- участие в пределах компетенции в реализации государственной политики в области морского и речного транспорта;
- обеспечение развития морского и речного транспорта с целью удовлетворения потребностей населения и общественного производства в морских и речных перевозках;
- осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, выполняющих перевозки пассажиров и вантах морским и речным транспортом, требований нормативно-правовых актов, стандартов и правил, регулирующих перевозку пассажиров и грузов морским и речным транспортом;
- соблюдение требований законодательства по обеспечению безопасности судоходства.
С целью реализации возложенных на него задач департамент осуществляет различные функции, в частности, обеспечивает проведение единой экономической, тарифной, социальной, научно-технической и инвестиционной политики в области морского и речного транспорта, осуществляет государственный надзор в морских торговых и речных портах, территориальных водах Украины законодательства о судоходстве, а также требования международных договоров Украины всеми морскими и речными судами независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и флага государства, под которым плавает судно, и тому подобное.
Другая составляющая системы управления - специализированные учреждения и предприятия, в частности, задачи навигационно-гидрографичного обеспечения плавания торговых, рыболовных, специальных и других речных судов на внутренних водных путях осуществляется государственным предприятием «Укрводпуть», подпорядковано Государственному департаменту морского и речного транспорта.
Местные органы государственной власти должны в области речного транспорта компетенцию, которая определяется Законом Украины «О местных государственных администрациях».
Местные государственные администрации в пределах, определенных Конституцией и законами Украины, осуществляют на соответствующих территориях государственное управление путем осуществления контроль за соблюдением правил транспортного обслуживания, соблюдением общестственного порядка, правил технической эксплуатации транспорта, привлечением при ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимых транспортных средств и услуг.
Органы местного самоуправления в свою очередь в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении» в области речного транспорта устанавливают в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифы по оплате транспортных услуг, предоставляемых предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, согласовывают в установленном порядке эти вопросы с предприятиями, учреждениями и организациями, которые не принадлежат к коммунальной собственности, утверждают маршруты и графики движения местного пассажирского транспорта независимо от форм собственности; осуществляется в соответствии с законодательством контроль за надлежащей эксплуатацией и организацией обслуживания населения предприятиями транспорта.
Основным хозяйствующим субъектом в сфере речного транспорта является пароходства (ОАО «Украинское Дунайское пароходство», Азовское морское пароходство) и другие перевозчики различных форм собственности, получившие в установленном порядке лицензию на предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов морским, речным транспортом.
Пароходства имеют особый правовой статус - статус национальных перевозчиков, полученный в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июня 2001 № 668, которым утверждено «Положение о порядке предоставления морским и речным судоходным компаниям статуса национального перевозчика». Статус национального перевозчика предусматривает обязательное выполнение государственных заказов и обязательств, вытекающих из международных договоров Украины.
Основная материальная составляющая речного транспорта - речное судно. Речное судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для передвижения по внутренним водным путям (реках, озерах, каналах). Правовое регулирование статуса речного судна осуществляется Уставом внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания Украины и специальным законодательством.
Отдельный вид речного судна - речное судно «река-море» - судно смешанного типа, предназначенное для судоходства по внутренним водным путям (реках, озерах, каналах) с правом выхода в море. Судно «река-море» имеет особый статус и испытывает правового регулирования морского и речного права в связи с характером использования судна на морских и внутренних водных путях.
Регистрация и учет торговых судов Украины осуществляется Главной государственной инспекцией Украины по безопасности судоходства (Госфлотинспекция Украины) под общим руководством и контролем Инспекции Главного государственного регистратора флота, которая входит в сферу управления Мининфраструктурі.
Регистрация судна в Украине означает внесение сведений о нем в регистрационный документ - Судовой книги Украины, который ведется по установленной форме.
Зарегистрированном в Судовой книге Украины судну присваивается регистрационный номер с буквой «К» (например, 14-К). В случае исключения судна из Судовой книги Украины его номер для регистрации нового судна не используется. После государственной регистрации в пятидневный срок с момента принятия заявления судовладельцу представляются следующие судовые документы:
а) судовой билет, образец которого утверждается Мининфраструктурі;
б) справка о зарегистрированных ипотеки при наличии обращения об этом судовладельца, залогодателя или залогодержателя.
В случае возникновения изменений, вызывающих необходимость исправления сведений, внесенных в Судовой книги Украины, орган государственной регистрации судна по месту его регистрации выдает новые документы и вносит соответствующие изменения в Судовой книге Украины.
Исключение судна из Судовой книги Украины осуществляется путем прекращения записей о его регистрации и изъятие судовых регистрационных документов. Исключение может быть постоянным (гибель и т.д.) или временным (передача в пользование иностранной лицу).
Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Украины после его регистрации в Судовой книге Украины и после получения судового билета.
Правовой статус экипажа и капитана определено Кодексом торгового мореплавания Украины с учетом последующих изменений и дополнений.
Экипаж самоходных судов состоит из капитана, других старших лиц судового экипажа и судовой команды. Установлены специальные условия, которым должны удовлетворять лица, допускаемые к управлению судами и судовыми механизмами.
Управление судами и судовыми экипажами должна осуществлять специально назначенное лицо (капитан), ответственная за безопасность судоходства и предотвращения загрязнения с судов.
Капитан судна руководит судном, управляет судовождением и применяет необходимые меры для обеспечения безопасности плавания, соблюдения порядка на судне, охраны жизни и здоровья людей, находящихся на судне, и сохранения судна и груза. Все распоряжения капитана в пределах его полномочий, должны безупречно выполняться всеми лицами экипажа судна, а также пассажирами и другими лицами, находящимися на судне. Капитан в случае необходимости имеет право отстранить от выполнения обязанностей лиц судового экипажа. Капитан является органом дознания (ст. 101 УПК), и если на судне кто-нибудь совершит преступление, капитан обязан принять меры, чтобы не дать лицу, совершившему преступление, уклониться от ответственности, составить акт о происшествии и передать лицо надлежащей власти в ближайшем порту (пристани).
Капитан удостоверяет завещание, принимает его на хранение (п. 2 ст. 1252 ГКУ). Капитан составляет акты в случаях рождения или смерти, исчезновения члена судового экипажа или пассажира при обстоятельствах, допускающих возможность его гибели; такой акт подлежит представлению в органы регистрации актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении или браке; капитан составляет акт и опись имущества пропавшего пассажира и передает акт и имущество надлежащей власти в ближайшем порту (пристани). Акты подписываются не менее двумя свидетелями и в случае необходимости удостоверения смерти или рождения - врачом или фельдшером (ст. 70 Кодекса торгового мореплавания Украины).
Если судну грозит неминуемая гибель, капитан после примененной меры к спасению пассажиров позволяет судовому экипажу оставить судно. Сам капитан оставляет судно последним.
Капитан, получивший сигнал бедствия или нашел на водном пути судно, плот или человека, находящегося в опасности, обязан оказать помощь, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно.
Важная составляющая инфраструктуры речного транспорта - это порты и пристани. Порты и пристани являются специализированными предприятиями, которые обслуживают перевозчиков в части выполнения коммерческих и грузовых операций. Порты и пристани имеют грузовые и пассажирские причалы и другие необходимые сооружения и устройства для погрузки-выгрузки грузов и обслуживания пассажиров. Порты и пристани осуществляют операции по приему, погрузке, выгрузке, краткосрочном сохранению и выдачи грузов, в том числе грузов в контейнерах, а также операции, связанные с перевозками пассажиров и багажа.
По роду осуществляемых операций порты и пристани делятся на пассажирские, грузовые, объединенные (объединяют проведения пассажирских и грузовых операций).
Порты и пристани, открытые для выполнения операций по пассажирским перевозкам, имеют вокзалы для обслуживания пассажиров, приема и выдачи багажа и хранения ручной клади.
В зависимости от объема и характера выполняемых работ порты и пристани подразделяются на разряды, устанавливается специальный порядок выполнения портами и пристанями соответствующих коммерческих операций в определенные часы, а при необходимости - круглосуточно.
Причалы и склады пароходств Государственного департамента морского и речного транспорта причалами и складами общего пользования, если они не предоставлены в исключительное пользование определенной организации на договорных или иных началах.
В населенных пунктах по берегам судоходных путей выделяются пристанские участки общего бесплатного пользования по согласованию с органами, регулирующими судоходство. Эти участки предназначены для кратковременного причала судов и плотов, погрузки и выгрузки грузов.
Предприятия и организации, систематически отправляют и получают грузы при перевозке по внутренних водяных путях судовыми отправлениями, обязаны иметь в пунктах нагрузки и разгрузки судов постоянные причалы с глубинами водных подходов, гарантирующих безопасную постановку к причалу порожних и груженых судов при полном осадке. Эти причалы являются причалами не общего пользования. Владельцы причалов не общего пользования обязаны создать условия для исполнения соответствующих операций, обеспечить безопасность (оборудовать причалы механизмами, устраивать навесы, освещение), провести все другие меры, предусмотренные Уставом внутреннего водного транспорта и правилами.
В пунктах, не оборудованных постоянными причалами, Устав обязывает грузоотправителей и грузополучателей иметь мостики, выведены на глубину, достаточную для безопасной погрузки-разгрузки. Грузоотправитель и грузополучатели на приборе причалах не общего пользования обязаны также иметь необходимое количество весовых приборов.
Вопрос 2.
Итак, транспортное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере транспорта. Этот процесс и отношения, возникающие в нем, не являются какими абстрактными, а являются действиями, благодаря чему осуществляются транспортировки.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.