Воссоединение Украины с Россией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Поляновский мирный договор между Россией и Речью Посполитой не разрешил всех противоречий между странами. Исконно русские земли (смоленские и северские города) все еще оставались под властью польского короля. Поэтому новый конфликт и новая борьба были неизбежны.

В конце XVI – первой половине XVII вв. участились столкновения украинской знати, казаков и крестьян с польской шляхтой. Борьба шла за земли предков, за сохранение православной веры, своего языка и обычаев. Опорой восставших стала Запорожская Сечь – поселение вольных казаков в районе днепровских порогов. Казаки были хорошо вооружены и закалены в боях со степняками, поэтому представляли собой грозное войско.

С 1648 г. освободительная борьба украинского народа приобрела широкие масштабы, во главе нее встал гетман Богдан Хмельницкий. Его войско смогло разгромить польские полки у реки Жёлтые воды (19 апреля 1648 г.), под Корсунем (17 мая), у Пилявец (сентябрь 1648 г.) Сокрушительный удар по армии короля Яна‑Казимира был нанесен у города Зборов летом 1649 г. В итоге под властью Хмельницкого оказались Киевское, Брецлавское и Черниговское воеводства. До 1652 г. борьба шла с переменным успехом. В мае на Батогском поле войско Хмельницкого нанесло решающий удар по армии короля. Все Правобережье оказалось под властью украинского гетмана.

Неоднократно Б. Хмельницкий слал послов к Алексею Михайловичу, просил о помощи и предлагал взять Украину под «свою царскую руку». Помощь из Москвы приходила регулярно, но вопрос о воссоединении двух стран царь предложил решить Земскому собору. 25 мая 1653 г. было решено разослать по всем городам грамоты о «неправдах» польского короля, побуждавших царя начать с ним войну. Собранный 1 октября Земский собор постановил принять гетмана Богдана Хмельницкого «под высокую царскую руку» и начать войну с Речью Посполитой. В Переяславле 8 января 1654 г. Рада объявила официально о воссоединении Украины с Россией. После этого украинское население было приведено к присяге царю.

С осени 1553 г. началась активная подготовка к новой войне. В Голландии было закуплено 20 тыс. мушкетов, 20 тыс. пудов пороха, 10 пудов различных боеприпасов, 4 тыс. шпаг, 1800 лат и сотни пистолетов. Было собрано дворянское ополчение, усиленное «даточными людьми». По всей стране стали собирать лошадей. Кузнецы и литейщики получили правительственные заказы на изготовление вооружения. Чтобы исключить местничество, вредящее общему делу, царь издал указ о том, что во время военных действий все будут считаться «без мест», т. е. служба фиксироваться не будет.

Согласно разработанному плану, первой целью русской армии должен был стать Смоленск. Во главе полков встал сам Алексей Михайлович. 2 февраля «наряд» (артиллерию) отправили в Вязьму, 15 марта был устроен смотр рейтарских и солдатских полков. Поход основного войска начался в начале мая.

Уже 4 июня был взят Дорогобуж, 22 июня русская армия вступила на территорию Речи Посполитой. Посланным вперед полкам В. П. Шереметева удалось почти без боя взять Полоцк. Затем началась осада Смоленска. После нескольких мощных атак 23 августа 1654 г. гарнизон сдался. Это была большая победа русского оружия и главного полководца царя Алексея. Наконец‑то были возвращены утраченные в Смуту западные города.

Отпраздновав победу, царь вернулся в Москву, где зрело восстание, вызванное эпидемией чумы и нововведениями патриарха Никона по изменению церковных обрядов. Наибольшее возмущение народа вызывало публичное сожжение икон старого письма, всегда особо чтимых. Поняв, что быстро разрешить возникший конфликт нельзя, царь решил продолжить военную кампанию. Ведь 1654 г. был удачным – значительная часть Белоруссии покорилась русской армии. Это позволило царю включить в свой титул добавления: «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец».

В марте 1655 г. Алексей Михайлович отправился в действующую армию. В его отсутствие Б. Хмельницкий с русским полководцем князем А. Н. Трубецким успешно сражались с польскими войсками и двигались к Львову. Однако Яну‑Казимиру удалось заключить союзнический договор с крымским ханом, который двинул орду на Украину. Это заставило русско‑украинские полки отступить к Белой Церкви.

Основная царская армия шла к Минску. В этот время боярин В. П. Шереметев с сыном Матвеем успешно занимали один за другим небольшие белорусские городки. В июле 1655 г. передовым полкам Б. М. Хитрово удалось достичь цели и войти в Минск. Далее царь планировал взять Вильну и Варшаву. Успех сопутствовал русским воинам – 30 июля Вильна пала. В августе были захвачены Ковно и Гродно. Таким образом, в руках царя оказались основные белорусские города: Витебск, Борисов, Могилёв, Шклов, Велиж и др. Речь Посполитая оказалась в крайне тяжелом положении. Этим воспользовался шведский король Карл X и вскоре захватил Варшаву, Краков, Познань. Ян‑Казимир бежал в Силезию.

В Москве атаки шведов расценили, как желание остановить успешное продвижение русских войск на Запад – к Балтийскому побережью, откры‑вавшему торговые пути в европейские страны. Поэтому было решено замириться с польским королем, который никакой опасности теперь не представлял, и начать войну против шведов.

Весной 1656 г. русско‑польское перемирие было подписано, хотя территориальный вопрос вызвал большие разногласия, с 15 мая русская армия, снова возглавляемая Алексеем Михайловичем, двинулась в Прибалтику. Уже 8 августа был взят первый город Динабург, затем пал Кукенойс (Кокнесс). К осени в руках русских воевод оказались Дерпт, Нейгаузен, Мариенбург, Ниеншанц, Нотебург. Не удалось взять только Ригу, поддерживаемую с моря шведским флотом.

Шведский поход царя Алексея был во многом похож на первые удачные Ливонские походы Ивана Грозного. Аналогичны были и его успехи. Но, как и у его предшественника, вскоре начались неудачи.

Русско‑шведская война позволила Яну‑Казимиру собраться с силами и прогнать шведов со своей территории. После смерти Богдана Хмельницкого (2 июля 1657 г.) украинским гетманом был провозглашен войсковой писарь Иван Выговский, который стремился к союзу с польским королем, а не с царем. В 1658 г. он принял польское подданство и объявил о переходе Украины под власть Речи Посполитой.

В этих условиях Алексей Михайлович принял решение заключить со Швецией перемирие. По его условиям за Россией закреплялся ряд завоеванных в Прибалтике территорий, в том числе и место постройки в будущем Петербурга. Правда, позднее по Кардисскому миру 1661 г. она лишилась этих земель.

Вскоре выяснилось, что на Украине многие жители не хотели вновь попасть под власть польских панов. На Раде в Переяславле новым гетманом был избран Юрий Хмельницкий, сына Богдана. Но тот не был ни выдающимся полководцем, ни опытным государственным деятелем. В 1660 г. под Чудиновым Юрий с царским воеводой В. Б. Шереметевым попали в окружение и были разгромлены. В итоге на Правобережной Украине была вновь восстановлена власть польского короля.

Изнурительная война за Украину закончилась в 1667 г. подписанием Андрусовского перемирия. По его условиям Россия возвращала себе Смоленск, Северскую землю и за ней закреплялась Левобережная Украина с Киевом. Это было большим достижением царя Алексея и русской армии. Наконец‑то было покончено со всеми последствиями Смуты. Русское государство не только вернуло свои прежние владения, но и приняло в свой состав братский украинский народ.

Участь Правобережной Украины оказалась печальной. Слабостью Речи Посполитой воспользовался турецкий султан и занял ее. По Бахчисарайскому договору 1672 г. Турции отходила Подолия и близлежащие земли. Теперь для освобождения всего украинского народа предстояло сражаться с новым грозным противником. Но эту задачу стали решать уже преемники Алексея Михайловича.

 

Царь и патриарх

 

Царь Алексей Михайлович постоянно уделял большое внимание религиозным вопросам. Вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок «боголюбцев» или «духовных братьев». Членом его был и молодой монарх вместе с постельничим Фёдором Ртищевым, настоятелем Казанского собора Иваном Нероновым, игуменом Новоспасского монастыря Никоном и юрьевским протопопом Аввакумом. «Боголюбцы» стремились искоренять суеверия, укреплять правовые нормы в церковной жизни, распространять богослужебные книги и пропагандировать грамотность и знания. По их инициативе активизирует свою деятельность Печатный двор, издавая не только богослужебные книги, но и учебники: «Азбуку», учебные «Часослов» и Псалтырь», «Грамматику» Мелетия Смотрицкого. Для сверки русских книг с греческими оригиналами был приглашен из Украины ученый монах Епифаний Славинецкий. По инициативе Вонифатьева на государевом дворе была открыта Греко‑латинская школа. Ртищев создал школу в Андреевском монастыре. «Боголюбцы» попытались внести изменения в церковную службу. В нее стали включать проповеди, многогласие в пении заменили единогласием. Все это делалось для того, чтобы церковная служба становилась более понятной для рядовых прихожан.

Но нововведения и критика «боголюбцев» в адрес верховных иерархов привели к конфликту с патриархом Иосифом. После смерти последнего в 1653 г. новым патриархом по инициативе царя избирают Никона (в то время он уже был новгородским митрополитом). Очень скоро новый патриарх становится «собинным» другом Алексея Михайловича и начинает оказывать на монарха большое влияние. Еще будучи новгородским митрополитом Никон убедил царя дать согласие на перенесение в Москву мощей митрополита Филиппа Колычева, конфликтовавшего с Иваном Грозным, и даже написать за предка покаянное письмо. Этим царь как бы признавал правоту и главенство церкви.

Вскоре Никон добился того, что, как патриарх Филарет, он стал именоваться «Великим Государем». Его властолюбие, казалось, не знало границ. На церковном соборе 1655 г. он объявил русскому духовенству, что жить и вековать следует по греческому образцу.

Во время службы в Успенском соборе Никон снял с себя русский клобук и надел греческий. Он даже пытался ввести богослужение на греческом языке и киевский распев. Но это вызвало всеобщее возмущение. Некоторые современники даже стали подозревать, что Никон захотел стать вселенским патриархом.

Особенно негодовали по поводу нововведений патриарха простые люди. В 1654 г., когда по приказу Никона стали сжигаться старые иконы, в Москве вспыхнул «Чумной бунт» (в это время в городе была эпидемия чумы). Горожан поддержали некоторые представители духовенства, которые были недовольны исправлением богослужебных книг и нововведениями в обрядности. Главным борцом с «никонианскими реформами» стал бывший друг Никона протопоп Аввакум. Его последователи стали называться старообрядцами.

Возмущение самых широкий народных масс вызывало слишком чванливое поведение Никона. Себя он называл солнцем, а царя лишь луной, отражающей солнечные лучи. Выходы в свет он обставлял с небывалой пышностью, требовал беспрекословного подчинения даже от высшей знати, постоянного собственного славословия. Не знала границ и его алчность. Ради ее удовлетворения патриарх устраивал поборы со всего духовенства. От царя он добился передачи в его собственность больших земельных владений, рыбных промыслов на Каспии, соляных промыслов на Урале. Недалеко от Москвы патриарх устроил для себя пышную резиденцию под названием Новый Иерусалим. Возведенный в ней храмовый комплекс был похож на иерусалимский и поражал современников своими огромными размерами.

Первое время царь смотрел сквозь пальцы на поведение своего любимца, поскольку был занят войной с Речью Посполитой. Но постепенно разрыв становился неизбежным.

Окрыленный успехами на военных фронтах, Алексей Михайлович все больше и больше стал прибирать власть к своим рукам. Он полагал, что получил трон не только «по отечеству», но и в силу Божественного промысла, и поэтому считал себя помазанником Бога. Никаких посягательств на свою власть он терпеть не захотел. Никон же полагал, что «священство» выше «царства» и отводил себе роль пастыря, призванного поучать и наставлять царя.

Поводом для ссоры «Великих государей» стал весьма незначительный повод. Один из патриарших дворян получил тумак от окольничего Б. М. Хитрово, расчищавшего путь для прибывшего в Москву грузинского царя Теймураза в июле 1658 г. Обиженный пожаловался Никону, тот – царю. Но Алексей Михайлович не прореагировал на жалобу. Тогда во время церковной службы патриарх снял с себя облачение и заявил, что покидает свой пост.

О происшествии доложили Алексею Михайловичу, и он направил князя А. Н. Трубецкого, чтобы тот во всем разобрался. Это Никон счел для себя бесчестьем, поскольку ожидал, что к нему придет сам царь. Он покинул Москву и уехал в загородный Воскресенский монастырь. Но и туда к нему никто не приехал. Более того, вскоре пришло от царя письмо, в котором тот сообщал о своем решении избрать новым патриархом Павла.

Через год весной 1659 г. Никон появился на празднике «Хождение на осляти» и заявил, что только он имеет право в нем участвовать. Поведение бывшего патриарха разгневало царя, и он повелел выслать его подальше от столицы в Крестный монастырь на Белом море. Затем в 1660 г. он приказал собрать Освященный собор, чтобы лишить Никона архиерейства и избрать нового патриарха.

Однако некоторые знатоки церковного права, в частности Епифаний Славинецкий, заявили, что без согласия остальных патриархов все это делать нельзя. Тогда Алексей Михайлович решил уговорить Никона добровольно отречься от сана. Тот согласился при условии, что ему будет позволено поселиться в своей резиденции.

Чтобы разрешить конфликт царь позволил бывшему патриарху переехать в Новоиерусалимский монастырь, но повелел иерархам сочинить 25 вопросов по «делу Никона» для восточных патриархов, Никон же занялся письменной критикой всех начинаний царя. Наибольший гнев у него вызвало восстановление Монастырского приказа, который начал ведать всеми монастырскими землями и подчинил себе монастырские власти.

Ответ от вселенских патриархов пришел только в 1664 г. Они осудили Никона и приняли сторону Алексея Михайловича. Но царю и этого показалось мало – он попросил самих патриархов приехать в Москву на церковный собор. Приглашение приняли только Макарий и Паисий.

Узнав об этом, Никон решил опередить события и вновь сам появился в Кремле. Он надеялся, что царь встретится с ним. Но этого не произошло. Вновь его отправили в монастырь. Только 1 декабря 1666 г. бывшему патриарху было позволено приехать в Москву на церковный собор. Там уже были вселенские патриархи. Они осудили Никона за самовольное оставление патриаршего престола и распри с царем. По решению собора он был сослан в Ферапонтов монастырь без права переписки с кем‑либо.

На соборе рассматривали не только «дело Никона», но и раскол в церкви, вызванный реформами. Патриархи поддержали нововведения и осудили старообрядчество. Против раскольников началась активная борьба. Их глава Аввакум из сибирской ссылки был направлен в Пустозерск, где его посадили в тюрьму.

Обстановка в стране складывалась тревожная. Бродячие проповедники предсказывали приход Антихриста и конец света. Монахи Соловецкого монастыря подняли восстание и оказали вооруженное сопротивление царским войскам. Они не желали принимать реформы Никона и называли их бесовскими. Все предвещало новые более крупные волнения.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 247.