Чтобы удостоверить юридический факт, свидетельствующий об обстоятельствах, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя составляются акты, соответствующей формы. На транспорте для этого принято составлять коммерческие акты или акты общей формы, являющиеся основанием для последующего предъявления претензий и исков.
Порядок составления актов, предъявления претензий и исков предусмотрен п. 158-170 Устава автомобильного транспорта Украины, разд. VII Устава ж/д, разд. XI Кодекса торгового мореплавания, а также подзаконными нормативными актами Министерства транспорта Украины.
Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий, грузоотправителей, грузополучателей при автомобильных перевозках, удостоверяются записями в товарно-транспортных документах, а в случае порчи или повреждения груза, а также в случае разногласия между автотранспортным предприятием и грузоотправителем (грузополучателем)– актами установленной формы.
Перевозчик, грузоотправитель (грузополучатель) отражают в акте такие обстоятельства:
1) несоответствие между наименованием, массой и количеством груза в натуре и данными в товарно-транспортной накладной;
2) повреждение или отсутствие пломб на кузове автомобиля или контейнере;
3) простой автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки сверх установленной нормы времени;
4) иные обстоятельства (повреждение упаковки, груза), которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.
Записи в акте засвидетельствуются подписями грузоотправителя (грузополучателя) и водителя. Односторонние записи в акте, как грузоотправителя (грузополучателя) так и водителя считаются недействительными.
Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания акта. В случае несогласия с содержанием акта каждая из сторон имеет право изложить в нем свое мнение в графе «Особые отметки» и засвидетельствовать его подписью.
При отказе от составления акта или от внесения записи в товарно-транспортную накладную в случае недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием представителя не заинтересованной стороны.
Для подтверждения составления акта на свободном месте обратной стороны товарно-транспортной накладной записывается дата составления и причина его составления, например, «О недостаче мест», «О нарушении пломбы».
До предъявления грузоотправителем или грузополучателем к автотранспортному предприятию иска, вытекающего из автомобильных перевозок, обязательно предъявление претензий к ним.
Право на предъявление автотранспортному предприятию претензии, а в соответствующих случаях исков, имеют:
1) в случае потери груза – грузоотправитель или грузополучатель;
2) недостачи, порчи или повреждения груза – грузополучатель;
3) просрочки в доставке груза – грузополучатель.
Претензии, возникающие из перевозок грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию, выдавшим груз, а в случае полной утраты груза – к автотранспортному предприятию, принявшему груз к перевозке.
Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к автотранспортному предприятию пункта отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.
Претензии из перевозок в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
а) к автотранспортному предприятию, если конечным пунктом является грузовая автостанция;
б) к другому соответствующему автотранспортному органу, если конечным пунктом перевозки является станция ж\д, порт или аэропорт.
Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю или вышестоящей организации, или транспортно-экспедиционной организации. Передача такого права удостоверяется переуступочной надписью на товарно-транспортной накладной.
В претензии необходимо указать:
- полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и перевозчика, дату предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, на основании которых предъявляется претензия, доказательства, которые подтверждают эти обстоятельства, ссылки на правовые нормы;
- требования заявителя;
- сумму претензии по каждому отдельному виду требований, когда они подлежат денежной оценке, платежные реквизиты заявителя претензии;
- перечень документов, которые прилагаются к претензии, а также иные доказательства.
К претензии прилагаются документы, которые ее обосновывают.
Претензии к автотранспортному предприятию могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов – в течение 45 дней.
Указанные сроки исчисляются:
1) со дня выдачи груза или багажа – по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;
2) по окончании 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках, 10 суток со дня приема груза при городских и пригородных перевозках – по претензиям о возмещении за утрату груза;
3) по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа – по претензиям за утрату багажа;
4) со дня выдачи груза или багажа – по претензиям о просрочке доставки;
5) по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке – по претензиям о возмещении за утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении;
6) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии – во всех остальных случаях.
Автотранспортное предприятие обязано рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в следующие сроки со дня получения претензии:
1) в течение 3 мес. – по претензиям, возникающим из автомобильных перевозок;
2) в течение 6 мес. – по претензиям, возникающим из перевозок в прямом смешанном сообщении;
3) в течение 45 суток – по претензиям об уплате штрафов.
Грузоотправитель или грузополучатель обязан рассмотреть претензию, заявленную автотранспортным предприятием и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в течение 2 месяцев.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения ответа на нее, автотранспортное предприятие, грузоотправитель, грузополучатель имеют право обратиться с иском в соответствующий суд.
ТЕМА № 7: «Законодательство Украины о железнодорожном транспорте».
1. Понятие, структура системы и виды железнодорожного транспорта.
2. Полномочия субъектов управления железнодорожным транспортом.
3. Правовые основы деятельности железнодорожного транспорта.
Вопрос 1.
Одной из отраслей транспорта является железнодорожный транспорт, которым осуществляется наиболее значительная масса перевозок грузов и пассажиров.
Под железнодорожным транспортом следует понимать производственно-технологический комплекс организаций и предприятий железнодорожного транспорта общего пользования, предназначенный для обеспечения потребностей общественного производства и населения в перевозках во внутригосударственном и международном сообщениях и предоставления иных транспортных услуг всем потребителям без ограничения по признакам формы собственности, видов деятельности, организационно-правовой формы и т.п.
Кроме железнодорожного транспорта общего пользования существует промышленный железнодорожный транспорт, под которым следует понимать транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий системное перемещение грузов в процессе производства (между производствами, производственными циклами, отдельными операциями, структурными подразделениями, предприятиями в целом) и взаимодействие с железнодорожным транспортом общего пользования и не принадлежит к нему.
Транспорт общего пользования и промышленный железнодорожный транспорт составляют систему железнодорожного транспорта, посредством которой обеспечивается доставка сырья, товаров производственно-технического назначения непосредственно на производственные объекты, обеспечивается процесс производства.
Структура системы железнодорожного транспорта слагается из предприятий железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров и багажа, подвижного состава, железнодорожных путей сообщения, а также промышленных, торговых, снабженческих предприятий, учебных заведений, технических школ, детских дошкольных заведений, учреждений охраны здоровья, физической культуры и спорта, культуры, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, иных предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих его деятельность и развитие.
Железнодорожный транспорт, являясь одной из важнейших базовых отраслей экономики Украины с мощной базой и значительным потенциалом, обеспечивает наибольший процент перевозок пассажиров и грузов во внутреннем и внешнеэкономическом сообщениях, способствуя нормальному функционированию всех отраслей общественного производства, социальному и экономическому развитию, укреплению обороноспособности государства, международному сотрудничеству Украины.
Для осуществления возложенных на железнодорожный транспорт функций государством выделены ему в пользование определенные земли. Состав этих земель определяется Законом Украины «О транспорте» и Земельным кодексом Украины, где указано, что к землям железнодорожного транспорта принадлежат земли, которые предоставляются в пользование предприятиям и организациям железнодорожного транспорта в соответствии с действующим законодательством Украины.
В состав земель железнодорожного транспорта входят земли, являющиеся полосой отвода железных дорог, а именно, земли, предоставленные под железнодорожное полотно и его обустройство, станции со всеми сооружениями и строениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации, защиты насаждений, служебные, культурно-бытовые помещения и иные сооружения, необходимые для обеспечения работы железнодорожного транспорта.
В зависимости от выполняемых задач железнодорожный транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский. Грузовой транспорт осуществляет перевозки грузов и грузобагажа, пассажирский – пассажиров, багажа, грузобагажа, почты, а также иные специальные перевозки. В зависимости от расстояния перевозок, скорости движения поездов различают пассажирский транспорт пригородного, местного и дальнего сообщения, эксплуатируются дизель- и электропоезда, пассажирские и скорые поезда.
Вопрос 2.
Основой в организации деятельности железнодорожного транспорта является государственное управление.
Государственное управление железнодорожным транспортом реализуется четкой структурой, построенной по иерархическому принципу. Возглавляет эту структуру Кабинет Министров Украины (КМУ), относящийся к высшим органам государственной исполнительной власти.
КМУ определяет условия и порядок организации деятельности железнодорожного транспорта, способствует его приоритетному развитию, оказывает поддержку в удовлетворении потребностей железных дорог в обеспечении подвижным составом, материально-технических и топливно-энергетических ресурсах.
В своей деятельности в области управления железнодорожным транспортом КМУ осуществляет следующие полномочия:
1) утверждает Устав железных дорог Украины;
2) принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации и об определении территориальных границ железных дорог;
3) назначает и увольняет руководителей железных дорог;
4) определяет Порядок установления охранных зон, их размеров и режима использования;
5) определяет порядок осуществления государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики;
6) ежегодно устанавливает Укрзализныце государственного заказа по перевозкам грузов и пассажиров;
7) устанавливает порядок Государственного надзора за безопасностью движения поездов на железнодорожном транспорте;
8) утверждает Положение о ведомственной военизированной охране;
9) утверждает перечень категорий железнодорожного транспорта, которые трудоустраиваются по контрактной форме трудового договора;
10) определяет порядок социальной защиты работников железнодорожного транспорта, и др.
Оперативное управление деятельностью железнодорожного транспорта осуществляет Министерство инфраструктуры Украины, подчиняющееся КМУ.
В структуре органов управления железнодорожным транспортом особое место занимает Государственная администрация железнодорожного транспорта Укрзализныця, подчиняющаяся Министерству инфраструктуры Украины, к сфере управления которой отнесены железные дороги и другие предприятия железнодорожного транспорта общегосударственной формы собственности.
Основные задачи Укрзализныци;
1) организация согласованной работы ж/д, объединений и предприятий ж/д транспорта с целью удовлетворения потребностей общественного производства и населения в перевозках;
2) управление процессом перевозок, регулирование в сфере обеспечения этого процесса;
3) решение вопросов эффективного использования подвижного состава, его сохранности, обновления, ремонта, обеспечение топливно-энергетическими и материально-техническими ресурсами;
4) проведение единой инвестиционной технической политики, внедрение достижений науки и техники, новых технологий;
5) проведение социальной политики на ж/д транспорте.
Основные права Укрзализныци:
1) осуществлять контроль за эффективным использованием государственного имущества, закрепленного за Ж/Д транспортом;
2) непосредственно взаимодействовать с соответствующими органами других государств и заключать с ними договоры по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
3) создавать целевой инвестиционный фонд развития Ж/Д транспорта;
4) получать от ж/д и иных предприятий бесплатную информацию, необходимую для осуществления ее функций;
5) за счет собственных средств создавать негосударственный пенсионный фонд и выплачивать пенсию в соответствии с действующим законодательством.
Основные структурные подразделения Укрзализныци:
- Главное коммерческое управление;
- Главное пассажирское управление;
- Главное управление локомотивного хозяйства;
- Главное финансово-экономическое управление;
- Управление охраны и организации труда;
- Главное управление безопасности движения поездов и автотранспорта;
- Управление внешних связей;
- Юридическое управление;
- Управление военизированной охраны и др.
Железнодорожный транспорт представляет собой комплексную систему элементов, взаимодействующих между собой, и направляют свою деятельность на качественное и полное обеспечение населения и производства в железнодорожных перевозках. Элементы этой системы – самостоятельные хозяйствующие единицы, которые принято называть субъектами хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте.
Основным организационным звеном на железнодорожном транспорте является железная дорога – уставное территориально-отраслевое объединение, в состав которого входят предприятия, учреждения и организации железнодорожного транспорта и которое при централизованном управлении осуществляет перевозки пассажиров и грузов в определенном регионе транспортной системы.
Железная дорога осуществляет руководство производственной и финансовой деятельностью дирекций железнодорожных перевозок и иных предприятий и организаций, пребывающих в ее непосредственной подчиненности. Она является основным предприятием железнодорожного транспорта и обладает статусом юридического лица. Руководство деятельностью железных дорог осуществляется управлением железных дорог.
Сегодня в Украине действует шесть железных дорог: Львовская, Приднепровская, Одесская, Юго- Западная, Южная, Донецкая.
Правовой статус железной дороги как самостоятельного субъекта хозяйствования (юридического лица) определяется совокупностью ее прав и обязанностей. Основной обязанностью железной дороги можно назвать предоставление услуг по перевозкам соответствующего качества в обусловленные сроки. К основным правам можно отнести следующие:
- право требовать оплаты оказанных услуг;
- право устанавливать льготные тарифы на перевозки грузов в местном сообщении;
- утверждение тарифов на перевозки грузов в местном сообщении;
- утверждение тарифов на перевозки грузов и пассажиров всеми железнодорожными путями, не относящимися к общей сети железных дорог и т.д.
Дирекция железнодорожных перевозок является основным линейным предприятием железнодорожного транспорта, осуществляющее и организовывающее и организующее процесс перевозок в установленных границах, обеспечивающее выполнение планов и заданий по перевозке грузов, пассажиров, багажа и руководящее производственно-хозяйственной деятельностью непосредственно ей подчиненных линейных предприятий и организаций. Дирекция является юридическим лицом.
Железнодорожная станция является линейным предприятием железнодорожного транспорта в организации перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа и непосредственно подчиняется отделению железной дороги.
Станции могут быть пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и др.
Вопрос 3.
Под правовыми основами деятельности железнодорожного транспорта подразумевается совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения, возникающие в сфере железнодорожного транспорта. Указанные правовые нормы содержатся в нормативных актах, которые принято называть источником права. К таким источникам (законам и подзаконным нормативным актам) можно отнести следующие:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 315.