I. Сущность и виды инфляции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Инфляция - это рост общего уровня цен и обесценение денег в результате переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребности товарооборота.

 

Инфляция (от латинского «инфлатио» - вздутие) - («слишком много денег гоняется за малым количеством товаров»).

 

 Обесценение денег означает, что на ту же сумму денег можно приобрести меньше товаров.

Однако следует различать, что не всякое повышение цен является – инфляцией (сезонные колебания спроса и предложения, повышение заработной платы, улучшение качества продукции …)

  

1. В зависимости от темпа роста цен инфляция может быть:

умеренная (ползучая) - цены возрастают не более чем на 10% в год.

 

( Такая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. В таких условиях сохраняется стоимость денег. Считается, что невысокий уровень 3-5% оказывает и положительное воздействие на экономику – стимулирует производство. Наблюдается во многих странах Запада. Темпы роста потребительских цен в промышленно развитых странах мира показана в таблице 1.)

 

галопирующая -  характерен рост цен в пределах 20 - 200% в год. 

 

(В отличие от ползучей она трудно управляема. Она вызывает беспокойство у населения и оно стремиться избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости.

Она характерна для стран с переходной экономикой. В России резкий взлет цен наблюдался в 1992-1993гг., затем он снижался и вышел из рамок галопирующей инфляции. Этот вид инфляции проиллюстрирован в таблице 2 – страны Восточной Европы).

 

гиперинфляция - цены возрастают в сотни, тысячи раз. Гиперинфляцией принято считать прирост уровня цен более 50% в месяц, что в пересчете на год составляет 13000%.

 

(Она оказывает разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость и денежное обращение. Основной признак гиперинфляции даже не темп роста цен, а утрата деньгами своих функций в качестве меры стоимости и средства обращения.)

 

 

2. В зависимости от форм проявления различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию:

 

открытая инфляция характеризуется ростом общего уровня цен, падением покупательной способности денег, дисбалансом спроса и предложения.

 

подавленная инфляция не сопровождается ростом цен. Государство устанавливает контроль над ценами, замораживая их на определенном уровне.

 

На легальных рынках, где цены «заморожены», товар отсутствует за ним выстраиваются очереди. Однако на «черном рынке» товары продаются, но по более высокой цене. Следствиями подавленной инфляции становятся вынужденные сбережения.

 

(В России в течение многих лет инфляция носила скрытый, подавленный характер. При постоянстве цен в стране был хронический, массовый товарный дефицит.)

 

 

3. В зависимости от соотношения темпа роста цен на отдельные группы товаров инфляция может быть:

 

сбалансированная - это инфляция, при которой цены на все группы товаров растут примерно одинаково, и соотношение между ценами остается постоянным;

несбалансированная, — при которой цены на различные товары растут разными темпами, в результате изменяется соотношение цен.

 

4. В зависимости от прогнозируемости роста цен инфляцию подразделяют на ожидаемую и неожиданную:

 

ожидаемая инфляция — это прогнозируемый, планируемый рост цен. Экономика может к ней приспособиться.

неожиданная инфляция -  характеризуется внезапным скачком цен и стремительным ростом спроса со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

(Примером неожиданной инфляции может служить скачек цен в России в связи с финансовым кризисом 1998г.)

 

5. В зависимости от причин возникновения инфляции, различают:

 

инфляцию спроса - совокупный спрос превышает товарное предложение.

     (По тем или иным причинам за спросом не успевает производство. Это приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Такая ситуация наблюдалась на внутреннем рынке нашей страны в 70- х - 80 х годах.)

инфляцию предложения (или инфляцию издержек) - рост стоимости факторов производства.  

Издержки производства растут, увеличивая цену выпускаемой продукции.

Издержки растут в результате :

1. повышения заработков и удорожания сырья.

2. производители повышают цены, используя свое монополистическое положение.

1. Показатели измерения инфляции.

 

Для измерения инфляции используют несколько показателей:

 

1. индекс потребительских цен (ИПЦ) - отношение стоимости «потребительской корзины» в текущем периоде к стоимости «потребительской корзины» в предшествующем периоде.

 

«Потребительская корзина» - это фиксированный набор потребительских товаров, обеспечивающих минимальный или рациональный уровень потребления.

 

 - индекс потребительских цен;

- цены на товары и услуги в текущем периоде;

- цены на товары и услуги в предшествующем периоде;

- неизменный набор товаров и услуг («потребительская корзина»).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.