Рассуждение о перемещении семени-цзин и изменении состояния дыхания-ци
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Самый главный принцип лечения заболеваний заключается в том, чтобы не ошибиться в определении цвета пульса (то есть в постановке диагноза), а при использовании поставленного диагноза нельзя сомневаться в его верности. Таков главный метод лечения заболеваний. Если же перепутаешь прямое и обратное направление движения дыхания-ци в организме, если не найдешь соответствия корням и верхушкам, тогда и дух загубишь, и царство потеряешь. Следует постоянно отбрасывать старое, стремясь к новому, и только тогда достигнешь высших ступеней истинного развития.

Вопросы

Перечислите органы инь и ян.

Расскажите о том, как следует проводить пульсовую диагностику и

перечислите виды пульса.

 



МЕДИЦИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

В данном разделе приводятся тексты различного типа, в которых так или иначе отражаются проблемы медицины античной Греции. Это прежде всего отрывки из «Илиады», в котором описаны деяния Махаона, легендарного врача, считавшегося сыном Асклепия. Чтобы дать понятие о культе Асклепия и храмовой медицине, приводятся эпидаврские надписи, а также отрывок из комедии Аристофана «Плутос», иллюстрирующий отношение образованных афинян к храмовому лечению. Для изучения деятельности светских медицинских школ приводятся отрывки из трактата Книдской школы «О внутренних страданиях» и разных трудов Гиппократа. Составители включили в раздел также отрывок из произведения знаменитого античного историка Фукидида ( V в. до н.э.), в котором описывается эпидемия, поразившая Афины. Раздел завершается греческими эпиграммами о медицине и здоровье.



ГОМЕР.

ИЛИАДА

 Песнь 4

Был им немедленно позван божественный вестник

Талфибий:

«Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона,—

Мужа, родитель которого — врач безупречный Асклепий,

195 Чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса.

Кто-то его из троянских искусных стрелков иль ликийских

Ранил стрелою на славу себе и на горесть ахейцам».

Так Агамемнон сказал. И его не ослушался вестник.

Быстро идя через войско ахейцев, высматривал зорко

200 Он Махаона героя. Его он увидел стоящим

В гуще могучих рядов щитоносных племен, что из Трикки

Конепитающей следом за ним к Илиону явились.

Став близ него, он к нему обратился с крылатою речью:

«Асклепиад, поспеши! Агамемнон тебя призывает,

205 Чтоб осмотрел ты вождя Менелая, Атреева сына;

Кто-то его из троянских искусных стрелков иль ликийских

Ранил стрелою на славу себе и на горесть ахейцам».

Так говорил он и душу в груди Махаона встревожил.

Быстро сквозь толпы пошли по великому поиску ахейцев.

210 К месту пришли, где, задетый стрелой, Менелай находился.

Лучшие люди из ратей ахейских вокруг собралися.

Тотчас, бессмертным подобный, вошел Махаон в середину

И попытался стрелу из атридова пояса вынуть;

Но заостренные зубья обратно ее не пускали.

215 Пояс узорный тогда расстегнул он, а после — передник

С медной повязкой,— немало над ней кузнецы потрудились.

Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою,

Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал,

Как дружелюбно родитель его был обучен Хироном.

 

Песнь 11

Но не оставили б поля данайские храбрые рати,

Если б герой Александр, супруг лепокудрой Елены, (505)

Битвы прервать не принудил Махаона, храброго мужа,

В правое рамо его поразив троежальной стрелою,

Все за него ужаснулись пылавшие бранью данаи,

Чтобы его, при несчастливой битве, враги не сразили.

Идоменей к знаменитому Нестору первый воскликнул: (510)

"Нестор Нелид, о великая слава ахейских народов!

Стань в колесницу немедленно; пусть и почтенный Махаон

Станет с тобой; и гони к кораблям ты коней быстроногих.

Опытный врач драгоценнее многих других человеков,

Зная вырезывать стрелы и язвы целить врачевствами".

 

Вопросы

Какие медицинские техники были известны в античной Греции? Почему Гомер считает, что «врач драгоценнее многих других человеков»?

 

ЭПИДАВРСКИЕ НАДПИСИ

Амбросия из Афин, кривая. Эта женщина пришла в храм бога и насмехалась над некоторыми исцелениями, заявляя, что невозможно, чтобы хромые и слепые выздоравливали просто во время сна. Затем она уснула в храме и видела сон. Ей показалось, что бог подошел к ней и сказал, что он ее вылечит, но что для этого она должна пожертвовать храму серебряного поросенка в доказательство своей глупости. С этими словами он рассек глаз больной и влил в него лекарство. На следующий день она ушла исцеленной.

 

Человек с язвой в животе. Во сне он увидел лицо. Ему показалось, что бог приказал его слугам, следовавшим за ним, связать его и крепко держать, чтобы он мог разрезать ему живот. Он хотел бежать, но его схватили и крепко привязали к дверному кольцу. Затем Асклепий разрезал ему живот, вырезал язву и снова зашил разрез. После этого больного развязали. Он встал совершенно здоровым. Пол в святилище, однако, оказался залитым кровью. (Мейер-Штейнег)

 

Один человек, у которого почти все пальцы на руке были парализованы, пришел за помощью к богу, но, увидев в святилище обетные таблицы, усомнился в исцелениях и стал смеяться над надписями, их удостоверявшими. Тогда он заснул и увидел сон. Ему приснилось, что он играет в кости около храма и, как только он собрался бросить их, появился бог, схватил его за руку и выпрямил ему пальцы один за другим. Когда бог отпустил его, человек, чтобы лучше убедиться, стал сжимать и разжимать кисть; тогда бог спросил его, сомневается ли он и теперь в надписях, сделанных на жертвенных таблицах в храме, и он ответил, что нет. И бог сказал ему: "Ты не верил в то, в чем нет ничего невероятного, и вот я дарую тебе теперь исцелением, которое невероятно". И когда настал день, он вышел из храма исцеленным.

 

Один немой мальчик пришел в храм к богу за помощью в надежде получить дар речи. После того как он принес предварительную жертву и совершил другие обычные церемонии, служитель, приносивший жертвенный огонь, обратился к отцу ребенка и сказал ему: "Согласен ли ты через год, если получишь то, о чем молишь, принести богу жертву в благодарность за это исцеление?" Тогда мальчик неожиданно ответил: "Я согласен". Удивленный отец приказал ему повторить; мальчик повторил и с этого момента исцелился.

 

У Пандароса, фессалийца, были на лбу пятна. Заснув, он увидел видение. Ему показалось, что бог наложил повязку на его пятна и приказал ему, выходя из спальни, снять повязку и отдать ее в виде жертвенного приношения в храм. Когда рассвело, он встал, снял повязку и увидел, что пятна исчезли. Тогда он пожертвовал повязку в храм.

 

Эмфанем, мальчик из Эпидавра, страдал от камня. Он заснул и во сне ему явился бог и сказал: "Что дашь мне, если я исцелю тебя?" Мальчик ответил: "Десять костей". Бог засмеялся и обещал исцелить его. Настал день, и он выздоровел.

 

Эхвипп шесть лет носил в щеке осколок копья. Когда он заснул, бог вытащил у него этот осколок и положил ему в руку. Настало утро, и он вышел исцеленным, с осколком копья в руке.

 

Гермолик из Ламсака страдал бессилием. Он заснул, и бог, исцелив его, повелел выйти и принести в храм самый большой камень, какой только был ему под силу. И он принес камень, который до сих пор находится там.

 

Один человек был исцелен от болезни пальца с помощью змеи. Этот человек очень страдал от язвы на большом пальце ноги. Служители храма вынесли его наружу и посадили на стул. Он заснул, а из святилища выползла змея и исцелила его своим языком, после чего уползла обратно. Когда этот человек проснулся и почувствовал себя исцеленным, он сказал, что видел сон, будто явился прекрасный юноша и положил лекарство на его палец.

 

Герегос из Митилен был лысым, но имел большую бороду. Стыдясь постоянных насмешек, он обратился за помощью к богу. Когда он заснул, бог намазал ему голову мазью, и у него выросли волосы.

 

Вопрос. Какой тип врачевания производился в храме? Как проходил процесс лечения? Кто, с вашей точки зрения, его осуществлял?

 

АРИСТОФАН

Плутос

Комедия поставлена в 408 г. до н.э.

 

…Не нужно ли теперь к нему врача позвать?

Хремил. Какой же врач найдется в нашем городе?

          Вознагражденья нет – так и леченья нет!

Блепсидем. Поищем.

Хремил. Зря искать!

Блепсидем. Мне тоже кажется.

Хремил. Конечно, зря! Но я придумал лучшее:

          Давай его положим в храм Асклепия.

Блепсидем. Вот это так. Ты прав, клянусь богами.

               Не мешкай же, а делай, что задумано.

(После инкубации в храме Асклепия Плутос выздоровел, и раб Хремила Карион рассказывает о происшедшем жене Хремила)

…Богатство уложили мы,

Себе ж постели из соломы сделали.

Жена. А были там другие, бога ждавшие?

Карион. Был там и Неоклид, который слеп-то слеп,

           Да в воровстве заткнет за пояс зрячего, -

           И многие другие с всевозможными

           Болезнями. Когда же, потушив огни,

         Жрец нам велел ложиться спать немедленно,

                     И приказал молчать, коль шум послышится, -

                     Мы тотчас же в порядке улеглися спать.

                      Заснуть не мог я – не давал покоя мне

                      Горшок с ячменной кашею, поставленный

Поодаль у старухи в изголовьи,

И сильно мне хотелось подползти к нему.

Но тут, глаза поднявши, вижу я, что жрец

Утаскивает фиги и пирожные

С священной трапезы. А после этого

Стал обходить он жертвенники все вокруг –

Не пропустил ли где лепешки жертвенной;

Потом все это посвятил… в мешок себе!

Уразумев всю святость дела этого,

Я кинулся к горшку с ячменной кашею…

 

Вопрос. Как относились к храмовому врачеванию образованные афиняне? В чем обвиняли жрецов храма Асклепия?

 

ФУКИДИД.

История

47.... Враги находились всего лишь несколько дней в Аттике, когда в Афинах появились первые признаки заразной болезни, которая, как говорят, уже раньше вспыхивала во многих местах, особенно на Лемносе и в других местах. Но никогда еще чума не поражала так молниеносно и с такой силой и на памяти людей нигде не уносила столь много человеческих жизней. Действительно, и врачи, впервые лечившие болезнь, не зная ее природы, не могли помочь больным и сами становились первыми жертвами заразы, так как им чаще всего приходилось соприкасаться с больными. Впрочем, против болезни были бессильны также и все другие человеческие средства. Все мольбы в храмах, обращения к оракулам и прорицателям были напрасны. Наконец люди, сломленные бедствием, совершенно оставили надежды на спасение.

48. Впервые, как передают, болезнь началась в Эфиопии, что над Египтом. Оттуда она распространилась на Египет, Ливию и на большую часть владений персидского царя. Совершенно внезапно болезнь вспыхнула также и в Афинах; первые случаи заболевания появились среди населения Пирея (жители Пирея даже пустили слух, что пелопоннесцы отравляли цистерны; ведь тогда в Пирее еще не было колодцев). Позднее болезнь проникла также и в верхний город, и тогда стало умирать гораздо больше людей. Я предоставляю каждому (будь то врач или человек, не сведущий в медицине) судить об этой напасти, то есть о вероятных причинах ее возникновения и о том, почему следствием ее были столь удивительные перемены в состоянии здоровья. Скажу только, каким образом эта болезнь возникла, и опишу ее проявления, чтобы, исходя из этого, в случае если она снова возникнет, ее можно было бы распознать. Я ведь сам страдал от этой болезни и наблюдал ее течение у других.

49. В этот год до вспышки повальной болезни (по всеобщему признанию) в городе почти не было других заболеваний. Если же кто-нибудь ранее страдал каким-либо недугом, то теперь все переходило в одну эту болезнь. У других же, до той поры совершенно здоровых, без всякой внешней причины вдруг появлялся сильный жар в голове, покраснение и воспаление глаз. Внутри же глотка и язык тотчас становились кроваво-красными, а дыхание — прерывистым и зловонным. Сразу же после этих явлений больной начинал чихать и хрипеть, и через некоторое время болезнь переходила на грудь с сильным кашлем. Когда же болезнь проникала в брюшную полость и желудок, то начинались тошнота и выделение желчи всех разновидностей, известных врачам, с рвотой, сопровождаемой сильной болью. Большинство больных страдало от мучительного позыва на икоту, вызывавшего сильные судороги. Причем у одних это наблюдалось после ослабления рвоты, у других же продолжалось и позднее. Тело больного было не слишком горячим на ощупь и не бледным, но с каким-то красновато-сизым оттенком и покрывалось, как сыпью, маленькими гнойными волдырями и нарывами. Внутри же жар был настолько велик, что больные не могли вынести даже тончайших покрывал, кисейных накидок или чего-либо подобного, и им оставалось только лежать нагими, а приятнее всего было погрузиться в холодную воду. Мучимые неутолимой жаждой, больные, остававшиеся без присмотра, кидались в колодцы; сколько бы они ни пили, это не приносило облегчения. К тому же больной все время страдал от беспокойства и бессонницы. На протяжении острого периода болезни организм не слабел, но сверх ожидания сопротивлялся болезни, так что наступала смерть либо в большинстве случаев от внутреннего жара на девятый или седьмой день, когда больной был еще не совсем обессилен, либо, если организм преодолевал кризис, то болезнь переходила в брюшную полость, вызывая изъязвление кишечника и жестокий понос; чаще всего люди и погибали от слабости, вызванной этим поносом. Так недуг, очаг которого первоначально находился в голове, распространялся затем сверху донизу по всему телу. И если кто-либо выживал, то последствием перенесенной болезни было поражение конечностей: болезнь поражала даже половые органы и пальцы на руках и ногах, так что многие оставались в живых, лишившись этих частей, а иные даже слепли. Некоторые, выздоровев, совершенно теряли память и не узнавали ни самих себя, ни своих родных.

50. Необычность этой болезни, превышающая любые средства выражения, проявлялась не только в том, что болезнь поражала людей с такой силой, которую не могла вынести человеческая природа, но и в том, что, в отличие от всего наблюдавшегося ранее, птицы и четвероногие животные, питающиеся человеческими трупами, вовсе не касались трупов (хотя много покойников оставалось непогребенными) или, прикоснувшись к ним, погибали. Это видно из того, что подобные птицы совершенно исчезли: их вообще нигде не было видно, а не только возле непогребенных трупов. На собаках же еще яснее обнаруживалось действие болезни, так как они живут вместе с людьми.

51. Таковы были в общем основные признаки этой болезни, если не говорить о некоторых отклонениях в отдельных случаях. Никаких других обычных заболеваний в то время не было. Лишь только появлялась какая-нибудь другая болезнь, в конце концов она переходила в эту. Люди умирали одинаково как при отсутствии ухода, так и в том случае, когда их хорошо лечили. Против этой болезни не помогали никакие средства: то, что одним приносило пользу, другим вредило. Недуг поражал всех, как сильных, так и слабых, без различия в образе жизни. Однако самым страшным во всем этом бедствии был упадок духа: как только кто-нибудь чувствовал недомогание, то большей частью впадал в полное уныние и, уже более не сопротивляясь, становился жертвой болезни; поэтому люди умирали, как овцы, заражаясь друг от друга. И эта чрезвычайная заразность болезни и была как раз главной причиной повальной смертности. Когда люди из боязни заразы избегали посещать больных, то те умирали в полном одиночестве (и действительно, люди вымирали целыми домами, так как никто не ухаживал за ними). А если кто навещал больных, то сам заболевал: находились все же люди, которые, не щадя себя из чувства чести, посещали больных, когда даже родственники, истомленные непрерывным оплакиванием умирающих, под конец совершенно отчаивались и отступали перед ужасным несчастьем. Больше всего проявляли участие к больным и умирающим люди, сами уже перенесшие болезнь, так как им было известно ее течение, и они считали себя в безопасности от вторичного заражения. Действительно, вторично болезнь никого не поражала. Поэтому выздоровевших превозносили, как счастливцев, и у них самих радость выздоровления порождала надежду, что теперь никакая другая болезнь не будет для них смертельной.

52. Это постигшее афинян бедствие отягчалось еще наплывом беженцев из всей страны, и особенно страдали от болезни вновь прибывшие. Жилищ не хватало: летом приходилось жить в душных временных лачугах, отчего люди умирали при полном беспорядке. Умирающие лежали друг на друге, где их заставала гибель, или валялись на улицах и у колодцев, полумертвые от жажды. Сами святилища вместе с храмовыми участками, где беженцы искали приют, были полны трупов, так как люди умирали и там. Ведь сломленные несчастьем люди, не зная, что им делать, теряли уважение к божеским и человеческим законам. Все прежние погребальные обычаи теперь совершенно не соблюдались: каждый хоронил своего покойника как мог. Иные при этом даже доходили до бесстыдства, за неимением средств (так как им уже раньше приходилось хоронить многих родственников). Иные складывали своих покойников на чужие костры и поджигали их, прежде чем люди, поставившие костры, успевали подойти; другие же наваливали принесенные с собой тела поверх уже горевших костров, а сами уходили.

53. И вообще с появлением чумы в Афинах все больше начало распространяться беззаконие. Поступки, которые раньше совершались лишь тайком, теперь творились с бесстыдной откровенностью. Действительно, на глазах внезапно менялась судьба людей: можно было видеть, как умирали богатые и как люди, прежде ничего не имевшие, сразу же завладевали всем их добром. Поэтому все ринулись к чувственным наслаждениям, полагая, что и жизнь и богатство одинаково преходящи. Жертвовать собою1 ради прекрасной цели никто уже не желал, так как не знал, не умрет ли, прежде чем успеет достичь ее. Наслаждение и все, что как-то могло служить ему, считалось само по себе уже полезным и прекрасным. Ни страх перед богами, ни закон человеческий не могли больше удержать людей от преступлений, так как они видели, что все погибают одинаково и поэтому безразлично, почитать ли богов или нет. С другой стороны, никто не был уверен, что доживет до той поры, когда за преступления понесет наказание по закону. Ведь гораздо более тяжкий приговор судьбы уже висел над головой, и, пока он еще не свершился, человек, естественно, желал, по крайней мере, как-то насладиться жизнью.

54. Таково было бедствие, угнетавшее афинян: в стенах города народ погибал от болезни, а землю разоряли неприятели. Неудивительно, что в такой беде старики вспомнили о стихе, который, по их словам, в древности возвестил оракул:

Грянет дорийская брань, и мор воспоследствует с нею.

Тогда среди афинян начались споры о том, не стояло ли в древнем предсказании вместо loimoz, (мор, чума) слово limoz (голод). В тогдашних обстоятельствах, как и следовало ожидать, верх одержало мнение, что в стихе значилось loimoz (мор, чума). Ведь люди старались приспособить воспоминания к переживаемым бедствиям. Мне думается, что если после этой войны случится какая-нибудь другая дорийская война и при этом наступит голод, то люди, вероятно, будут толковать этот стих именно в таком смысле. Другие же вспоминали также ответ оракула лакедемонянам на вопрос, следует ли им воевать: «Если они будут вести войну всеми силами, то одержат победу, и бог сам им поможет», И вот тогда пришли к выводу, что предсказание оракула оправдалось в ходе событий. Ведь чума появилась как раз после вторжения пелопоннесцев, но не проникла в Пелопоннес (по крайней мере, там вспышка ее была очень слабой). Главным же образом болезнь распространилась в Афинах, а затем и в других густонаселенных местах. Вот что пришлось сказать о чуме.

Вопросы. Какие симптомы болезни описывает Фукидид? Какие социальные потрясения сопутствовали эпидемии?

 

КНИДСКАЯ ШКОЛА

 

О внутренних страданиях

Вторая чахотка: происходит от тяжелого труда. То же самое испытывает больной, как в предшествующем случае, но болезнь представляется более тихой, чем первая, и летом дает ремиссии. Больной отхаркивает более густую мокроту, чем в предыдущем случае. Кашель удручает в особенности людей пожилых; страдание сильнее в груди: кажется, что там нависает камень; спина также болезненна; цвет самого больного прозрачен, и при малейшем усилии он тяжело дышит и задыхается, обыкновенно от этой болезни он умирает в три года.

Другая болезнь плотная. Она происходит от испорченной слизи. Что она испорчена, очевидно из следующего: происходящая отрыжка имеет запах, как у того, кто поел редьки. Эта болезнь начинается с ног, откуда она поднимается к животу. Когда она фиксировалась в животе, она снова делает вторжение во внутренности. Раз фиксировавшись там, она вызывает урчание и рвоту, которая выводит в одно и то же время кислую и испорченную слизь, и когда больного вырвет, ему не по себе; он испытывает стеснение во внутренностях, а также иногда острая боль появляется в голове. Больной не может ни хорошо слышать, ни хорошо видеть вследствие тяжести. Обильный и зловонный пот распространяется по телу, в особенности, когда есть боль; он распространяется также, когда существующая боль разошлась, в особенности ночью. Цвет больного желтушный. Эта болезнь немного менее смертельна, чем предшествующая. При таком положении вещей нужно очистить желудок низом при помощи гиппофея, верхом – чемерицей. Голову нужно очищать тетрагоном. Когда больной очищен чемерицей, на следующий день его нужно легко очистить вареным ослиным молоком, на третий – вареным козьим молоком и подобным образом на четвертый и пятый день. В течение двадцати других дней нужно давать сырое коровье молоко или козье молоко с прибавлением одной трети меликрата; больной должен выпивать один хоей молока. После очищения лекарствами нужно предписывать ему то, что предписывается водяночным. В остальное время, когда он пьет молоко, он должен есть за обедом очень хорошо испеченный хлеб; из блюд рыбных: скорпион, каллионим, кукушка или кусок ската в соусе; из мяса – ягненка или цыпленка вареными. Если для него хорошо, он может пить белое вино; если нет – черное вяжущее вино. Потом, после еды, он должен гулять, но так, чтобы не простудиться. Если для него хорошо, он может принимать твердую пищу; если нет, у него должен быть, как суп, отвар ячменя или проса. При этой болезни больной, если он переживет тридцать дней, выздоравливает, ибо этот срок определяет, смертельна ли болезнь или нет; болезнь тяжела.

 

Вопрос. По какой схеме описывается болезнь? Чего, с вашей точки зрения, не хватает в этих описаниях?

 

ГИППОКРАТ

Клятва

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ними моими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать моими братьями и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора.

Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

 

Вопрос. Перечислите основные проблемы биоэтики, нашедшие отражение в клятве Гиппократа. Сравните этот текст с текстами современных врачебных присяг. В чем между ними разница?

 

О враче

1.Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных. Должно также ему наблюдать все это и в отношении духа; быть благоразумным не только в том, чтобы молчать, но также и в остальной, правильно устроенной жизни. И это наибольше принесет ему помощь для приобретения славы. Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Но должно наблюдать, когда можно пользоваться всем этим, ибо одни и те же приемы у одних и тех же больных) ценятся, когда они редки. Что касается до внешнего вида врача, пусть он будет с лицом, исполненным размышления, но не суровым, потому что это показывает гордость и мизантропию. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больным - немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержным. Итак, вот этими-то доблестями души и тела он должен отличаться.

 

О природе человека.

2...И из врачей также одни утверждают, что человек есть только кровь, другие - желчь, а некоторые - что он есть слизь. И все они привносят одно и то же заключение. Ведь они утверждают, что есть нечто одно, которое всякий из них хочет назвать, и оно, будучи единым, вынужденное теплом и холодом, меняет свою форму и силу и делается сладким и горьким, белым и черным или чем-нибудь иным в том же роде. Но мне кажется, что и это все обстоит иначе. Итак, весьма многие проповедуют нечто такое или весьма близкое к этому. А я утверждаю, что если бы человек был единое, то он никогда не болел бы, ибо, раз он единое, ему не от чего будет болеть. А если даже и будет болеть, то необходимо, чтобы и исцеляющее средство было единым. А между тем их много, так как много есть в теле таких вещей, которые, действуя друг на друга против природы, разогреваются или охлаждаются, высушиваются или увлажняются и производят через это болезни. Существуют таким образом многие виды болезней, а также многообразное лечение их. Я считаю, что говорящий, будто человек есть одна кровь и ничто иное, должен показать, что человек не меняет вида и не бывает многообразным, и указать какое-либо время года или возраст человека, когда очевидно, что в человеке существует одна только кровь; естественно ведь, чтобы было одно какое-либо время года, в которое было бы очевидно, что кровь сама по себе одна в нем. То же самое я скажу и о том, кто настаивает, что человек есть одна слизь, или кто говорит, что одна желчь. А я покажу, что то, чем человек по моему мнению является, и по обычному представлению, и сообразно с природой вещей всегда существует одинаково и в юноше, и в старике, и в холодное время года, и в теплое; и я представлю доказательства и раскрою необходимость, благодаря которым всякая составная часть тела получает увеличение и уменьшение.

4. Тело человека содержит в себе кровь, слизь и желчь, желтую и черную; из них состоит природа тела, и через них оно и болеет, и бывает здоровым. Бывает оно здоровым наиболее тогда, когда эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше или больше, или она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными...

9. ...Должно также знать, что болезни, порождаемые переполнением, излечивает опорожнение, а рождающиеся от опорожнения лечатся наполнением и происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся от праздности уничтожаются трудом. И вообще, врачу следует по своему благоразумию идти навстречу наступающим болезням, природным расположениям, временам года и возрастам, и все напряженное разрешать, а все ослабленное - укреплять, ибо таким путем лучше всего прекращается страдание и в этом, по моему мнению, заключается лечение.

 

Вопрос. Каковы физиологические представления врачей античной Греции?

 

 

Прогностика

2.В острых болезнях должно вести наблюдение следующим образом. Прежде всего - лицо больного: похоже ли оно на лицо здоровых и в особенности на само себя, ибо последнее должно считать самым лучшим, а то, которое наибольше от него отступает - самым опасным. Будет оно таково: нос острый, глаза впалые, виски вдавленные... мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный, или бледный, или свинцовый. Поэтому, если при начале болезни будет лицо такого рода, и ты еще не сможешь сделать заключения на основании остальных признаков, то следует спросить, не было ли у человека бессонницы или сильного расстройства желудка, или не имел ли он недостатка в пище. И если он подтвердит что-либо из всего этого, тогда считать положение его менее опасным: болезнь разрешится в продолжение дня и ночи, если лицо сделалось подобным вследствие одной из этих причин. Но если он скажет, что у него ничего подобного не было раньше, и если он не придет к прежнему состоянию в указанное время, то должно знать, что этот признак смертельный... Если глаза боятся света и против воли наполняются слезами или перевертываются, или один из них сделается меньше другого, или белки краснеют или синеют, или на них появляются черные жилки, или вокруг зрачка гнойные корочки; если они также постоянно двигаются, или сильно выделяются, или, наоборот, сильно западают; если зрачок их грязный и без блеска, или если цвет всего лица изменился, - то все эти признаки должно считать дурными и гибельными... Смертельный также признак - губы распущенные, висящие, холодные и побелевшие.

25. Но кто захочет правильно предузнать имеющих выздороветь от болезни и имеющих умереть, и у каких больных болезнь будет продолжаться больше дней, а у каких - меньше, тот должен, изучивши все признаки и сравнивши силы их между собою, разумно взвесить их, как это описано относительно других различных видов мочи и мокроты, когда, например, с кашлем будут выброшены вместе и гной, и желчь. Следует также быстро разбираться в движении всегда существующих эпидемических болезней и в состоянии времен года. Твердо следует знать относительно свидетельств и признаков, что во всяком году и во всякое время года дурные признаки возвещают дурное, а добрые - доброе, так как и в Ливии, и на Делосе, и в Скифии вышесказанные признаки представляются истинными. Поэтому должно хорошо помнить, что нельзя встретить в этих самых странах что-либо опасное, кроме весьма многих из этих признаков, если только, изучивши их, уметь правильно разбирать и взвешивать их. Не следует спрашивать названия ни одной болезни, которое здесь не будет написано, ибо все те болезни, которые имеют кризис в вышесказанные времена, ты узнаешь на основании тех же самых признаков.

Вопросы. Найдите в тексте описание так называемой «маски Гиппократа». Признаком какого состояния она является? Признаки каких еще состояний описаны в тексте? (черепно-мозговые травмы). Сравните эти описания с египетскими

 

 

Эпидемии (кн. 3)

Дата: 2018-12-28, просмотров: 444.