ТЕМА 1.3. СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Собственность представляет собой отношения по поводу присвоения условий производства, технического, технологического, научного и интеллектуального потенциалов, произведенных материальных и духовных благ. В процессе исторического развития отношения собственности меняются под воздействием многообразных факторов и принимают соответствующие уровню развития производительных сил и характеру общественного устройства формы. Собственность может рассматриваться как политическая, экономическая, юридическая категория и даже как нравственная.

Как экономическая категория собственность проявляется в том, что эти отношения определяют формы хозяйствования, нормы распределения доходов, степень и характер удовлетворения экономических и социальных запросов людей. Юридическая определенность отношений собственности выражается в том, что посредством законодательных актов устанавливаются правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим различным субъектам собственности.

Юридическое понимание собственности включает в себя право собственности в объективном и субъективном смысле. В первом случае мы имеем совокупность законодательных актов, устанавливающих правовые нормы, регламентирующие отношения между людьми по поводу объектов собственности. Право собственности в субъективном смысле есть независимое от других право лица владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над имуществом. Правомочие пользования характеризует возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления. Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять судьбу имущества.

Реформирование отношений собственности может осуществляться путем разгосударствления или приватизации. Разгосударствление означает, с одной стороны, переход к экономическим методам руководства; с другой — смену форм и содержания отношений собственности. Приватизация трактуется несколько уже — как процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственной формы собственности. Разгосударствление может осуществляться в следующих основных формах. Во-первых, путем либерализации рынков. В этом случае государство идет на снижение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль, стимулирует диверсификацию производства и продаж. Во-вторых, посредством стимулирования создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий. В-третьих, осуществляя меры, предусматривающие ликвидацию нерыночной обстановки, в которой действуют государственные предприятия. В-четвертых, путем приватизации собственности.

1. Исторические пути возникновения собственности. Типы и формы собственности.

Государственная и частная собственность.

2. Эволюция форм собственности в переходной экономике России.

3. Разгосударствление и приватизация.

Основные категории: Национализация, денационализация. Цели и задачи приватизации. Модели (французская, английская, польская, чилийская) и типы приватизации. Методы проведения приватизации. Итоги российской приватизации.

4. Предпринимательство: сущность, виды и формы.

Основные категории: Внешняя и внутренняя среда фирмы, экономические интересы участников бизнес-деятельности. Формы предпринимательства: оганизационно-правовые (общества, единоличное владение, партнерство, кооператив) и организационно-экономические (концерн, синдикат, консорциум, трест, ассоциация, финансово-промышленные группы, холдинг, франчайзинг). Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, консалтинг. Малый бизнес: количественные и качественные характеристики, преимущества и недостатки, проблемы развития.

Рекомендуемая литература:  [10], гл. 9; [8], гл. 3, & 4; [2], гл. 4; [6], гл. 13.1.

Вопросы для самопроверки

1. Разграничьте субъекты и объекты собственности.

2. Каковы положительные и отрицательные проявления частной собственности?

3. Охарактеризуйте ваучерный и денежный этапы приватизации в РФ.

4. Назовите преимущества и недостатки малых предприятий.

 

РАЗДЕЛ II . МИКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. РЫНОК: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИЯ

Рыночная система прошла длительный процесс эволюции и, как всякая социальная система, постоянно развивается. Первой и простейшей формой общественного хозяйства было натуральное хозяйство, где преобладали естественные производительные силы и внеэкономические формы зависимости. Натуральное хозяйство продолжительный исторический отрезок времени было господствующим в силу следующих причин: медленного развития разделения труда, мобильности рабочей силы и прогресса техники; замкнутости хозяйств.

Возникновение обмена связано с процессом создания прибавочного продукта и общественного разделения труда.

Более высоким уровнем развития общественного хозяйства стало товарное хозяйство, прошедшее длительную эволюцию от простого товарного хозяйства до капиталистического. Простое товарное производство основывалось на личном труде собственника средств производства, обменивающего результаты своего труда на рынке, а по масштабам представляющее собой мелкое производство. Капиталистическому товарному хозяйству было присуще использование наемного труда рабочих, более высокий уровень развития техники и более крупный масштаб производства, характеризующийся переходом от мануфактуры к фабрике.

Проблема изучения современной теории рынка важна, т.к. экономика всех практически современных стран функционирует на основе рынка. По мере развития общественного производства развивается рынок, степень развитости обмена определяется глубиной общественного разделения труда, которое позволяет на конкретном историческом этапе развития преодолеть ограниченность, редкость экономических ресурсов.

Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи раскрывает его структура и инфраструктура. Экономика представляет собой постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям. Поэтому структура рынка представлена совокупностью рынков, классифицируемых по объектам рынка и его субъектами.

Сущность же рынка определяется его основными экономическими функциями, к которым относят: функцию регулирования общественного производства, ценообразующую, информационную, стимулирующую, санирующую.

Степень развитости связей в рыночной организации характеризует уровень инфраструктуры, к которой относят банковскую систему, биржи, аукционы, ярмарки и т.д.

Современная рыночная система способна эффективно функционировать при наличии определенных условий, формируемых государством. Экономические условия, необходимые для функционирования рынка, определяют виды экономической политики государства. Основными являются: денежно-кредитная, фискальная, социальная, антиинфляционная, антимонопольная, международная.

В зависимости от степени вмешательства государства в экономику и приоритетных целей хозяйствующей рыночной экономики сформировались национальные рыночные модели: либерально-демократическая (американская), социально-ориентированная (немецкая) и др.

1. Натуральное хозяйство и товарное производство.

Основные категории: Основные черты натурального хозяйства. Условия возникновения товарного обмена и товарного производства. Элементы натурального хозяйства в современной экономике.

2. Товар и его свойства.

Стоимость, потребительная и меновая стоимость товара, полезность и ценность товара. Двойственный характер труда, заключенного в товаре. Взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары.

3. Типология рынка.

Основные категории: Неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный рынок. Разновидности структур рынка: по объектам (потребительский рынок, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг и др.), по субъектам (рынок продавца, рынок покупателя, рынок госучреждений, рынок посредников), по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по отраслям и т.д. Сегменты рынка, рыночные сектора, рыночная ниша. Конъюнктура рынка.

Рекомендуемая литература:  [6], гл. 3; [2], гл. 5; [8], гл. 3; [10], гл. 3; [11], гл. 3-5; [9], гл. 3.

Вопросы для самопроверки

1. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

2. В чем проявляется деформация рынка?

3. Перечислите основные характеристики товара.

4. Для чего необходима сегментация рынка?

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 255.