Налоги как инструмент бюджетного регулирования,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Их экономическая сущность

 

Финансовая бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов.

Важным элементом финансирования бюджетной системы являются налоги, которые возникают вместе с товарным производством. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса составляет экономическую сущность налогов. Эти взносы определяют участники производства ВВП:

· работники, создающие материальные и нематериальные блага и      получающие доход;

· хозяйствующие субъекты, действующие в сфере предпринимательства.

Обязательные платежи имеют различные формы:

· налог;

· сбор;

· пошлина.

 

На основании ст. 8  НК РФ «Понятие налога и сбора»:

·  налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований;

· сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и другими органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);

· пошлина – это обязательный платеж, взыскиваемый за услуги обязательного характера. Пошлины бывают: 

o таможенные;

o судебные;

o почтовые;

o нотариальные;

Функции налогов являются представлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Они показывают, каким образом реализуется их общее назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют пять функций налогов:

· фискальная, которая означает проведение изъятия средств налогоплательщика в пользу государства. Через эту функцию реализуется общественное назначение налогов – формирование денежных ресурсов государства, сосредоточенных в бюджете и внебюджетных фондах, для осуществления функций государства – оборонных, социальных и др.;

· распределительная (социальная), которая состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, от состоятельных к неимущим, что обеспечивает социальную стабильность общества;

· регулирующая, которая направлена на достижение определенной цели налоговой политики. Выделяются три подфункции:

o стимулирующая – направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и распределяется через систему льгот (изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается ставка);

o дестимулирующая -  посредством сознательного увеличения налогового бремени препятствует развитию определенных социально- экономических процессов. Меры государства направлены на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных   таможенных пошлин;

o воспроизводственного назначения – реализуется через платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Они имеют отраслевую принадлежность и предназначены на восстановление ресурсов;

· контрольная, которая означает государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и граждан, организованно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств;

· поощрительная, которая предусматривает особое налогообложение налогов, определяет категории граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои СССР, России), эта функция имеет социальную направленность.

Элементы налогов

 

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект,   единицу обложения, налоговую базу, ставку, налоговый период, льготы, порядок исчисления,    сроки уплаты.

Налоговая модель объединяет необходимые элементы налогообложения, т.к. налог считается установленным, если определены элементы налогообложения.

Налогоплательщик (плательщик сборов) – организации и физические лица, на которые по закону возложена обязанность платить налоги.

Налоговые агенты – лица, которые обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщиков налоги.

Сборщики налогов – лица, осуществляющие прием средств от налогоплательщиков в уплату налогов и перечислений в бюджет (государственные органы).

 Объектами налогообложения являются имущество, прибыль, доход (в виде процентов и дивидендов), стоимость реализованных товаров, операции по реализации товаров или иной объект.

Единица обложения представляет собой определённую количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объём товара и т.д.). 

На основании ст. 53 НК РФ «Налоговая база и налоговая ставка»:

· налоговая база представляет собой стоимостную, физическую характеристику объекта налогообложения; налоговая база – это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов;

· налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.

 

 

Существуют виды налоговых ставок:

        - твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли;

        -  процентные (адвалорные) ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер (до 2001г. подоходный налог).

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением дохода (единый социальный налог).

На основании  ст. 55 НК РФ «Налоговый период»:

· налоговый период -  понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

· если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для неё является период времени со дня ее создания до конца данного года.

Налоговой льготой признаётся полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобождённая от налога.

На основании ст. 52 НК РФ «Порядок исчисления налога»:

· налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога подлежащие к уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

· если обязанности по исчислению налога возложены на налоговый орган, то не позднее 30 дней налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указывается размер налога, расчет налоговой базы, срок уплаты налога.

На основании ст. 57 НК РФ «Сроки уплаты налогов»:

· сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору;

· при уплате налогов с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени;

· сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени исчисленной годами, кварталами, месяцами;

· если расчёт налоговой базы производится налоговым органом, то обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 181.