Клиническая медицина в России XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М.Я.Мудров. Из «Слова о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных

Г.И.Сокольский. Из книги «Учение о грудных болезнях»

Г.А.Захарьин

· Из клинических лекций

· Здоровье и воспитание в городе и за городом

С.П.Боткин

· Из книги «Общие основы клинической медицины»

· Из «Курса клиники внутренних болезней»

· Из курса «Введение в изучение клинической медицины»

А.А. Остроумов. Из клинических лекций

В.М.Бехтерев

· Что такое внушение (фрагменты)

· О сочетательно-рефлекторной терапии (фрагменты)

Хирургия в России XIX в.

В.А.Басов. Из «Замечаний об искусственном пути в желудок животных»

Из воспоминаний Н.А.Вельяминова

Н.И.Пирогов

· Об организации работы в военно-полевых госпиталях (фрагменты)

· Анестезирование на полях сражения и в госпиталях

· Основные начала моей полевой хирургии

Н.В.Склифосовский. Из «Речи об успехах хирургии под влиянием противогнилостного метода»

 

Общественная медицина

А.П.Доброславин. Гигиена. Курс общественного здравоохранения (введение)

Ф.Ф.Эрисман.

· Основы и задачи современной гигиены

· Профессиональная гигиена (фрагмент)

А.П.Чехов. Остров Сахалин (фрагменты)

Г.И.Попов. Русская народно-бытовая медицина (фрагменты)

 

 

Приложение. Медицинский факультет Московского университета

М.В.Ломоносов. Письмо И.И.Шувалову

Из Проекта об учреждении Московского университета

Реестр публичных лекций... 1758 г.

Об экзамене С.Г.Зыбелина и П.Д.Вениаминова

Из проекта устава Российских университетов 1787 г.

Из расписания лекций

Устав Императорского Московского университета 1804 г. (фрагмент)

«Московские ведомости» об открытии клинических институтов в Москве

Из Постановления Министерства народного просвещения от 19 апреля 1819 г.

«Об учреждении при московском университете медицинского института»

 Из Устава Императорского Московского университета 1835 г.

 Из Устава Императорского Московского университета 1863 г.

Из Устава Императорского Московского университета 1884 г.

И.М.Сеченов. Автобиографические записки (фрагмент)

Факультетское обещание

 

 


 


От составителей

Данное учебное пособие составлено в рамках программы курса «История медицины и культурология», читаемого в Первом Мос­ковском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова.

История медицины, как, по-видимому, и история науки вооб­ще, представляет собой весьма неструктурированную область исто­рического знания. Это объясняется в первую очередь тем, что не существует специального базового образования по специальности «история науки». Сначала этой проблематикой занимались только врачи, создававшие род истории, получившей название «героичес­кого» или даже «агиографического». Это были биографии выдаю­щихся врачей и описание великих открытий в области медицины. Такова примерно и по сей день структура учебного курса истории медицины, который во всех европейских странах обязателен при получении медицинского образования. Так что студенты-медики вырастают в твердом убеждении, что история медицины сводится к перечислению великих имен и описанию героической борьбы носителей этих имен со всевозможными человеческими недугами, а также с косным окружением, нежелающим признавать значи­мость новых открытий. Вообще, слово «борьба» для «героичес­кой» истории медицины является ключевым. (Особенно хороша такая героика оказывается для научно-популярной литературы по истории медицины. Лучшие образцы этого жанра, такие как «Драматическая медицина» Г. Глязера или «Охотники за микроба­ми» П. де Крюи, привели в медицину многих молодых людей. Их там ждало разочарование: вместо озарений и чудес — рутинная, тяжелая, повседневная работа. А чудеса случаются куда реже, чем об этом написано в книжках, и озарения приходят далеко не к каж­дому врачу.) История такого рода не дает представления о самом процессе научного и врачебного труда. «Школе очень свойственно впихивать в память учащихся отрывочные данные, связь между которыми непостижима и магична. Мадам Кюри приходит вечером домой, гладит — на бумаге пятно, и открывает радиоактивность. Доктор Флеминг кидает задумчивый взор на плесень и понимает: пенициллин. Галилей по колебанию пламени в лампе осознает, что земля-то обращается»[1].

Когда историей медицины занялись профессиональные истори­ки, они не только сильно расширили сферу исследования, но и резко сместили акценты. Едва ли не первыми в сферу их анализа попали эпидемии: здесь особенно очевиден социальный контекст. Так, эко­номические, социальные, культурные последствия «черной смер­ти» для Европы были столь велики, что для историков возможности научной работы были просто бескрайними. Постепенно исследова­тельское поле расширялось, чему способствовали труды историчес­ких антропологов, социальных историков, этнологов, археологов. В результате долгое время существовали так называемые внутрен­няя и внешняя истории медицины, как и история науки вообще.

«Внутренней» историей занимались врачи, которым была незна­кома специфика исторического ремесла, работы с источником, а «внешней» — историки, которые слабо владели основами меди­цинских знаний и не всегда понимали, что в источнике написано. Исключения были редки. Поэтому история медицины оказалась периферийной, маргинальной областью, вдалеке от общей логики развития исторической науки, а в медицине и вообще падчери­цей. (Ситуация стала меняться после появления работы Т. Куна «Структура научных революций» — первого, по сути дела, иссле­дования, ставящего задачу понять науку в широком социальном и культурном контексте.)

Работая в сфере истории науки, историки должны четко пони­мать свои границы. Есть вещи, которые они по общему правилу не умеют. И чем ближе к современности, чем больше медицинская наука обретает нынешний язык, тем им сложнее: этот язык пони­мают только специалисты. Историк не может в полной мере оценить теорию, созданную Галеном, не может прочесть как должно анатомический труд А.Везалия, поскольку не имеет необходимой клинической подготовки. Это неизбежно обедня­ет видение проблемы. Поэтому историки берут те сюжеты «на окраине» медицины, которые им подвластны и доступны. В этой сфере высокомерие профессиональных историков и культурологов, считающих, что врачи «не видят» сути проблемы, уравновешива­ется корпоративной надменностью профессиональных медиков, убежденных, что человек без медицинского образования вообще не может приближаться к этим сюжетам.

В ММА имени И.М. Сеченова (с 2010 г. — Первый Московский государственный медицинский университет) ставилась задача созда­ния более широкого курса, в рамках которого медицина рассмат­ривается как целостный феномен, несущий отпечаток культурных, религиозных и других представлений. Для этой цели и служит работа с источниками, составившими данную хрестоматию. Однако она ни в коем случае не может рассматриваться как учебник по истории меди­цины, это вспомогательные материалы, работа с которыми позволяет изучать разные медицинские системы и сопоставлять их по различ­ным параметрам (понятия болезни и здоровья, причины заболевания, диагностика, специфика врачебной профессии и статус врача, вра­чебная этика, гигиенические стандарты и др.). В ходе работы студен­там предоставляется возможность определить понятия «магическая медицина», «христианская медицина», «медицина ислама» и т.п. Они понимаются как особые системы со своей внутренней логикой.

В хрестоматии намеренно использовались не только врачебные трактаты, но и более широкий круг источников, позволяющий вписать медицину в общекультурный контекст. Для этого в пособие включены литературные памятники, фрагменты хроник, мифы, жития святых.

Становление медицины не было легким процессом. Многие откры­тия встречались неприятием, а то и прямыми насмешками современ­ников. Составители хрестоматии сочли нужным в некоторых случа­ях приводить аргументы не только сторонников, но и противников новых медицинских систем. Так в пособие попали, например, резкие высказывания Т. Бильрота по поводу введения асептики или отзывы французских и немецких врачей, убежденных в бессмысленности аускультации. Работа с такими документами дает возможность про­следить, насколько сложно внедрялись новые методы в медицинскую среду, — вопрос, не потерявший своей актуальности.

Врачу в его профессиональной деятельности рано или поздно при­ходится сталкиваться с этической проблемой «отчуждения врача», понимания его больными как персонажа чуждого и даже враждеб­ного. С таким отношением в равной степени сталкивались как бри­танские врачи в колониальной Индии, так и земские врачи в русской деревне, где любое неудачное медицинское вмешательство понима­лось как злонамеренное действие и объяснялось в категориях «отра­вили» или «зарезали»[2]. Еще и с этой точки зрения студенты, буду­щие медики, должны уметь найти общий язык с больными разных вероисповеданий, убеждений, социального статуса. Гуманитарные дисциплины служат здесь хотя и не панацеей, но существенной помощью в понимании сути возникающих конфликтов.

Нашей задачей было показать не только становление и разви­тие европейской медицины, но и ее специфику, которая лучше всего прослеживается в сравнении с восточными медицинскими школами, прежде всего — индийской и китайской. В современном мире тезис о безусловном превосходстве западной медицины над восточными системами если не является общепринятым, то на практике чаще всего находит подтверждение. Тем не менее евро­пейский врач не может не принимать во внимание, что эти системы дожили до наших дней и оказались вполне работающими, порой и в тех случаях, когда европейская медицина оказывается бессиль­ной.

Народная медицина, как и Аюрведа, долгое время отвергалась западной научной медициной как сфера дикости и шарлатанства. Не ставя перед собой задачу пересмотреть эту оценку, составители, однако, сочли нужным привести некоторые тексты, дающие пред­ставление о сущности и особенностях народной медицины.

Вторая часть пособия посвящена истории отечественной меди­цины. Российская медицина с самого начала выделялась своим «лица необщим выраженьем» и отличалась по многим параметрам от европейской модели. И это отличие коренилось в значительной степени в отношениях больного и врача, в принципах «лечить не болезнь, а больного», провозглашенных в России впервые М.Я. Мудровым на рубеже XVIII-XIX вв., в принципах, развитых во второй половине XIX в. Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым и другими российскими терапевтами.

Для подготовки пособия составители использовали различные источники. Так, основу раздела «Медицина России» составили документы и материалы, представленные в изданной в 1960 г. под редакцией Э.Д. Грибанова хрестоматии по истории медицины, а также отрывки из произведений выдающихся деятелей отечест­венной медицины, публиковавшихся в серии «Классики науки». Комплекс источников значительно расширен, в том числе за счет документов, не издававшихся при советской власти (например, Генеральный регламент о госпиталях 1735 г.).

Мы надеемся, что пособие будет интересно и полезно не только студентам-медикам, но и историкам, культурологам, широкому кругу лиц, интересующихся историей медицины.

Естественно, список авторов, чьи труды включены в пособие, заведомо неполон. Мы готовы учесть замечания читателей и про­должить работу.

 

Предисловие ко 2-му изданию

Для составителей этого учебного пособия стала приятной неожиданностью ее востребованность во многих вузах страны. Мы благодарны за все высказанные замечания и пожелания и постарались по возможности их учесть. В новое издание добавлен ряд текство: фрагменты из произведений М.Фр.Биша, Фр.Бруссе, Нобелевская речь Р.Коха и ряд других, а также новый раздел: «Общественная медицина».

После выхода 1-го издания оно прошло «обкатку» в учебных аудиториях, и стало ясно, какие разделы вызывают у студентов особенный интерес, что было сложным, какие вопросы к текстам нуждаются в переформулировке. Все это нашло отражение в новом издании.

 

И.П.Павлов[3]

Письмо к молодёжи

Я бы хотел пожелать молодежи последовательности. Об этом условии плодотворной научной работы я никогда не смогу гово­рить без волнения. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Не пытайтесь прикрыть недостатки своих знаний смелыми догадками и гипо­тезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыль­ный пузырь, — он неизбежно лопнет.

Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух уче­ного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Но изучая, экспе­риментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите зако­ны, ими управляющие.

Второе — это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужес­тво сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности.

В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера. Мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь — что «мое», а что «твое», но от этого наше общее дело только выигрывает.

Третье — это страсть. Помните, что наука требует от чело­века всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях.

Здесь, ведь ясно и так. Ему многое дается, но с него много спросится. И для молодежи, как и для нас, вопрос честиоправ­дать те большие упования, которые возлагает на науку наша родина.



МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

О сновными источниками по древнеегипетской медицине, наряду с археологическими   материалами, являются медицинские папирусы. Папирус Смита, названный так по имени американского египтолога Эдвина Смита, найден недалеко от Луксора и относится приблизительно к 1600 г. до н.э. Он содержит описание болезней «от головы до пят», главным образом травматического характера и ранений. Сохранилось лишь начало этого папируса, посвященное болезням головы и шеи. Папирус Эберса (ок. 1550 г. до н.э.) был найден в Фивах и описан немецким ученым Георгом Эберсом. Это важнейший медицинский документ Древнего Египта. Папирус длиной около 20 метров содержит описание болезней и различные варианты лечения, включающие не только медикаментозные средства, но также заклинания и амулеты. В папирусе Эберса описано 15 внутренних болезней, 29 болезней глаз, 19 кожных. Там упоминается около 700 медикаментов, главным образом растительного происхождения, но также и животного, и минералы. Папирус Херста датируется 1450 г. До н.э. и содержит медицинские заклинания. В разделе приводится также фрагмент из «Истории» Геродота, в котором описаны гигиенические обычаи египтян и практика бальзамирования.



ИЗ ПАПИРУСА СМИТА

Скажешь ты тому, у кого зияющая рана на голове, проникшая до кости, /так что/ поврежден череп  его, /причем/ страдает он от того, что свело ему шею: «/Это/ болезнь, которую я буду лечить». После того, как ты зашьешь рану, в первый день наложи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока не пройдет время его болезни. Пользуй ее (рану) жиром, медом, корпием, пока он не поправится..

...Когда ты обследуешь человека с переломом обеих ключиц и ты находишь обе ключицы, причем первый /обломок/ смещен по отношению ко второму, ты должен сказать: человек с переломом обеих ключиц – болезнь, которую я лечу. Затем ты должен положить его в вытянутом положении на спину и подложить ему что-нибудь свернутое между лопаток. Затем ты должен расправить его лопатки с тем, чтобы его ключицы расправились и в местах перелома встали на место. Затем ты должен изготовить для него две подушечки из материи. Одну ты должен положить внутри на верхнюю часть руки, а другую – снизу на верхнюю часть его руки. Затем ты должен его перевязать.

...Если ты обследуешь человека с раной на голове, проникающей до кости. И его череп проломлен, открыт мозг его черепа… эти извилины подобны тем, которые возникают на отлитом металле, но что дрожит и трепещет под твоими пальцами, как слабое место темени ребенка, которое еще не затвердело… Под твоими пальцами возникает это дрожание и трепетание потому, что вскрыт мозг. Из обеих ноздрей идет кровь. В этом случае ты должен сказать: зияющая рана на его голове – болезнь, которую я не лечу.

Вопросы. Для чего произносилась формула «болезнь, которую я лечу/не лечу»? Сравните описание черепно-мозговой травмы в первом и третьем отрывках. Чем они отличаются?

 

ИЗ ПАПИРУСА ЭБЕРСА

Начало глав о прикладывании лекарства к каждому члену человека. Я вышел из Гелиополя с вельможами Великого дома, владыками магической защиты, царями веков. Я вышел из Саиса с матерями богов... У меня изречения, составленные вседержителем, чтобы прогнать болезнь, что от бога и богини, смерть мужскую и женскую. Ко мне относится сказанное: «Я защищаю его от врагов; руководитель его Тот, податель слов, творец книг, дающий славу премудрым и врачам, своим последователям, освобождающий тех, кого любит бог, и дающий им жить. Я любим богом - да даст он жить и мне».

...Начало тайн врача - знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену.

...Имеется 4 "мету" в ноздрях, 2 для слизи, 2 для крови.

Имеется 4 "мету" в висках, которые обеспечивают поступление крови к глазам. Все болезни глаз происходят через них...

Имеется 4 "мету" в голове, которые идут от затылка, которые обеспечивают поступление "хетер", а также выпадение волос...

Имеется 4 "мету" к ушам... 2 к правому уху и 2 - к левому. Дыхание жизни входит в правое ухо, а дыхание смерти входит в левое. Другими словами, дыхание жизни входит с правой стороны, а дыхание смерти - с левой стороны.

Имеется 6 "мету", которые ведут к рукам, 3 - к правой и 3 - клеевой руке, они же доходят до пальцев.

Имеется 6 "мету", которые ведут к ногам, 3 - к правой и 3 - к левой ноге, они же доходят до подошвы ног.

Имеется 2 "мету", которые ведут до яичников, они производят семя.

Имеется 2 "мету", которые ведут к ягодицам, 1 - к правой, другая - к левой ягодице.

Имеется 4 "мету", которые ведут к печени. Именно они производят основные "соки" и воздух, что приводит к болезням, связанным с переполнением кровью.

Имеется 4 "мету", которые ведут к легким и селезенке, они дают путь основным "сокам" и воздуху.

Имеется 2 "мету", которые ведут к мочевому пузырю, именно они дают путь моче.

Имеется 4 "мету", которые ведут к анусу, именно они дают путь основным "сокам" и воздуху. Анус открыт для каждого "мету" с правой и левой стороны рук и ног, когда он переполнен экскрементами..

Вопросы. Кто такая богиня Сохмет? Каков был социальный статус врача в древнем Египте? Какие можно сделать выводы о физиологических представлениях египтян? Чему соответствуют «мету»?

Другое лекарство. Когда ты исследуешь больного, страдающего от слизи и резей, то его живот тверд по следующей причине: он мучается из-за своего желудка. В его животе находится слизь, которая не может найти путь для выхода наружу... Поэтому она гниет в его животе; она не может выйти наружу и превращается в червей. Когда она полностью превратится в червей, они начинают отмирать. Как только они из него выйдут, тотчас ему станет лучше. Если она (слизь) из него не вышла в виде червей, тогда ты должен дать ему средство для очищения, и ему сразу станет лучше.

Вопросы. Как определяется суть болезни? Можете ли вы поставить предположительный диагноз? Как вы считаете, идет ли речь о реальных «червях» или воображаемых, как в предыдущем тексте?

…Если ты исследуешь человека, страдающего запором, ты находишь у него следующее: он испытывает неприятные ощущения, когда принимает пищу, его живот увеличивается в объеме, сердце утомляется при ходьбе, как у человека, страдающего воспалением заднего прохода; заставь больного лечь и исследуй его. Если ты найдешь, что его тело горячо, а живот тверд, скажи ему: у тебя болезнь печени. Назначь ему тайное растительное средство.., чтобы опорожнить его живот. Если после того, как это произошло, ты найдешь, что правая сторона его живота горяча, а левая – холодна, скажи больному: твоя болезнь находится на пути к излечению, она пожирает сама себя. Посети больного снова. Если ты найдешь все тело холодным, скажи так: твоя печень разделилась и очистилась, лекарство пошло тебе на пользу.

ИЗ ПАПИРУСА ХЕРСТА

Другое лекарство. Рыбу «абджу», чья пасть набита смолой теребинта, сварить и съесть перед сном. То, что при этом говорится как заклинание: «О мертвый, о покойник, скрывшийся, спрятавшийся в этом моем мясе, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!

Вопросы. Как в тексте определяется причина болезни? В чем заключается лечение? Как соотносится приведенное заклинание с материальной частью лечения7

Дата: 2018-12-28, просмотров: 395.