Государственные налоговые органы Российской Федерации – это единая система контроля соблюдения организациями и физическими лицами налогового законодательства, правильности исчисления причитающихся с них налогов и сборов, полноты и своевременности их внесения в бюджет, а также контроля соблюдения валютного законодательства.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с органами исполнительной власти, а также Федеральной таможенной службой. Несмотря на общность задач в осуществлении контроля, сферы действия у данных органов различны. Таможенные органы осуществляют контроль соблюдения налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу России.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налоговыми органами в России являются только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов – Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ), и её территориальные подразделения. Они являются уполномоченной стороной государства во взаимоотношениях с налогоплательщиками по поводу уплаты (взимания) налогов и сборов, в осуществлении налогового контроля, привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.
ФНС РФ подчиняется Правительству Российской Федерации и осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих территориальных налоговых органов.
В целях единообразного применения налоговыми органами законодательства Министерство финансов издаёт обязательные для своих подразделений инструкции, методические указания и другие нормативные документы о порядке применения законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет. В пределах своей компетенции оно вправе разрабатывать формы расчётов по налогам и формы налоговых деклараций, заявлений о постановке на учёт в налоговых органах. ФНС РФ:
· устанавливает формы отчётов о проделанной нижестоящими органами работе; проводит не менее одного раза в три года ревизии, а в промежутке между ревизиями – тематические проверки работы нижестоящих подразделений налоговых органов;
· составляет прогнозы поступлений налогов и сборов; получает, обобщает и анализирует налоговые отчёты нижестоящих налоговых органов и представляет Президенту Российской Федерации доклады о ходе налоговых поступлений;
· осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов.
Территориальные подразделения ФНС РФ в республиках, краях, областях выполняют аналогичные функции по отношению к нижестоящим налоговым органам.
Первичное звено государственных налоговых органов – государственные налоговые инспекции создаются в районах и городах и районах в городах и:
· непосредственно осуществляют налоговый контроль на своей территории, ведут учёт плательщиков налогов;
· следят за своевременным представлением документов, связанных с начислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность данных этих документов в части определения прибыли, обложения и исчисления налогов;
· ведут оперативно-бухгалтерский учёт по каждому плательщику и виду налога, а также учёт сумм налоговых санкций и административных штрафов;
· составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчётность, а в финансовые органы – ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.
Одно из эффективных направлений реорганизации системы государственных налоговых органов – создание специализированных налоговых подразделений по работе с крупными налогоплательщиками, а также по контролю производства и оборота алкогольной продукции, добычи и переработки нефти. Необходимость создания подобных подразделений вызвана тем, что до двух третей доходов бюджета давали именно эти отрасли хозяйства.
Это также преследует цель сконцентрировать специалистов, хорошо знающих специфику соответствующих видов деятельности, способных оперативно контролировать денежные потоки внутри указанных структур по всей территории России, изучить их международные связи, в том числе контакты с оффшорными компаниями.
Актуальной проблемой является укрупнение налоговых инспекций в связи с созданием семи федеральных налоговых округов, способных организовать крупные компьютерные центры с современной системой электронной обработки документов.
Налоговым кодексом закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации. Соответственно важной задачей налоговых органов становится разъяснительная работа по применению налогового законодательства. Некоторые налоговые инспекции проводят семинары с налогоплательщиками, где информируют их о всех предстоящих изменениях налогового законодательства, дают разъяснения о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса.
Налогоплательщик вправе сделать письменный запрос в налоговый орган. Если разъяснения налогового работника оказывались неправильными, а налогоплательщик действовал согласно полученной консультации, налоговые санкции к нему не применяются.
Для реализации своих задач налоговые органы наделены соответствующими правами. Они вправе требовать от налогоплательщиков предоставления документов по установленным формам, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты. На основании письменного уведомления налогоплательщики могут вызываться в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (неуплатой) налогов, с налоговыми проверками.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 205.