Рассмотрим правовое положение экипажа судна, так как он также является субъектом водных транспортных отношений:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое положение экипажа судна

Правовое положение экипажа судна, плавающего под флагом Украины, а также отношения между членами экипажа, участвующие в эксплуатации этого судна, между членами экипажа этого судна и судовладельцем определяются действующим законодательством Украины.

Отношения, указанные в части первой настоящей статьи, возникающих на судне, которое находится в территориальном море и внутренних водах Украины и плавает под флагом другого государства, регулируются законодательством государства, под флагом которого плавает судно, договорами между судовладельцем и членами экипажа судна, если иное не предусмотрено международным договором Украина.

Государственный надзор за мореплаванием в порту

Государственный надзор за мореплаванием в порту осуществляет капитан морского торгового (морского рыбного) порта, который подчинен Министерству инфраструктуры Украины (Министерству рыбного хозяйства Украины) и возглавляет Инспекцию государственного портового надзора. Капитан морского торгового (морского рыбного) порта действует в соответствии с Положение о капитане морского торгового (морского рыбного) порта, утверждается Министерством транспорта Украины (Министерством рыбного хозяйства Украина).

 

 

Тема №9. Законодательство Украины о воздушном транспорте.

План:

Правови основы государственного управления воздушным транспортом Украины.

Правове регулирования воздушных перевозок.

Ответственность сторон по договору воздушной перевозки.

 

Вопрос 1.

Грузовые и пассажирские перевозки, осуществляет отечественный воздушный транспорт, занимают незначительное место в общем объеме транспортных услуг. Но главное преимущество воздушного транспорта заключается в скорости доставки пассажиров и срочных грузов на большие расстояния (среднее расстояние доставки 1 пассажира воздушным транспортом в 10-15 раз больше аналогичной на железнодорожном транспорте).

Главными проблемами воздушной под отрасли транспорта являются: комплектация парка, строительство и реконструкция объектов авиационно-производственной инфраструктуры, структурная реорганизация управления авиационным транспортом, повышения конкурентоспособности отечественных авиакомпаний.

Воздушный транспорт Украины является составляющей системы транспорта Украины. Основные принципы функционирования воздушного транспорта заложены в Законе Украины «О транспорте» и в специальном кодифицированном нормативном акте - Воздушном кодексе Украины.

Авиационный транспорт - это все виды предприятий, организаций и учреждений, деятельность которых направлена ​​на создание и использование воздушного пространства человеком с помощью воздушных судов. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения между этими предприятиями и потребителями транспортных услуг в сфере авиации, образует Воздушное право Украины.

Особенностью государственного управления гражданской авиацией является то, что оно осуществляется не через Министерство транспорта и связи Украины, а через Государственную службу Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужбу), которая создана в 2004 году вместо ликвидированного Государственного департамента авиационного транспорта.

Госавиаслужба является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Она выполняет функции главного (ведущего) органа в системе центральных органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в области гражданской авиации и в сфере использования воздушного пространства Украины.

Взаимодействие органов исполнительной власти Украины по надзору за безопасностью полетов воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Государственное управление в сфере авиационного транспорта испытывает значительное влияние так называемого «иностранного элемента» - международных организаций и соответствующих международных соглашений. С целью реализации Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, а также осуществление работы Совета по авиации и использованию воздушного пространства создан постоянно действующий исполнительный орган - Межгосударственный Авиационный Комитет (МАК), образованный независимыми государствами (государствами-участниками). МАК взаимодействует с Государственным департаментом авиационного транспорта Министерства транспорта Украины в области нормирования летной годности и процедур сертификации авиационной техники в соответствии с делегированными МАК функций и межгосударственных соглашений между ними. В структуре МАК создан Авиационный регистр МАК (Авиарегистра) - орган МАК, осуществляющая деятельность в области летной годности и процедур сертификации воздушных судов, их компонентов, производства авиационной техники, пригодности международных и категорированных аэродромов и их оборудования к эксплуатации, охраны окружающей среды от воздействия авиации.

Особое место в правовом регулировании в сфере авиатранспорта занимают авиационные правила, которые определяют порядок деятельности авиации Украины с целью обеспечения безопасности полетов и экологической безопасности.

Основными элементами инфраструктуры (материальной составляющей) воздушного транспорта являются воздушные суда, аэродромы и аэропорты.

Авиационная транспортировка осуществляется специальным транспортным средством - воздушным судном.

 Воздушное судно - это летательный аппарат, держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности, и способен маневрировать в трехмерном пространстве (в. 15 Воздушного кодекса Украины).

Воздушные суда делятся на государственные, гражданские и экспериментальные.

Воздушное судно является государственным, если оно используется на военной, таможенной, пограничной и милицейской службах и внесено в реестр государственных воздушных судов.

Воздушное судно является гражданским, если оно внесено в государственный реестр гражданских воздушных судов.

Воздушное судно является экспериментальным, если оно предназначено для проведения испытаний, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Экспериментальное воздушное судно к реестрам не заносится.

Воздушные суда подлежат сертификации, в частности, воздушное судно новой конструкции (нового типа) должно быть сертифицировано на соответствие его действующим в Украине нормам летной годности и иметь сертификат типа. Сертификат типа выдает государственный орган по вопросам сертификации и регистрации (Госстандарт). Владельцем сертификата типа является разработчик воздушного судна. Каждый изготовленный в Украине экземпляр гражданского воздушного судна должен быть сертифицирован на соответствие его конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации требованиям, предусмотренным правилами сертификации гражданских воздушных судов Украины.

Гражданские воздушные суда подлежат обязательной регистрации в соответствии с требованиями ст. 25 Воздушного кодекса Украины и Правил регистрации гражданских воздушных судов в Украине (утвержденных Приказом Министерства транспорта Украины 07.09.1999 года № 434) и могут быть зарегистрированы только в одном государстве. Гражданскому воздушному судну, занесенному в государственный реестр воздушных судов Украины, выдается регистрационное удостоверение, являющееся фактом признания его национальной принадлежности. С момента занесения воздушного судна в государственный реестр воздушных судов Украины все записи, сделанные ранее по этому воздушного судна в реестрах воздушных судов других государств, не признаются Украиной.

Государственные воздушные суда подлежат включению в реестр государственных воздушных судов Украины. Правила регистрации государственных воздушных судов Украины устанавливает Министерство обороны Украины (Приказ 02.12.1998 года № 435 «Об утверждении Положения о порядке регистрации государственных воздушных судов Украины» и «Положение о порядке проверки состояния летной годности государственных воздушных судов Украины и о выдаче и прекращении действия удостоверений о годности к полетам », зарегистрировано в Минюсте Украины от 28.01.1999 года № 48/3341).

Воздушное судно исключается из соответствующего государственного реестра воздушных судов в случае: снятие воздушного судна с эксплуатации; передачи воздушного судна должным образом другому государству, иностранному юридическому или физическому лицу. При выключении воздушного судна из соответствующего государственного реестра воздушных судов Украины регистрационное удостоверение утрачивает силу.

После регистрации воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов Украины владелец такого судна должен получить в государственном органе по вопросам сертификации и регистрации соответствующее удостоверение (сертификат) о годности его к выполнению полетов как бортовом документе. Государственный орган по вопросам сертификации и регистрации может делегировать право на выдачу и продление срока действия удостоверения о годности экземпляра воздушного судна к полетам другим государственным и ведомственным органам в порядке, предусмотренном правилами сертификации.

Установлен порядок допуска к эксплуатации («Положение о порядке выдачи разрешений, регулирующих доступ эксплуатантов к рынку авиационных перевозок и работ», Приказ Минтранса № 487 от 07.10.1999 года) по которым Гражданское воздушное судно, которое имеет сертификат типа, допускается к эксплуатации, если оно зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов Украины и имеет удостоверение о годности к полетам, выданное государственным органом по вопросам сертификации и регистрации воздушных судов Украины или другого государства, и если требования, на основании которых было выдано это удостоверение, отвечают требованиям, установленным в Украина.

Экспериментальное воздушное судно может быть допущено к эксплуатации для удовлетворения потребностей народного хозяйства Украины при наличии:

выводов разработчика судна и экспертов, назначенных государственным органом по вопросам сертификации и регистрации, о возможности безопасной эксплуатации его при выполнении полетов; решения Правительства Украины об использовании экспериментального судна в гражданской авиации Украины;

удостоверения о годности к полетам, выданного государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Гражданское воздушное судно, которое импортируется в Украину, может быть допущено к эксплуатации, если будет установлено, что оно соответствует национальным требованиям государства-изготовителя и дополнительным техническим условиям Украины в части летной годности и тем самым обеспечивает соответствие типа воздушного судна, которое импортируется в Украину, действующим в Украине нормам летной годности.

Воздушное судно военной авиации также должно быть проверено на соответствие его требованиям безопасности полетов. Уровень летной годности воздушного судна военной авиации должен быть не ниже уровня летной годности, установленный государством для этого класса воздушных судов.

Поддержание каждого воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, соответствующем требованиям норм летной годности, иным требованиям, которые распространяются на это воздушное судно, и требованиям безопасности полетов возлагается на эксплуатанта воздушного судна.

Эксплуатант - лицо, осуществляющее непосредственное использование воздушного судна для авиационных перевозок. Государственный орган по вопросам сертификации и регистрации может запретить эксплуатацию воздушного судна в случаях нарушения правил допуска, сертификации и эксплуатации воздушного судна.

 

На наружную поверхность гражданских воздушных судов должны быть нанесены государственный и регистрационный опознавательные знаки. Допускается также нанесение на воздушное судно дополнительных знаков (символов, надписей, эмблем и др.) По согласованию с государственным органом по вопросам сертификации и регистрации.

Гражданскому воздушному судну Украины, оборудованном средствами радиосвязи, предоставляется позывной номер и позывной радиосигнал. На гражданском воздушном судне при выполнении полетов должны быть документы - бортовая документация (регистрационное удостоверение, удостоверение (сертификат) о годности к полетам и т.п.), установленная ст. 30 Воздушного кодекса Украины.

Аэропорты и аэродромы являются вспомогательными сооружениями, которые обслуживают осуществление авиационных перевозок. Законодательство устанавливает специальный порядок отвода территории для строительства и реконструкции аэродромов и аэропортов. Воздушный кодекс Украины устанавливает специальный режим использования территории аэродромов и аэропортов. При аэродромной территории вводится особый режим получения разрешения на строительство (реконструкцию) и другую деятельность и только по согласованию с Украиной. Авиатранс и соответствующим Советом народных депутатов.

Аэродром подлежит регистрации в Государственном реестре аэродромов Украины в соответствии с Правилами регистрации аэродромов гражданской авиации (Приказ Минтранса № 506 от 28.09.1994 года) и сертификации на соответствие его нормам годности к эксплуатации с выдачей соответствующего сертификата.

Аэродромы подлежат перерегистрации в государственном реестре аэродромов Украины в случае изменения владельца аэродрома, а также в других случаях, предусмотренных правилами регистрации аэродромов Украины. Гражданский аэродром исключается из реестра в случае его ликвидации или снятия с эксплуатации.

Аэродром и его элементы должны иметь маркировку, которое отвечает нормам годности аэродромов к эксплуатации. На все неподвижные объекты и сооружения, расположенные на приаэродромной территории, должны быть нанесены дневные и ночные маркировочные знаки и устройства в соответствии с нормами годности аэродромов к эксплуатации.

Аэропорты обеспечивают осуществление грузовых операций, посадки, высадки пассажиров и предоставления сопутствующих услуг.

По назначению аэропорты делятся на внутренние и международные. Международный аэропорт дополнительно должен обеспечивать таможенный, пограничный, санитарный контроль, контроль на безопасность и другие виды контроля, предусмотренные действующим законодательством. Аэропорты проходят сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами.

Законодательство устанавливает специальные требования к работникам авиационных предприятий, которые непосредственно осуществляют или обеспечивают эксплуатацию воздушных судов - авиационный персонал.  Воздушный кодекс Украины определяет авиационный персонал как личный состав авиационного предприятия, организации, подразделения, учебного заведения, который состоит из авиационных специалистов по профессиональному признаку.

Лицо, принадлежит к авиационному персоналу, допускается к самостоятельной профессиональной деятельности только при условии, что у нее есть свидетельство (сертификат) на право осуществлять профессиональную деятельность. Это свидетельство подтверждает наличие у данного лица необходимых знаний и навыков, а также соответствие состояния его здоровья установленным требованиям (Правила медицинской сертификации авиационного персонала гражданской авиации Украины, утвержденные Приказом Министерства транспорта от 20.11.2000 года № 641).

Лицо авиационного персонала гражданской авиации при осуществлении профессиональной деятельности должно иметь при себе свидетельство (сертификат).

Особой категорией лиц авиационного персонала является экипаж воздушного судна. Экипаж воздушного судна - лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении полетов. Экипаж состоит из командира, других лиц летного экипажа и обслуживающего персонала. Все члены экипажа относятся к летному составу. Минимальный состав летного экипажа устанавливается для типа воздушного судна. Полеты гражданских воздушных судов при неполном минимальном составе экипажа запрещаются, за исключением случаев, специально предусмотренных в задании на испытательный полет.

Командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном этого типа и руководства экипажем. Командир гражданского воздушного судна согласно Воздушным кодексом Украины имеет широкий круг прав, в частности, имеет право принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна, слива в полете горючего, сбросе багажа, груза и почты, изменении плана и режима полета, о прекращении полета и посадку воздушного судна на запасном аэродроме или вынужденной посадке вне аэродрома, обеспечение безопасности, сохранение воздушного судна и спасения жизни людей, в пределах своей компетенции имеет право отдавать любому лицу на борту воздушного судна распоряжения и команды, которые подлежат беспрекословному исполнению и другие права.

Перемещение воздушных судов осуществляется в воздушном пространстве, требует упорядочения и определения специального режима использования воздушного пространства. Украине принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Украины, который является частью территории Украины. Воздушным пространством Украины является часть воздушной сферы, расположенная над сушей и водной территорией Украины, в том числе над ее территориальными водами (территориальным морем).

Государственное регулирование использования воздушного пространства в пределах своих полномочий осуществляют                                   Мининфраструктуры и Минобороны. Контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства осуществляется соответствующими подразделениями Украэроруха, органами управления ПВО (во время полетов воздушных судов и перемещения других объектов в воздушном пространстве и полетов воздушных судов, пересекающих государственную границу Украины), ведомственными органами ОВД (в зонах своей ответственности).

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 19 июля 1999 № 1281 «О создании объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины» непосредственное управления воздушным движением обеспечивает Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины (Украэрорух) в составе подразделений:

- Украинский центр планирования использования воздушного пространства Украины и регулирования воздушного движения (Украэроцентр), что является главным оперативным подразделением системы; положение о Украэроцентр утверждается Мининфраструктуры, Минобороны и Государственным предприятием обслуживания воздушного движения Украины;

    - Региональные структурные подразделения, в состав которых входят районные и вспомогательные районные центры обслуживания воздушного движения;

- Служба аэронавигационной информации;

- Центр повышения квалификации;

- Врачебно-летная сертификационная комиссия (ВЛСК).

Использование воздушного пространства Украины или отдельных его районов может быть частично или полностью ограничено.

Структура воздушного пространства Украины состоит из воздушных трасс и местных воздушных линий Украины, воздушных коридоров для пересечения государственной границы Украины, установленных и неустановленных маршрутов полетов, районов выполнения авиационных работ, запрещенных зон, зон ограничения полетов и опасных зон. Остановимся на отдельных категориях.

Порядок использования воздушного пространства Украины определятся Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944 года, Соглашением об использовании воздушного простора от 15.05.1992 года, Воздушным кодексом Украины, «Положением об использовании воздушного пространства Украины» (ПКМУ от 29 марта 2002 № 401), и его соблюдение обеспечивается государственной системой использования воздушного пространства Украины. Плата за использование воздушного пространства Украины, его аэронавигационное и информационное обеспечение определяется Положением по согласованию с Министерством финансов Украины.

При выполнении воздушным судном полета в международном пространстве юрисдикцию относительно него в течение всего срока полету осуществляет государство, где зарегистрировано воздушное судно. Находясь в международном воздушном пространстве, воздушное судно является неприкосновенным и независимым от любого государства, за исключением той, где это воздушное судно зарегистрировано, и подчиняется и действует на основании только его законов. Использование международного пространства регулируется международными правилами.

Ведение радиообмена между органами обслуживания воздушного движения на территории Украины и экипажами воздушных судов Украины осуществляется украинским или русским языком, а с экипажами воздушных судов зарубежных государств - английским или русским языком. Аэронавигационная информация об использовании воздушного пространства Украины является доступной для всех пользователей воздушного пространства Украины.

Воздушные трассы и местные воздушные линии должны быть сертифицированы на соответствие их действующим в Украине нормам годности воздушных трасс и местных воздушных линий к эксплуатации с выдачей соответствующего сертификата. Сертификат годности воздушной трассы или местной воздушной линии к эксплуатации может быть аннулирован или его действие может быть временно прекращено государственным органом, который выдал сертификат, если будет выявлено несоответствие воздушной трассы или местной воздушной линии нормам годности их к эксплуатации. воздушные трасы и местные воздушные линии Украины регистрируются в установленном порядке.

Выполнение полетов воздушных судов в воздушном пространстве Украины регламентируется Правилами полетов в воздушном пространстве Украины, которые распространяются на всех пользователей воздушного пространства Украины. Под полетом воздушного судна понимается его перемещения в воздушном пространстве, а также зависание. В случае возникновения в полете экстремальной ситуации, создающей угрозу для жизни людей, командир воздушного судна может отступить от установленных правил полета с немедленным сообщением о принятом решении органу обслуживания воздушного движения, с которым он осуществляет радиосвязь.

К полету допускается воздушное судно, которое снаряжено и находится в исправном состоянии согласно эксплуатационно-технической документацией.

В воздушном пространстве Украины или в отдельных его районах полеты воздушных судов могут быть полностью запрещены или ограничены по высоте, во времени и направлениях в порядке, установленном Положением об использовании воздушного пространства Украины.

Экипаж (пилот) воздушного судна, оборудованного средствами радиосвязи, должен осуществлять непрерывное прослушивание соответствующих частот каналов связи органа обслуживания воздушного движения. Для осуществления такого двустороннего связи Международным регламентом радиосвязи для авиационной навигации выделяются необходимые частоты, которые закрепляются за пользователями государственным органом регулирования деятельности авиации Украины. Во

полете воздушных судов, оборудованных средствами радиосвязи, без двухсторонней связи их с органом обслуживания воздушного движения запрещаются.

Воздушное судно, которое пересекло границу Украины без соответствующего разрешения компетентных органов, или такое, что допустило другого нарушения порядка использования воздушного пространства Украины, признается судном-нарушителем, и к нему применяются меры в порядке, установленном законодательством Украины, действующими международными соглашениями.

Регулярные международные полеты воздушных судов, при которых воздушные суда пересекают государственную границу Украины и другого государства, осуществляются на основании межгосударственных договоренностей и международных соглашений. Нерегулярные международные полеты могут выполняться по специальным разрешениям, порядок выдачи которых определяется Укравиатрансом и соглашается с таможенными органами Украины.

Перелет государственной границы Украины воздушными судами осуществляется по специально выделенным коридорам. Перелет государственной границы Украины вне специально выделенных воздушных коридоров, если это не предусмотрено международным соглашением или другими нормативными актами Украины, запрещено.

Воздушное судно, которое терпит или потерпело бедствие, воздушное судно, с которым потеряна связь и его местонахождение неизвестно, подлежит немедленному поиска. С целью устранения негативных последствий бедствия, которого претерпело воздушное судно, ведутся аварийно - спасательные работы.

Аварийно-спасательные работы - это система мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи пострадавшим. Координацию действий со службами поиска и спасения других стран осуществляет Госавиаслужба. Все члены экипажа воздушного судна обязаны пройти специальное обучение по программе аварийно-спасательной подготовки. Непосредственное обеспечение безопасности полетов воздушных судов возлагается на эксплуатанта авиационной техники аэропортов, аэродромов и на органы, которые обслуживают воздушное движение.

Должностные лица авиации, которым первым стало известно об авиационном происшествии, обязаны немедленно сообщить об этом государственные органы и владельца воздушного судна. Комиссия по вопросам расследования авиационного происшествия на основании своих выводов обязана сформулировать предложения по устранению причин происшествия, выявленных в процессе расследования, и недопущение их в будущем.

 

Вопрос 2.

 

Воздушные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999), а также норм Гражданского кодекса Украины, Хозяйственного кодекса Украины, Воздушного кодекса Украины. Они регулируются Приказом Минтранса № 793 от 14.10.2003 года «Об утверждении Правил воздушных перевозок грузов» (зарегистрировано в Минюсте Украины 07.11.03 г.. По № 1023/8344) Приказом Минтранса № 568 от 25.07.03 г.. «Об утверждении Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа »(зарегистрировано в Минюсте Украины 29.08.03 г.. по № 755/8076) и другими нормативными актами, и общих положений о перевозке и правил перевозки и услуг.

Воздушный перевозчик - центральный субъект отношений перевозки. Воздушным перевозчиком признается любое юридическое или физическое лицо, которое выполняет воздушные перевозки и имеет права эксплуатанта авиационной техники. Что касается иностранных воздушных перевозчиков признаются права эксплуатанта по документам, которые выданы компетентным органом соответствующего иностранного государства и которые отвечают требованиям международных договоров и соглашений, участницей которых является Украина.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 1397 от 15.11.1996 года «Об утверждении Положения о национальном воздушного перевозчика» предусмотрено перевозчика со специальным статусом - национального воздушного перевозчика. Введение для авиационных предприятий статуса национального воздушного перевозчика предусматривает создание условий для улучшения транспортных связей Украины с другими государствами и повышения конкурентоспособности отечественных авиапредприятий на международном рынке транспортных услуг.

Статус национального воздушного перевозчика предприятию предоставляется при условиях:

предприятие является юридическим лицом согласно законодательству Украины и основным видом его деятельности является авиационные перевозки;

более 50 процентов принадлежащего ему имущества находящегося в государственной собственности;

деятельность предприятия полностью соответствует требованиям Воздушного кодекса Украины;

воздушные суда, эксплуатируемые им на воздушных трассах, соответствуют международным техническим требованиям;

предприятие имеет собственный сертификат эксплуатанта, товарный знак, трехбуквенный код ИКАО, телефонную отметку и собственную перевозочную документацию; течение последних трех лет не имеет тяжелых нарушений по выполнению полетов согласно официальным сообщениям. Предоставление авиационному предприятию статуса национального воздушного перевозчика осуществляется на конкурсной основе по представлению Минтранса на основании решения Кабинета Министров Украины. Национальный воздушный перевозчик обязан обеспечивать: первоочередное выполнение обязанностей, вытекающих из международных договоров Украины, заказов и отдельных задач Кабинета Министров Украины на воздушные перевозки; надлежащий уровень безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, регулярности полетов и культуры обслуживания. Авиационное предприятие, которому предоставлен статус национального воздушного перевозчика, может быть лишено этого статуса в случае несоблюдения им требований.

Воздушные перевозки выполняются на основании договора. Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются документом на перевозку, который выдается авиационным предприятием или уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Документами на перевозку являются:

билет - при перевозке пассажира;

 багажная квитанция - при перевозке вещей пассажира как багажа; соответствующие документы - при перевозке груза, почты и других предметов.

Формы документов на перевозки и правила их применения устанавливаются Укравиатрансом.

Авиационные перевозки подразделяются на внутренние перевозки и международные перевозки. Внутренние перевозки - это перевозки, при которых пункт отправления и пункт назначения расположены на территории одного государства и перевозки не предусматривает остановки на территории другого государства.

Международные перевозки - это перевозки, осуществляемое в соответствии с договором международной воздушной перевозки, при которой пункт отправления и пункт назначения независимо от наличия перегрузки или перерыва в перевозке расположены:

1) на территории двух государств,

2) на территории того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Отдельно определяется такое название смешанное перевозки - перевозки пассажира, багажа или груза, осуществляемое перевозчиками различных видов транспорта.

 

Особый вид перевозки - чартерной воздушной перевозке - выполняется на основании договора чартера (фрахтования воздушного судна), по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты или для других целей, если это не противоречит действующему законодательству Украины.

Договор перевозки пассажира и багажа удостоверяется билетом установленного образца, который подтверждает заключение договора перевозки и содержит существенные условия перевозки.

Договор перевозки груза удостоверяется грузовой авиационной накладной, которая подтверждает заключение договора воздушной перевозки груза между перевозчиком и отправителем, условия перевозки и принятия груза перевозчиком. Условия договора, содержащиеся в грузовой накладной, представляют собой краткое изложение основных положений по перевозке. Накладная составляется и подписывается отправителем и вручается перевозчику вместе с грузом.

В международных перевозках правилам дополнительные требования, в частности ввоз, вывоз или транзит груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка. Правила устанавливают специальные сроки осуществления транспортных операций, специально оговариваются обязанности по уплате налогов, пошлин и сборов, налагаемых на перевозимый груз государственными органами и местными властями или администрацией аэропорта любой страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка и подлежащих уплате отправителем или получателем (перевозчик может, но не обязан оплачивать такие налоги, пошлины и сборы, отправитель и получатель несут перед перевозчиком солидарную ответственность по возмещению ему этих расходов). Вопросы международных перевозок регулируется Конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999), Приказом Минтранса № 793 от 14.10.03 «Об утверждении Правил воздушных перевозок грузов», Приказом Минтранса № 568 от 25.07.03 г.. «О утверждении Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа »и другими нормативными актами.

При любых видах перевозок авиационный перевозчик всегда имеет право: установить свои правила воздушных перевозок, которые направлены на повышение эффективности и качества перевозок и не содержат условий и норм обслуживания пассажиров и клиентуры ниже уровень требований, установленных соответствующим органом государственной исполнительной власти; отказать пассажиру в перевозке в случаях, предусмотренных правилами перевозки на воздушных линиях.

В свою очередь за пассажиром всегда остается право отказаться от воздушной перевозки и получить обратно сумму денег в порядке, установленном законодательством Украины.

 

Отдельный предмет перевозок - почта. Условия и правила перевозки почты согласуются с Министерством связи Украины (см. Совместный Приказ Государственного комитета связи и информатизации Украины и Министерства транспорта Украины № 105/297 от 08.06.99 «Об утверждении Правил перевозки почты воздушными судами»).

Договор о перевозке почты воздушными судами заключается в форме двустороннего соглашения между предприятием почтовой связи и авиационными предприятиями (авиакомпаниями). Договор должен быть заключен в письменной форме и должен соответствовать требованиям законодательства Украины. Существенными условиями договора являются:

наименование сторон;

предмет Договора;

срок, на который заключается договор;

условия перевозки почты; обязанности и ответственность сторон; размер, состав и график платежей, условия их пересмотра;

условия досрочного расторжения Договора;

дата и место заключения договора.

По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены иные условия. Правилами предусмотрено примерный договор о перевозке почты.

По договору авиапредприятия обязуются принять почту к перевозке, своевременно и в сохранности доставить доверенное им почту в пункты назначения и выдать почту предприятию почтовой связи, а предприятие почтовой связи обязуется оплатить перевозку почты в установленном порядке и принять ее в пункте назначения.

Отправка должны соответствовать требованиям, установленным актами Всемирного Почтового Союза, почтовыми правилами и законодательными актами стран отправления и назначения. Почтовые отправления кажутся авиапредприятиям вместе с сопроводительными документами.

Почта считается принятой к перевозке с момента, когда работник авиапредприятия или уполномоченное им лицо приняли почту от работника предприятия почтовой связи и выдали экземпляр накладной с распиской, заверенной личным штампом работника авиапредприятия или штампом авиапредприятия в приеме почты, с указанием словам количества принятых отправлений и вещей, даты и времени приема, должности и фамилии работника, принявшего почту.

Нагрузка почты в воздушные суда, а также ее разгрузки с воздушных судов и транспортировки к предприятиям связи выполняются силами и средствами аэропортов на основе соглашений с авиаперевозчиком. В аэропортах, где отсутствуют предприятия почтовой связи, почта загружается в воздушные суда и разгружается из них силами и средствами аэропортов, а от состава аэропорта к предприятиям почтовой связи и обратно транспортируется силами и средствами предприятий почтовой связи. Нагрузка почты в воздушное судно осуществляется в обратной последовательности ее разгрузки в пунктах посадки воздушных судов. Почта для каждого пункта посадки должна отделяться в воздушном судне сетками или другими средствами. Нагрузка почты в воздушное судно и разгрузки с него осуществляются работниками аэропорта в присутствии лица, ответственного за коммерческую загрузку со стороны авиапредприятия.

Почта считается доставленной к предприятию связи с момента, когда работник предприятия почтовой связи принял почту от работника авиапредприятия и выдал соответствующую расписку.

В случае доставки почты с нарушением порядка, установленного Правилами, расписка за фактически принятое почту выдается работником почтовой связи только после составления и подписания сторонами межведомственного акта.

Перевозка оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, ядерного топлива, радиоактивных веществ и других грузов, принадлежащих к особо опасным, осуществляются по разрешению компетентных органов согласно специальным правилам. Договоры перевозки опасных грузов подвергаются воздействию императивных норм Приказа Минтранса № 509 от 25.10.99 года «Об утверждении Инструкции о воздушных перевозках специальных и опасных грузов».

Иностранные перевозчики осуществляют свою деятельность на территории Украины в соответствии с законодательством Украины, международными соглашениями и договорами.

 

Вопрос 3.

 

Все юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием воздушного пространства Украины, разработкой, изготовлением, ремонтом и эксплуатацией авиационной техники, осуществлением хозяйственной и коммерческой деятельности, обслуживанием воздушного движения, обеспечением безопасности авиации Украины, а также ее управлением и надзором, пассажир, заказчик или работник авиации за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение правил, вымог и норм, регламентирующих воздушные перевозки и авиационные работы, а также нарушения законодательства об охране окружающей природной среды несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Украины. Общие основания ответственности установлены Воздушным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Международными соглашениями в сфере воздушного транспорта и специальными правилами.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.