Теология освобождения как основа борьбы за национальную независимость стран Латинской Америки (1960-2013): генезис и современность
по специальности 030201 – политология
Автор: | Ивченко Юлия Олеговна, | ||||
группа 2-10-3 | |||||
| |||||
Научный руководитель: | |||||
профессор кафедры политологии, | |||||
кандидат исторических наук, профессор | |||||
Чащихин Борис Дмитриевич | |||||
| _____________ | ||||
Рецензент: доцент кафедры связей с | |||||
общественностью ИМО и СПН, МГЛУ, | |||||
кандидат политических наук, доцент | |||||
Васильева Мария Михайловна | |||||
| _____________ | ||||
Допустить к защите. | |||||
Заведующий кафедрой политологии | |||||
доктор политических наук | В.К. Белозёров | ||||
« » 2014 г. | |||||
| _____________ | ||||
Москва – 2014
Глава I. Теология освобождения: становление и развитие | |
§ 1. Становление и развитие Теологии освобождения | 10 |
§ 2. Теоретическая основа Теологии Освобождения | 19 |
Глава II. Теология освобождения как основа борьбы за национальную независимость стран Латинской Америки | |
§ 1. Практика Теологии освобождения на примере Перу, Кубы | 36 |
§ 2. Критика Теологии освобождения и ее место в современности | 51 |
Заключение | 65 |
Библиография | 68 |
Содержание
Введение 3
Введение
Актуальность темы дипломной работы. В конце XX в. в жизни человечества глобальные социально-экономические и политические преобразования получили практическую реализацию и развитие одновременно со стремительным и масштабным прорывом в сферах информатики, коммуникаций и связи. Одновременно острее стала ощущаться потребность в сохранении духовной и культурной самобытности перед лицом так называемой «массовой» культуры с ее ограниченными унифицированными стандартами.
Глобальный финансово-экономический кризис конца первого – начала второго десятилетия XXI в. убедительно продемонстрировал невозможность выхода на путь устойчивого развития при опоре на идеи либерального капитализма[1]. В мире росло и крепло понимание этого при усиливающейся убежденности в том, что создание гармоничной и справедливой системы международных отношений возможно только на основе общего нравственного знаменателя, всегда существовавшего у основных мировых религий.
В условиях, когда Российское государство рассматривает укрепление нравственного основания международных отношений в качестве части своей политики, а формирующаяся новая полицентричная международная система должна воплотить в себе все многообразие и богатство культурно-цивилизационной картины мира[2], целесообразно не просто знать о происходящих внутри крупнейших религий мира процессах обновления, но и отслеживать трансформацию существующих основных учений, их распространенность в мире, перспективность[3], поскольку, как указывают религиоведы: «Религиозные объединения (конфессии) своей культовой деятельностью, по сути, сохраняют-транслируют сакрализованно-ритуализированную онто-аксио-гносиологическую модель Бытия как универсалию Ойкумены (Мира), в рамках которой реализуется типовая (этно-национальная) картина мира»[4].
Так, возникшее в Латинской Америке в 60-е гг. XX в. леворадикальное течение в католическом мышлении субконтинента – «теология освобождения», – уже в начале второго десятилетия XXI в. стало идеологической основой деятельности президентов Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, Эквадора, Парагвая, Перу влиятельных сил субконтинента, поскольку опирается на массовую симпатию и поддержку в странах региона, и распространяется также на многочисленных сторонников в Африке, Азии, на афроамериканское населения США, включая организаторов феминистского движения. Ныне же в условиях глобализации разработчики «теологии освобождения» заняты поиском новых ее направлений и ответов на злободневные вопросы современности: их волнует прежде всего проблема экономической модели развития в условиях краха социалистического эксперимента в СССР и странах Восточной Европы. Теологи-либерационисты вновь и вновь заявляют об отклонении ими неолиберального, т.е. капиталистического, пути, концентрируя внимание и усилия на разработке «альтернативы».
Как бы центр мирового католицизма ни осуждал «теологию освобождения», ее ведущих авторов и распространителей – ни заявлял о «преодолении темы»[5], учение живет, выходит на новый уровень собственного развития и применения. Вот почему для сотрудников отечественной дипломатической службы, специалистов-международников в целом, историков, политологов, философов, религиоведов необходимо иметь четкое представление о современном состоянии «теологии освобождения» и перспективах ее развития и распространения.
Таким образом, актуальность дипломной работы заключается в рассмотрении основных идей Теологии освобождения, их рождения и место Теологии освобождения в современном мире.
Объект дипломной работы – борьба за национальную независимость и социальную справедливость на основе религиозных убеждений и верований.
Предмет исследования – «теология освобождения» как опыт соединения политической и социальной борьбы против угнетения, жизнеспособность «теологии освобождения» и особенности ее распространения и влияния на социально-политические процессы в Латинской Америке при сохраняющемся критическом отношении к доктрине со стороны Ватикана.
Анализ латиноамериканской «теологии освобождения» в советское время был дан в реферативном сборнике ИНИОН АН СССР «Католическая Церковь в социально-политической борьбе в странах Латинской Америки» (М., 1983). Исследование рассматриваемой темы проводили такие ученые как Т.И. Благова, И.Р. Григулевич, Н.А. Ковальский и др.[6] В 80–90 годы XX в. наблюдался спад интереса к теме, но с начала XXI в. количество публичных выступлений по данному вопросу заметно увеличилось. Так, среди авторов в России и СНГ «теологией освобождения» занимаются: А.А. Батуро, Л.В. Варфалви, В.А. Еленский, А.А. Сазоненко, Ю.В. Судо и др.[7]
Социальная доктрина католицизма исследована в работах И.Я. Кантерова, Л.П. Карсавина, М.П. Мчедлова, Ф.Г. Овсиенко, И.Б. Ястребова и др.[8] Взаимодействию религии и науки были посвящены работы Т.В. Гончаровой, С.И. Ковалева, Т.Г. Круговой, Я.А. Ленцмана, А.И. Никитиной, А.Б. Ранович и др.[9] Вопросы взаимоотношений религии и политики изучали среди прочих: Н.И. Петякшева, В.И. Супрун, В.П. Фофанов, В.П. Щенников и др.[10]
В отечественной историографии, характеризуя степень изученности темы, отмечается наличие целого ряда работ, посвященных основным направлениям политической мысли Латинской Америки конца XX – начала XXI в. и анализу ее связи с происходящими на субконтиненте процессами. Из относительно новых работ по теме в российской латиноамериканистике обращает на себя внимание очерк Семенова С.И. о становлении и эволюции левой политической культуры в цивилизационном контексте региона[11].
Значимыми в части выявления влияния «теологии освобождения» на социально-политическое развитие Латинской Америки являются работы Н.И. Петякшевой и, в частности, ее анализ истоков и главных положений латиноамериканской «философии освобождения», представленных такими фигурами, как Х. де Сан, Э. Дюссель, К. Сканноне, Р. Куш, Р. Форнет – Бетанкур и др.[12]
Обращение к зарубежной историографии указывает, что в развивающихся странах и на Западе в целом «теология освобождения» активно изучается. Так, наряду с последними трудами разработчиков учения – Г. Гутьерреса, Л. Боффа, Й. Собрино, Фрея Бетто[13], на себя обращают внимание монографии и публикации: Э. Антонио (специалист по «черной теологии» и «африканской теологии»)[14], Э. Доусона (специалист по современному состоянию «теологии освобождения»)[15], В. Фитцжеральда (автор серии книг о финансах и экономике развивающихся стран)[16], М. Грей (признанная в мире эксперт по феминизму)[17], О. ОʼДонована (специализируется на проблематике христианской этики), К. Роуленда (рассматривает «теологию освобождения» и перспективы ее развития), Ч. Вилла-Висенсио (учение и реконструкция), Дж. Веста («теология освобождения» и современность), Б. Виленги («теология освобождения» и Азия)[18]. Не все из перечисленных ученых разделяют суть доктрины, но практически всех их объединяет мнение о многообещающем будущем «теологии освобождения». Глядя на палитру проблем и аспектов, всплеск интереса в мире к «теологии освобождения» можно связать с бесспорно новым подъемом левых сил в Латинской Америке.
Цель работы: дать комплексный анализ концепции «теологии освобождения», ее роль в становлении Латинской Америки как независимого континента и определить ее место в современной политико-философской мысли.
В соответствии с целью задачи:
1. установить этапы становления и развития концепции «теологии освобождения»;
2. проанализировать историографию темы, включая концептуальные работы Г. Гутьерреса, Л. Боффа и других;
3. определить роль «теологии освобождения» в революционной истории Латинской Америки XX в;
4. выявить причины идеологической устойчивости «теологии освобождения» в условиях негативного отношения к ней высшей иерархии Римо-Католической Церкви, включая Бенедикта XVI;
5. проанализировать сущность близости концепции «теологии освобождения» к концепции «социализма XXI в.».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют общенаучные принципы познания политической жизни общества, положения и принципы политической науки (политологии), концепции развития политических процессов, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в сфере объекта и предмета исследования, их концептуальные положения.
Научная новизна исследования предположительно состоит в обобщении и комплексного анализа наиболее важных работ отечественных и зарубежных исследователей на русском, английском и испанском языках на тему «Теология освобождения» и ее роли в революционном процессе на континенте.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в анализе означенной проблемы и результатах исследования, что может быть использовано и учтено при подготовке курса лекций и семинарских занятий в ИМО и СПН и Лицее при МГЛУ.
Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые состоят из двух параграфов каждая, и заключения.
Заключение
Глобальный финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI в. вызвал мощной рост массовой безработицы, обнищания. Обостряющаяся бедность, нищета, эксплуатация и смертность стали ежедневной реальностью на разных континентах. Однако произошедшие в Латинской Америке и Южной Африке изменения, достигнутые позитивные результаты в процессе социального, политического и экономического освобождения не только продемонстрировали жизнеспособность и результативность «теологии освобождения», но и ее перспективность.
Концепция «теологии освобождения» стала зеркальным отражением самой серьезной проблемы Латинской Америки- бедности. Наиболее влиятельные теологи-освободители испытывают сильное давление, причем как со стороны сугубо политизированной элиты, так и со стороны консервативных богословов, искренне обеспокоенных вольным обращением с верой и Библией. Рассматриваемый нами период характеризуется постепенным обособлением теологии освобождения, превращению ее из стихийного движения в оформленное направление христианской мысли.
Не смотря на всю критику и на негативное отношение к ней Святого Престола, Концепция «теология освобождения» демонстрирует свою высокую жизнеспособность. В начале второго десятилетия XXI в. доктрина стала важной составляющей частью идеологии ряда государств латиноамериканского региона. За полвека существования она не утратила характера социального учения, нацеленного на защиту бедного, слабого, отверженного человека. В условиях кризиса концепции «реального социализма», разработчики теологии ведут поиск такой модели экономического развития, которая могла бы стать альтернативной либеральному капитализму.
Теологи-«освободители» заняты поиском радикальной альтернативы структурному капитализму, как и «третьего пути» в экономике[97]. Социалистические идеалы и борьба за материальное содержание освобождения никогда не отрывались в Латинской Америке от народной религии. Теологи-либерационисты признавали и признают необходимость в духовности, способной осуществить социальную революцию. Г. Гутьеррес подчеркивал: «Проект формирования нового и иного общества включает в себя создание новых человеческих личностей, которые должны быть постепенно освобождены от всего порабощающего их»[98]. Это требует чего-то большего, чем интеллектуальные или идеологические ценности, внутреннего и духовного понимания того, что означает «провозглашать Бога как Отца в нечеловеческом мире»[99].
«Теология освобождения» стала идейным вдохновителем возрождающегося и набирающего силу в регионе левого движения как реакции на неолиберальную модель развития, институционального закрепления «левого поворота» в связи с приходом к власти в странах континента (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Эквадор) президентов и правительств, стоящих на левоцентристских и леворадикальных позициях[100]. «Социализм XXI в.» Уго Чавеса, ярого защитника Теологии освобождения, впитал в себя основные ее постулаты и идеи и с огромной скоростью распространился по материку Латинской Америки.
Теология освобождения — не только религиозный, но общественно-политический феномен. Радикальные латиноамериканские проповедники видят свой моральный долг в сопротивлении и преодолении социального и политического отчуждения. Они связывают зло с социальным неравенством и зависимостью Латинской Америки от США. Революция и построение социалистического общества, по их мнению, — это возможность избавиться от зла.
Радикализация широких христианских слоев неизбежно должна была внести в самую распространенную на континенте католическую идеологию революционные элементы. Теология освобождения сочетает марксистскую теорию с христианской символикой и имеет огромное воздействие на латиноамериканские массы. Вместо неясного образа Иисуса Христа, навязываемого церковной элитой, она предлагает образ Сына Божьегоосвободителя. И высшая церковная иерархия видит в этом для себя серьезную угрозу, ведь данный образ обосновывает необходимость разрушения современных структур господства и эксплуатации, или, иначе говоря, революции. Надо заметить, что латиноамериканские религиозные идеологи заботятся не только о социально-экономическом и политическом освобождении, но и о сохранении традиционных культур, обычаев, нравов и верований.
Свидетельством жизнеспособности и перспективности работы теологов-либерационистов является то, это учение вышло далеко за пределы Латинской Америки, сегодня теологов-либерционистов волнует расовая, гендерная тема, вопросы народной религии. С конца XX в. в круг их интересов прочно вошла экология, другие проблемы жизни современного общества, нехристианских религий. И с этим не могут не считаться опорные сторонники мирового католицизма.
Библиография
1. Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века, М.: Мнемозина, 2011.
2. Благова Т.И. Феминистская идеология и религиозный модернизм // Вестник Моск. Ун–та. Сер. 7: Философия. 1984. № 5. С. 3–19; Григулевич И.Р. Папство: Век XX. М.: Политиздат, 1978; Ковальский Н.А. Империализм: Религия: Церковь. М.: Политиздат, 1986.
3. Блог президента Эквадора Р. Корреи – Economia en bicicleta // http://www.economiaenbicicleta.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1&Itemid=2
4. В ходе своего визита в Бразилию (9–14 мая 2007 г.), точнее, еще во время полета на континент, Бенедикт XVI в беседе с журналистами на борту называет «ошибочными» установки «теологии освобождения».
5. Зубрицкий А.Ю. Перу: социально-экономическое и политическое развития (1968-1980), M.: НАУКА, 1982.
6. Зубрицкий Ю. А. По пути борьбы и надежд.— Лат. Америка, 1978, № 5.
7. Кантеров И.Я. Критика клирикального антикоммунизма в работах советских атеистов // Вопросы научного атеизма / редкол.: Окулов А.Ф. (отв. ред.) и др. 1978. Вып. 22. С. 277–289; Он же. Ватикан перед лицом финансово-экономического кризиса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 137–143; См.: Карсавин Л.П. Католичество. Пг., 1918; См.: Мчедлов М.П. Под сводами Собора. св. Петра. М., 1964; См.: Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987. С. 165; См.: Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев, 1988.
8. Кругова T. Р. Задача культурного синтеза: возможности религии, теософии и науки. М.: Политика и религия, 2005.
9. Кузнецов В. Перу. М.: Unidad, 1976.
10. Латинская Америка.- 1988. -№9.
11. Латинская Америка: вопросы идеологии и политической мысли : [Сб. ст.] / АН СССР, Институт Латинской Америки; [Отв. ред. и авт. введ. З. В. Ивановский]. - Москва : ИЛА, 1991.
12. «Левый поворот» в Латинской Америке. М., 2007; Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке – обусловленность, основные ориентиры и международная проекция. М.: "ИНИОН РАН", 2007.
13. Луначарский А. В. Религия и просвещение (Сост. и примеч. В. Н. Кузнецова; Вступ. ст. Ю. Б. Пищика. — М.: Сов. Россия, 1985..
14. Мариатеги X. К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. М.: Издательство иностранной литературы, 1963.
15. Петякшева Н.И. Хосе Васконселос и философия иберо-американской расы // Из истории философии Латинской Америки. М., 1988. С. 48–69; Она же. Латиноаме-риканская «философия освобождения»: опыт преодоления западного // Вопросы философии. 2000. № 8.
16. Семенов С.И. Мутации левой политической культуры в цивилизационном контексте Латинской Америки // Аналитические тетради ИЛА РАН. М., 1999. Вып. 6.
17. Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на приеме по случаю Православной Пасхи (Москва, 28 апреля 2011г.)//http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/E705981B5C02505BC325788000585CF7
18. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: Renaissanse, 1992; Феномен человека. — М.: Наука, 1987
19. Фофанов В. П. Экономические отношения и экономическое сознание.
20. Фромм Э. Догмат о Христе. М.:АСТ, ОЛИМП, 1998.
21. Харитонов А.А., Шмидт В.В. Практическая философия: Religio и математический анализ холизма (о необходимости восстановления телеологического подхода) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2. Исследования: сборник / сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, И.Н. Яблокова при участии Зуева Ю.П., Трофимовой З.П. Кн. 1(I): Религиоведение в России в конце XX – начале XXI в. М., 2010..
22. Четверикова Ольга Измена в Ватикане или Заговор пап против христианства http://www.e-reading.biz/chapter.php/1003982/4/Chetverikova_Olga_-_Izmena_v_Vatikane_ili_Zagovor_pap_protiv_hristianstva.html
23. Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде / под редакцией А.И. Демидова. Саратов, 2003; Материалы информационно-психологического воздействия / под ред. А.Я. Касюка. М., 2003; Почетцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.: Центр, 2004.
24. Шульговский А. Ф. Армия и политика в Латинской Америке. М.: Зарубежное военное обозрение, 1979.
25. Antonio E. Black theology // The Cambridge Companion to Liberation Theology. Cambridge, 1999.
26. Assman, Hugo. Teologia desde la praxis de la liberacion. 1976. c. 116
27. Betto, Fray. Fidel y la region, la Habana, 1985.
28. Boff L. Crisi terminale del capitalismo? (2011.24.06 [28.06]) http://www.ciptagarelli.jimdo.com
29. Boff L. Los 80 anos de Fidel: Confidencias (2006.18.08) // http://www.voltairenet.org/article 143126.htm http://www.voltairenet.org/Los-80-anos-de-Fidel-confidencias
30. Camp R. А. Mexico: Liberation Theology, Base Communities and Evangelical Protestantism// P. Sigmund, ed.Religious Freedom and Evangelization in Latin America: The Challenge of Religious Pluralism. — Maryknoll, NY: Orbis Books, 1999. —
31. Cf. Paulo de Goes. Hermeneutica Politica e Praxis Libertadora. // Simposio. - № 20. - 1979. ASTE: Sao Paulo.
32. Congregation for the Doctrine of the Faith. Instruction on certan aspects of the “Theology of liberation” (1984. 6 August) // http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/ documents/rc_con_cfaith_doc_19840806_theology-liberation_en.html ;
33. Conspectus Fungorum in Lusatiae Superioris Agro Niskiense Crescentium e Methodo Persoonia», Leipzig, 1805.
34. Dawson A. Church in Transition: The Emergence and Impact of the Base Ecclesial Community and Liberative Theological Discourse in Brazil. Bethesda, 1999.
35. Discurso del Presidente de la Republica de Paraguay F. Lugo (2008.16.08) // http://www.rebelion.org/noticia.php?id=71481
36. Ecuador: Correa dice que sectores de la prensa y la Iglesia son sus «enemigos» (2011.26.03) // http://cdn.radionetherlands.nl/espanol/bulletin/ecuador-correa-dice-que-sectores-de-la-prensa-y-la-iglesia-son-sus-enemigos-0
37. El Socialismo del siglo XXI: Teologia de la liberacion (2010.06.02) // http://www.aporrea.org/ ideologia/a94671.html
38. Fitzgerald V. The economics of liberation theology // The Cambridge Companion to Liberation theology. Cfmbridge, 1999.
39. Giovanni Paolo II. Discorso alla III Conferenza Generale del Episcopato Latinoamericano. Puebla (Messico) 28 gennaio 1979 // http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/speeches/ 1979/january/documents/hf_jp-ii_spe_19790128_messico-puebla-episc-latam_it.html (III. Difensori e promotori della dignita. § 6).
40. Girardi Giulio La tunica lacerata: L'identita cristiana oggi tra liberazione e restaurazione. Roma, 1986.
41. Grey M. The Wisdom of Fools? Seeking Revelation for Today. L., 1993; idem. Beyond the Dark Night: A Way Forward for the Church? L., 1997.
42. Gutierez Gustavo Teologia de la liberacion, Lima, 1971.
43. Gutierres Gustavo Densita del presente, Lima, 2003.
44. Gutierrez G. The Power of the Poor. N.Y., 1985.
45. Gutierrez G. Densita del presente. Lima, 2003; Boff L. Essential Care: An Ethics of Human Nature. Waco, Texas, 2008; Sobrino J. La fe en Jesucristo. Ensayo desde las victimas. Madrid, 1999
46. Hume David Dialogues Concerning Natural Religion Cambridge, 2007.
47. Jürgen Moltmann, Theology of Hope, SCM Press, London, 1964
48. Klaiber J. L. Religion and revolution in Peru 1824—1976
49. Kovalik D. US and Colombia Escalate Attacks on Liberation Church / D. Kovalik
50. Latinoamerica press. -1982-11 февраля.
51. Leonardo Boff e Clodovis Boff. Como Fazer Teologia da Libertac, - Petropolis. - 1986.
52. Lettera di Giovanni Paolo II alla Conferenza Episcopale Brasiliana (9 aprile 1986). §5// http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/letters/1986/documents/hf_jp-ii_let_19860409_ conf-episcopale-brasile_it.html
53. Monge F. Cristianos para el socia- lismo. і Una contradiction? — Arco, Bogota, 1977, N 197.
54. Monge F. Cristianos para el socia- lismo. і Una contradiction? — Arco, Bogota, 1977, N 197.
55. New Dictionary of Theology. - Downers Grove: Illinois. 1988.
56. O’Donovan O. The Desire of Nations. Cambridge, 1996.
57. Pontificia Commissione Biblica. Documento: L’inerpretazione della Bibbia nella Chiesa. Parte I. § 1–2 // http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/pcb_documents/rc_con_cfaith _doc_19930415_interpretazione_it.html
58. Rowland C. Liberating Exegesis. L., 1990.
59. Schweitzer А. The Quest of the Historical Jesus: A Critical Study of Its Progress from Reimarus to Wrede: Trans,from German. — Minneapolis, MN: Fortress Press, 2001.
60. Stein А. El Salvador.
61. USA-History.ru: История США http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st038.shtml
62. Villa-Vicencio C. A Theology of Reconstruction: Nation Building and Human Rights. Cambridge, 1992.
63. West C. The American Evasion of Philosophy: A Genealogy of Pragmatism. — Madison, WI: University of WisconsinPress, 1989-
64. West G.. Biblical Hermeneutics of Liberation: Modes of Reading the Bible in the South African Context. N.Y., 1995.
65. Wielenga B. Long Road to Freedom. Madurai, 1998.
66. //http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/speeches/2007/may/documents/hf_ben-xvi_spe_20070509_interview-brazil_it.html
[1] Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на приеме по случаю Православной Пасхи (Москва, 28 апреля 2011 г.) // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/ 0/E705981B5C02505BC325788000585CF7
[2] Там же.
[3] Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде / под редакцией А.И. Демидова. Саратов, 2003; Материалы информационно-психологического воздействия / под ред. А.Я. Касюка. М., 2003; Почетцов Г.Г. Пропаганда и контрпропаганда. М.: Центр, 2004.
[4] Харитонов А.А., Шмидт В.В. Практическая философия: Religio и математический анализ холизма (о необходимости восстановления телеологического подхода) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2. Исследования: сборник / сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, И.Н. Яблокова при участии Зуева Ю.П., Трофимовой З.П. Кн. 1(I): Религиоведение в России в конце XX – начале XXI в. М., 2010. С. 212.
[5] В ходе своего визита в Бразилию (9–14 мая 2007 г.), точнее, еще во время полета на континент, Бенедикт XVI в беседе с журналистами на борту называет «ошибочными» установки «теологии освобождения».
//http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/speeches/2007/may/documents/hf_ben-xvi_spe_20070509_interview-brazil_it.html
[6] Благова Т.И. Феминистская идеология и религиозный модернизм // Вестник Моск. Ун–та. Сер. 7: Философия. 1984. № 5. С. 3–19; Григулевич И.Р. Папство: Век XX. М.: Политиздат, 1978; Ковальский Н.А. Империализм: Религия: Церковь. М.: Политиздат, 1986.
[7] Батуро А.А. Теология освобождения и феминизм // Женщина, образование, демократия: тезисы докл. Междунар. науч. конференции. 1999. С. 13; Варфалви Л.В. Феминизм силы как сила феминизма // Вестн. Хабар. гос. академ. экон. и права. 2000. № 1. С. 113–117; Еленский В.А. Христианство в XX в.: уроки выживания // Людiна i свiт. 2002. № 12. С. 11–14; Сазоненко А.А. Феминистская теология: автореф. дисс. … канд. филос. наук. СПб.: СПб. гос. ун-т, 1992; Судо Ю.В. Этапы развития феминистской теологии освобождения // Вестник НГУ. Сер. «Философия и право». 2004. Т. 2. № 1. С. 54–60; Она же. Теология освобождения: социально-философское исследование: автореф. дисс. … канд. филос. наук. Кемерово: Кемеров. гос. ун–т. культуры и искусств, 2005.
[8] Кантеров И.Я. Критика клирикального антикоммунизма в работах советских атеистов // Вопросы научного атеизма / редкол.: Окулов А.Ф. (отв. ред.) и др. 1978. Вып. 22. С. 277–289; Он же. Ватикан перед лицом финансово-экономического кризиса // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 137–143; См.: Карсавин Л.П. Католичество. Пг., 1918; См.: Мчедлов М.П. Под сводами Собора. св. Петра. М., 1964; См.: Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987. С. 165; См.: Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX веке. Киев, 1988.
[9] Гончарова Т.В. Индеанизм: идеология и политика. М., 1979; Гончарова Т.В., Стеценко А.К., Шемякин Я.Г. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки: в 2 кн. М., 1995; См.: Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964; Круговая Т.Г. Задача культурного синтеза: возможности религии, теории и науки // Человек и культура. Кемерово: КГИК, 1993. С. 32–37; Она же. Роль теософии в контексте интегрального духовного кризиса: автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2000; См.: Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1960; См.: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства: Античные критики христианства. М., 1990.
[10]Петякшева Н.И. Латиноамериканская «философия освобождения» в контексте компаративистики. М., 2000; Она же. Этическая философия Энрике Дюсселя (Из истории философии Латинской Америки XX века). М., 1988; Супрун В.И. Современная буржуазная футурология: проблемы, тенденции. Новосибирск, 1986; Фофанов В.П. Абстрактная модель идеологического процесса и ее методологическое значение // Методологические проблемы социологической теории: межвузовый сборник научных трудов. Новосибирск: НГУ, 1984. С. 160–171; Щенников В.П. Идейно-политическая детерминация общества // Наука, культура, человек: межвуз. сб. научн. трудов. Кемерово: КГУ, 1992. С. 4–19.
[11] Семенов С.И. Мутации левой политической культуры в цивилизационном контексте Латинской Америки // Аналитические тетради ИЛА РАН. М., 1999. Вып. 6.
[12] Петякшева Н.И. Хосе Васконселос и философия иберо-американской расы // Из истории философии Латинской Америки. М., 1988. С. 48–69; Она же. Латиноаме-риканская «философия освобождения»: опыт преодоления западного // Вопросы философии. 2000. № 8. С. 126–136.
[13] Gutierrez G.. Densita del presente. Lima, 2003; Boff L. Essential Care: An Ethics of Human Nature. Waco, Texas, 2008; Sobrino J. La fe en Jesucristo. Ensayo desde las victimas. Madrid, 1999
[14] Antonio E. Black theology // The Cambridge Companion to Liberation Theology. Cambridge, 1999. P. 63–88.
[15] Dawson A. Church in Transition: The Emergence and Impact of the Base Ecclesial Community and Liberative Theological Discourse in Brazil. Bethesda, 1999.
[16] Fitzgerald V. The economics of liberation theology // The Cambridge Companion to Liberation theology. Cfmbridge, 1999. P. 218–234.
[17] Grey M. The Wisdom of Fools? Seeking Revelation for Today. L., 1993; idem. Beyond the Dark Night: A Way Forward for the Church? L., 1997.
[18] O’Donovan O. The Desire of Nations. Cambridge, 1996.
Rowland C. Liberating Exegesis. L., 1990.
Villa-Vicencio C. A Theology of Reconstruction: Nation Building and Human Rights. Cambridge, 1992.
West G.. Biblical Hermeneutics of Liberation: Modes of Reading the Bible in the South African Context. N.Y., 1995.
Wielenga B. Long Road to Freedom. Madurai, 1998.
[19] Луначарский А. В. Религия и просвещение (Сост. и примеч. В. Н. Кузнецова; Вступ. ст. Ю. Б. Пищика. — М.: Сов. Россия, 1985. — 544 с.
[20] Там же
[21] Hume David Dialogues Concerning Natural Religion Cambridge, 2007— Р. 54.
[22] Schweitzer А. The Quest of the Historical Jesus: A Critical Study of Its Progress from Reimarus to Wrede: Trans,from German. — Minneapolis, MN: Fortress Press, 2001- P.3
[23] Четверикова Ольга Измена в Ватикане или Заговор пап против христианства http://www.e-reading.biz/chapter.php/1003982/4/Chetverikova_Olga_-_Izmena_v_Vatikane_ili_Zagovor_pap_protiv_hristianstva.html
[24] USA-History.ru: История США http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st038.shtml
[25] West C. The American Evasion of Philosophy: A Genealogy of Pragmatism. — Madison, WI: University of WisconsinPress, 1989- P. 2
[26] Фофанов В. П. Экономические отношения и экономическое сознание.
[27] Кругова T. Р. Задача культурного синтеза: возможности религии, теософии и науки. М.: Политика и религия — С. 33.
[28] Теология надежды англ. theology of hope; нем. Theologie der Hoffnung. Концепция модернистского христианства социализма, в котором христианство трактуется как "великая социальная надежда". Социальное освобождение, согласно Т. н., будучи триумфом христианских моральных идеалов, является одновременно и спасением
[29] Jürgen Moltmann, Theology of Hope, SCM Press, London, 1964
[30] Cf. Paulo de Goes. Hermeneutica Politica e Praxis Libertadora. // Simposio. - № 20. - 1979. ASTE: Sao Paulo. - P. 197-198.
[31] Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: Renaissanse, 1992; Феномен человека. — М.: Наука, 1987
[32] Conspectus Fungorum in Lusatiae Superioris Agro Niskiense Crescentium e Methodo Persoonia», Leipzig, 1805
[33] Cf. Paulo de Goes. Hermeneutica Politica e Praxis Libertadora. // Simposio. - № 20. - 1979. ASTE: Sao Paulo. - P. 200
[34] ТЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, теология прогресса - одна из современных христианских концепций, которая вслед за документами II Ватикан, собора (1962-1965) и энцикликой Павла VI «Популорум прогрессио» (см. Энциклики пап социальные) определяет развитие как процесс, охватывающий одновременно технико-экономическую, социально-политическую и морально-идейную сферы
[35] Теология политики -англ. theology of politics; нем. Theologie der Politik. Теологическая концепция в католицизме (И. Метц), в протестантизме (Д. Зелле), утверждающая, что христианство, не будучи по своему существу политическим явлением, тем не менее не безразлично к политическому, мирскому началу, выполняет по отношению к нему критическую функцию. Оспаривая интерпретацию христианства как доктрину индивидуального спасения, Т. п. является реакцией на секуляризацию политической сферы общественной жизни, на тенденцию к приватизации религии, ее вытеснение в область внутренней жизни индивида.
[36] Теология революции одно из течений совр. т.н. соц. теологии, идеологи к-рого стремятся с позиций христ. вероучения обосновать участие верующих в революц. борьбе на стороне левых сил. Известный теолог из ФРГ/О. Молътман определяет Т. р. как «теологию христиан, страдающих и борющихся». Христ. моральный идеал используется сторонниками Т. р. как основа для критики бурж. строя, который объявляется ими противоречащим якобы содержащимся в еванг. сказаниях идеям справедливости, равенства и братства. Идеалы социализма, по мнению этих теологов, тождественны христ. Ценностям- Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
[37] http://www.portal-slovo.ru/theology/44804.php
[38] Gutierez Gustavo Teologia de la liberacion, Lima, 1971, c.5
[39] Gutierres Gustavo Densita del presente, Lima, 2003. P. 25.
[40] Ibid. P. 33.
[41] Girardi Giulio La tunica lacerata: L'identita cristiana oggi tra liberazione e restaurazione. Roma, 1986. P. 155.
[42] Gutierez Gusstavo Teologia de la liberacion, Lima, 1971.
[43] Gutierez Gustavo Teologia de la liberacion, Lima, 1971, с.10
[44] Assman, Hugo. Teologia desde la praxis de la liberacion. 1976. c. 116
[45] New Dictionary of Theology. - Downers Grove: Illinois. 1988. P. 388
[46] Ibid. P. 389
[47] Betto, Fray. Fidel y la region, la Habana, 1985- c.30
[48] Leonardo Boff e Clodovis Boff. Como Fazer Teologia da Libertac, - Petropolis. - 1986. P. 13.
[49] Camp R. А. Mexico: Liberation Theology, Base Communities and Evangelical Protestantism// P. Sigmund, ed.Religious Freedom and Evangelization in Latin America: The Challenge of Religious Pluralism. — Maryknoll, NY: Orbis Books, 1999. — P. 141-145.
[50] Ibid. P 146
[51] Latinoamerica press.,1982,11 февраля. С.6
[52] Leonardo Boff e Clodovis Boff. Como Fazer Teologia da Libertac, - Petropolis. - 1986. - P. 16.
[53] Латинская Америка.- 1988. -№9.-С.126
[54] Фромм Э. Догмат о Христе. М.:АСТ, ОЛИМП, 1998. — С. 47.
[55] Latinoamerica press. -1982-11 февраля. С.9
[56] Camp R. А. Mexico: Liberation Theology, Base Communities and Evangelical Protestantism// P. Sigmund, ed.Religious Freedom and Evangelization in Latin America: The Challenge of Religious Pluralism. — Maryknoll, NY:Orbis Books, 1999. — P. 141-145.
[57] Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. XX - начало XXI века, М.: Мнемозина, 2011.
[58] Латинская Америка: вопросы идеологии и политической мысли : [Сб. ст.] / АН СССР, Институт Латинской Америки; [Отв. ред. и авт. введ. З. В. Ивановский]. - Москва : ИЛА, 1991. - 170 c.
[59] Boff L. Los 80 anos de Fidel: Confidencias (2006.18.08) // http://www.voltairenet.org/article 143126.htm http://www.voltairenet.org/Los-80-anos-de-Fidel-confidencias
[60]http://www.stoletie.ru/politika/kak_kommunist_fidel_kastro_ateistom_ne_stal_2011-07-07.htm
[61] Латинская Америка: вопросы идеологии и политической мысли : [Сб. ст.] / АН СССР, Институт Латинской Америки; [Отв. ред. и авт. введ. З. В. Ивановский]. - Москва : ИЛА, 1991. - 170 c.
[62] Monge F. Cristianos para el socia- lismo. і Una contradiction? — Arco, Bogota, 1977, N 197, p. 21.
[63] Klaiber J. L. Religion and revolution in Peru 1824—1976
[64] Зубрицкий Ю. А. По пути борьбы и надежд.— Лат. Америка, 1978, № 5, с. 133.
2 Кузнецов В. Перу. М.: Unidad, 1976, с. 159
3 Monge F. Cristianos para el socia- lismo. і Una contradiction? — Arco, Bogota, 1977, N 197, p. 21.
[67] Ibid., p. 24
[68] Ibid., p. 25
[69] Ibid., p. 26
[70] Monge F. Cristianos para el socia- lismo. і Una contradiction? — Arco, Bogota, 1977, N 197, p. 25
[71]Ibid. p. 21.
[72] Ibid. p. 25
[73] Шульговский А. Ф. Армия и политика в Латинской Америке. М.: Зарубежное военное обозрение, 1979, с. 296— 311
[74] Мариатеги X. К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. М.: Издательство иностранной литературы, 1963, с. 78.
[75] Мариатеги X. К. Семь очерков истолкования перуанской действительности. М.: Издательство иностранной литературы, 1963, с.79
[76] Monge F. Cristianos para el socia- lismo. і Una contradiction? — Arco, Bogota, 1977, N 197, p. 21
[77] Зубрицкий А.Ю. Перу: социально-экономическое и политическое развития (1968-1980), M.: НАУКА, 1982, стр. 70
[78] Excelsior, 1974, 7 oct.
[79] Giovanni Paolo II. Discorso alla III Conferenza Generale del Episcopato Latinoamericano. Puebla (Messico) 28 gennaio 1979 // http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/speeches/ 1979/january/documents/hf_jp-ii_spe_19790128_messico-puebla-episc-latam_it.html (III. Difensori e promotori della dignita. § 6).
[80] Giovanni Paolo II. Discorso alla III Conferenza Generale del Episcopato Latinoamericano. Puebla (Messico) 28 gennaio 1979 // http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/speeches/ 1979/january/documents/hf_jp-ii_spe_19790128_messico-puebla-episc-latam_it.html (III. Difensori e promotori della dignita. § 6).
[81] Congregation for the Doctrine of the Faith. Instruction on certan aspects of the “Theology of liberation” (1984. 6 August) // http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/ documents/rc_con_cfaith_doc_19840806_theology-liberation_en.html ; Congregation for the Doctrine of the Faith. Instruction on Christian Freedom and Liberation // http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_19860322_freedom-liberation_en.html
[82] Lettera di Giovanni Paolo II alla Conferenza Episcopale Brasiliana (9 aprile 1986). § 5 // http://www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/letters/1986/documents/hf_jp-ii_let_19860409_ conf-episcopale-brasile_it.html
[83] Ibidem.
[84] Pontificia Commissione Biblica. Documento: L’inerpretazione della Bibbia nella Chiesa. Parte I. § 1–2 // http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/pcb_documents/rc_con_cfaith _doc_19930415_interpretazione_it.html
[85] Stein А. El Salvador. —Р. 118
[86] Kovalik D. US and Colombia Escalate Attacks on Liberation Church / D. Kovalik
[87] Kovalik D. US and Colombia Escalate Attacks on Liberation Church / D. Kovalik
[88] El Socialismo del siglo XXI: Teologia de la liberacion (2010.06.02) // http://www.aporrea.org/ ideologia/a94671.html
[89] Ibid.
[90] Ibid.
[91] «Левый поворот» в Латинской Америке. М., 2007; Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке – обусловленность, основные ориентиры и международная проекция. М.: "ИНИОН РАН", 2007.
[92] Блог президента Эквадора Р. Корреи – Economia en bicicleta // http://www.economiaenbicicle ta.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1&Itemid=2
[93] Ecuador: Correa dice que sectores de la prensa y la Iglesia son sus «enemigos» (2011.26.03) // http://cdn.radionetherlands.nl/espanol/bulletin/ecuador-correa-dice-que-sectores-de-la-prensa-y-la-iglesia-son-sus-enemigos-0
[94] Discurso del Presidente de la Republica de Paraguay F. Lugo (2008.16.08) // http://www.rebelion.org/noticia.php?id=71481
[95] Boff L. Los 80 anos de Fidel: Confidencias (2006.18.08) // http://www.voltairenet.org/article 143126.htm http://www.voltairenet.org/Los-80-anos-de-Fidel-confidencias
[96] Boff L. Los 80 anos de Fidel: Confidencias (2006.18.08) // http://www.voltairenet.org/article 143126.htm http://www.voltairenet.org/Los-80-anos-de-Fidel-confidencias
[97] Boff L. Crisi terminale del capitalismo? (2011.24.06 [28.06]) // http://www.pane-rose.it/files/index.php?c3:o28253:f0 ; http://www.ciptagarelli.jimdo.com ; Boff L. Liberacion como teoria o como accion practica? // Documento № 52 (Teologia de la Liberacion. Respuestas de los teologos). Santiago de Chile, 1984. Noviembre. P. 9; Gutierrez G.. Situacion y tareas de la Teologia de la Liberacion // Revista Latinoamericana de Teologia. № 50; San Salvador, 2000. P. 101–118; Boron A. Telling the Truth about Capitalist Democracies. Dakar, 2008 // http://www.codesria.org/ IMG/pdf/Atilio_Boron_Telling_the_Truth-2.pdf ; Duchrow U. Alternatives to Global Capitalism. Utrecht, 1993; Corringe T. Capital and the Kingdom. L., 1994.
[98] Gutierrez G. The Power of the Poor. N.Y., 1985. P. 192.
[99] Gutierrez G. The Power of the Poor. N.Y., 1985. P. 192.
[100] «Левый поворот» в Латинской Америке. М., 2007; Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке – обусловленность, основные ориентиры и международная проекция. М.: "ИНИОН РАН", 2007.
Теология освобождения как основа борьбы за национальную независимость стран Латинской Америки (1960-2013): генезис и современность
по специальности 030201 – политология
Автор: | Ивченко Юлия Олеговна, | ||||
группа 2-10-3 | |||||
| |||||
Научный руководитель: | |||||
профессор кафедры политологии, | |||||
кандидат исторических наук, профессор | |||||
Чащихин Борис Дмитриевич | |||||
| _____________ | ||||
Рецензент: доцент кафедры связей с | |||||
общественностью ИМО и СПН, МГЛУ, | |||||
кандидат политических наук, доцент | |||||
Васильева Мария Михайловна | |||||
| _____________ | ||||
Допустить к защите. | |||||
Заведующий кафедрой политологии | |||||
доктор политических наук | В.К. Белозёров | ||||
« » 2014 г. | |||||
| _____________ | ||||
Москва – 2014
Глава I. Теология освобождения: становление и развитие | |
§ 1. Становление и развитие Теологии освобождения | 10 |
§ 2. Теоретическая основа Теологии Освобождения | 19 |
Глава II. Теология освобождения как основа борьбы за национальную независимость стран Латинской Америки | |
§ 1. Практика Теологии освобождения на примере Перу, Кубы | 36 |
§ 2. Критика Теологии освобождения и ее место в современности | 51 |
Заключение | 65 |
Библиография | 68 |
Содержание
Введение 3
Введение
Актуальность темы дипломной работы. В конце XX в. в жизни человечества глобальные социально-экономические и политические преобразования получили практическую реализацию и развитие одновременно со стремительным и масштабным прорывом в сферах информатики, коммуникаций и связи. Одновременно острее стала ощущаться потребность в сохранении духовной и культурной самобытности перед лицом так называемой «массовой» культуры с ее ограниченными унифицированными стандартами.
Глобальный финансово-экономический кризис конца первого – начала второго десятилетия XXI в. убедительно продемонстрировал невозможность выхода на путь устойчивого развития при опоре на идеи либерального капитализма[1]. В мире росло и крепло понимание этого при усиливающейся убежденности в том, что создание гармоничной и справедливой системы международных отношений возможно только на основе общего нравственного знаменателя, всегда существовавшего у основных мировых религий.
В условиях, когда Российское государство рассматривает укрепление нравственного основания международных отношений в качестве части своей политики, а формирующаяся новая полицентричная международная система должна воплотить в себе все многообразие и богатство культурно-цивилизационной картины мира[2], целесообразно не просто знать о происходящих внутри крупнейших религий мира процессах обновления, но и отслеживать трансформацию существующих основных учений, их распространенность в мире, перспективность[3], поскольку, как указывают религиоведы: «Религиозные объединения (конфессии) своей культовой деятельностью, по сути, сохраняют-транслируют сакрализованно-ритуализированную онто-аксио-гносиологическую модель Бытия как универсалию Ойкумены (Мира), в рамках которой реализуется типовая (этно-национальная) картина мира»[4].
Так, возникшее в Латинской Америке в 60-е гг. XX в. леворадикальное течение в католическом мышлении субконтинента – «теология освобождения», – уже в начале второго десятилетия XXI в. стало идеологической основой деятельности президентов Венесуэлы, Боливии, Никарагуа, Эквадора, Парагвая, Перу влиятельных сил субконтинента, поскольку опирается на массовую симпатию и поддержку в странах региона, и распространяется также на многочисленных сторонников в Африке, Азии, на афроамериканское населения США, включая организаторов феминистского движения. Ныне же в условиях глобализации разработчики «теологии освобождения» заняты поиском новых ее направлений и ответов на злободневные вопросы современности: их волнует прежде всего проблема экономической модели развития в условиях краха социалистического эксперимента в СССР и странах Восточной Европы. Теологи-либерационисты вновь и вновь заявляют об отклонении ими неолиберального, т.е. капиталистического, пути, концентрируя внимание и усилия на разработке «альтернативы».
Как бы центр мирового католицизма ни осуждал «теологию освобождения», ее ведущих авторов и распространителей – ни заявлял о «преодолении темы»[5], учение живет, выходит на новый уровень собственного развития и применения. Вот почему для сотрудников отечественной дипломатической службы, специалистов-международников в целом, историков, политологов, философов, религиоведов необходимо иметь четкое представление о современном состоянии «теологии освобождения» и перспективах ее развития и распространения.
Таким образом, актуальность дипломной работы заключается в рассмотрении основных идей Теологии освобождения, их рождения и место Теологии освобождения в современном мире.
Объект дипломной работы – борьба за национальную независимость и социальную справедливость на основе религиозных убеждений и верований.
Предмет исследования – «теология освобождения» как опыт соединения политической и социальной борьбы против угнетения, жизнеспособность «теологии освобождения» и особенности ее распространения и влияния на социально-политические процессы в Латинской Америке при сохраняющемся критическом отношении к доктрине со стороны Ватикана.
Анализ латиноамериканской «теологии освобождения» в советское время был дан в реферативном сборнике ИНИОН АН СССР «Католическая Церковь в социально-политической борьбе в странах Латинской Америки» (М., 1983). Исследование рассматриваемой темы проводили такие ученые как Т.И. Благова, И.Р. Григулевич, Н.А. Ковальский и др.[6] В 80–90 годы XX в. наблюдался спад интереса к теме, но с начала XXI в. количество публичных выступлений по данному вопросу заметно увеличилось. Так, среди авторов в России и СНГ «теологией освобождения» занимаются: А.А. Батуро, Л.В. Варфалви, В.А. Еленский, А.А. Сазоненко, Ю.В. Судо и др.[7]
Социальная доктрина католицизма исследована в работах И.Я. Кантерова, Л.П. Карсавина, М.П. Мчедлова, Ф.Г. Овсиенко, И.Б. Ястребова и др.[8] Взаимодействию религии и науки были посвящены работы Т.В. Гончаровой, С.И. Ковалева, Т.Г. Круговой, Я.А. Ленцмана, А.И. Никитиной, А.Б. Ранович и др.[9] Вопросы взаимоотношений религии и политики изучали среди прочих: Н.И. Петякшева, В.И. Супрун, В.П. Фофанов, В.П. Щенников и др.[10]
В отечественной историографии, характеризуя степень изученности темы, отмечается наличие целого ряда работ, посвященных основным направлениям политической мысли Латинской Америки конца XX – начала XXI в. и анализу ее связи с происходящими на субконтиненте процессами. Из относительно новых работ по теме в российской латиноамериканистике обращает на себя внимание очерк Семенова С.И. о становлении и эволюции левой политической культуры в цивилизационном контексте региона[11].
Значимыми в части выявления влияния «теологии освобождения» на социально-политическое развитие Латинской Америки являются работы Н.И. Петякшевой и, в частности, ее анализ истоков и главных положений латиноамериканской «философии освобождения», представленных такими фигурами, как Х. де Сан, Э. Дюссель, К. Сканноне, Р. Куш, Р. Форнет – Бетанкур и др.[12]
Обращение к зарубежной историографии указывает, что в развивающихся странах и на Западе в целом «теология освобождения» активно изучается. Так, наряду с последними трудами разработчиков учения – Г. Гутьерреса, Л. Боффа, Й. Собрино, Фрея Бетто[13], на себя обращают внимание монографии и публикации: Э. Антонио (специалист по «черной теологии» и «африканской теологии»)[14], Э. Доусона (специалист по современному состоянию «теологии освобождения»)[15], В. Фитцжеральда (автор серии книг о финансах и экономике развивающихся стран)[16], М. Грей (признанная в мире эксперт по феминизму)[17], О. ОʼДонована (специализируется на проблематике христианской этики), К. Роуленда (рассматривает «теологию освобождения» и перспективы ее развития), Ч. Вилла-Висенсио (учение и реконструкция), Дж. Веста («теология освобождения» и современность), Б. Виленги («теология освобождения» и Азия)[18]. Не все из перечисленных ученых разделяют суть доктрины, но практически всех их объединяет мнение о многообещающем будущем «теологии освобождения». Глядя на палитру проблем и аспектов, всплеск интереса в мире к «теологии освобождения» можно связать с бесспорно новым подъемом левых сил в Латинской Америке.
Цель работы: дать комплексный анализ концепции «теологии освобождения», ее роль в становлении Латинской Америки как независимого континента и определить ее место в современной политико-философской мысли.
В соответствии с целью задачи:
1. установить этапы становления и развития концепции «теологии освобождения»;
2. проанализировать историографию темы, включая концептуальные работы Г. Гутьерреса, Л. Боффа и других;
3. определить роль «теологии освобождения» в революционной истории Латинской Америки XX в;
4. выявить причины идеологической устойчивости «теологии освобождения» в условиях негативного отношения к ней высшей иерархии Римо-Католической Церкви, включая Бенедикта XVI;
5. проанализировать сущность близости концепции «теологии освобождения» к концепции «социализма XXI в.».
Теоретико-методологическую базу исследования составляют общенаучные принципы познания политической жизни общества, положения и принципы политической науки (политологии), концепции развития политических процессов, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в сфере объекта и предмета исследования, их концептуальные положения.
Научная новизна исследования предположительно состоит в обобщении и комплексного анализа наиболее важных работ отечественных и зарубежных исследователей на русском, английском и испанском языках на тему «Теология освобождения» и ее роли в революционном процессе на континенте.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в анализе означенной проблемы и результатах исследования, что может быть использовано и учтено при подготовке курса лекций и семинарских занятий в ИМО и СПН и Лицее при МГЛУ.
Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые состоят из двух параграфов каждая, и заключения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 288.