Помимо графических способов оценки конкурентной позиции, используется и способ c помощью интегрального коэффициента. В данном случае оценка конкурентной позиции производится в несколько этапов:
1) выявление конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха (КФУ);
2) анализ конкурентных возможностей и оценка конкурентоспособности на основе сопоставления предприятия с конкурентами по КФУ;
3) оценка конкурентной позиции предприятия с помощью интегрального показателя с учетом весовых коэффициентов, определяющих относительные значения отдельных КФУ.
Оценку конкурентной позиции (коэффициент Ккон) можно произвести по следующей формуле:
n
Ккон = ∑ аi · Е i (3.1)
i = 1
где а i - удельный вес i-того ключевого фактора успеха.
Е i - экспертная оценка i-того ключевого фактора успеха.
Арифметическая сумма весовых коэффициентов равна единице.
∑ а i =1 (3.2)
Факторы, которые наиболее часто используют для оценки тенденций усиления или ослабления конкурентной позиции предприятия, отражены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 – Признаки силы и слабости оценки конкурентной позиции
Признаки силы конкурентной позиции | Признаки слабости конкурентной позиции |
Большая доля рынка (или лидер на рынке) Последовательная или отличительная стратегия Рост базы потребителей и их лояльности Нахождение в фаворитной стратегической группе, концентрация на быстрорастущих рыночных сегментах Ценовое преимущество и прибыль выше средней Маркетинговое искусство выше среднего Технологические и инновационные способности выше среднего и др. | Отсутствие реальных отличительных конкурентных преимуществ Потери на рынке относительно главных соперников Отсутствие четкой стратегии Падающая репутация у потребителей Нахождение в стратегической группе, теряющей позиции Высокие издержки производства Рост доходов ниже среднего Мало главных факторов рыночного успеха Последователь в разработке продуктов, их слабое качество и др. |
Таблица 3.7- Пример оценки конкурентной позиции предприятий по балльной системе
Перечень КФУ | Весовой коэффициент | Оценка КФУ | ||
Фирма А | Фирма Б | Фирма В | ||
Качество/исполнение продукции | 0,10 | 9 | 9 | 8 |
Имидж фирмы | 0,10 | 8 | 8 | 8 |
Материалы/стоимость | 0,05 | 5 | 5 | 5 |
Технологическое искусство | 0,05 | 9 | 5 | 5 |
Наличие производственных мощностей | 0,05 | 8 | 1 | 1 |
Маркетинг | 0,05 | 9 | 10 | 8 |
Финансовые ресурсы | 0,10 | 6 | 8 | 6 |
Относительная стоимостная позиция | 0,25 | 5 | 7 | 5 |
Способность конкурировать по цене | 0,25 | 6 | 7 | 6 |
Таблица 3.8 – Анализ конкурентной позиции по взвешенному рейтингу
Ключевые факторы успеха | Взвешенный рейтинг | ||
Фирма А | Фирма Б | Фирма В | |
Качество/исполнение продукции | 0,9 | 0,9 | 0,8 |
Имидж фирмы | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Материалы/стоимость | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
Технологическое искусство | 0,45 | 0,25 | 0,25 |
Наличие производственных мощностей | 0,9 | 0,05 | 0,05 |
Маркетинг | 0,45 | 0,5 | 0,4 |
Финансовые ресурсы | 0,6 | 0,8 | 0,6 |
Относительная стоимостная позиция | 1,25 | 1,75 | 1,25 |
Способность конкурировать по цене | 1,5 | 1,75 | 1,5 |
Итого взвешенный рейтинг | 6,6 | 7,05 | 5,9 |
Тема 5. Методы многостороннего ситуационного моделирования, применяемые в стратегическом анализе
В стратегическом анализе, как уже отмечалось выше, основное внимание акцентируется на качественных и содержательных аспектах. Количественные методы же играют в стратегическом анализе, в целом, подчиненно-вспомогательную роль. К формам представления результатов выдвигаются требования наглядности и простоты.
К наиболее распространенным методам многостороннего ситуационного моделирования, применяемыми в стратегическом анализе, относятся:
1) SWOT – анализ;
2) матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ), компании «Мак-Кинси», «Мак-Кинси 7-S , модель PIMS.
3) составление профиля среды;
4) стратегический стоимостной анализ.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.