(1794-1856)
«Философические письма», «Аналогия сумасшедшего»
1. Россия есть государство вне европейского пути развития. Мы - наследники уходящего с политической авансцены Востока
2. Отсутствие прогрессивной социальной и культурной традиции в России как следствие ведет к отсутствию законности, порядка и дисциплины
Бутаков: все то, что происходит в России, происходит из-за того, что голова России гнилая, а народ дисциплинированный, но он видит все, что происходит наверху. Человек понимает, что его труд не оценивается по достоинству и соц. потребности не удовлетворяются, следовательно, не будет работать честно и добросовестно. Развитие в России будет только- тогда, когда будет уважаться нормально любой честный труд, когда шкала ценностей была выстроена через труд, а не через блат.
3. Православие в России не создает той системы гармонии, которую создает католический мир: гармония религии с наукой, политикой, духовными преобразованиями в обществе. Т.е. католический мир более приземлен, более затрагивает интересы человека, а православный мир больше затрагивает внутреннее душевное развитие, а не совершенствование мира.
4 . В России социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы будут его противника
5. Демократизация политических институтов государства, всеобщее избирательное право
6. Идея принципиального невосприятия самодержавия в России Он намного опередил свое время. Был признан сумасшедшим.
Политические идеи Н.М. Карамзина
(1766-1826)
В 1803 г. был официально назначен Александром I историографом России. «История государства Российского», «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении» - 2-е важное произведение. «Вестник Европы» - первый политический журнал, который он издавал. Основные идеи: 1. каждый народ должен созреть для своей республики. 2. фактор Московского Великого княжества или фактор Петра I рассматривал, что история России не имеет связи развития. У Росси есть свой путь развития. Обширность территории, населения, опыт подтверждает, что Россия является многонациональной страной. 3. Монархия - естественный фактор развития России, но не обязательно наследственная. 4. Выступал против разделения властей, т.к. разделение законодательной и исполнительной власти равно как 2 льва в клетке. Самодержавие - оптимальная форма правления. Государь соединяет в себе отеческое и патриархальное начало.
Идеи по государственно-П институтам: 1. развитие гос. службы на основе таланта и способности. 2. принцип единоначалия - оптимальный
3. нужно отобрать 50 умных мужиков, назначить губернаторами, и Россия заживет по-новому. 4. в отличии от Сперанского считал, что новые учреждения создавать не нужно, нужно усовершенствовать старые по 2 направлениям: а) максимальный учет обычаев и традиций России б) борьба с вечным злом российской бюрократии: взятки и волокита.
5. Россия должна строиться на основании естественных и позитивных Z, т.е. понятие правды и Z д/б равно
6. Всеобщее образование, но утилитарное, т.е. купцу - арифметику, судье – основы юриспруденции и не нужно римское право «непросвещенные народы всегда требуют свободы и независимости, просвещенные - порядка и процветания». Он выступал против отмены крепостного П и объяснял так: 1. необходимо сделать аграрные отношения цивилизованными. 2. постепенное сохранение крепостного П и его цивилизация приведет к постепенному созреванию крестьянина для свободного труда.
Немецкий либерализм
Вильгельм фон Гунбольт (1767-1835). "Опыт установления границ деятельности». Основные идеи:
1. сторонник концепции идеалист. идеализма, цель кот. найти наиболее благоприятное положение человека в государстве.
2. соотношение гражданского общества и государства:
- гражданское общество для него это система нац. учреждений, союзов, объединений, создаваемых индивидами непосредствено снизу, государство это система гос. институтов, служб и администраций.
- правовую основу гражд.общества составляет естест. (общее) П, правовую основу государств - позитивное П, им же создаваемое.
- в гражд. обществе индивид это человек, в государствен - гражданин.
Вывод: гражданское общество, естественное П, человек, явление первичные по отношению к государству, позитивному праву и гражданину.
3. Гос. строй это не самоцель, это средство развития и здесь он представляет Т минимального государства, главная идея которого определяется по степени вмешательства государства в дела общества, которые должны быть минимальны, т.к. гражданское общество всегда стремится к многообразию форм развития человека, а противоположность к этому государство стремится к однообразию. Государство стремится всегда к опеке и патернализму, это губительно для граждан общества, т.к. порождает пассивность и иждивенчество людей "Самым эффективным средством достижения зрелости для свободы является сама свобода".
4. Он по разному воспринимает несоответствие Z и П. Z по своей природе м/б основным для освобождения и может быть основным для порабощения человека, т.е. закон имеет двуединую функцию
5. Государство это зло, но зло необходимое и оно лучшее, нежели анархия.
Лоренц Штейн (1815-1890) • История социального движения во Франции с 1789 г до наших дней 3-х томник • Настоящее и будущее гос-ва и П Герм.
Основные идеи: 1. Исходным пунктом устройства всякого государства служит разделение имущества.
2. Z общ. жизни служит установление постоянства и неизменности порядка, зависимости тех, кто не владеет от тек кто владеет имуществом. государство это высшая форма проявление общества; принципов существования государства является не свобода и лишь государство создает это явление и обеспечивает гарантию его развития. "Общество и государство это явление, противоположное друг другу, они воздействуют друг на друга, общество пытается сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство пытается создать угодный для него общественный строй"
3. сторонник конституционной монархии.
4. разделение властей: правительственная власть должна верно служить законодательной, именно это свойство обеспечит гарантию превращения государства в правовое.
Французский либерализм
Время возникновения связано с падением Наполеона, возвращающим Бурбонов, борьба м/у аристократией и буржуазией. Беижанев Констант (1767-1830). «Курс конституц. политики». Основные идеи:
1. Выделение различных механизмов участия народа в управлении делами государства и общества, выделял 2 механизма:
а) в античной эпохе - свобода участия в коллект. отправлении власти. б) в новое время - это инд. свобода, базирующаяся на независимости, самост-ти, безопасности индивида и права его влияния на участие в управлении
2. естественный порядок полит. жизни, при кот. институты Г. образуют пирамиду, выросшую на фундаменте инд. свободы и неотъемлемых прав личности, сама госуд-сть начинает представлять себя как полит. целое, кот. венчает систему различных коллект. объединений, действ. в стране. Каково общество, таково и Г.
3. Он был сторонником конституционной монархии; оптимальная форма правления - представительное правление; выступал против сверх централизации; в своем творчестве пытался скорректировать принцип Ж. Ж. Руссо «всемогущество народного суверенитета: он считал, что народный суверенитет заканчивается там, где начинаются личные права человека и его частная жизнь; считал, что верховенство народа должно иметь свои границы, т.к. смысл (цель государства) это баланс прав личности и Г». Алексис де Токвипъ (1805-1859). Демократия в Америке», «Старый режим и революция»
Один из самых глубоких исследователей понятий свободы и равенства. Основные идеи:
1. всеобщее равенство, взятое само по себе, не создает основания для установления такого политического строя, который будет оберегать автономию индивида, исключит произвол и небрежение права властями. С его точки зрения свобода и равенства - это разно порядковые явления. Равенство всегда наиболее притягательное явление для веек слоев населения, чем свобода, которая требует самостоятельности, ответственности и дисциплины. Современные демократии невозможны без тесного союза равенства и свободы: необходимо с одной стороны избавиться от всего того лишнего, что мешает установлению баланса между равенством и свободой, приемлемого для совр. демократии, с другой - развивать политико-юр. инструменты, способные создавать и поддерживать этот рациональный баланс
2. он безразлично относился к политическому устройству общества, главное, чтобы действовали представительская форма правления.
Английский либерализм
I. половина XIX в: начинает развиваться либеральная концепция мира, в основе кот.: 1. священность и неприк-сть частной собственности 2. неотъем. права и свободы Ч и Г 3. стимулирование активной соц. позиции Г
Иеремия Бентом (П48-1832). «Принципы законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Руководящие нормы констит. кодекса для всех государств» Являлся основоположником совр. идей утилитаризма:
1. получение удовольствия и получение страданий - смысл чел. жизни
2. полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи - высший критерий в оценке человеческой деятельности
3. нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья и добра наибольшим количеством людей
4. максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуального и общественного интереса - вот цель человеческой деятельности.
«Не притесняйте индивида, не позволяйте это делать другим, и вы уже достаточно сделаете для общества». Отношение к Т естественного Пи правам человека: «естественные права - чужие, а неотъемлемые права - чепуха. Французская декларация прав человека и гражданина - это метафизическое произведение, статьи которого можно разделить на 3 класса:
а) невразумительные б) ложные в) одновременно невразумительные и ложные».
Выступает за разделение властей. Если у Монтескье - это идея равновесия, у Канта - субординации, то у него это согласование деятельности властей, но не их зависимости. Он отрицает разделение м/у Z и П (хотя разделение рождает понятие справедливости). Выступает против Т общ. договора, т.к. личный интерес основополагающий. Выступал за однопалатный парламент, т.к. палата лордов устаревшее.
Джон Милль (1606-1873). (антипод в Т либерализма Бентому). «О свободе», «Основы пол. экономики» (о влиянии правительства). Осн. идеи:
1. нельзя всю нравственность базировать на постулате «личные выгоды индивида», на вере в то, что личный корыстный интерес каждого отдельного человека и его удовлетворение приведет к благополучию всех. 2. высшим проявлением нравственности и добродетели является подвижничество ради счастья других. 3. индивидуальная свобода личности - это свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с другими, свобода выбора и достижения жизненных целей, самостоятельное устройство личной судьбы. 4. Оптимальная форма правления является та, которая основывается на избираемости и сменности депутатов, непосредственном участии народа и его ответственности.
5. Разделение властей: выделяет 4 функции законодательной власти: а) законотворчество б) Контроль за исполнением законов и деятельностью правительства в) Представительство мнений г) Разрешение жалоб.
92. Политико-правовые воззрения идеологов социализма (Западная Европа первой половины 19 века)
Анри де Сен-Симон (1760-1825) герцог, аристократ. Основные идеи:
1. история человеческого развития есть цикл развития по восходящей, это цикл представляет соединение 3 стадий:
а) теологической (господствуют священники и феодалы) б) метафизический (метафизики и юристы) в) позитивный (ученые и промышленники). Наука превращается в непосредственную производительную силу.
2. историческое развитие нелинейно, оно прерывается критическими фазами. 3. Z, конституирующий власть и формы правления менее значим значимы, чем Z о собственности и ее распределении. 4. с его т.з цель социальных преобразований отстранение от власти непроизводительных классов. 5. с точки зрения его оптимальной формы правления - социократия, во главе которой совет промышленников.
6. политика из управления людьми должна превратиться в управление вещами и производительными процессами.
Шарль Фурье (1772-1837) Основные идеи:
1. хозяйственный порядок, существующий в обществе всегда предопределяет систему социального правления. 2. политика и полит. деятельность это бесполезное занятие в обществе. 3. страсти являются универсальным Z развития общества; если человек выстроит классификацию страстей, познает ее, то человек получит ключ к познанию общества. 4. "на смену тирании феодалов и аристократов пришла тирания союза крупных собственников - капиталистов" говорил относительно нового буржуазного общества. 5. первым признаком является монополия индивидуальной собственности над массами, допуская существование частной собственности, но с необходимыми элементами общественного перераспределения. "П людей на труд не осуществимо в условиях современной цивилизации, но без этого права все иные права ничто. "Учение о фаланге" (фаланга это определенная форма кооперации труда и социальной жизни. 6. свобода превыше равенства.
Роберт Оуэн. (1771-1858) Основные идеи:
1. предлагая "Учение о характере", считал что характер является следствием существующего общественного строя. 2. общественная и идеальная модели могут быть реализованы через закон. Принцип; коммуна переходит в федерации, которая переходи во всемирную федерацию. Он один из первых организаторов профсоюзного движения в Европе.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.