Конспект лекций
Сравнительные методы
Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.
Сравнение нормы и патологии – сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения.
Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.
При проведении любого исследования используют научный метод. Его реализация включает 4 этапа:
1) Постановка проблемы исследования.
2) Формулировка гипотез относительно изучаемого явления
3) Проверка гипотезы, включающая: а) сбор данных; б) статистическую обработку данных; в) содержательную интерпретацию данных.
4) Формулировка выводов.
В возрастной психологии выделяют три основные стратегии проведения исследований с целью изучения изменений, происходящих с течением времени:
1. Метод продольных срезов (лонгитюдный план)
2. Метод поперечных срезов. 3. Комбинированный метод.
5. Проблемы психологии возрастного развития.
В соответствии с предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее ключевые проблемные вопросы:
1. Проблема биологической средовой обусловленности психического развития человека.
2. Влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей.
3. Соотношение задатков и способностей.
4. Определение того, что больше влияет на развитие, эволюционные, революционные или ситуационные изменения.
5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
Тема 3
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Психическое развитие в раннем возрасте
1. Основные новообразования раннего возраста.
2. Развитие речи.
3. Развитие предметной деятельности.
4. Когнитивное развитие.
1. Основные новообразования раннего возраста
Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития – совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.
К основным новообразованиям раннего возраста относятся:
1). Прямохождение.
2). Речевое общение. 3). Предметная деятельность.
Развитие речи
В раннем возрасте развитие речи идет по двум линиям:
развитие пассивной речи
развитие активной речи
Развитие пассивной речи
Вначале ребенком понимается ситуация в целом, а не конкретный предмет или действие. Позднее значение ситуации преодолевается. Но только на третьем году речевые указания взрослого начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях. Ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого.
Развитие активной речи
Развитие активной речи до 1,5 лет происходит медленно. Ребенок усваивает от 30 до 100 слов и употребляет их очень редко. После 1,5 лет происходит переход к активной самостоятельной речи.
На 2 году у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. К этому возрасту дети знают уже примерно 300 слов, а к 3-летнему возрасту – 1200-1500 слов.
Наряду с расширением словарного запаса и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя языка.
Выделяют три основные пути усвоения языка и индивидуального развития речи ребенка:
1. подражание,
2. образование условнорнфлекторных ассоциация,
3. формулировка и проверка эмпирических гипотез.
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 13
Смерть и умирание
Стадии приближения смерти (Э. Кюблер-Росс, 1969) 1. Отрицание.
2. Гнев
3. «Торг»
4. Депрессия
5. Принятие
Жизнь уходит поэтапно – в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Е. М. Пэттисон (Е. М. Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса:
• социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться на самом себе и все дальше и дальше отдаляться от живых людей;
• психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца, экстравертированное сознание угасает, уступая место измененному состоянию сознания и эффекту «вне собственного тела», появляющемуся под воздействием эндорфинов – собственных «наркотиков» мозга ( R . Moody , 1976) ;
• мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма ;
• физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов .
Конспект лекций
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии
1. Предмет возрастной психологии.
2. Задачи возрастной психологии.
3. Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
4. Методы возрастной психологии.
5. Проблемы психологии возрастного развития.
1. Предмет возрастной психологии.
Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени.
Временная дистанция. В зависимости от протяженности временной дистанции различают 4 вида изменений:
1) филогенез;
2) антропогенез
3) онтогенез;
4) микрогенез.
Виды изменений:
1.
количественные качественные
2.
эволюционные; революционные
3.
прогресс;
регресс
Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.
По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный)
Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов.
Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность.
Предпосылки психического развития – биологические особенности организма.
Источник психического развития – социальная среда.
Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий.
Среди процессов развития выделяют два вида:
а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе;
б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это
развитие отдельных психических процессов и функций.
Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.
Хронологический возраст. Биологический возраст.
Психологический возраст.
Социальный возраст.
Субъективный возраст.
Выделяются нормы развития:
§ среднестатистические;
§ социокультурные;
§ индивидуально-личностные; комбинированные
Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков).
Примеры изученных механизмов:
ü интериоризация – как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский);
ü подражание формам поведения другого;
ü рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков).
В психологии описаны следующие закономерности психического развития:
1. Неравномерность;
2. Гетерохронность;
3. Неустойчивость развития;
4. Сензитивность развития;
5. Кумулятивность развития;
6. Дивергентность-конвергентность хода развития.
Области развития:
1) Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека;
2) Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
3) Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.
2. Задачи возрастной психологии.
Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука.
Одной из основных теоретических задач возрастной психологии является задача создания истинной теоретической модели развития.
Важными прикладными задачами являются следующие задачи: построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития; решение задач профилактики возможных нарушений в
процессе психического развития.
Научные задачи возрастной психологии можно определить следующим образом:
1. Описание развития.
2. Объяснение развития. 3. Прогноз развития.
3.Структура возрастной психологии и связь с другими науками.
Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру. Структура возрастной психологии:
психология пренатального возраста,
детская психология, психология взрослых, геронтопсихология.
Наиболее разработанным разделом возрастной психологии является детская психология. Каждый из структурных разделов имеет собственное важное значение для развития возрастной психологии как научной и практической дисциплины.
Возрастная психология занимает определенное место в системе общенаучного знания. Она взаимосвязана с рядом других наук:
1. с непсихологическими дисциплинами: философия, методология, техника и математика, общая теория систем;
биология, генетика, физиология развития, этология культурная антропология и этнология, социология и социальные дисциплины;
2. с психологическими дисциплинами: общая психология, педагогическая психология, психология личности, клиническая психология, социальная психология, психодиагностика.
4. Методы возрастной психологии.
Основные методы исследования, используемые в рамках возрастной психологии: наблюдение,
эксперимент,
Наблюдение осуществляется путем непосредственного восприятия изучаемого объекта и прямой регистрации его определенных свойств. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Виды наблюдения:
1. внутреннее (самонаблюдение) / внешнее наблюдение,
2 несистематическое и систематическое наблюдение,
3. «сплошное» и выборочное наблюдение,
4. непосредственное либо опосредованное наблюдение,
5. включенное и невключенное наблюдение
6. структурированное и неструктурированное наблюдение
Особенности применения наблюдения в рамках возрастной психологии.
Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста: от рождения до 2-3 мес. наблюдение желательно проводить
ежедневно; от 2-3- мес. до 1 г. – еженедельно; в раннем детстве (от 1 г. до 3.л.) – ежемесячно; в дошкольном возрасте – 1 раз в полгода; в младшем школьном возрасте – 1 раз в год.
Эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент является одним из основных и самых надежных методов получения достоверной информации.
Основные виды эксперимента: 1. лабораторный,
2. естественный.
Основные формы проведения эксперимента: 1. констатирующий, 2. формирующий.
Особенности применения эксперимента в рамках возрастной психологии.
Включение ребенка в экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что не проявляется в поведении ребенка при наблюдении и что он не в состоянии вербализировать при опросе.
Дополнительные методы исследования.
В качестве дополнительных методов используются также: тестирование, опрос, сравнительные методы:
ü близнецовый метод
ü кросс-культурный метод
ü сравнение нормы и патологии
Тестирование как стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека, также используется в возрастной психологии наряду с другими методами.
Особенности применения тестов в рамках возрастной психологии.
При использовании различных тестов в работе с детьми необходимо учитывать интересы и потребности ребенка. Для психодиагностики детей обычно используются специально адаптированные для работы с детьми определенного возраста тесты, аналогичные взрослым.
Опрос – метод сбора данных о психологических явлениях в процессе общения психолога с испытуемым.
Основные виды опроса: 1. письменный (анкетирование), 2. устный (интервью).
Форма проведения опроса:
1. индивидуальная,
2. групповая
Особенности применения опроса при работе с детьми.
При использовании данного метода исследования могут возникать трудности, связанные с тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Так как система понятий, которой пользуются дети, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые. При проведении опроса детей рекомендуется прежде всего убедиться, что ребенок правильно все понимает и только после этого интерпретировать и обсуждать его ответы.
Сравнительные методы
Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.
Сравнение нормы и патологии – сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения.
Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.
При проведении любого исследования используют научный метод. Его реализация включает 4 этапа:
1) Постановка проблемы исследования.
2) Формулировка гипотез относительно изучаемого явления
3) Проверка гипотезы, включающая: а) сбор данных; б) статистическую обработку данных; в) содержательную интерпретацию данных.
4) Формулировка выводов.
В возрастной психологии выделяют три основные стратегии проведения исследований с целью изучения изменений, происходящих с течением времени:
1. Метод продольных срезов (лонгитюдный план)
2. Метод поперечных срезов. 3. Комбинированный метод.
5. Проблемы психологии возрастного развития.
В соответствии с предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее ключевые проблемные вопросы:
1. Проблема биологической средовой обусловленности психического развития человека.
2. Влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей.
3. Соотношение задатков и способностей.
4. Определение того, что больше влияет на развитие, эволюционные, революционные или ситуационные изменения.
5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 342.