Известным сторонником и пропагандистом религиозной философии в Беларуси был сотрудник газеты «Северо-Западный край» Я. Окунь. Настоящая фамилия - Окунев. Писал также под псевдонимом Я. Чимишлийский.
Он считал, что никакие новейшие материалистические учения не могут быть основой истинного мировоззрения. Эту основу должна составлять новая религия, новое христианство с его нравственной, а не догматической стороной, которую культивирует церковь.
В решении вопроса о смысле жизни Я. Окунь исходит из чистой воли. Источником нравственности провозглашается инстинкт самосохранения. Сама нравственность может формироваться лишь под воздействием только религии. Она способна преобразовывать нравственные инстинкты в нравственные законы. Вся человеческая мораль сводится Я. Окунем к христианскому принципу любви к ближнему, который являет собой высший моральный закон и единственное основание общества. Вся история общества представляет собой процесс реализации требований принципа любви к ближнему.
Современная религия не должна быть догматичной, чуждой жизни и ее проблемам. В этой связи, религию надо дополнить социальным учением, тогда она станет более понятной современному человеку.
Другим видным представителем религиозной философии начала века в Беларуси был преподаватель Минской духовной семинарии Д. Скрынченко. Главное его произведение - «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» - вышло в свет в 1908 году в Санкт-Петербурге.
В своем философском произведении «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» Д. Скрынченко считает, что только в рамках религиозного мировоззрения можно дать положительный ответ на вопрос о смысле жизни. Новая философия в лице Гартмана, Шопенгауэра, Толстого и Ницше не разрешает этой важнейшей проблемы, а подменяется вопросом о ценности жизни [1,стр.119]. Кроме того, вся новая философия проникнута духом пантеизма,3 а следовательно, безрелигиозна и в силу этого обстоятельства не может разрешить вопросов о смысле жизни.
Д. Скрынченко критикует современную ему науку за признание источником и критерием ценности жизни чувств удовольствия, сострадания и игнорирование главных и высших чувств - религиозных и нравственных, которые существенно отличаются от первых. Рассматривая вопрос о ценности жизни, он выделял три направления: пессимистическое, оптимистическое и среднее между ними -мелиористическое. Ученый подробно исследует указанные направления.
Анализируя причины пессимизма, которые указываются в литературе (чрезмерная деятельность каких-либо органов чувств, лишения, нищета, темперамент, социальные условия), он делает вывод, что в объяснении пессимизма много правды, но они не исчерпывают всей ее.
Главная причина пессимизма, утверждает автор, состоит в утере веры в Бога, в утрате религиозного чувства. Истоки пессимистического мировоззрения он видит в дисгармонии разума и чувств человека
Поэтому задача воспитателей - привести в соответствие чувства и разум человека еще в детском возрасте.
Под оптимизмом философ понимает такой взгляд на жизнь, который считает ее драгоценным и безусловным благом, целью в самой себе. В качестве примера оптимистического мировоззрения он рассматривает взгляды Л Толстого и Ф. Ницше. Л.Толстой является оптимистом, так как считает, что человек живет во имя вечной и бессмертной жизни. Еще при жизни земной он должен приносить себя в жертву вечной жизни, поскольку он и живет благодаря ей.
Среднее положение между пессимизмом и оптимизмом занимает мелиоризм. Сущность его сводится к следующему: «Жизнь человеческая есть благо и потому должна иметь действительную ценность. Но это благо часто, и вернее, почти постоянно не является таковым вследствие нехороших условий современной жизни; зато в будущем, с ходом цивилизации, эти условия изменятся к лучшему и жизнь станет лучше и ценнее» [1,стр.120].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 363.