… Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной природы всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрешению, далее – пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вздохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, следует вести исследование.
…Восьмой больной. В Абдерах Анаксион, живший у Фракийских ворот, был охвачен острой лихорадкой; беспрерывная боль в левом боку; сухой кашель без выделений в первые дни; жажда; бессонница; моча хорошего цвета, обильная, тонкая. На 6-й день - бред; горячие припарки к левому боку не дали никакого улучшения. На 7-й день мучительное состояние, потому что лихорадка увеличилась, а страдания не уменьшились: кашель мучил, и больной испытывал одышку. На восьмой день я ему сделал кровоизвлечение из локтя; кровотечение было обильное - такое, как оно должно было быть; страдания уменьшились, но сухой кашель продолжался. На 11-й день лихорадка уменьшилась; у больного был небольшой пот головы, кашель и выделения из легкого, более влажные. На 17-й день больной начал отхаркивать немного созревшие мокроты и был облегчен. На 20-й день потел и был без лихорадки, но после кризиса испытал жажду и выделения из легких не были хорошего качества. На 27-й день лихорадка снова возвратилась; больной кашлял; он выделил много зрелой мокроты; моча представляла осадок обильный и белый; больной был без жажды, свободно дышал. На 34-й день обильно потел, освободился от лихорадки; окончательный кризис.
Шестнадцатый больной. На Мелибее молодой человек, разгорячаемый вследствие напитков и половых излишеств в течение долгого времени, слег в постель; у него была дрожь, тоска, бессонница, совсем не было жажды. Первый день у него был стул несколько раз, твердый, с большим истечением жидкости; в следующие дни стул водянистый, зеленоватого цвета; моча тонкая, малообильная, бесцветная; дыхание по временам редкое и глубокое; мягковатое напряжение подреберья,- удлиняющееся в обе стороны; беспрерывное биение сердца в течение всей болезни; выделил маслянистую мочу. На 10-й день галлюцинировал спокойно, был же он скромный и молчаливый; кожа сухая и натянутая; стул либо обильный и тонкий, либо желчный и жирный. На 14-й день все обострилось: галлюцинировал, много бредил. На 20-й день безумствовал; сильное беспокойство; больной не выделял совсем мочи; удерживал в себе лишь небольшое количество питья. На 24-й день умер.
Вопросы. Почему в описаниях болезней отсутствует диагноз?
Сколько времени болел Анаксион из Абдер? Что и на какой день делал врач? Почему его вмешательство было столь незначительным?
О священной болезни
Относительно болезни, называемой священною, дело обстоит таким образом: нисколько, мне кажется, она ни божественнее, ни более священна, чем другие, но имеет такую же природу происхождения, какую и прочие болезни. Природу же ее и причину люди назвали каким-то божественным делом вследствие неопытности и удивления, потому что она нисколько не похожа на другие болезни. И вот, вследствие невежества в том, чего не знают, у них предоставляется ей божественное свойство; вследствие же знания способа лечения божественность отнимается.
Афоризмы
Отдел первый
1. Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.
Отдел второй
1. Если в какой-либо болезни сон производит страдание, болезнь смертельна, если же сон облегчает страдание, она не смертельна.
2.Когда сон успокаивает бред, это хорошо.
3. Сон и бессонница, то и другое сверх меры проявляющиеся, - худой знак.
4.Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступает меру природы.
5.Беспричинная усталость предвещает болезнь.
10. Если тело не очищено, то чем более будешь его питать, тем более будешь ему вредить.
12. Все, что остается в болезнях после кризиса внутри, обыкновенно производит рецидивы.
13. У кого бывает кризис, для тех ночь перед пароксизмом тяжела, но следующая – большею частью легче.
16. Когда голод, не должно работать.
19. В острых болезнях нельзя дать совершенно верных предсказаний ни относительно смерти, ни относительно выздоровления.
23. Острые болезни определяются в 14 дней.
29. В начале болезни, если что кажется необходимым привести в действие, приводи; когда же болезнь дойдет до высшей точки, лучше оставить тело в покое.
33. Во всякой болезнь не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак; противоположное – дурной.
34. В болезнях меньше подвергаются опасности те, болезнь которых более согласна с их природой, возрастом, конституцией тела и временем года, чем те, болезнь которых не отвечает ни одному из этих условий.
Отдел пятый
16. Кто часто держит себя в тепле, у того происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, тупость ума, кровотечения, обмороки; все это имеет последствием смерть.
17. Холод же причиняет спазмы, столбняки, черные пятна и лихорадочные ознобы.
18. Холод приносит вред костям, зубам, нервам, головному и спинному мозгу; напротив, тепло полезно им.
19. Что поражено холодом, должно согревать, за исключением тех частей, в которых бывает или имеет быть кровоизлияние.
20. Холод также едок для ран; он делает кожу жесткою, причиняет боль, которая не разрешается нагноением, производит почернение, лихорадочные ознобы, спазмы и столбняки.
21. Но есть случай, когда при столбняке, без раны, молодому человеку с хорошими мышцами, среди лета, обильное обливание холодной водой производит возвращение теплоты; теплота же разрешает болезни подобного рода.
22. Теплота, способствующая нагноению, хотя и не во всякой ране, есть наибольший признак безопасности; она смягчает кожу, утончает ее, подавляет боль, успокаивает озноб, конвульсии и столбняки и разрешает тяжесть в голове, наибольше приносит пользы при переломах костей, в особенности обнаженных, а при этих последних - наибольше у тех, которые имеют раны на голове; она также полезна для частей тела, которые умерщвляются от холода или изъязвляются, также для разъедающих лишаев, для седалища, для детородных частей, для матки и мочевого пузыря. Для всего этого теплота благоприятна и разрешительна; напротив, холод - вреден и пагубен.
23. Холодом же должно пользоваться в тех местах, откуда истекает кровь или еще имеет истечь, но не на самых этих частях, а около тех, откуда льется кровь. И если бывают какие воспаления или воспалительный жар, стремящиеся к красному или кровяному цвету вследствие свежей крови, то и на них, ибо холод приводит к черному цвету все застаревшие воспаления. Холод также помогает в роже неизъязвленной, потому что при изъязвленной он вредит.
24. Все холодное, например, снег, лед, вредно для груди, возбуждает кашель, производит кровотечения и катарры.
25. Но опухоли в сочленениях и боли без язвы, припадки подагры и конвульсии - из этих болезней наибольшую часть обильное обливание холодной водой облегчает, уменьшает, разрешает боль, ибо умеренное заглушение боли имеет разрешительную силу.
Отдел восьмой
6. Чего не излечивает лекарство, излечивает железо. А чего железо не излечивает, излечивает огонь. А чего огонь не излечивает, то должно считать неизлечимым.
10. При острых лихорадках вот какие признаки должно заметить: когда кому предстоит умереть, когда - выздороветь.
11. Если правое яичко холодно и подтянуто, это - знак смертельный.
12. Ногти черные и пальцы рук и ног холодные, сжатые или распущенные, показывают близость смерти.
13. Губы синие и отвислые, вывороченные и холодные - признак смертельный.
14. Уши холодные, прозрачные и сжатые - суть признак смерти.
15. Имеющий густой туман в глазах, отвращающийся от света и одержимый сонливостью и большим жаром, - безнадежен.
16. Кто при бешенстве (Lyssa) остается спокойным, никого не узнает, ничего не слышит и ничего не понимает, уже близок к смерти.
Вопросы. В чем специфика течения острых болезней?
В каких случаях Гиппократ рекомендует лечение холодом?
На какие признаки приближающейся смерти указывает автор?
Греческая эпиграмма о медицине и здоровье
Лекарь Кратей и могильщик Данон меж собой заключили,
Клятвой скрепив, договор. Вот и пустился Данон
С тех, кого он хоронил, погребальные красть покрывала
И посылать на бинты другу Кратею затем.
А благодарный Кратей меж тем отправлял на кладбище
Для погребения там, всех пациентов своих.
***
Лучше на суд Гегемону, казнящему смертью злодея,
Отданным быть, чем тебе в руки, Геннадий, попасть:
Тот, по закону карая, разбойникам головы рубит,
Ты же, невинных губя, с них еще плату берешь.
***
В баню он с нами сходил, пообедал веселый и все же
Найден вчера поутру мертвым был вдруг Андрагор.
В чем, объясни мне, искать неожиданной смерти причину?
- Да Гермократа-врача видел он ночью во сне!
***
Выпрямить горб обещав Диодору, три камня квадратных
Тяжеловесных ему на спину Сокл наложил.
Сдавленный тяжестью, умер горбун. После смерти, однако,
Стал он действительно прям, как измерительный шест.
Вопросы. Какие черты деятельности врача вызывали насмешки в древней Греции?
Каким из данных изречений находит подтверждение современная медицина?
С кем сравнивает автор Кратея?
МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО РИМА
В раздел «Медицина древнего Рима» вошли произведения великих римских врачей Авла Корнелия Цельса и Галена, выдержки из трудов философов Тита Лукреция Кара и Сенеки, а также глава из Евангелия от Луки, дающая представление об отправных точках христианского понимания медицины, болезни и здоровья. Текст Катона Старшего приведен как пример «домашней» медицины, предполагающей самые простые методы лечения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 380.