ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
«___________________________________________»
полное наименование ЛПО
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
_______________________________________________________________
подпись (расшифровка подписи)
«_____»___________________20__г.
Должностная инструкция главной медицинской сестры
Общие положения
Главная медицинская сестра относится к категории руководителей.
На должность главной медицинской сестры назначается лицо с высшим профессиональным образованием по специальности "сестринское дело", имеющее сертификат по специальности "управления сестринское деятельностью" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет, или со средним медицинским образованием повышенного уровня по специальности "сестринское дело", "акушерское дело", "лечебное дело", имеющий сертификат по специальности "организация сестринского дела" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет, обладающие организаторскими способностями.
Назначение на должность главный медицинской сестры и освобождение от неё производится приказом руководителя учреждения.
Главная медицинская сестра непосредственно подчиняется главному врачу ЛПО.
В своей работе главная медицинская сестра руководствуются официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией. Распоряжения главной медицинской сестры являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала ЛПО. Является председателем Совета по сестринскому делу ЛПО и членом комиссий, созданных в ЛПО по приказу главного врача. На время отсутствия главной медицинской сестры (отпуск, болезнь и пр.) её обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения.
Главная медицинская сестра должна знать:
-Конституцию РФ;
- законы РФ и иные нормативные правовые акты в сфере здравоохранения;
- нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
- порядок составления графиков работы и расстановки среднего и младшего медицинского персонала;
-теоретические основы организации здравоохранения;
- организации специальной и медицинской реабилитации;
- теоретические основы гигиены и организации здравоохранения;
- организации социальной и медицинской реабилитации больных;
- теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;
- организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
- медицинскую этику;
- психологию профессионального общения;
- основы педагогики;
- основы экономики, организации труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, технику безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Должностные обязанности
Главная медицинская сестра:
- разрабатывает перспективные и текущие планы повышения квалификации медицинских сестёр ЛПО, согласовывать их с руководством ЛПО и организует их выполнения;
- принимает участие в составлении планов работы ЛПО по направлениям, связанным с деятельностью среднего и младшего медицинского персонала;
- изучает, обобщает и организовывает внедрение в практическую деятельность передовых организационных форм
и методов труда и ресурсосберегающих технологий деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
- всемерно содействует развитию наставничества, проведению смотров-конкурсов на звание "Лучший по профессии";
- организует и контролирует
- выполнение средним и младшим медицинским персоналом приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц;
-контролирует
- правильность расстановки среднего и младшего медицинского персонала, составление и выполнение графиков работы;
- объем и качество работы среднего и младшего медицинского персонала по уходу и обслуживанию больных путём регулярных обходов отделений;
- своевременное и чёткое выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений;
- своевременность выписки, правильность учёта, распределения, расходования и хранения медикаментов (в т.ч. наркотических, ядовитых и сильнодействующих) и перевязочных материалов;
- соблюдение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
- качество оформления медицинской документации средним медицинским персоналом;
- ведение правил приема и сдачи дежурства, соблюдение принципов медицинской деонтологии;
- организует и руководит работой Совета по сестринскому делу ЛПО;
- разрабатывает должностные инструкции для среднего и младшего медицинского персонала ЛПО, инструкции по соблюдению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, принимают участие в составлении инструкций по охране труда в части, касающейся деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
- формируют резерв и готовит медицинских сестёр для выдвижения на должность старших медицинских сестёр;
- совместно с заведующими подразделениями и старшим медицинскими сёстрами разбирает случае нарушения средним и младшим медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка и медицинской деонтологии;
- систематически повышает профессиональную квалификацию;
- ведёт необходимую учётно-отчётную документацию.
Права
Главная медицинская сестра имеет право:
- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых ею должностных обязанностей;
- вносить на рассмотрение руководство учреждения предложения по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда;
- подписывать и визировать документы в приделах своей компетенции;
- вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложение взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
- требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
- принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции;
- отдавать распоряжение и указания среднему и младшему медицинскому персоналу в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации контролировать их выполнение;
- проверять уровень знаний и профессионального мастерства медицинских сестёр;
- вносить предложения главному врачу ЛПО, его заместителем по вопросам улучшения организации труда среднего и младшего медицинского персонала;
- вносить предложения тарификационной комиссии о повышение окладов среднему медицинскому персоналу в рамках существующего диапазона, присвоения очередного разряда младшему медицинскому персоналу, для которого предусмотрен диапазон разрядов;
- получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей;
- вносить предложения руководству ЛПО по направлению среднего медицинского персонала на специализацию, курсы повышения квалификации и т.д.;
- поручать старшим медицинским сёстрам проведение проверок работы среднего и младшего персонала подразделений ЛПО и знакомиться с результатам проверок;
- принимать участие в производственных совещаниях, проводимых в подразделениях ЛПО;
- вносить изменения и дополнения в обязанности сотрудников из числа среднего и младшего медицинского персонала (по соглашению с профсоюзным комитетом и соответствии с дальнейшим законодательством);
- в случае необходимости отдавать распоряжение среднему и младшему медицинскому персоналу, минуя их непосредственных руководителей, однако ставя последних в известность для проверки исполнения;
- принимать решения в приделах своей компетенции;
- совершенствовать профессиональные знания в системе учреждений, осуществляющих последипломную подготовку среднего медицинского персонала;
- периодически в установленном порядке проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Ответственность
Главная медицинская сестра имеет ответственность:
- за ненадлежащее исполнение или не исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в приделах, определённых действующим трудовым законодательством РФ;
- за правонарушения совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в приделах, определённых действующих административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- за причинение материального ущерба - в приделах, определённых действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель главного врача
по медицинской части
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
Председатель профкома
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
Юрисконсульт
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
С инструкцией ознакомлен
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2
Документация
- Приказ МЗ СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» (утратил силу), но Письмом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2009 г. № 14-6/242888 сообщено, что после отмены данного документа не было изданно нового альбома образцов учетных форм, в связи с этим учреждения здравоохранения по рекомендации Минздрава России использует в своей работе для учета деятельности бланки, утвержденные данным документом.
- Приказ МЗ СССР от 30 мая 1974 г. № 493 «О введении в действие «Перечня документов со сроками хранения МЗ СССР, органов, учреждений, организаций, предприятий системы здравоохранения».
- Приказ МЗ РФ от 30 декабря 2002 г. № 413 «Об учреждении учетной и отчетной медицинской документации».
- Приказ МЗ РФ от 13 ноября 2003 г. № 545 «Об утверждении инструкций по заполнению учетной медицинской документации».
Стандарты деятельности (в части, касающейся среднего медицинского персонала)
- Протокол ведения больных. Пролежни (Приложение к приказу МЗ России от 17 апреля 2002 г. № 123).
- Протокол ведения больных. Профилактика тромбоэмболии легочной артерии при хирургических и иных инвазивных вмешательствах (Приложение к приказу Минздрава России от 9 июня 2003 г. № 233).
- Протокол ведения больных. Чесотка. Алгоритм терапии противомикробными и противопаразитарными средствами (Приложение к приказу Минздрава России от 24 апреля 2003 г. № 162).
- Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность. Памятка больному сердечной недостаточностью (Приложение № 3 к приказу Минздрава России от 27 мая 2002 г. № 164).
- Инструкции о соблюдении противоэпидемического режима при взятии венозной крови путем венепункции в учреждениях здравоохранения г. Москвы 2.1.3.007-02 (утверждена главным государственным санитаром врачом по г. Москве 10 октября 2002 г.).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3
ПРИМЕРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ СТРАШИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
«______________________»
Полное наименование ЛПО
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
___________________-___________________
подпись расшифровка
«_____»____________________ 20__г.
Общие положения
На должность старший медицинской сестры отделения назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование повышенного уровня по специальности "сестринское дело", "лечебное дело", "акушерское дело" и сертификат специалиста по специальности "сестринское дело", "общая практика", "сестринского дела в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы, обладающая организаторскими способностями.
Назначается и увольняются главным врачом больницы соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется заведующему отделением, главной медицинской сестре больницы.
В своей работе руководствуются официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.
Распоряжение старшей медицинской сестры являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала отделения.
Является материально-ответственным лицом.
Должностные обязанности
- Организовывать труд среднего и младшего медицинского персонала и контролировать выполнение ими своих обязанностей.
- Обеспечивать условия для нормальной работы врачей и общий порядок в отделении.
- Обеспечивать правильность расстановки кадров среднего и младшего медицинского персонала с прикреплением каждого из них к определённым объектом обслуживания, с последующим утверждением заведующим отделения.
- Производить своевременное замещения медицинских сестёр санитарок, не вышедших на работу.
- Обеспечивать систематическое пополнение отделение медицинским инструментарием, медикаментами, предметами ухода за больными, их распределение и контролировать их использование.
- Обеспечивать сохранность имущества медицинского инвентаря в отделении и своевременный ремонт оборудования.
- Сопровождать заведующего отделением во время обходов отделения.
- Контролировать своевременное и точное выполнение назначений врача медицинскими сёстрами путём проведения регулярных обходов отделения.
- Контролировать качество санитарной обработки вновь поступивших больных.
- Обеспечивать правильную организацию питания больных, контролировать получение и доставку пищи из пищеблока больницы, организовать её раздачу.
- Выписывать порционные листы на питание; составлять сведения о движении больных; контролировать своевременную сдачу историй болезни выписанных больных; обеспечивать своевременное получение из архива историй болезни; составлять график работы и табель на зарплату сотрудников отделения.
- Обеспечивать по заданию заведующего отделением индивидуальные посты у тяжелобольных.
- Контролировать выполнение средним и младшим медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка и соблюдение противоэпидемических мероприятий.
- Обеспечивать и строго контролировать соблюдение правил асептики и антисептики персонала отделения, особенно в процедурных, манипуляционных, перевязочных кабинетах.
- Следить за чётким соблюдением средним и младшим медицинским персоналом отделения, больными и посетителями правил внутреннего трудового распорядка и режима дня отделения.
- контролировать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений отделения.
- Обеспечивать правильность хранения и учёт сильнодействующих, ядовитых и остродефицитных препаратов.
- Контролировать выполнение принципов лечебно-охранительного режима.
- Разрабатывать и контролировать выполнение планов повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала отделения; проводить практические занятия с медицинскими сёстрами и младшими медицинским персоналом.
- Контролировать выполнение правил приема и перевода в другие стационары, выписки больных среднем и младшим медицинским персоналом отделения.
- Подготавливать медицинскую документацию выписываемого больного и в случае необходимости обеспечивать больного сопровождающим лицом или транспортом.
- Систематически повышать профессиональную квалификацию.
- Вести необходимую учётно-отчётную документацию.
- Участвовать в работе Совета по сестринскому делу больницы и научно-практических конференциях для медицинских сестёр.
- Составлять график отпусков сотрудников отделение на год, представлять его на утверждение заведующему отделением, оформлять листки нетрудоспособности персонала, своевременно сдавать их в отдел кадров.
Права
- Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу отделения в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации и контролировать их выполнение.
- Требовать от среднего и младшего медицинского персонала и посетителей соблюдение режима дня отделения и правил внутреннего трудового распорядка больницы.
- Вносить предложение заведующему отделением о поощрении и наложении взысканий среднему и младшему медицинскому персоналу.
- Повышать свою профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.
- Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
- Принимать участия в совещаниях, проводимых в больнице и в отделении, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции.
- Вносить предложения заведующему отделением и главной медицинской сестре по вопросам улучшения организации работы отделения, а также улучшения организации и условий своего труда и труда среднего и младшего медицинского персонала.
- Периодически в установленном порядке проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Ответственность
Несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего распорядка больницы; материальную ответственность в соответствии с действующем законодательством и заключаемым с ней договором за сохранность вверенного имущества.
Должностная инструкция составлена на основании раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздавсоцразвития от 23.07.2010 г. № 541н.
Главная медицинская сестра
________________-__________________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
Согласовано
Заместитель главного врача
По медицинской части
________________-__________________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
Председатель профкома _____________-______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
С инструкцией ознакомлен ___________-______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
Общие положения
На должность старшей медицинской сестры поликлинического отделения назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование повышенного уровня по специальности «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «сестринское дело», «общая практика», «сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы, обладающий организаторскими способностями.
Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.
Непосредственно подчиняется ведущим поликлиническим отделением, заместителю главного врача по амбулаторно-поликлинической работе и главной медицинской сестре больницы.
В своей работе руководствуются официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.
Распоряжение старшей медицинской сестры является обязательным для среднего и младшего медицинского персонала отделения.
Является материально-ответственным лицом.
Должностные обязанности
- Организовывать труд среднего и младшего медицинского персонала и контролировать выполнения ими своих обязанностей.
- Обеспечивать условия для нормальной работы врачей и общий порядок в отделении.
- Обеспечивать правильно расстановки кадров среднего и младшего медицинского персонала с прикреплением каждого из них к определённым объектам обслуживания, с последующим утверждением заведующим отделением.
- Производить своевременное замещение медицинских сестёр и санитарок, не вышедших на работу.
- Обеспечивать систематическое пополнение отделения медицинскими инструментами, медикаментами, предметами ухода за больными, их распределение, правильное хранение, учёт и контролировать их использование.
- Обеспечивать сохранность имущества и медицинского инвентаря в отделении и своевременный ремонт оборудования.
- Проводить отходы отделения совместно с заведующим и заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе.
- Контролировать выполнение средним и младшим медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка и соблюдение противоэпидемических мероприятий.
- Обеспечивать и сирого контролировать соблюдение правил асептики и антисептики персоналом отделения, особенно в процедурных, манипуляционных, перевязочных кабинетах.
- Контролировать надлежащее санитарно-гигиеническое состарите помещений отделения.
- Разрабатывать и контролировать выполнение планов повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала отделения; проводить практическое занятие с медицинскими сёстрами и младшим медицинским персоналом.
- Систематически повышать профессиональную квалификацию.
- Вести необходимую учетно-отчетную документацию.
- Участвовать в работе Совета по сестринскому делу больницы и научно-практических конференциях для медицинских сестер.
- Составлять графики работы сотрудников отделения, своевременно подавать табеля на оплату.
- Составлять графики отпусков сотрудников отделения на год, представлять его на утверждение заведующему отделением, оформлять листки нетрудоспособности персонала, своевременно сдавать их в отдел кадров.
Права
- Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу отделения в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации и контролировать их выполнение.
- Требовать от среднего и младшего медицинского персонала и посетителей соблюдение режима дня отделения и правил внетреннего трудового распорядка больницы.
- Вносить предложения заведующему отделением и поощрении и наложении взысканий среднему и младшему медицинскому персоналу.
- Повышать свою профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.
- Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
- Принимать решения в пределах своей компетенции.
- Принимать участия в совещаниях, проводимых в больнице и в отделении, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции.
- Вносить предложения заведующему отделением и главной медицинской сестре по вопросам улучшения организации работы отделения, а также улучшения организации и условий своего труда и труда среднего и младшего медицинского персонала.
- Периодически в установленном порядке проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Ответственность
Несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего распорядка больницы; материальную ответственность в соответствии с действующем законодательством и заключаемым с ней договором за сохранность вверенного имущества.
Должностная инструкция составлена на основании раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздавсоцразвития от 23.07.2010 г. № 541н.
Общее положение
На должность старшей медицинской сестры
Приемного покоя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование повышенного уровня по специальности «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «сестринское дело», «общая практика», «сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы, обладающий организаторскими способностями.
Назначается и увольняется главным врачом больницы соответствии с действующим законодательством.
Непосредственно подчиняется ведущим поликлиническим отделением, заместителю главного врача по амбулаторно-поликлинической работе и главной медицинской сестре больницы.
В своей работе руководствуются официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией.
Распоряжение старшей медицинской сестры является обязательным для среднего и младшего медицинского персонала отделения.
Является материально-ответственным лицом.
Должностные обязанности
- Организовывать труд среднего и младшего медицинского персонала и контролировать выполнения ими своих обязанностей.
- Обеспечивать условия для нормальной работы врачей и общий порядок в отделении.
- Обеспечивать правильность расстановки кадров среднего и младшего медицинского персонала с прикреплением каждого из них к определенным объектам обслуживания.
- Производить своевременное замещение медицинских сестер и санитарок, не вышедших на работу.
- Обеспечивать систематическое пополнение отделения медицинскими инструментами, медикаментами, предметами ухода за больными, их распределение, правильное хранение, учёт и контролировать их использование.
- Контролировать состояние укладок для оказания неотложной помощи, для забора материала от больного с подозрением на холеру и малярию, комплектовать укладки согласно спискам.
-Обеспечивать сохранность имущества и медицинского инвентаря в отделении и своевременный ремонт оборудования.
- Контролировать качество проведения санитарной обработки больных.
- Составлять графики работы и табель на зарплату сотрудников отделения, оформлять листки нетрудоспособности сотрудников, своевременно сдавать их в отдел кадров.
- Контролировать выполнение средним и младшим медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка и соблюдение противоэпидемических мероприятий.
- Обеспечивать и строго контролировать соблюдение правил асептики и антисептики персонала отделения, особенно в процедурных, манипуляционных, перевязочных кабинетах.
- Следить за чётким соблюдением средним и младшим медицинским персоналом отделения, больными и посетителями правил внутреннего трудового распорядка и режима дня отделения.
- Контролировать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений отделения.
- Под руководством главной медицинской сестры разрабатывать и контролировать выполнение планов повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала отделения; проводить практические занятия с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом.
- Контролировать выполнение правил приема больных средним и младшим персоналом отделения.
- В полном объеме выполнять работу медицинской сестры приемного отделения.
- Систематически повышать профессиональную квалификацию.
- Вести необходимую учетно-отчетную документацию.
- Участвовать в работе Совета по сестринскому делу больницы и научно-практических конференциях для медицинских сестер.
- Составлять графики отпусков сотрудников отделения на год, представлять его на утверждение заведующему отделением, оформлять листки нетрудоспособности персонала, своевременно сдавать их в отдел кадров.
Права
- Отдавать распоряжения и указания среднему и младшему медицинскому персоналу отделения в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации и контролировать их выполнение.
- Требовать от среднего и младшего медицинского персонала и посетителей соблюдение режима дня отделения и правил внутреннего трудового распорядка больницы.
- Вносить предложения главной медицинской сестре о рациональной расстановке среднего и младшего медицинского персонала в зависимости от квалификации, опыта и отношения к труду.
- Вносить предложения главной медицинской сестре о поощрении и наложении взысканий среднему и младшему медицинскому персоналу.
- Повышать свою профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.
- Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
- Принимать решения в пределах своей компетенции.
- Принимать участия в совещаниях, проводимых в больнице и в отделении, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции.
- Вносить предложения главной медицинской сестре по вопросам улучшения организации работы отделения, а также улучшения организации и условий своего труда и труда среднего и младшего медицинского персонала.
- Периодически в установленном порядке проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Ответственность
Несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего распорядка больницы; материальную ответственность в соответствии с действующем законодательством и заключаемым с ней договором за сохранность вверенного имущества.
Должностная инструкция составлена на основании раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздавсоцразвития от 23.07.2010 г. № 541н.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4
Общие положения
Совет по сестринскому (фельдшерскому, акушерскому) делу (далее по тексту Совет) организуется в медицинских организациях для совершенствования, координации и анализа деятельности среднего медицинского персонала.
Совет в своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, территориальных органов управления здравоохранением, Уставом медицинской организации и настоящим Положением.
В состав Совета входят наиболее опытные, квалифицированные средние медицинские работники, организаторы сестринского дела, представители руководства учреждения, образовательных и общественных организаций.
Совет избирается на общем собрании коллектива медицинской организации в количестве не менее 5 человек.
Решения и рекомендации Совета являются основой для подготовки положений, приказов и других нормативных и методических документов по организации деятельности среднего медицинского персонала в медицинской организации.
Задачи и функции
Основные задачи Совета:
- проведение мероприятий по совершенствованию организации и оказанию современных видов сестринской помощи пациентам, в зависимости от профиля учреждения;
- повышение качества работы среднего медицинского персонала на основе внедрения стандартов медицинской помощи;
- содействие в развитии новых организационных форм и технологий сестринской деятельности, в том числе медицинской документации;
- участие в управлении сестринским персоналом и расстановке кадров с учетом требований должности и потенциала работника, на основе современных технологий определения компетенции специалиста;
- обеспечение мероприятий по совершенствованию профессиональных знаний, практических умений среднего медицинского персонала и осуществление контроля за их деятельностью;
- создание программы оценочных критериев деятельности персонала, с целью своевременного осуществления планирования повышения квалификации, профессиональной переподготовки, аттестации и сертификации специалистов;
- участие в аттестации специалистов на присвоение квалификационных категорий и разработка методических рекомендаций по процедуре ее проведения;
- обеспечение обучения организаторов сестринского дела по вопросам управления, экономики, финансам, праву, менеджменту;
- участие в формирование действенного резерва организаторов сестринского дела;
- проведение систематической воспитательной работы по повышению престижа и значимости профессии, профилактике медицинских ошибок и этико-деонтологических нарушений;
- обеспечение социальных гарантий для медицинских сестер, поддержание оптимальных взаимоотношений между работодателем и работниками по обеспечению справедливой системы оплаты труда, социальной защиты работников, создания благоприятных производственных отношений и здорового климата;
- участие в мероприятиях по охране труда и других условий, позитивно влияющих на качество труда и качество жизни среднего медперсонала;
- обеспечение защиты прав средних медицинских работников при возникновении трудовых споров и в случаях профессиональной ответственности, а также в области медицинской этики;
- организация работы по усилению общественного контроля, развитию самоуправления и взаимодействия с ассоциациями средних медицинских работников;
- получение и обмен информацией в области сестринского дела.
В соответствии с задачами Совет выполняет следующие функции:
- проводит мероприятия по совершенствованию организации и оказанию современных видов сестринской помощи пациентам, в зависимости от профиля учреждения;
- способствует внедрению стандартов медицинской помощи;
- содействует развитию новых организационных форм и технологий сестринской деятельности, в том числе медицинской документации;
- участвует в управлении сестринским персоналом и расстановке кадров с учетом требований должности и потенциала работника, на основе современных технологий определения компетенции специалиста;
- осуществляет производственный контроль работы сестринского персонала с целью оценки качества оказываемой помощи пациентам;
- обеспечивает мероприятия по совершенствованию профессиональных знаний, практических умений среднего медицинского персонала и осуществляет контроль за их деятельностью;
- разрабатывает программы оценочных критериев деятельности персонала и участвует в составлении планов повышения квалификации, аттестации и сертификации специалистов;
- участвует в аттестации специалистов на присвоение квалификационных категорий и разрабатывает методические рекомендации по процедуре ее проведения;
- обеспечивает обучение организаторов сестринского дела по вопросам управления, экономики, финансам, праву, менеджменту;
- представляет предложения по формированию действенного резерва организаторов сестринского дела;
- проводит воспитательную работу по повышению престижа и значимости профессии, профилактике медицинских ошибок и этико-деонтологических нарушений;
- разрабатывает мероприятия по материальному стимулированию и другим видам поощрения средних медицинских работников;
- участвует в мероприятиях по охране труда;
- обеспечивает защиту прав средних медицинских работников при возникновении трудовых споров и в случаях профессиональной ответственности, а также в области медицинской этики;
- организует работу по усилению общественного контроля, развитию самоуправления и взаимодействия с ассоциациями средних медицинских работников;
- осуществляет сбор и обмен информации в области сестринского дела;
- готовит предложения по перспективным и текущим планам развития сестринского дела в учреждении;
- готовит предложения и кандидатуры специалистов для представления к наградам, званиям и другим поощрениям;
- проводит работу по реализации принципов Этического кодекса медицинских сестер России;
- осуществляет взаимодействие с руководством учреждения, общественными профессиональными ассоциациями по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
- содействует в проведении исследовательской работы в повседневной практике сестринского персонала;
- участвует в разработке унифицированной сестринской документации;
- содействует обеспечению технического оснащения и компьютеризации рабочих мест.
Права Совета
Совет имеет право:
- вносить кандидатуры членов Совета в состав аттестационной, клинико-экспертной, ревизионной комиссий, в совет медицинской организации;
- вносить предложения по реорганизации сестринских служб подразделений медицинской организации;
- вносить предложения по формированию штатного расписания и организации рабочего времени;
- проводить рейды-проверки по контролю за организацией труда, отдыха и выполнение должностных обязанностей среднего и младшего медперсонала, а также за соблюдением трудовой дисциплины;
- проводить мероприятия, которые требуют использования имущества и денежных средств по распоряжению главного врача;
- запрашивать необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
- создавать рабочие группы по подготовке мероприятий, включенных в план Совета;
- привлекать специалистов для подготовки документов, касающихся вопросов сестринского дела;
- распространять информационные, методические и другие материалы, относящиеся к компетенции Совета;
- представлять руководству медицинской организации отчеты о своей деятельности.
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
________________________________
( полное наименование ЛПО )
_______________-____________________________
подпись расшифровка
«______» ____________________ 20__г.
Примерный план работы Совета по сестринскому делу лечебно-профилактической организации
Основные задачи:
- повышение квалификации и престижности работы сестринского персонала;
- повышение уровня оказания лечебно-профилактической помощи населению;
- повышение уровня организации труда медицинских сестер.
Планируемые мероприятия
№ | Мероприятия | Сроки исполнения |
Исполнитель
3
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Главный врач, Совет сестер
Председатель Совета сестер
Председатель Совета сестер
Совет сестер
Председатели Комиссий
Комиссия по инфекционной безопасности
Дисциплинарно-трудовая комиссия
Задачи и функции
- Изучает вопросы трудовой дисциплины, соблюдение охранительного режима в учреждении, оформления документации, хранения и учета медикаментов и др.
- Анализирует организацию работы процесса сестринского и младшего медицинского персонала в отделениях и кабинетах.
- Заниматься разработкой стандартов практики (алгоритмов, протоколов, рекомендаций).
- Контролирует:
§ выполнение медицинскими сестрами подразделений должностных обязанностей;
§ состояние рабочего места сестринского персонала, правильность оформления учетной документации, соблюдение графиков работы;
§ внешний вид сестринского персонала, соблюдение ими этических норм и правил;
§ хранение и учет медикаментов, перевязочного материала, расход по нормативным документам;
§ выполнение медицинскими сестрами существующих стандартов деятельности, принятых в организации здравоохранения.
- Взаимодействует с другими комиссиями для выполнения задач Совета по сестринскому делу.
При оценке работы отделений и кабинетов данной комиссией используются следующие основные критерии оценки.
- Вопросы трудовой дисциплины, выполнение медработниками функциональных обязанностей.
- Состояние рабочего места: оформление, графики работы, документация, выполнение назначений, руководство работой младшего персонала.
- Состояние лечебно-охранительного режима, поддержание тишины, внешний вид медицинских сестер и санитаров, соблюдение этики и деонтологии.
- Хранение и учет медикаментов, их расход по нормативным документам.
- Прием и сдача смен.
- Вопросы повышения деловой квалификации, освоение смежных специальностей.
- Участие медицинских сестер в диспансеризации населения и формировании здорового образа жизни личным примером.
- Соблюдение охраны труда и техники безопасности.
При проведении контроля (проверки) оформления справки, где указывается:
- цель проверки;
- место контроля и дата;
- присутствие руководителя структурного подразделения;
- выявления нарушения;
- рекомендации комиссии.
Справка предоставляется председателю Совета по сестринскому делу для обсуждения и принятия решения.
Совместно с членами комиссии председатель комиссии разрабатывает ежегодный план работы, следит за его выполнением, отчитывается о проделанной работе на заседаниях Совета по сестринскому делу и медсестринской конференции.
План деятельности комиссии составляется в декабре текущего года на следующий год, обсуждается на Совете по сестринскому делу и утверждается председателями Совета.
Задачи и функции
- Разрабатывает на основе регламентирующих документов стандарты (алгоритмы, протоколы, рекомендации) практики в области инфекционного контроля и охраны труда.
- Информирует сестринский персонал о применяемых дезинфицирующих средствах в организации здравоохранения.
- Изучает вопросы охраны труда, техники безопасности, заболеваемости персонала, организует занятия совместно с инженером по охране труда и технике безопасности.
- Контролирует:
§ санитарное состояние отделений и кабинетов;
§ наличие дезинфицирующих и общих средств, уборочного инвентаря;
§ соблюдение режимов дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, транспортировки биоматериала;
§ соблюдение графиков смены белья, правильность его хранения;
§ своевременность прохождения сестринским и младшим персоналом специального медицинского осмотра;
§ наличие и использование средств индивидуальной защиты персонала;
§ соблюдение правил безопасности в профессиональной деятельности.
-Участвует в работе комиссий по аттестации рабочих мест, профилактике ВБИ.
- Взаимодействует с другими комиссиями для выполнения задач Совета по сестринскому делу.
При проверке работы отделений и кабинетов данной комиссией используются следующие критерии оценки.
- Санитарное состояние отделений и кабинетов, коридоров, холлов, санузлов, подсобных помещений.
- Наличие дезинфицирующих средств.
- Наличие графиков генеральных уборок.
- Наличие уборочного инвентаря и его маркировки.
- Наличие моющих средств, правильность предстерилизационной очистки, стерилизации.
- Состояние режима дезинфекции предметов ухода за больным.
- Наличие графиков смены белья, правильность хранения чистого и использованного белья.
- Прохождение медработниками специальных медицинских осмотров.
- Правильность транспортировки крови в лаборатории организаций здравоохранения города.
При проведении контроля (проверки) оформления справки, где указываются:
- цель проверки;
- место контроля и дата;
- присутствие руководителя структурного подразделения;
- выявления нарушения;
- рекомендации комиссии.
Совместно с членами комиссии председатель комиссии разрабатывает ежегодный план работы, следит за его выполнением, отчитывается о проделанной работе на заседаниях Совета по сестринскому делу и медсестринской конференции.
План деятельности комиссии составляется в декабре текущего года на следующий год, обсуждается на Совете по сестринскому делу и утверждается председателями Совета.
Положение о Комиссии по профессиональному образованию
Цель деятельности: содействие профессиональному росту сестринского персонала.
Направления деятельности:
- организация непрерывного образования сестринского персонала;
- организация научных исследований в сестринской практике.
Задачи и функции:
- Изучение вопросов специализации, усовершенствования и повышения квалификации.
- Организация семинаров, конференций, тематических занятий.
- Разработка программ обучения для сестринского и младшего медицинского персонала.
- Контроль:
§ за организацией тематических занятий в отделениях;
§ проведением санитарно-просветительной работы с населением;
участием сестринского персонала в конференциях, семинарах.
- Организация изучения стандартов (алгоритмов, протоколов, рекомендаций) сестринской деятельности.
- Участие в рецензировании тестовых заданий по оценке знаний сестринского персонала в различных видах деятельности.
- Взаимодействие с другими комитетами и организациями для выполнения задач Совета по сестринскому делу.
При проверке работы отделения и кабинетов указывает следующие критерии оценки:
- наличие плана тематических занятий, их выполнение, наличие рефератов на обсуждаемую тему;
- подготовка резерва кадров, освоение смежных специальностей;
- наличие протоколов освоения смежных специальностей, сдача зачета и т.д.
При проведении контроля (проверки) оформляется справка, где указываются:
- цель проверки;
- место контроля и дата;
- присутствие руководителя структурного подразделения;
- выявления нарушения;
- рекомендации комиссии.
Совместно с членами комиссии председатель комиссии разрабатывает ежегодный план работы, следит за его выполнением, отчитывается о проделанной работе на заседаниях Совета по сестринскому делу и медсестринской конференции.
План деятельности комиссии составляется в декабре текущего года на следующий год, обсуждается на Совете по сестринскому делу и утверждается председателями Совета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
«___________________________________________»
полное наименование ЛПО
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
_______________________________________________________________
подпись (расшифровка подписи)
«_____»___________________20__г.
Должностная инструкция главной медицинской сестры
Общие положения
Главная медицинская сестра относится к категории руководителей.
На должность главной медицинской сестры назначается лицо с высшим профессиональным образованием по специальности "сестринское дело", имеющее сертификат по специальности "управления сестринское деятельностью" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет, или со средним медицинским образованием повышенного уровня по специальности "сестринское дело", "акушерское дело", "лечебное дело", имеющий сертификат по специальности "организация сестринского дела" и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 10 лет, обладающие организаторскими способностями.
Назначение на должность главный медицинской сестры и освобождение от неё производится приказом руководителя учреждения.
Главная медицинская сестра непосредственно подчиняется главному врачу ЛПО.
В своей работе главная медицинская сестра руководствуются официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей инструкцией. Распоряжения главной медицинской сестры являются обязательными для среднего и младшего медицинского персонала ЛПО. Является председателем Совета по сестринскому делу ЛПО и членом комиссий, созданных в ЛПО по приказу главного врача. На время отсутствия главной медицинской сестры (отпуск, болезнь и пр.) её обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения.
Главная медицинская сестра должна знать:
-Конституцию РФ;
- законы РФ и иные нормативные правовые акты в сфере здравоохранения;
- нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств;
- порядок составления графиков работы и расстановки среднего и младшего медицинского персонала;
-теоретические основы организации здравоохранения;
- организации специальной и медицинской реабилитации;
- теоретические основы гигиены и организации здравоохранения;
- организации социальной и медицинской реабилитации больных;
- теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;
- организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
- медицинскую этику;
- психологию профессионального общения;
- основы педагогики;
- основы экономики, организации труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, технику безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Должностные обязанности
Главная медицинская сестра:
- разрабатывает перспективные и текущие планы повышения квалификации медицинских сестёр ЛПО, согласовывать их с руководством ЛПО и организует их выполнения;
- принимает участие в составлении планов работы ЛПО по направлениям, связанным с деятельностью среднего и младшего медицинского персонала;
- изучает, обобщает и организовывает внедрение в практическую деятельность передовых организационных форм
и методов труда и ресурсосберегающих технологий деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
- всемерно содействует развитию наставничества, проведению смотров-конкурсов на звание "Лучший по профессии";
- организует и контролирует
- выполнение средним и младшим медицинским персоналом приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц;
-контролирует
- правильность расстановки среднего и младшего медицинского персонала, составление и выполнение графиков работы;
- объем и качество работы среднего и младшего медицинского персонала по уходу и обслуживанию больных путём регулярных обходов отделений;
- своевременное и чёткое выполнение средним медицинским персоналом врачебных назначений;
- своевременность выписки, правильность учёта, распределения, расходования и хранения медикаментов (в т.ч. наркотических, ядовитых и сильнодействующих) и перевязочных материалов;
- соблюдение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
- качество оформления медицинской документации средним медицинским персоналом;
- ведение правил приема и сдачи дежурства, соблюдение принципов медицинской деонтологии;
- организует и руководит работой Совета по сестринскому делу ЛПО;
- разрабатывает должностные инструкции для среднего и младшего медицинского персонала ЛПО, инструкции по соблюдению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, принимают участие в составлении инструкций по охране труда в части, касающейся деятельности среднего и младшего медицинского персонала;
- формируют резерв и готовит медицинских сестёр для выдвижения на должность старших медицинских сестёр;
- совместно с заведующими подразделениями и старшим медицинскими сёстрами разбирает случае нарушения средним и младшим медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка и медицинской деонтологии;
- систематически повышает профессиональную квалификацию;
- ведёт необходимую учётно-отчётную документацию.
Права
Главная медицинская сестра имеет право:
- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых ею должностных обязанностей;
- вносить на рассмотрение руководство учреждения предложения по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда;
- подписывать и визировать документы в приделах своей компетенции;
- вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложение взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
- требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
- принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции;
- отдавать распоряжение и указания среднему и младшему медицинскому персоналу в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации контролировать их выполнение;
- проверять уровень знаний и профессионального мастерства медицинских сестёр;
- вносить предложения главному врачу ЛПО, его заместителем по вопросам улучшения организации труда среднего и младшего медицинского персонала;
- вносить предложения тарификационной комиссии о повышение окладов среднему медицинскому персоналу в рамках существующего диапазона, присвоения очередного разряда младшему медицинскому персоналу, для которого предусмотрен диапазон разрядов;
- получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей;
- вносить предложения руководству ЛПО по направлению среднего медицинского персонала на специализацию, курсы повышения квалификации и т.д.;
- поручать старшим медицинским сёстрам проведение проверок работы среднего и младшего персонала подразделений ЛПО и знакомиться с результатам проверок;
- принимать участие в производственных совещаниях, проводимых в подразделениях ЛПО;
- вносить изменения и дополнения в обязанности сотрудников из числа среднего и младшего медицинского персонала (по соглашению с профсоюзным комитетом и соответствии с дальнейшим законодательством);
- в случае необходимости отдавать распоряжение среднему и младшему медицинскому персоналу, минуя их непосредственных руководителей, однако ставя последних в известность для проверки исполнения;
- принимать решения в приделах своей компетенции;
- совершенствовать профессиональные знания в системе учреждений, осуществляющих последипломную подготовку среднего медицинского персонала;
- периодически в установленном порядке проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории.
Ответственность
Главная медицинская сестра имеет ответственность:
- за ненадлежащее исполнение или не исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в приделах, определённых действующим трудовым законодательством РФ;
- за правонарушения совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в приделах, определённых действующих административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- за причинение материального ущерба - в приделах, определённых действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель главного врача
по медицинской части
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
Председатель профкома
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
Юрисконсульт
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
С инструкцией ознакомлен
_______________________-_______________________
подпись расшифровка
«_____» ___________________________ 20__г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2
Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.