Виды показателей качества по потребительским свойствам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) показатели социального назначения продукта;

2) функциональные показатели; 

3) показатели сохраняемости;

4) технологические показатели;

5) эстетические показатели;

6) эргонометрические показатели;

7) показатели безопасности;

8) конструктивные показатели;

9) показатели транспортабельности;

10)  показатели унификации;

11)  экологические показатели.

Сертификация – средство гарантии производителя продукции полного соответствия ее требованиям нормативно-технической документации. 

Сертификация имеет обязательный (в законодательно регулируемой сфере) и добровольный (в законодательно нерегулируемой сфере) характер.

Улучшение качества предметов народного потребления, произведенных из сельскохозяйственного сырья, пищевых продуктов, технических материалов и средств имеет прежде всего социальное значение. Они влияют на здоровье и работоспособность людей, оказывают существенное воздействие на материальную сферу производства. Все это свидетельствует о том, что эффект от повышения качества продукции не всегда может быть определен путем прямых экономических расчетов и выражен в денежной форме.

Однако в большинстве случаев улучшение качества продукции у производителей способствует росту прибыли.

Годовой экономический эффект от повышения качества продукции (Экп) рассчитывают по формуле:

 

                                

где  – прирост прибыли от улучшения качества единицы продукции, руб.;

Ен – нормативный коэффициент эффективности, равный 0,15,

К – удельные капитальные вложения на проведение мероприятия, руб.;

А2 – объем продукции улучшенного качества, натуральные единицы.

 

В отраслях и предприятиях, где продукция делится на сорта ( сельское хозяйство и пищевая промышленность), повышение качества ведет к увеличению выпуска продукции высшего сорта. В данном случае дополнительная прибыль образуется за счет более высокой цены на эту продукцию и определяется по формуле:

 

                           

                  

где Цн, Цс – новая и старая цена за единицу продукции, руб.;

Сн, Сс – новая и старая себестоимость единицы продукции, руб.,

А2 – объем продукции высшего сорта, натуральные единицы.

 

Улучшение техники и технологии производства, качества труда работников обеспечивает снижение брака и уменьшение возвратных отходов. Рост прибыли в этом случае равняется снижению затрат на дополнительную обработку возвратных отходов и определяется по формуле:

 

                                                 

где Вс , Вн – количество возвратных отходов соответственно до и после проведения мероприятия по улучшению технологии и техники, натуральных единиц;

Соб – стоимость обработки единицы продукции (возвратных отходов), рублей.

Определенная часть продукции сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности поступает на дальнейшую переработку, т.е. используется в качестве сырья. Эффект от улучшения качества такой продукции проявляется в улучшении качества полуфабрикатов или готовой, продукции в сокращении норм расхода сырья и, наконец, снижении затрат у потребителя.

Количественно данный эффект Экп может быть выражен формулой:

                                      

где Нс, Нн – соответственно старая и новая нормы расхода сырья, материалов, натуральных единиц ;

Цс , Цн – соответственно старая и новая цена за единицу сырья или материалов, рублей ;

А2 – объем выпуска готовой продукции, натуральных единиц.

При формировании современных систем менеджмента качества важным является определение элементов системы управления качеством в сельском хозяйстве. Основные элементы, которые должны входить в систему менеджмента качества в АПК:

· нормативно-технологическое обеспечение;

· кадровое обеспечение;

· стимулирование качества;

· контроль качества;

· метрологическое обеспечение;

· стандартизация;

· сертификация;

· маркетинг и информационное обеспечение;

· правовое обеспечение.

9.Конкурентоспособность продукции и предприятия: сущность, значение и показатели ее определения

 

В экономической литературе понятие конкурентоспособность определяется как «способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка».

Экономические аспекты конкурентоспособности отражаются в двух понятиях: конкурентоспособность отдельного товара, конкурентоспособность организации.

Конкурентоспособность товара представляет собой совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, отражающих их отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют прибыльно быть обмененными на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов. Другими словами, конкурентоспособными являются только новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

. Индикаторами конкурентоспособности товара являются: назначение (полезность, качественная характеристика, цена.

Конкурентоспособность товара определяется рядом факторов, важнейшие из которых: издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий.

Следует различать конкурентоспособность отрасли, производства и организации (предприятия).

Формирование конкурентоспособности товара происходит на уровне производства, которое в сельском хозяйстве представлено различными отраслями, поставляющими многообразие товаров на рынок.

 Конкурентная отрасль – это отрасль, которая сочетает в себе производство высококачественной продукции на основе интенсивной технологии, оптимального подбора современной системы машин, использования высококвалифицированных кадров и современных методов управления производством и персоналом.

 При оценке конкурентоспособности отрасли используют валовуюприбыль (прибыль, полученную  до уплаты налогов и других бюджетных отчислений), чистую прибыль (реально полученный финансовый результат, который определяется разницей между выручкой от реализации продукции и коммерческий доход (который представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и затраченными на ее производство ресурсами.

Относительными показателями конкурентоспособности отрасли могут быть величина прибыли на вложенный капитал, на единицу используемых ресурсов ( 1 га, 1 гол скота, 1 чел.-час.) уровень совокупной рентабельности.

В сельском хозяйстве эффективное использование производственных ресурсов, и особенно земли, возможно лишь на основе сочетания отраслей. Эту особенность необходимо учитывать в условиях рынка при выборе наиболее экономически выгодных видов производства. Поэтому конкурентоспособность сельскохозяйственного производства следует оценивать в целом с учетом всех развиваемых отраслей. Основными требованиями для достижения конкурентоспособности производства являются использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства и оперативной адаптации его к меняющимся условиям рынка и конкуренции. Так как главным и незаменимым средством производства в сельском хозяйстве является земля, то критерием конкурентоспособности производства может быть размер чистой прибыли, полученной в расчете на единицу земельной площади. Дополнительными показателями могут быть объем продаж на в расчете на 1 га земли, на 1 чел.-час, рентабельность производства.

Конкурентоспособность организации (предприятия)это относительная характеристика, которая отражает отличия развития данной организации от конкурентных организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей, по эффективности производственной деятельности и по степени приспособленности к условиям рынка. Эти отличия формируют конкурентные позиции предприятия на рынке, его лидерство, либо стратегию погони за лидером. К важнейшим факторам  конкурентоспособности организации (предприятия) следует отнести:

· рентабельность производства;

· характер инновационной деятельности;

· уровень производительности труда;

· эффективность стратегического развития и управления предприятием;

· способность адаптироваться и быстро реагировать на меняющиеся условия и требования рынка.

Таким образом, чем шире у предприятия набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки оно имеет для успешной деятельности на рынке.

Способы оценки конкурентоспособности::

1 способ : критерий для определения – цена потребления (которая определяется из выражения):

ЦП = ЦПР + ИП,

где ЦП – цена потребления;

ЦПР – цена продажи;    

ИП – издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы – эксплуатационные издержки, которые осуществляются в процессе пользования изделием.

   Чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.

2 способ : критерии для определения:

1) себестоимость производства и реализации товара;

2) уровень качества товара.

Более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-конкурентом.

 Основными условиями роста конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса выступают:

- уровень инвестиций в науку и новые технологии;

- уровень инвестиций в «человеческий капитал»;

- уровень благоприятных экономических условий для инноваций;

- либерализация внешнеэкономических связей;

- формирование открытой экономики, основанной на правилах международной торговли;

- высокое качество продукции, соответствующее международной сертификации;

- экономическая свобода хозяйствования;

-государственные гарантии по защите капитала, собственности и ресурсов сельскохозяйственных предприятий.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.