1. Кризис новорожденности.
2. Физическое и моторное развитие.
3. Сенсорное и перцептивное развитие.
4. Когнитивное развитие и развитие речи.
Кризис новорожденности
Для ребенка появление на свет является стрессовым событием, однако, большинство новорожденных обладают всем необходимым для того, чтобы справиться с этим процессом. Новорожденность – адаптивные период для детей, которые протекает в течение первого месяца их жизни. Основная задача этого периода – это адаптация ребенка к новой окружающей среде.
Дети обладают целым комплексом безусловных рефлексов.
Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Слуховое сосредоточение появляется на 2–3-й неделе. На 3–4-й неделе, такая реакция возникает на голос человека. Зрительное сосредоточение появляется на 3–5-й неделе. Примерно в месяц появляется «комплекс оживления». Этим завершается переходный этап новорожденности и начинается собственно младенчество.
Физическое и моторное развитие.
У ребенка в младенческом возрасте активно развивается мелкая моторика. Примерно в 5 месяцев возникает акта хватания - первое организованное, направленное действие. Акт хватания - это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои руки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет важное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия.
Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца.
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом: в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него.
К концу младенческого возраста (от 10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Происходит развитие манипулирования: от направленности на предмет к направленности на результат.
Развивается также и грубая моторика. Хватание, направление к предмету, стимулирует возникновение сидения. Затем ребенок начинает ползать. вначале это низкое ползание (на животе), а затем – высокое (на четвереньках). Потом ребенок встает, стоит с опорой, учиться держать равновесие, делает первые шаги.
3. Сенсорное и перцептивное развитие.
По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов. В этот период ориентировка ребенка носит недифференцированный характер, в ней трудно выделить отдельные стороны: восприятие, мышление, память.
В начале младенчества уточняется работа зрительного и слухового анализаторов, возникает зрительное и слуховое сосредоточение. Затем зрение м слух начинают действовать координировано.
Ориентировка ребенка в окружающем мире, выполняемая при помощи внешних движений, возникает раньше, чем ориентировка, выполняемая при помощи психических процессов, и служит их основой.
Примерно с 7 месяца движения приобретают предметный характер, а после 10 месяцев образ предмета начинает активно управлять движением рук и регулировать их, т.е. возникает сенсомоторная координация.
На протяжении младенческого возраста происходит познавательное развитие. Эта линия развития во многом зависит от общения со взрослым.
4. Когнитивное развитие и развитие речи.
Центральное новообразование младенческого возраста – формирование потребности в общении со взрослыми.
В первом полугодии в качестве ведущей деятельности рассматривается непосредственно-эмоциональное общение. На основе ситуативноличностного общения взрослого и ребенка у младенца постепенно складывается образ себя как субъекта коммуникативной деятельности.
Во втором полугодии появляются предметные манипуляции, а общение, согласуясь с ними, приобретает ситуативно-деловую форму.
Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие (гуление, лепет, появление первых слов).
Тема 7
Дата: 2018-12-28, просмотров: 434.