(рукопись императрицы Зои. Пер. Г.Г.Литаврина)
...О благорастворении воздуха. Воздух течет с четырех сторон: с востока, с запада, с юга и с севера. С восточной стороны является тепло и сухость, с запада же - холод и сухость, с юга - тепло и влажность, а с северной стороны - холод и влажность. Когда воздух чист, свободен от пыли или зловония и охлажден в начале и в конце дня, то душа в нем возрождается, получая силу и облегчение.
Время весны является теплым и влажным, лето же - теплое и сухое, осень - холодная и сухая, а зима - холодная и влажная. Весной следует двигаться и трудиться умеренно и стол иметь умеренный; остерегаться же следует солнечного тепла, так же, как и летом. В это время года нужно больше двигаться и очищать тело от накопляющихся излишков с помощью кровопускания и прочих средств.
Лето же в силу своей природы является теплым и сухим; оно неблагоприятно для тела, имеющего горячий темперамент, так как делает жидкими и возбуждает излишки, заставляет их гнить. Оно рассеивает и природное тепло и вредит также отправлениям. Нужно остерегаться теплоты солнца и не возбуждать и не утомлять тело, а нюхать благовония, имеющие холодную температуру, жить в самых прохладных местах, а из съедобного и напитков употреблять все, обладающее небольшой теплотой; мыться следует холодной водой после отправления пищи, содержащейся в желудке. Очистительные средства, кроме тех, которые очищают желудок, даются в это время года в изобилии. Извергать все /излишки пищи/ следует сверху и только с помощью подходящих средств.
Осень является холодной и сухой по природе; она неблагоприятна для тела, возбуждает излишки, противные природе, и вызывает болезни, неполезна она вообще для тела человека, впрочем, не очень вредит старикам. Не следует менять место и утомляться в это время года; нужно остерегаться перемен воздуха и худосочной пищи, меняющей температуру /тела/. В это время подобает больше двигать тело и очищать от отправлений и быть умеренным в приеме пищи. Остерегаться же следует печали и огорчения и разрешать себе все, что располагает душу... к удовольствию.
Зима по природе своей является влажной и холодной; она накапливает излишки и сгущает их. Случается, однако, что тело выздоравливает в это время года и укрепляется, и отправления усиливаются, и аппетит к еде хорош. Нельзя допускать, чтобы /в это время года/ тело волновалось посредством очищающих средств, кроме случаев крайней необходимости; остерегаться же следует холодного воздуха, жить в домах самых теплых и укрываться согревающими одеждами. Нюхать же нужно теплые благовония, как, например, мускус, амбру, Aquilaria malaccensis, гвоздику, стиракс, ладан и все подобное этому. Есть же следует самое теплое: из плодов, например, орехи, фундук, сосновые шишки; употреблять неразбавленное вино и мед, а из мясного - то, что имеет теплую температуру и молодо.
Об умеренности в еде и пище, в сне и бодрствовании… Что касается бани, то она весьма оберегает здоровье и укрепляет тело. Мыться нужно натощак, прежде чем явится голод и аппетит. Опасным является промедление в бане. Однако тот, кто является влажным по темпераменту и имеет тучные и липкие излишки, пусть сидит в бане до тех пор, пока не выступит пот. Не следует его смывать, пока не наступит облегчение тела. Пусть натрет /затем/ все тело мукой из лупина, смешанной с корнем куркумы, сухой кожурой цитруса, измельченными листьями розмарина и всем, подобным этому.
Тот же, кто горяч и сух по темпераменту, пусть моется пресной водой и пусть натрет все тело дынями, выжимками тыквы и бобовой мукой, в которую примешаны сухие измельченные розы и мирты и что-нибудь, подобное этому. Нехорошо пить холодную воду в бане. Ведь она охлаждает все тело; многократное питье холодной воды в бане вызывает водянку и иные страдания. Потребление холодной воды пусть будет вне бани.
...Краткие выводы о моче. Моча чистая, с дымкой сверху, знаменует смерть, если же имеет внизу отстой, а сверху дымку, то знаменует длительную болезнь. Если же имеет тонкое волокно, смешанное с отстоем, и кровь, знаменует смерть. Если чистая и внутри имеет столбик, смерть знаменует. Если же она рыжая, смешанная с подобием винного осадка, - добрый знак. Если же есть осадок на краях /посуды/, - плеврит знаменует.
Моча жидкая. не имеющая отстоя, знаменует несварение желудка и задержание мочи. Моча черная при лихорадке, подобная терпкому вину, знаменует болезнь печени. Моча помутневшая, подобная касторовому маслу, знаменует смерть; бледная и очень густая - подагру знаменует.
/Моча/ красная. не имеющая чередования /цвета/, знаменует элефантиазис. Шафрановидная, не чередующаяся /в цвете/, знаменует воспаление легких и кашель. Темная, мертвенно-бледная при отсутствии лихорадки и пота знаменует головную боль. Кристалловидная, не имеющая чередования /в цвете/, знаменует водянку. Моча, на третий день не дающая отстоя, знаменует истощение. Водоподобная /свидетельствует о том, что/ больше не переваривается пища. /Моча/. помутневшая после мочеиспускания, /говорит о том, что/ более не переваривается пища. Моча лучшая, когда /имеет/ легкий осадок, ровный и незначительный во всякое время. Моча жидкая, имеющая нитевидный осадок, знаменует длительную болезнь; имеющая же внизу темный синеющий осадок - плохая. Темнеющая /моча/. если верхний ее осадок - кровавовидный, знаменует смерть среди мучительных страданий и не на четвертый день после заболевания (?)
Сильно темнеющая /моча/ знаменует многосочие и страдание вокруг поясницы. Желтеющая же, если дымка ее голубеет, бывает от черной желчи. Огненно-рыжая и грязевидная знаменует чахоточную болезнь. если же /моча/ приближается /по цвету/ к огненно-рыжей, но чистой, /это означает/, что болеющим слабым желудком завладела желтая желчь.
/Моча/ огненно-рыжая, приближающаяся к темной, знаменует геморрой; огненно-рыжая же, но приближающаяся к желтой, знаменует, что болен печенью. Темнеющая и зеленоватая является признаком смерти. Мутная и грязевидная знаменует страдание суставов. Темная и желтоватая знаменует, что страдают нервы.
Сколько частей медицины? – 5, а именно: физиология, патология, гигиена, симптоматика, терапия
...Для естественного сна. На листьях лавра напиши: на одном - «феокарис», на другом - «еокарис», на третьем - «окарис» и положи под голову.
Иначе: испытанное /средство/. Кожуры корня мандрагоры – 12 граммариев, зерен Boswellia Carterii – 24 граммария, семян белой белены – 1 граммарий, кассии – половину драхмы: размягчив все вином мидийским и розовым /маслом/, намажь ноздри.
Если кому нужно бодрствовать, сколько он хочет: глаза козленка или тело соловья, или глаз // пустой на оленьей шкуре держи рукой; или пусть держит глаз волка и кость головы - и пока он держит это, до тех пор не будет спать.
Иначе: растворив медный купорос с уксусом, намажь ноздри или /возьми/ натр и медный купорос с медом или уксусом и сделай подобным же образом. Или: голову летучей мыши, взяв, высуши и завернув в оленью шкуру, обхвати рукой – и не заснешь.
Для спящих - чтобы не храпеть. Серьги (?) положи под голову не знающему об этом или держи зубы тельца трехлетнего.
Для грезящего во сне. Поставь воду вниз под кровать, и никогда не случится этого страдания.
Усыпляющее средство для того, чтобы оперируемый не чувствовал боли. Семян белены, сока мандрагоры – по 2 граммария, опия – 1 граммарий, имбиря – 4 граммария, шафрана – 1 граммарий; растерев все с водой, набери губкой и пользуйся, поднося к ноздрям, чтобы нюхать.
... При умственных странностях. Растерев речного рака и выжав его, влей сок через ноздри.
Вопросы. Следы каких медицинских традиций можно наблюдать в приведенных отрывках? Ответ обоснуйте.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 395.