Глава 9. О четырех столпах лечения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1-2. Теперь я изложу главу о четырех совершенных столпах, из которых состоит лечение, - так сказал благословенный Атрея.

3. Врач, лекарство, помощник врача и пациент - это те четыре столпа лечения, совершенные качества которых избавят больного от болезни.

4. Болезнь - это отсутствие равновесия дхату (тканей), здоровьем же называется равновесие дхату. Здоровье - это счастье, болезнь же - несчастье.

5. Когда дхату вышли из равновесия и наступила болезнь, необходимо лечение. Лечением называют применение всех совершенных столпов лечения (начиная с врача).

6. Совершенство теоретических знаний, обширный практический опыт, умелость и чистота - вот четыре основных качества врача.

7. Достаточное количество, эффективность, разнообразие лекарственных форм и надлежащий состав - таковы четыре качества лекарства.

8. Знание о том, как ухаживать за больным, сноровка, преданность и чистота - таковы четыре качества помощника врача.

9. Хорошая память, послушание, бесстрашие и умение рассказать врачу обо всем, что связано с болезнью - таковы качества пациента.

10. Вот те шестнадцать качеств, которые становятся причиной излечения, но качества врача - главные, потому что он обладает нужными знаниями о назначении лекарств и ведении больного.

11-12. Для того, чтобы приготовить пищу, необходимы посуда, топливо и огонь; для того, чтобы победить врага, нужны бесстрашная армия и доброе оружие. Точно так же и успех в лечении заболевшего пациента зависит от врача. Потому врач - это главное в лечении.

13. Так же, как глина, стек, колесо, резак и прочее сами по себе не сложатся в кувшин, если нет гончара, так и три другие основы лечения бесполезны, если нет врача.

14. Даже самые серьезные болезни исчезают подобно миражу, если врач умел, и даже несложные недомогания становятся тяжелыми болезнями, если врач невежественен, хотя бы даже и другие три основы лечения были совершенны.

15-16. Лучше принести себя в жертву, чем довериться невежественному врачу. Словно слепец, шарящий руками в окружающей его тьме, словно лодка, потерявшая весла во время шторма, невежественный врач, во мгле своего незнания, назначает лечение, испытывая неуверенность и страх.

17. Так тот, кто мнит себя врачом, излечит пациента, у которого много шансов на выздоровление, но убьет сотни пациентов, исход болезни которых сомнителен.

18. Поэтому лишь того врача, который привержен четырем основам: священным писаниям, интуиции, старанию и практическому опыту, -считают способным спасти жизнь больного.

19. Врач, обладающий знанием четырех аспектов: причины болезни, симптомов, лечения и предупреждения болезни, - лучший из врачей и достоин помогать почтеннейшим людям в этом мире.

20-23. Ученость, здравый смысл, особые познания, хорошая память, преданность Богу и решительность в действии, - таковы шесть качеств, для обладателя которых нет ничего недостижимого. Ученость, мудрость, практический опыт и знания, воспитанность и добрая слава, - достаточно даже одного из этих достоинств, чтобы называться "вайдьей". Кто же обладает всеми благоприятными качествами, заслуживает звания такого вайдьи, который приносит благо всем живущим существам.

24-25. Разум - это зрение, а знание священных писаний - это свет для глаз. В должной мере наделенный этими достоинствами врач не допустит ошибки. В лечении три остальные опоры зависят от врача, поэтому все силы должен прилагать врач к тому, чтобы обрести все совершенные качества.

26. Дружелюбие и сострадательность к больному, симпатия к выздоравливающему, спокойствие перед лицом того, кто близок к концу, - таких правил должен придерживаться врач.

27-28. О четырех основах лечения, о качествах каждой из основ, о том, почему врач среди них - важнее всего, о качествах врача, о его познаниях и философии - обо всем этом было рассказано в этой главе.
Так заканчивается девятая глава Сутрастханы в трактате, составленном Агнивешей и редактированном Чаракой.
Вопросы. Какие требования автор предъявляет к врачу, к помощнику врача, к больному?

Как объясняется в индийской медицине состояние болезни?

 




     [13]. Теперь, в присутствии огня, брахманов и врачей, учитель должен произнести следующее наставление: "Ты должен жить, соблюдая целомудрие, носить бороду и усы, говорить правду, не употреблять мяса, использовать чистые вещи, способствующие развитию ума, не испытывать зависти, и не носить оружия. Ты всегда должен повиноваться моим словам, за исключением тех случаев, когда они могут вызвать гнев правителя, привести к смерти, величайшей несправедливости и подобным великим несчастьям.    Ты должен подчиняться мне, считать меня наставником, быть покорным и поступать так, чтобы угодить мне и принести пользу. Ты должен жить в моем доме, будучи сыном, слугой и просителем. Ты должен двигаться лишь с моего разрешения, и ни в походке, ни в движениях твоих не должно быть гордыни, а лишь внимательность, сосредоточенность, смирение и постоянная бдительность. Если возникает необходимость выехать, прежде всего ты должен позаботиться о том, чтобы собрать в дорогу учителя. Если, стремясь постигнуть медицинскую профессию, ты хочешь достичь успеха в работе, богатства, славы и небес после смерти, ты должен всегда думать о благе всех живых существ, почитая прежде всего корову и брахмана. Ты должен прилагать все усилия для сохранения здоровья пациента всеми возможными способами. Ты не должен покидать пациента или плохо думать о нем даже ценой своей жизни. Даже в мыслях своих ты не должен желать чужой жены или чужого имущества. Твоя одежда и вещи должны быть скромны. Ты должен быть смиренным. Ты не должен злоупотреблять спиртными напитками, совершать грехи и общаться с неправедными людьми. Твоя речь должна быть мягкой, чистой, справедливой, благодарной, правдивой, достойной, полезной и умеренной. Ты всегда должен учитывать место и время, обладая хорошей памятью и постоянно стремясь к всемерному увеличению знаний и их совершенству. Ты никогда не должен назначать лекарства тем, кого ненавидит царь или тому, кто ненавидит царя, тем, кто болен слишком тяжело, преступникам, людям с неуравновешенным поведением и злого нрава, не владеющим собой и потакающим своим грехам, тем, кто близок к смерти, а также женщинам в отсутствии их мужей или опекунов. Ты никогда не должен принимать пищу, предлагаемую женщиной без разрешения на то ее мужа или опекуна. Входить в дом пациента следует вместе с человеком, близким к этому дому (и которому дозволено входить в дом), будучи хорошо одетым, склонив голову, запоминая происходящее, будучи спокойным, внимательным, двигаясь должным образом. Находясь в доме пациента, ты не должен говорить ни с кем, кроме пациента, думать о чем-либо, кроме его блага и направлять внимание на что-либо, кроме его тела. Ты не должен разглашать ничего из увиденного в доме пациента, и даже зная о том, что жизнь его подошла к концу, ты не должен говорить об этом там, где это может причинить вред ему или другим людям. Даже если знания твои достаточны, ты не должен хвалиться ими чрезмерно, поскольку хвастовство раздражает людей даже тогда, когда для него есть основания. [14]. Нет конца Аюрведе (науке жизни), поэтому нужно посвящать себя ей постоянно, не допуская небрежности. Далее нужно учиться, не ревнуя к знаниям других, даже если они недоброжелательны к тебе, потому что для мудрого человека весь мир - учитель, тогда как для неразумного человека весь мир - враг. Следовательно, мудрому человеку, по должном размышлении, следует выслушать и принять совет, который несет благо, известность, долголетие, силу и славу, даже если он дан врагом. После того учитель говорит ученику: - Ты должен всегда надлежащим образом почитать богов, огонь, брахмана, наставника, старших, равно как и учителя, чтобы этот огонь, воскурения, пища, драгоценности, зерно и вышеупомянутые боги благословили тебя процветанием, в ином же случае они проклянут тебя. Когда учитель сказал так, ученик должен ответить: "да (я буду действовать соответственно)". Если ученик следует наставлениям, его следует обучать; в ином же случае - отвергнуть. Учитель, обучающий такого достойного ученика, получает вышеупомянутые плоды учения и сможет радовать себя и самого ученика другими неупомянутыми благодатными качествами.   Если бы жизненный путь каждого из нас был предопределен, не было бы нужды в мантрах, лекарствах, обрядах, соблюдении правил, покаянии, посещении храмов - то есть во всем том, что служит достижению долголетия. Не было бы нужды уступать дорогу взбесившимся быкам, слонам, лошадям и буйволам, прятаться от урагана, избегать водопадов, труднопроходимых мест или жестоких, лишенных рассудка или жадных людей, врагов, пожаров, ядовитых змей, перенапряжения, недостойного поведения или гнева правителей. Все это не должно нарушать течения жизни только из-за одной мысли о ее предопределенности.   Как правитель города радеет о городских делах, а возничий заботится об исправности колесницы, так и человек не должен пренебрегать своими обязанностями по отношению к собственному телу. Крепкая ось, вставленная в повозку, несет нагрузку и ломается в свое время, когда приходит к концу отпущенный ей срок. Так и жизнь человеческого тела прекращается с наступлением должного времени. Такая смерть называется своевременной. И как та же ось может сломаться в середине пути из-за непомерного груза, ухабистой дороги, отвалившегося колеса, недостатка смазки, неисправности повозки или неумения ездока, так и жизнь человека обрывается посередине из-за излишнего напряжения, неправильного и нерегулярного питания, неумеренности в половой жизни, неправильного положения тела, дурного общества, подавления побуждений, которые нельзя подавлять, и потворства побуждениям, которые подавлять нужно, из-за телесных страданий, ядовитого ветра и огня, ран и пренебрежения к пище и целебным снадобьям.   Коренная причина всех нарушений - неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми". "Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем… где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели - честность, скромность и праведность". Там "приходят в ненормальное состояние звезды, планеты, солнце, луна, воздух, огонь и окружающая среда; и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней"    (Чарака самхита. Виманастхана) Перевод Ю. Сорокиной
 

Вопросы. Перечислите основные принципы врачебной этики древнеиндийского врача. Сопоставьте этот текст с клятвами других врачебных присяг, в частности с клятвой Гиппократа.

Перечислите этиологические факторы, известные в медицинских системах Древней Индии

 

 










МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Основополагающий источник по древнекитайской медицине — «Трактат Желтого императора о внутреннем», или «Ней-цзин» (2697 г. до н.э.). Его автором считается легендарный император Китая Хуан-ди. «Ней-цзин» — это философский трактат, содержащий сведения о медицине, астрономии и других науках. Одним из первых крупных ученых-последователей «Ней-цзин» был Цань Гун, настоящее имя которого Циань Юй-и. Он родился в Линдцзы в 215 г. до н.э. Циань Юй-и первый начал писать истории болезни пациентов.

 

ЦАНЬ ГУН (267-215 до н.э.)

Заболела княгиня из удела Ци. Меня к ней позвали. Я исследовал ее пульс и сказал, что вредный ветер вселился к ней в мочевой пузырь. Вследствие этого затруднено выделение мочи и она имеет красный цвет. Я дал ей хо-ци-тан. После одного приема мочеиспускание поправилось, после второго больная совсем выздоровела. Она заболела следующим образом: вспотев, она вышла из дома освежиться, сняла платье и просыхала под солнцем; видимо, ветер охватил ее. Я диагностировал болезнь по пульсу, исследуя цунь-коу легочной артерии, и обнаружил, что оно не спокойно. Это свидетельствовало о наличии духа ветра. Пульс, соответствующий почке, был ненормальным, он был большой и торопливый, что указывало на вселение духа ветра именно в мочевой пузырь, на внутренний жар и красную мочу.

 

Вопросы

Чем, по-вашему, болела княгиня из удела Ци? Какие методы диагностики использовал врач?

НЕЙ-ЦЗИН

Дата: 2018-12-28, просмотров: 424.