ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ XIX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

.

Физиократы

В конце XVIII - начале XIX века в Беларуси было широко распространено учение физиократов. Родина учения физиократов - Франция. Оно представляло собой философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических, политических и культурных реформ, поэтому обрело много сторонников в Литве и Беларуси, где наиболее видными представителями этого учения были Иоахим Хрептович (1729-1812) и Иероним Стройновский (1752-1815).

В центре воззрений И. Хрептовича – человек со своими потребностями, интересами, правами и обязанностями. Хрептович как философ эпохи Просвещения придерживался также теории_естественного права. Основываясь на ней, он утверждал, что в обществе всё должно следовать естественному порядку, содержанием которого является соблюдение основных прав членов общества и выполнение ими своих обязанностей. Для поддержания в обществе порядка люди заключают договор. И. Хрептович - сторонник античной традиции в вопросе распределения социально-профессиональных обязанностей в обществе. Как и Платон, он считает, что каждый гражданин должен в обществе выполнять лишь те функции, которые естественно присущи ему, не стараясь проникнуть в сферы, для него закрытые и запретные. Как и Ж. Ж. Руссо, ученый придает важное значение институту частной собственности как условию свободы в государстве. Если человек не имеет собственности», свободы и личной безопасности, утверждает философ, он не гражданин государства, а его изгой. Только человек, имеющий право на свободу, безопасность и собственность, в состоянии пользоваться благами общества.

Представляют интерес взгляды И. Хрептовича на природу и общество. Он не проводит между ними резких граней, акцентирует внимание читателя на том, что общество следует рассматривать как естественный организм, являющийся разумной частью природы, ее продолжением. Исходя из диалектики органического единства природы и общества И.Хрептович делает вывод, актуальный для решения сегодняшних, ставших в XX веке перед человечеством, экологических проблем. Человек, по И. Хрептовичу,- не только венец природы, вместе с моральными принципами он представляет собой и основу природы.

Цельную систему реформирования общества создал профессор, затем ректор Виленского университета И. Стройновский. Главное сочинение И. Стройновского - «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», Как представитель просветительской философии ученый исходил из той позиции деизма,1 что Бог является творцом мира. Он говорит, что, наблюдая за природой и человеком, поражаешься, насколько все разумно в мире и целесообразно. Эта разумность и целесообразность, пишет И. Стройновский, подтверждает существование высшего существа, все это создавшего. Однако, создав мир, Бог затем не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела.

В гносеологии2 он поддерживает взгляды сенсуалистов, считает, что сознание начинается с чувственной ступени Просветитель замечает, что чувства в состоянии отразить только отдельные свойства отдельных предметов, явленческую их сторону, а не сущностную. Критически оценивает он учение Декарта о врожденных идеях и схоластический рационализм средневековья.

Учение о бытии и познании И. Стройновского в целом адекватно просветительской философии. Излагая свою социологическую концепцию, И. Стройновский предстает перед нами мыслителем европейского масштаба. В учении об обществе он исходит из теории естественного права, которое основывается на естественном порядке. Естественное право носит абсолютный характер, потому что в нем отражена вечная и неизменная человеческая природа. Значительно раньше, чем Г. Спенсер, И. Стройновский биологизирует общество. Он считает, что естественные законы проявляются в естественных правах и обязанностях человека. Как последователь идеологии буржуазного юридического мировоззрения он считает естественными правами человека, данными ему от рождения, права на безопасную жизнь, жилье, отдых. В условиях государства естественные права человека перерастают в социальные и в обязанности. Главными из них являются вечные и неизменные буржуазные права свободы, взаимной помощи и частной собственности. Естественный порядок представлен им как единство законов природы и общества. Общественные законы отличаются от природных тем, что люди согласовывают с ними свои действия. Законы общества не зависят от воли и сознания человека, так как являются частью всеобщего мирового порядка.

Задача законодателя состоит в том, чтобы, отталкиваясь от естественных законов, разработать законы гражданские. Несмотря на функционирование в обществе гражданских законов, люди не должны отклоняться и от естественных. В противном случае их ожидают бедствия и несчастья. И. Стройновский подчеркивал, что естественное состояние человека наиболее полно проявляется в обществе.

Происхождение государства он связывает с усложнением внутренних и внешних общественных отношений. Вначале люди жили в соответствии с предписаниями естественного права, не зная никакой государственности. Однако этот период был не войной всех против всех, а счастливым временем мира и согласия. С увеличением численности населения, ростом имущественной дифференциации, появившимися на этой почве конфликтами возникла необходимость в государстве, которое создавалось путем всеобщего договора. Государством должен управлять, считает И. Стройновский, просвещенный монарх на основе конституции.

 

Философские взгляды тайных студенческих обществ Виленского университета (филоматы, филареты, «променистые»).

В начале XIX века возрастает интерес к белорусской национальной культуре. В этом отношении большую роль играл Виленский университет.

В конце 1817 - начале 1818 годов студенты университета Осип Ежовский, Франтишек Малевский, Ян Чечот, Адам Мицкевич, Фома Зан, Игнатий Домейко (всего 12 человек) учредили общество филоматов (любителей знания). Президентом общества избрали О. Ежовского. Сначала члены общества ставили перед собой только национально-просветительские цели. По окончании университета они мечтали учительствовать в Виленском учебном округе, воспитывать молодежь в духе польской культуры. Филоматы считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества. Для этого необходимо было хорошо знать гуманитарные науки, которые только и в состоянии дать ответ на вопрос: что приводит к возникновению деспотизма? Именно эти науки могли подсказать и возможные средства избавления от деспотизма.

 Для филоматов обязательным считалось изучение трудов философов: Платона, Вольтера, Руссо, Мабли, Гельвеция, Юма, историков: Джиллиса, Лакретеля, экономистов: Смита, Сэя, Сисмонди, литераторов: Скотта, Гейне, Шиллера, политических деятелей: Ришелье, Кольбера, Мазарини, Помбала, античных авторов: Полибия, Ливия, Плутарха, Софокла, Лукиана, Цицерона и др.

Филоматы своеобразно трактовали предназначение науки. Поскольку цель человека - счастье родины, то наука, по их мнению, должна быть «словом народа о его потребностях и путях спасения», т.е. призвана быть тесно взаимосвязанной с жизнью. Поэтому они старались избегать отвлеченных философских рассуждений, полагая, что философская истина должна быть конкретной и научной. «Открытая истина,- писал Ф. Зан,- должна иметь близкую связь с пространством и временем, а также с той выгодой, которую дает ее применение. Ее выводы должны основываться на опыте или очевидности, но не на истине данной или долгосуществующей. Мышление должно замыкаться в пределах человеческого мира, мира физического»[1,стр 106 ].

Социально -политическая программа филоматов ставила вопрос об отмене крепостного права. Новое общество, утверждали они, можно создать на принципах естественного права, которое они определяют как науку об отношениях между людьми. Люди должны быть равны и свободны. Только при этом условии они могут принести пользу друг другу. Наилучшей формой правления является конституционная. Без свободы, подчеркивали филоматы, не может быть и речи о просвещении и общественном благе. Нравственное состояние общества филоматы напрямую связывали с формой государственного правления: в государстве с плохим управлением не может быть хороших граждан. В формировании добродетелей велика также роль религии и права. Стремление рассматривать все вопросы общественной и государственной жизни сквозь призму нравственности - характерная черта мировоззрения филоматов. Причина всякого зла - только в нравственном зле. Таков их категоричный вывод.

С помощью филоматов (прежде всего Ф. Зона) весной 1820 года рождается организация учащейся молодежи «променистых», которые своей главной целью считали «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и под­виги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию» [1,стр.107 ].

Вскоре общество «променистых» по приказу местных властей было распущено.

Взамен «променистых» через несколько месяцев было создано тайное общество филаретов (друзья нравственности), которое как и «променистые» идейно и организационно возглавлялось филоматами.

Филареты поставили себе задачу: дать «патриотически научное образование» молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Позже на заседании следственной комиссии член общества филаретов Янковский заявил, что «кроме обучения наукам, главнейшая цель общества была, соединение общих сил, дабы восстановить Польшу в прежнем ее блеске» [1,стр107 ].

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.