Проблема ответственности за налоговые правонарушения является комплексной и решается на основе действующего административного, уголовного и налогового законодательства РФ. Согласно Налоговому кодексу налоговое правонарушение – это виновно совершённое противоправное действие или бездействие, которое выражается в неисполнении либо в ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своих обязанностей перед бюджетом и за которое установлена ответственность.
Виды налоговых правонарушений разнообразны. Также различны и установленные за них формы ответственности.
Отдельные виды правонарушений могут также повлечь за собой и комплексную ответственность. Например, за сокрытие объекта налогообложения на юридическое лицо может быть наложено взыскание, на виновное лицо – административный штраф, что не исключает наложения дисциплинарного взыскания или возбуждения уголовного дела.
Виды нарушений налогового законодательства юридическими лицами могут быть сгруппированы определённым образом, в зависимости от конкретного объекта, на который направлены противоправные деяния (действие или бездействие):
· сокрытие дохода, уклонение от уплаты налогов;
· занижение доходов (прибыли);
· отсутствие учёта объекта налогообложения;
· ведение учёта объекта налогообложения с нарушением установленного порядка;
· непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган необходимых документов;
· несвоевременная уплата налогов;
· нарушение установленной формы представления бухгалтерской отчётности;
· внесение в отчёты заведомо неправильных сведений;
· уклонение от явки в государственные налоговые органы;
· непредставление объяснений, документов или другой информации по законному требованию налоговых органов;
· невыполнение законных требований должностных лиц налоговых органов.
Таким образом, нарушение юридическими лицами налогового законодательства является основанием для применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности.
Налоговая ответственность в Российском законодательстве выражается в различных формах денежных взысканий, среди которых важное место занимает налоговые санкции.
Налоговые санкции являются формой применения к налогоплательщику мер государственного принуждения: взыскания в бесспорном порядке с юридических лиц недоимок, сумм штрафов, пени и т.д.
Виды санкций:
· правовосстановительные (компенсационные) – принудительное взыскание с организаций в бесспорном порядке:
o взыскание пени по ставке (в процентах от неуплаченной суммы налога);
o взыскание недоимки;
· карательные:
o административная ответственность:
-сокрытие (занижение) объектов налогообложения;
-отсутствие бухгалтерского учёта или ведение его с нарушениями;
-непредставление или несвоевременное представление отчётности и налоговых расчётов;
-непредставление документов по требованию налоговых органов;
-воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещения налогоплательщика;
o уголовная ответственность:
-уклонение физического лица от уплаты налога в крупном и особо крупном размерах (соответственно свыше 200 и 500 – 1000 МРОТ);
-уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере особо крупном размерах (соответственно свыше 1000 и 5000 МРОТ).
Налоговый контроль
Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объёме уплачивать налоги.
Осуществление налогового контроля производится в разных правовых формах. При этом контрольные действия регулируются на основе закона, где четко определены полномочия налоговых органов.
Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой – уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику.
Для реализации налогового контроля налогоплательщики (организации и физические лица) подлежат постановке на учёт в налоговом органе. Это - первооснова налогового контроля.
В соответствии с Налоговым кодексом постановке на учёт подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, налоговые агенты, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица обязаны самостоятельно предпринять определённые действия по постановке на учёт в налоговом органе. Постановка налогоплательщика – организации на учёт в налоговом органе осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения её филиалов, представительств и других обособленных подразделений, но сейчас согласно Гражданскому кодексу РФ они не являются самостоятельными субъектами налоговых правоотношений.
Завершающим этапом процедуры постановки налогоплательщика на учёт становится присвоение ему идентификационного номера (ИНН). ИНН является единым на всей территории России и должен указываться как налоговым органом в направляемых налогоплательщику уведомлениях, так и налогоплательщиком в подаваемых в налоговый орган декларациях. Присвоение ИНН касается всех налогоплательщиков – юридических и физических лиц.
Налоговый контроль осуществляется с помощью налоговых проверок. Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок – камеральные и выездные.
Камеральная налоговая проверка, являющаяся формой текущего контроля, проводится по месту нахождения налогового органа.
Место проведения выездной налоговой проверки не указывается. В процедуре выездной налоговой проверки важным моментом является вопрос установления Налоговым кодексом «глубины» проверок. В соответствии с Налоговым кодексом проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Малая вероятность «попадания» в поле зрения контролирующего органа, с ограничением еще и срока проведения проверки двумя – тремя месяцами, на деле означает, что у некоторых налогоплательщиков никогда не удастся провести полноценную налоговую проверку, что пойдёт на пользу лишь недобросовестным налогоплательщикам.
При осуществлении налогового контроля Налоговый кодекс предусматривает появление процессуальных фигур свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятых. Эту новеллу в налоговом законодательстве следует отметить как прогрессивную в целях обеспечения установления истины по делам, связанным с осуществлением контроля.
Регламент налоговой проверки предоставляет налоговому органу право в случае воспрепятствования доступу на территорию или отсутствия учёта доходов и расходов самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих уплате расчётным путём на основе имеющейся у них информации о налогоплательщике. Сейчас это возможно произвести также на основе данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
В первом случае речь идет о применении косвенных методов исчисления соответствующих обязательств по уплате налогов. Широкое применение косвенных методов исчисления сумм налогов в обстановке, характеризующейся массовыми фактами уклонения от их уплаты, может и должно стать мощным фактором укрепления налоговой дисциплины.
Одновременно это послужит и эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет. Как показывает анализ зарубежного опыта, применение налоговыми органами косвенных методов исчисления налоговых обязательств в случаях, когда ведение налогоплательщиком учёта не обеспечивает достоверного отображения данных, является общепринятой мировой практикой.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 209.