Радикалы в России во второй половине 19-первой половине 20 века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это направление было представлено: 1) рев.-утопическим соц-мом (Герцен, Чернышевский); 2) револ. направление разночинной интел-ции (разночинцы).

Герцен и Чернышевский были родоначальниками соц. идей. Эстафету у них в последствии приняли большевики.

А.И. Герцен. (продвигал идеи русского социализма). Сельская община опора будущего русского социализма. Община – это вековая традиция рус. народа, кот. выдержала все испытания. В общине происходит синтез хоз. и адм. отношений, т.е. экономика и управления соединяются, а это в его представлении зародыш соц. колективизма. Он положительно относится к этому. В общине индивид поглощается миром. Фактически искл. учет чел. инд-сти. Община также требует преобразования на основе западной науки. Без надлежащего образования общины - общинный социализм остается примитивным. Герцен высокую роль отводит науке. Рев. борьба народа завершится обр-ем – Г, личности и свободы, на которых будет базироваться новое социальное общество. Монархия и Республика - формы организации чел. общества. Цель: достижение общего блага.

Н.Г. Чернышевский рассматривает идею общины. (работы: «Эк. деятельность и закон-во», «Критика философии против обществ. владения»). Общинное землевладение гораздо лучше частной собственности сложившееся на западе. Землевладение в общине - высшая форма отношений с землей. На западе незыблемое право част. собст-ти, а в России каждый ухаживает за землей, т.к. именно это способствует общему благосостоянию. Община способствует ускор. развитию России. В пром-ти все предприятия д.перейти в общинную соб-ть всех работающих там. Общинная система эк. отношений создает союз или братство всех людей. Это приводит соглашению и в Г. Но правовая система в России рефор-ться сама в это не сможет – это д. делать народ путем революции.

М.А. Бакунин. (его работы: «Кнутогерманская империя», «Государственность и анархия»). Он выставляет ряд аргументов против некритического восприятия общины. Выделил перечень несовершенств общинного устройства: приниженное состояние женщины в общине; бесправие лица перед миром; общине не предполагает юридич. закрепление прав и обязанностей членов. Он критически относится к идеям Герцена и Чернышевского о преобразовании общины, т.к. община может придать опыт гос-ву бунтарского и раскольнического духа русского крестьянства. Он прежде всего сторонник естественного права Он критически относится к законам Г, т.к. законы – это одна из форм проявления власти государства, следовательно, все законы навязаны и деспотичны. Гос-во и закон враждебны свободе и в результате противоречат естественным законом человеческой природы. Люди подчиняются искусственному позитивному праву, а не естественному, что приводит к алигархии. Свобода – есть отображение человеческого права, а не того что отмерено законами гос-ва. Т.о. его идеи получили названия «Анархизма». Она должна быть завоевана в результате классовой борьбы, т.е. первоначально идея свободы выступает как атрибут класса. В будущем свобода утрачивает классовый характер. Свобода и право – элемент нравственности. Свобода без социализма – это привилегия и несправедливость. Социализм без свободы – это рабство и скотство. Выдвигает идею соц. революции которая состоит из разрушения гос-ва. Соц. революция происходит посредством революц. власти, но народной силы.

П.А. Кропоткин. (историк, государствовед). Рассматривает учение об историческом развитии гос-ва. Считает что го-во своим возникновением обязано появлению земельной собственности и стремлением сохранить её в руках одного класса. В этом заинтересованы не только сами землевладельцы, но и другие соц. группы (судьи, жрецы). Гос-во это общество взаимного страхования, созданного м/у землевладельцем, войном, судьей, священником, чтобы обеспечить каждого из них властью над народом и эксплуатацию бедноты. Таково было происхождения гос-ва и его истории и такова она сейчас. Историческая миссия гос-ва – в поддержке эксплуатации и порабощении человека человеком. Но такое гос-во Кропоткин не поддерживает. Критика гос-ва д.б. направлена на критику его формы присвоении многих в руках немногих.

П.Л. Лавров. (Его работы: «Гос-ый элемент в будущем обществе»). Задача социалистов в России – это сближение с народом для подготовки гос. переворота, кот. д. осуществить лучшее будущее.

Либералы. Б.Н. Чичерин

Либералы больше обращаются к праву чем радикалы. Либеральное отношении было представлено учением о праве, его положительной стороне. Цель – воспитание уважительного отношения к праву.

Б.Н. Чичерин. (работы: «История политических учений», «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Философия права»). Он воспринял идеи европейского права. Гос-во – это союз народа связанного законом в одно юридическое целое, которое управляется верховной властью для общего блага. Он разграничивает гос-во и гражданское общество. Право индивида (частное право), это прерогатива гражд. общества, а не цель гос-ва. Гос-во определяет гражданские права, а не естественные. Естественное право – это область требования правды и справедливости, это мера для положительного законодательства. Суть либерализма – это представление о человеке, как о свободном существе которое в этом качестве вступает в общество. Человек сохраняет свою свободу даже объединяясь с другими людьми принимая на себя взаимные права и обязанности, а также обязанность повиновения верховной власти. Право выступает как развитие идеи и свободы (как у Гегеля). Свобода воплощается во внешней свободе (праве), внутренней свободе (нравственность), общественной свободе (в обществе). Свобода в её субъективном моменте (нравственность, мораль) объективируется в реальности в форме права, семьи, гражд. общества и гос-ва. И право и гос-во – есть форма свободы.

3 вида либерализма: 1) Уличный либерализм – когда нет уважения к чужому мнению к человеческой личности, каждый подвержен своеволью. Каждый из противников либерализма считается подлецом; 2) Аппозиционный – здесь смесь типов человеческих личностей, их характеров. Каждый подвержен своей воле. Эта форма либерализма тоже не совершенна – не несет общей пользы; 3) Охранительный либерализм – примирение начала свободы с началом власти и законов. В этой форме происходит установление баланса прав и обязанностей на основе закона.

С.А. Муромцев. (Его работы: «Суть и закон в гражд. праве», «Определение и основное разделение права»). Представитель соц. Он отождествляет право и правопорядок. Право – это не совокупность юрид. норм, а совокупность общественных отношений, а это правовой порядок. Нормы права – это атрибут правопорядка. Право отождествляет с процессом его применения. Обусловливает необходимость наличие суда для России. «Закон – творит, суд – осуществляет волю законодателя». Муромцев председатель I гос. думы.

Н.М. Коркунов. (работы: «Лекции по общей теории права»). Он опирается на учение о гос-ве и праве Рудольфа Иеринга. Право - это разграничение интересов. Право охраняет не всякий интерес, а только отдельно взятый интерес его отношений к другому интересу. Право начинает работать там где начинается борьба за право. Общество – это объективный общественный порядок. Общество – психическое объединение людей. Человек не может жить отдельно.

М.М. Ковалевский. (его работы: «историко-сравнительный метод в юриспруденции», «Современный обычай и древний закон»). Разрабатывает метод сравнительного правоведенья. Он критически относится к европейской юридической мысли, которая замкнулась в рамках границы Европы и не рассматривает Восток. Он считает что это неправильно. Нужно выявить то, как правовая норма рассматривается в гос. учреждениях. Необходимо сравнивать право различных народов и взять это за основу гос-ого строительства и правового регулирования России.. 

 

110. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин)

С.Н. Булгаков (1871 – 1944гг.). (работы: «От марксизма к идеализму», «Философия хозяйства», «2 града»). Писал диссертацию на тему «Применения выводов марксизма к сфере хозяйственного земледелия». Он отходит от марксизма к крестьянскому учению. Это учение может обеспечить подлинное значение о гос-ве и праве. Данный переход – это переход от царства необходимости к царству свободы. В дальнейшим начинает воспринимать марксизм как ущербную идеологию. Юрид. отделение церкви от гос-ва не может быть полным и постоянным. Идеал крестьянского гос-ва заключен во взаимосвязи гос-ва и церкви. Это отделение лишь внешнее, но не внутреннее. Теория анархизма тоже не имеет достаточных оснований, т.к. полностью отказываться от гос-ва нельзя. Гос-ву необходимо преобразоваться с теми требованиями которые выдвигает нравственное сознание. Защита прав личности может осуществляется путем правопорядка. Поэтому надо отграничить точно, где начинается общество и гос-во, и где начинается область неприкосновенности прав личности.

Н.А. Бердяев (1894 – 1948гг.) Отдельно рассматривает марксистское учение. Считает, что марксизм имеет определенные религиозные корни, т.к. пролетарий у Маркса выступает как бог, это новая власть над миром. Т.о. коммунизм у Маркса – это отрицание не только бога, но и человека вообще. И причем оба эти отрицания между собой взаимосвязаны. Считает, что и в коммунизме есть своя правда и своя лож. Правда в том что коммунизм раскрывает людям возможность братства людей и народов, возможность преодоления классов. Лож в том что, духовная основа коммунизма отрицает ценности всякого человека. Коммунизм – русская судьба. Изжит он должен будет силами русского народа, т.е. коммунизм д.б. преодолен русским народом, а не уничтожен.

И.А. Ильин. (работы: «Понятие права и силы: опыт методологического анализа», «Учение о правосознании», «Основная задача правоведенья в России»). Он известен своими идеалами признаков власти: 1) Гос-ая власть д.б. единой; 2) Власть обеспечивает общий интерес; 3) Пол. программы д.б. реально выполнимы. Правосознание человека пробуждает и воспитывает частная собственность, призывает различать «твое» и «моё», приучая его к правовой взаимности и чувству правомочий. Продвигал идею правового гос-ва. Правовое гос-во основывается на признании чел. личности: духовной свободной, т.е. правовое гос-во основывается на правосознании. Отдельно рассматривает проблему тот. режимов. Тотал. режим покоится на террорист. внушении, а не правосознании. Он проявляется в управлении, и становится всеохватывающим.

Правоведы русского зарубежья: П.Б. Струве, П.А. Сорокин. П.Б. Струве рассматривает особую соц. группу в культурной жизни. Развивает идею об особенной культ. роли в России. Именно рус. интел-ция – та движущая сила, кот. д. заставить Россию принять правильное решение. Достижение революции 1905 - принят манифест – основа русской конституции. Но недостаток в том, что эта конституция существует только в законе и нет в правосознании.

П.А. Сорокин. (его работы: «Современные соц. теории»). Представлял русскую школу уголовного права и криминологии. Предлагал все правила поведения разделить на 3 группы: дозволение, запрет, рекомендование.

 

111. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева

В. С. Соловьев (1853–1900 гг.), основным трудом является диссертация «Кризис в западной философии. Против позитивизма».

В обсуждении проблем организованной теократии («богочеловеческого теократического государства») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры:

1) священники (часть божия);

2) князья и начальники (часть активно-человеческая);

3) народ земли (часть пассивно-человеческая).

Политические организации в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ – «и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которым мы идем».

Здесь особое значение имеет христианское государство и христианская политика.

Соловьев делит право на:

- естественное право – чистое тодолженствование (т.е. тот порядок, к/ый д/б);

- позитивное право – всегда стремится соответствовать тому порядку, /к/ый формируется естественным правом.

Естественное право – рациональная сущность права. Положительное право – характеризует право как историческое явления. Рациональное право хар-ся несколькими

Дата: 2018-12-28, просмотров: 291.