1. Характеристика основных категорий возрастной психологии.
1.1. Категория развития в возрастной психологии
1.2. Категория обучения в возрастной психологии.
1.3. Воспитание как категория возрастной психологии.
2. Взаимосвязь категорий друг с другом. 3. Принципы возрастной психологии.
Характеристика основных категорий возрастной психологии
1.1. Развитие как одна из основных категорий возрастной психологии.
Одна из основных категорий возрастной психологии – развитие.
Существует 7 основных подходов к пониманию развития как изменения:
1) развитие как рост;
2) развитие как созревание;
3) развитие как совершенствование;
4) развитие как универсальное изменение;
5) развитие как качественное, структурное изменение;
6) развитие как количественно-качественное изменение; 7) развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.
Биологический аспект развития.
Генотип – совокупность генов определенного организма, унаследованная им от родителей.
Фенотип – совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств индивида, сформировавшихся на базе генотипа.
Говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функционирования.
Созревание происходит с разной скоростью. Каждый орган или способность имеет свою точку оптимальной зрелости. Термин рост указывает, как правило, на увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости. Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости.
Социальный аспект развития
Влияние среды может носить временный или постоянный характер.
Средовые влияния могут задерживать или стимулировать процесс развития.
Окружающая среда влияет на человеческое развитие через процессы научения и социализации.
Научение – основной процесс, посредством которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении. Оно происходит в результате в результате приобретения единичного личного опыта или выполнения серии упражнений.
Социализация – это процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы (семьи, класса и.д.). Социализация включает усвоение всех установок, обычаев, жизненных ценностей, ролей конкретной социальной группы. Этот процесс продолжается всю жизнь. Социализация понимается как двухсторонний процесс. Процесс социализации продолжается на всех стадиях жизни.
В психологии существует несколько точек зрения на то, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой степени – научением, какова роль и соотношение внутренних и внешних факторов в становлении человека:
1. Биологизаторский подход. – Все психические особенности человека являются врожденными. А психическое развитие – это постепенное кроичественное развертывание, созревание наследственных биологических структур.
2. Социологизаторское направление. – Психические качества, свойственные человеку, возникают под влияием внешних условий (теория «tabula rasa»Дж. Локка). Основынм факторм психического развития считается социальная среда.
Эти два направления исходят из механистичской концепции развития, которая рассматривает человека как пассивного объекта.
Нет ни одного психического качества, зависящего только от одного из факторов. Развитие ребенка определяется единством внешних и внутренних условий.
1.2. Категория обучения в возрастной психологии.
Обучение – целенаправленная последовательная передача общественноисторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза и др. сообщества.
Обучение предполагает определенный уровень развития. Оно всегда ведет к следующему уровню развития, но не вызывает его.
1.3. Воспитание как категория возрастной психологии.
Воспитание – целенаправленное формирование устойчивых черт личности, которые определяют поведение и деятельность человека.
2. Взаимосвязь категорий друг с другом.
Связь обучения, воспитания и развития ребенка является одной из центральных проблем возрастной и педагогической психологии. Существуют разные точки зрения на решение данного вопроса:
1. Обучение и есть развитие. (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др.). Природа обучения понимается всеми по-разному.
2. «Обучение идет в хвосте развития». То есть обучение является только внешним условием развития. (В. Штерн, Ж. Пиаже).
3. «Обучение идет впереди развития». То есть воспитание и развитие играют ведущую роль в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский).
3. Принципы возрастной психологии.
Принципом называется некоторое однозначное требование неукоснительного выполнения или соблюдения некоторого норматива.
1. Принцип развития.
Данный принцип является одним из основных принципов психологии.Согласно этому принципу все явления жизни должны рассматриваться в их динамике, движении.
2. Принцип детерминизма.
Согласно этому принципу все существующее в мире имеет свою причину и свое следствие, то есть между явлениями действительности существуют определенные связи.
3. Принцип системности.
Данный принцип требует исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому свойства.
4. Принцип обучения.
Согласно этому принципу всех можно обучить всему, то есть человека вне обучения рассматриваться не может.
5. Принцип индивидуального подхода.
Согласно данному принципу в каждом человеке необходимо видеть уникальную личность и в соответствии с этим строить процесс обучения и воспитания.
6. Принцип деятельности.
Согласно этому принципу человек есть не только субъект созерцания, отражения действительности, но и субъект деятельности, активно воздействующий на внешнюю среду.
Тема 3
Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.