Ответственность за сохранность груза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Транспортные предприятия несут ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи его получателю или передачи согласно Правилам другому предприятию. В соответствии со ст.113 Устава железных дорог Украины, ст.ст.91, 92 Воздушного кодекса Украины, ст.176 Кодекса торгового мореплавания Украины, ст.133 Устава автомобильного транспорта гражданско-правовая ответственность наступает в случае утраты, недостачи, порчи или повреждения принятого к перевозке груза, багажа, грузобагажа.

Утрата груза имеет место в случае кражи или уничтожения, а также невозможности для перевозчика выдать груз получателю в установленный срок.

Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю:

1) на автомобильном транспорте:

- в городских и пригородных перевозках- в течение 10 дней со дня приема груза к перевозке;

- в междугородных перевозках– 30 дней после окончания срока доставки:

- в прямом смешанном сообщении– по окончании 4 месяцев со дня приема его к перевозке.

2) на воздушном транспорте:

- в течение 10 дней после окончания срока доставки;

3) на железнодорожном транспорте:

- 30 суток с момента окончания срока доставки;

- в прямом смешанном сообщении– по окончании 2 месяцев со дня приема груза к перевозке;

4) на речном транспорте

– 30 дней с момента окончания срока доставки;

– в прямом смешанном сообщении– по окончании 4 месяцев со дня приема его к перевозке первоначальным транспортным предприятием.

Порчей груза считается несоответствие качества доставленного в пункт назначения груза его первоначальному качеству, определенному в транспортных документах. Порча– это необратимый процесс химического или биологического изменения груза, который может привести к полной невозможности использования его по назначению. Экономические последствия порчи груза равнозначны его утере.

Повреждением груза признается нарушение целостности предмета перевозки, его механические изменения (поломка, разрушение, утрата части, составляющей единое целое). В отличие от порчи повреждение допускает возможность исправления, устранения вредных последствий.

За не обеспечение сохранности груза при перевозке транспортные предприятия несут ответственность в размере фактических убытков, а именно:

- за утрату или недостачу– в размере действительной стоимости утраченного груза или его недостачи;

- за утрату груза, сданного к перевозке с объявленной ценностью – в размере объявленной ценности, если перевозчик докажет, что объявленная ценность выше действительной,- в размере действительной стоимости;

- за порчу и повреждение– в размерах той суммы, на которую была снижена его стоимость. Стоимость груза определяется из цены, указанной в транспортных документах, а в случае их отсутствия – исходя из средней стоимости такого же товара в том же месте на то же время, где и когда осуществляется возмещение убытков, если иное не предусмотрено договором перевозки.

Наряду с возмещением ущерба в случае утраты или недостачи груза транспортное предприятие возвращает взысканную за этот груз провозную плату, если она не входит в стоимость утраченного груза.

Т.о. гражданско-правовая ответственность на транспорте является ограниченной, что предусматривает возмещение виновной стороной прямых действительных убытков в сумме, не превышающей стоимости всего утраченного груза.

Закрепляя принцип презумпции вины перевозчика, законодатель дает ему возможность опровергнуть свою виновность, доказать, что это случилось вследствие обстоятельств, от него не зависящих, которые он не мог предотвратить. В таких случаях перевозчик освобождается от ответственности, а именно:

- действия непреодолимой силы;

- таких недостатков тары, упаковки, которые невозможно было выявить при приемке груза к перевозке или применение тары, не отвечающей качествам товара или стандартам и на которой отсутствуют следы повреждения во время перевозки;

- сдача груза без указания его особенных качеств, которые требуют особых условий для обеспечения его сохранности при перевозке;

- загрузка отправителем в неподготовленное, не очищенное или неисправное транспортное средство, которое было перед этим выгружено тем же отправителем;

На морском транспорте кроме перечисленных случаев учитывается:

-возникновение опасности и случайностей на море и иных судоходных водах;

- пожара, который возник не по вине перевозчика;

- действий или распоряжений властей;

- военных действий, террористических актов;

- забастовок или иных обстоятельств, которые создали остановку или ограничение работ полностью или частично, а также иные обстоятельства, предусмотренные ст.176 КТМ Украины.

В указанных случаях перевозчик обязан доказать наличие этих обстоятельств и причинную связь между ними и последствиями в виде недостачи, повреждения, порчи груза.

 

                               ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема № 5: «Законодательство Украины об автомобильном транспорте».

 

План:

1. Автомобильный транспорт. Понятие, структура системы и виды.

2. Полномочия субъектов управления автомобильным транспортом.

3. Правовые основы деятельности автомобильного транспорта.

4. Ответственность за нарушение законодательства об автомобильном транспорте.

Вопрос 1.

Одной из составных частей единой транспортной системы Украины является автомобильный транспорт, самый мобильный из всех видов транспорта, способный обеспечивать доставку грузов от склада отправителя непосредственно до склада получателя.

Основные функции автотранспорта:

· Обеспечение нормального функционирования производства и оборота продукции промышленности и сельского хозяйства;

· Обеспечение потребностей строительства;

· Удовлетворение потребностей населения в автоперевозках;

· Обеспечение потребностей обороны Украины.

При осуществлении перевозок и иных видов транспортной деятельности автотранспортные предприятия обязаны:

1. полностью удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках;

2. выполнять планы перевозок грузов и пассажиров;

3. обеспечивать сохранность грузов, которые перевозятся;

4. обеспечивать высокую культуру обслуживания пассажиров и заказчиков перевозок;

5. своевременно доставлять грузы в место назначения;

6. вести свою деятельность эффективно и экономично.

В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О транспорте» в состав автомобильного транспорта входят: предприятия автомобильного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, авторемонтные и шиноремонтные предприятия, подвижной состав автотранспорта, транспортно-экспедиционные предприятия, а также автовокзалы и автостанции, учебные заведения, ремонтно-строительные организации, социально-бытовые учреждения, иные предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие работу автомобильного транспорта.

1. автомобильный транспорт общего пользования, который призван удовлетворять потребности населения и общественного производства в автоперевозках. Его образуют перевозчики, автостанции, автовокзалы, исполнители ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств, грузовые терминалы (автопорты), грузовые автомобильные станции и контейнерные пункты;

2. автомобильные транспортные средства субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций, которые используются только для собственных нужд– ведомственный транспорт.

3. автотранспортные средства физических лиц, которые используются ними только для собственных потребностей– индивидуальный транспорт.

К транспорту общего пользования относятся автотранспортные предприятия и организации, которые пребывают в собственности государственного департамента автомобильного транспорта Украины.

Этим видам транспорта осуществляются перевозки грузов предприятия различных форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, а также пассажирские перевозки населения и перемещения грузов и багажа населения.

Транспорт общего пользования осуществляет задачи по организации междугородных перевозок и централизованному завозу и вывозу грузов на станции железных дорог и портов, аэропортов. Кроме этого транспорт общего пользования осуществляет перевозки в сельской местности, доставляет сельхозпродукцию от производителя к местам переработки и потребления; предоставляет легковые автомобили госучреждениям, организациям для служебных поездок.

К ведомственному транспорту относят предприятия автотранспорта министерств и ведомств Украины, органов власти, общественных организаций. Он осуществляет обслуживание потребностей данного производственного предприятия, объединения или отрасли народного хозяйства в технологических перевозках, внутризаводских, внутрихозяйственных, связанных с практической деятельностью перемещениях грузов, людей.

Индивидуальный транспорт– это автомобильные транспортные средства, принадлежащие гражданам на праве собственности, и используемые ними для собственных потребностей.

Пассажирские автомобильные транспортные средства осуществляют перевозки в городском, пригородном, междугородном и международном сообщениях. К пассажирским относят автомобили с количеством мест для сидения– 9, включая место водителя, который по своей конструкции предназначены для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.

Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам (ст.23):

1. не угрожать безопасности лиц, которые ними пользуются и другим участникам дорожного движения;

2. уровень вредных веществ, выделяемых ими не должен превышать установленных законодательством значений;

3. не приводить к разрушению дорог и их обустройству;

4. обеспечивать достаточное поле обзора водителю, а также легкая, удобная и полное пользование средствами управления, торможения, сигнализации, освещение дороги;

5. не вызывать радиоэлектрические помехи выше установленного уровня.

Запасные части к автомобилям должны отвечать требованиям нормативной и конструкторской документации и иметь маркировку для их идентификации.

Автотранспортные средства и запасные части к ним подлежат обязательной сертификации.

 

Вопрос 2.

Основной задачей управления деятельностью автомобильного транспорта является формирование рынка его услуг путем реализации единой экономической, инвестиционной, научно-технической и социальной политики.

Функциями государственного управления деятельности автотранспорта являются:

- формирование рынка услуг;

- контроль за соблюдением законодательства об автомобильном транспорте;

- нормативно-правовое регулирование по вопросам автотранспорта;

- лицензирование деятельности перевозчиков;

- стандартизация и сертификация;

- организация и контроль автоперевозок;

- тарифная, инновационная и инвестиционная политика;

- государственный заказ на социально значимые услуги автотранспорта общего пользования.

Субъектами управления автотранспортом являются:

1. Верховная Рада Украины, определяющая основные направления

Государственной политики в сфере автомобильного транспорта,

законодательные основы ее реализации;

2. Министерство инфраструктуры Украины, которое осуществляет общее управление автотранспортной отраслью;

3. Государственный департамент автомобильного транспорта, осуществляющий непосредственное управление предприятиями автотранспортной отрасли. Основной его задачей является обеспечение государственного управления деятельности автотранспорта и осуществление контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности, выполняющих пассажирские и иные перевозки автотранспортом, требований нормативных актов, стандартов и норм, которые регулируют перевозки пассажиров и грузов автотранспортом, а также разработку основных направлений развития автотранспорта, новых типов транспортных средств и пр.

4. Территориальными органами Министерства инфраструктуры являются Управления автотранспорта, подчиняющиеся Государственному департаменту автомобильного транспорта. Они создаются в Автономной Республике Крым и областях Украины и выполняют следующие задачи: осуществляют контроль за выполнением субъектами предпринимательской деятельности Правил перевозки пассажиров и грузов, требований законодательства по безопасности транспортного процесса, иных нормативных актов, определяющих порядок функционирования автотранспорта; разрабатывают проекты нормативно-технической документации; проводят конкурсы на перевозки пассажиров автотранспортом на междугородных и пригородных маршрутах; проверяют соответствие оборудования автобусных маршрутов и автотранспортных средств требованиям «Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта» и согласовывают открытие маршрутов.

Назначение на должность начальника управления и освобождение с должности осуществляется Министром инфраструктуры Украины по согласованию с местными органами исполнительной власти.

Контроль за соблюдением предприятиями транспорта, организациями и отдельными гражданами требований действующего законодательства по вопросам деятельности автотранспорта и дорожного движения возложен на вышестоящие органы управления, контрольно-ревизионные органы, Государственную автомобильную инспекцию МВД Украины.

Организация дорожного движения предусматривает определение прав и обязанностей участников дорожного движения, порядка содержания автодорог и их использования, перечень требований к техническому состоянию транспортных средств и их регистрации, дающих право на их эксплуатацию. Раздел 3 Закона Украины «О дорожном движении» определяет состав участников дорожного движения, к которому относит водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов, погонщиков животных. В соответствии со ст. 14 указанного закона участники дорожного движения:

- имеют право на:

безопасные условия дорожного движения, возмещение у ущерба, причиненного в следствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, ж\д переездов требованиям безопасности движения; изучение норм и правил дорожного движения; получение от гидрометереологических, дорожных, коммунальных и др. организаций, а также органов Госавтоинспекции МВД Украины информации об условиях дорожного движения; обжалование действий сотрудников органов Госавтоинспекции в случае нарушения с его стороны действующего законодательства;

обязаны:

знать и строго соблюдать требования законодательства о дорожном движении по вопросам безопасности дорожного движения; создавать безопасные условия для дорожного движения, не причинять своими действиями или бездействиями вреда предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам; выполнять законные распоряжения органов государственного надзора и контроля по соблюдению законодательства о дорожном движении.

К управлению транспортными средствами могут быть допущены только те граждане, которые достигли установленного законом возраста, не имеют медицинских ограничений и прошли определенную подготовку по управлению транспортными средствами и успешно сдали экзамен по теоретической и практической части.

3. Правовые основы деятельности автотранспорта.

Автотранспортные правоотношения по своему характеру и содержанию разнообразны и возникают как в процессе непосредственно осуществления перевозок автотранспортными средствами, так и при планировании и организации перевозочного процесса, материально-техническом обеспечении автотранспортных предприятий для осуществления производственной деятельности, в процессе осуществления трудовой деятельности работниками этих предприятий и т.п. Регулятором данного вида общественных отношенийявляются нормы автотранспортного права, одного из институтов транспортного права. С помощью этих норм определенным образом урегулируются отношения сторон, которые вступают в определенные отношения, обеспечиваются их права и обязанности. Например, устанавливаются условия перевозок различных видов грузов, права и обязанности участников перевозочного процесса, дорожного движения и ответственность за невыполнение своих обязательств и указанных норм. Т.о. юридической основой автотранспортных общественных отношений являются автотранспортные правовые нормы, основным источником изложения которых в правовой системе Украины является нормативный акт.

Совокупность правовых актов определенной отрасли права составляет законодательство. Нормативные акты, которые регулируют автотранспортные отношения, составляют автотранспортное законодательство. Система автотранспортного законодательства содержит законы и подзаконные нормативные акты. Основу данной системы составляют законы, к которым относятся следующие:

1) Конституция Украины, закрепляющая основополагающие положения об экономической системе, формах собственности, планировании, социальных и трудовых правоотношениях.

2) Закон Украины «О транспорте», содержащий общие правовые нормы, действующие во всей транспортной отрасли, в т.ч. и на автотранспорте (ст.30, 31– состав и земли автотранспорта).

3) Закон Украины «О предпринимательстве», устанавливающий основные положения по осуществлению предпринимательской деятельности в Украине, в т.ч. и в автотранспортной отрасли.

4) Хозяйственный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, устанавливающие правовые нормы деятельности предприятий в Украине, регулирующие договорные отношения в автотранспортной отрасли.

5) Закон Украины «О дорожном движении в Украине», регулирующий общественные отношения в части дорожного движения и безопасности, очерчивает круг прав и обязанностей его участников, определяет компетенцию органов государственной власти в сфере дорожного движения, устанавливает порядок пользования автомобильными дорогами и улицами, основные требования к их проектированию и строительству, основные требования к автотранспортным средствам, порядок их регистрации и учета, предусматривает контроль и ответственность за нарушение законодательства о дорожном движении.

6) Закон Украины «Об автомобильном транспорте» и другие законы.

Законы являются актами высшего органа законодательной власти– Верховной Рады Украины.

Нормативные акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся к числу подзаконных актов:

1) Положение о Государственном департаменте автомобильного транспорта, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины.

2) Порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министерства инфраструктуры Украины.

3) Правила проведения государственного технического осмотра автомобилей, автобусов, мототранспорта и прицепов, утвержденные Постановлением Кабинета Министров.

4) Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса.

5) Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные Постановлением КМУ.

6) Приказ Министерство ифоструктуры Украины «Положение о Министерство ифоструктуры ,утвержденная Указом Президента Украины от 12.05.2011г. № 581/211»  и другие.

 Важную роль в регулировании автотранспортных отношений играет Устав автомобильного транспорта УССР, который действует до настоящего времени.

Он регулирует наиболее важные основные вопросы автомобильных перевозок и обязателен для выполнения всеми автотранспортными предприятиями и организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Устав складывается из десяти разделов:

1 раздел – составляют общие положения о функциях автотранспорта, основные задачи правового регулирования автотранспортных отношений, задачах автотранспортных предприятий.

2 раздел – регламентирует вопросы, связанные с подвижным составом, классификацией автомобильных дорог, правил пользования ними, сооружений и устройств для организации перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, устанавливает порядок содержания подвижного состава и зданий транспорта, порядок технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава.

3 раздел – детально регламентирует планирование и организацию перевозок грузов автотранспортом общего пользования, ведомственным транспортом, заключение договоров на автотранспортные перевозки. Этим же разделом регулируются отношения, возникающие при приемке груза к перевозке и его выдаче, определении массы груза, его сохранности.

4 раздел – регламентирует перевозки пассажиров, багажа и почты, в т.ч. дается понятие договору пассажирской перевозки, регламентируются вопросы, связанные с организацией движения пассажирского транспорта, прав и обязанностей пассажира.

5 раздел– регулирует условия предоставления гражданам легковых автомобилей для проката, устанавливает основные для предприятий, которые занимаются этой деятельностью.

6 раздел- регламентирует условия и порядок установления тарифов и расчетов за перевозки.

7 раздел– определяет порядок взаимодействия автотранспорта с другими видами транспорта, осуществления перевозок в прямом смешанном сообщении.

8 раздел– регулирует транспортно-экспедиционные операции, связанные с автоперевозками.

9 раздел– определяет основания, порядок привлечения и меры ответственности за невыполнение плана перевозок ,условий договора и законодательства участниками автотранспортных отношений.

10 раздел– устанавливает контроль за работой автотранспорта.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.