Художественная самодеятельность как один из факторов актуализации традиционного фольклора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемы, в той или иной степени касающиеся вопросов традициональных аспектов жизни обще ства, достаточно часто становятся остроактуальными в периоды различных преобразований, как его политической, так и культурной сфер. Связано это, в том чис ле, с необходимостью в идентификации себя с социумом, потребности в самобытности, ярко проявляющихся в такие социокультурные периоды. Среди всего спектра вопросов, осве- щающих судьбу фольклора в современности, важным представляется рассмотрение спе- циальных механизмов, форм, факторов его актуализации и анализа с данной позиции различных потенциальных возможностей той или иной сферы культуры. Одной из таких сфер выступает художе- ственная самодеятельность, которая на опре- деленном историческом этапе развития пред ставляла собой одно из крупнейших по мас- штабам и мощных по силе воздействия социальноорганизованных массовых движений, основное значение которого состояло в «не- посредственном приобщении широких слоев населения к занятиям искусством, овладению навыками художественного творчества, во внедрении творчества в повседневный быт». С течением времени, ориентация художе- ственной самодеятельности на профессио- нальную художественную культуру становит- ся все заметнее. В XX веке художественная самодеятельность демонстрирует видо-жан- ровую палитру, почти аналогичную профес- сиональной художественной культуре; ре- пертуар, в большей степени совпадающий с репертуаром профессиональных коллективов (хотя и на другом качественном уровне ис- полнения); целенаправленную «професси- онализацию» творчества. Это подтверждает «уклон» художественной самодеятельности в сторону профессиональной художественной культуры, хотя и при сохранении ориентации на фольклорные образцы творчества. Казалось бы, художественная самодеятель- ность в силу большей направленности на про- фессиональную художественную культуру представляет собой некоторую оппозицию по отношению к традиционному фольклору. Но с позиций культурологического подхода – это принципиально иная социокультурная ситуация. Здесь в качестве акторов выступа- ют обычные люди без специального профес- сионального образования в сфере искусства, культуры или традиционного фольклора. По мнению специалистов, сама ориента- ция

художественной самодеятельности на фольклор не одновекторна, а представляет собой несколько линий, среди которых стоит отметить направленность на народное «ака- демическое» направление (т.е. на деятель- ность профессиональных народных хоров, филармонических оркестров народных ин- струментов и пр., как правило, демонстриру- ющих стилизацию под фольклор, его профес- сиональную трансформацию), на собственно фольклор (некоторые исследователи подраз- деляют такие коллективы на аутентичные, этнические, фольклорные [4, с. 7]), на синтез фольклора и массовой культуры. В качестве еще одного примера сохране- ния и актуализации традиционных фоль- клорных форм следует привести сочетание исполнительских фольклорных традиций с традициями декоративно-прикладного ис- кусства. В рамках выставок, фестивалей ДПТ нередко приглашаются творческие исполни- тельские коллективы. Так, например, фести- валь «Игрушка-говорушка» включает не про- сто демонстрацию образцов традиционной игрушки, обмен опытом между их мастерами, но и выступления фольклорных коллективов, народные гуляния, тематические театрали- зованные постановки, мастер-классы и твор- ческие лаборатории по исполнительскому искусству. Это способствует представлению более широкого спектра традиций, видению их взаимосвязи, делает мероприятия красоч- ными, зрелищными, что способствует при- влечению достаточного количества и участ- ников, и публики. На наш взгляд, это также способствует формированию и развитию интереса к традициям, к фольклорной куль- туре в целом, к традиционному фольклору, как ее существенному компоненту. Слияние различных мотивов и форм традиционного фольклора, как правило, имеют достаточно широкий общественный резонанс, тем самым еще большее количество людей знакомиться с фольклорными традициями, может проявить заинтересованность, включиться в самодея- тельное движение. Это, в свою очередь, будет служить делу актуализации традиционного фольклора. В рамках подобного рода меро- приятий «рождаются» школы, клубы, объ- единения традиционной культуры, ставящие своей задачей, в том числе, передачу фоль- клорных традиций, объединяющие в своей работе собирательскую, творческую, исполни- тельскую деятельность. Такие клубы и школы, особенно создающиеся и функционирующие в рамках системы дополнительного образо- вания детей, представляют собой некий пере- ходный элемент от собственно художествен- ной самодеятельности к образовательной среде. В их деятельности заложен огромный воспитательный потенциал развития патрио- тического чувства, формирования и развития интереса и любви к собственным традициям, к

своему фольклору, и, уже через это, к сво- ей стране, обладающей таким огромным пла- стом культуры, как традиционный фольклор, сумевшей его сохранить, воссоздать, рекон- струировать, актуализировать и использовать в современных культурных практиках. В силу указанного, именно художественная самодеятельность выступает той самой социо- культурной средой, на которую должны быть направлены усилия по актуализации традици- онного фольклора. Конечно же, в силу большой свободы творчества и волеизъявления (занятия художественной самодеятельностью – дело до- бровольное, желанное, с особой мотивацией и увлеченностью) технологии целенаправлен- ного воздействия должны быть проработаны с особой тщательностью и щепетильностью, через конструирование особых форм экспли- кации в творчество, конструирование ситуаций грамотного использования фольклора и пр. Следовательно, необходимо констатиро- вать факт наличия потенциальных возмож- ностей художественной самодеятельности в процессе актуализации традиционного фоль- клора и важности ее рассмотрения как одного из существенных факторов этого процесса.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.