл. 30; [7], гл. 14-15.
Вопросы для самопроверки
1. В каком случае количество денег в обращении возрастает?
2. Каково различие между денежными агрегатами?
3. Охарактеризуйте типы денежных систем?
4. Перечислите основные функции денег.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.