Философия в Беларуси: основные идеи и этапы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия в Беларуси: основные идеи и этапы

Развития

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке самодостаточности философского знания. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере;

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш). В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич , Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

Возрождения

Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро осознаваемая необходимость социально-экономических реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в качестве основополагающих признаков цивилизационного развития. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Всеобщность ее категориального строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные.

Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи.

 

Физиократы

В конце XVIII - начале XIX века в Беларуси было широко распространено учение физиократов. Родина учения физиократов - Франция. Оно представляло собой философское обоснование необходимости проведения в обществе экономических, политических и культурных реформ, поэтому обрело много сторонников в Литве и Беларуси, где наиболее видными представителями этого учения были Иоахим Хрептович (1729-1812) и Иероним Стройновский (1752-1815).

В центре воззрений И. Хрептовича – человек со своими потребностями, интересами, правами и обязанностями. Хрептович как философ эпохи Просвещения придерживался также теории_естественного права. Основываясь на ней, он утверждал, что в обществе всё должно следовать естественному порядку, содержанием которого является соблюдение основных прав членов общества и выполнение ими своих обязанностей. Для поддержания в обществе порядка люди заключают договор. И. Хрептович - сторонник античной традиции в вопросе распределения социально-профессиональных обязанностей в обществе. Как и Платон, он считает, что каждый гражданин должен в обществе выполнять лишь те функции, которые естественно присущи ему, не стараясь проникнуть в сферы, для него закрытые и запретные. Как и Ж. Ж. Руссо, ученый придает важное значение институту частной собственности как условию свободы в государстве. Если человек не имеет собственности», свободы и личной безопасности, утверждает философ, он не гражданин государства, а его изгой. Только человек, имеющий право на свободу, безопасность и собственность, в состоянии пользоваться благами общества.

Представляют интерес взгляды И. Хрептовича на природу и общество. Он не проводит между ними резких граней, акцентирует внимание читателя на том, что общество следует рассматривать как естественный организм, являющийся разумной частью природы, ее продолжением. Исходя из диалектики органического единства природы и общества И.Хрептович делает вывод, актуальный для решения сегодняшних, ставших в XX веке перед человечеством, экологических проблем. Человек, по И. Хрептовичу,- не только венец природы, вместе с моральными принципами он представляет собой и основу природы.

Цельную систему реформирования общества создал профессор, затем ректор Виленского университета И. Стройновский. Главное сочинение И. Стройновского - «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», Как представитель просветительской философии ученый исходил из той позиции деизма,1 что Бог является творцом мира. Он говорит, что, наблюдая за природой и человеком, поражаешься, насколько все разумно в мире и целесообразно. Эта разумность и целесообразность, пишет И. Стройновский, подтверждает существование высшего существа, все это создавшего. Однако, создав мир, Бог затем не вмешивается ни в природу, ни в человеческие дела.

В гносеологии2 он поддерживает взгляды сенсуалистов, считает, что сознание начинается с чувственной ступени Просветитель замечает, что чувства в состоянии отразить только отдельные свойства отдельных предметов, явленческую их сторону, а не сущностную. Критически оценивает он учение Декарта о врожденных идеях и схоластический рационализм средневековья.

Учение о бытии и познании И. Стройновского в целом адекватно просветительской философии. Излагая свою социологическую концепцию, И. Стройновский предстает перед нами мыслителем европейского масштаба. В учении об обществе он исходит из теории естественного права, которое основывается на естественном порядке. Естественное право носит абсолютный характер, потому что в нем отражена вечная и неизменная человеческая природа. Значительно раньше, чем Г. Спенсер, И. Стройновский биологизирует общество. Он считает, что естественные законы проявляются в естественных правах и обязанностях человека. Как последователь идеологии буржуазного юридического мировоззрения он считает естественными правами человека, данными ему от рождения, права на безопасную жизнь, жилье, отдых. В условиях государства естественные права человека перерастают в социальные и в обязанности. Главными из них являются вечные и неизменные буржуазные права свободы, взаимной помощи и частной собственности. Естественный порядок представлен им как единство законов природы и общества. Общественные законы отличаются от природных тем, что люди согласовывают с ними свои действия. Законы общества не зависят от воли и сознания человека, так как являются частью всеобщего мирового порядка.

Задача законодателя состоит в том, чтобы, отталкиваясь от естественных законов, разработать законы гражданские. Несмотря на функционирование в обществе гражданских законов, люди не должны отклоняться и от естественных. В противном случае их ожидают бедствия и несчастья. И. Стройновский подчеркивал, что естественное состояние человека наиболее полно проявляется в обществе.

Происхождение государства он связывает с усложнением внутренних и внешних общественных отношений. Вначале люди жили в соответствии с предписаниями естественного права, не зная никакой государственности. Однако этот период был не войной всех против всех, а счастливым временем мира и согласия. С увеличением численности населения, ростом имущественной дифференциации, появившимися на этой почве конфликтами возникла необходимость в государстве, которое создавалось путем всеобщего договора. Государством должен управлять, считает И. Стройновский, просвещенный монарх на основе конституции.

 

Философские взгляды тайных студенческих обществ Виленского университета (филоматы, филареты, «променистые»).

В начале XIX века возрастает интерес к белорусской национальной культуре. В этом отношении большую роль играл Виленский университет.

В конце 1817 - начале 1818 годов студенты университета Осип Ежовский, Франтишек Малевский, Ян Чечот, Адам Мицкевич, Фома Зан, Игнатий Домейко (всего 12 человек) учредили общество филоматов (любителей знания). Президентом общества избрали О. Ежовского. Сначала члены общества ставили перед собой только национально-просветительские цели. По окончании университета они мечтали учительствовать в Виленском учебном округе, воспитывать молодежь в духе польской культуры. Филоматы считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества. Для этого необходимо было хорошо знать гуманитарные науки, которые только и в состоянии дать ответ на вопрос: что приводит к возникновению деспотизма? Именно эти науки могли подсказать и возможные средства избавления от деспотизма.

 Для филоматов обязательным считалось изучение трудов философов: Платона, Вольтера, Руссо, Мабли, Гельвеция, Юма, историков: Джиллиса, Лакретеля, экономистов: Смита, Сэя, Сисмонди, литераторов: Скотта, Гейне, Шиллера, политических деятелей: Ришелье, Кольбера, Мазарини, Помбала, античных авторов: Полибия, Ливия, Плутарха, Софокла, Лукиана, Цицерона и др.

Филоматы своеобразно трактовали предназначение науки. Поскольку цель человека - счастье родины, то наука, по их мнению, должна быть «словом народа о его потребностях и путях спасения», т.е. призвана быть тесно взаимосвязанной с жизнью. Поэтому они старались избегать отвлеченных философских рассуждений, полагая, что философская истина должна быть конкретной и научной. «Открытая истина,- писал Ф. Зан,- должна иметь близкую связь с пространством и временем, а также с той выгодой, которую дает ее применение. Ее выводы должны основываться на опыте или очевидности, но не на истине данной или долгосуществующей. Мышление должно замыкаться в пределах человеческого мира, мира физического»[1,стр 106 ].

Социально -политическая программа филоматов ставила вопрос об отмене крепостного права. Новое общество, утверждали они, можно создать на принципах естественного права, которое они определяют как науку об отношениях между людьми. Люди должны быть равны и свободны. Только при этом условии они могут принести пользу друг другу. Наилучшей формой правления является конституционная. Без свободы, подчеркивали филоматы, не может быть и речи о просвещении и общественном благе. Нравственное состояние общества филоматы напрямую связывали с формой государственного правления: в государстве с плохим управлением не может быть хороших граждан. В формировании добродетелей велика также роль религии и права. Стремление рассматривать все вопросы общественной и государственной жизни сквозь призму нравственности - характерная черта мировоззрения филоматов. Причина всякого зла - только в нравственном зле. Таков их категоричный вывод.

С помощью филоматов (прежде всего Ф. Зона) весной 1820 года рождается организация учащейся молодежи «променистых», которые своей главной целью считали «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и под­виги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию» [1,стр.107 ].

Вскоре общество «променистых» по приказу местных властей было распущено.

Взамен «променистых» через несколько месяцев было создано тайное общество филаретов (друзья нравственности), которое как и «променистые» идейно и организационно возглавлялось филоматами.

Филареты поставили себе задачу: дать «патриотически научное образование» молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Позже на заседании следственной комиссии член общества филаретов Янковский заявил, что «кроме обучения наукам, главнейшая цель общества была, соединение общих сил, дабы восстановить Польшу в прежнем ее блеске» [1,стр107 ].

 

Философская мысль в БССР

Видными философами-марксистами в 20-е – 30-е годы в Беларуси были Б.Быховский, С. Вольфсон и С. Каценбоген. Они вели исследования в основном в направлении обоснования научного характера диалектического и исторического материализма, взаимосвязи философии с естественными науками. В этой связи, с одной стороны, критиковался позитивизм,4 считавший, что наука - сама по себе философия, поэтому она не нуждается в метафизических обоснованиях. С другой стороны, материалистическая диалектика5 обосновывалась как единственный и главный метод познания и преобразования действительности. Перед учеными-естественниками ставилась задача в разрешении научных проблем максимально использовать диалектику.

В 1922 году С. Вольфсон издает книгу «Диалектический материализм», которая стала первым вузовским учебником по философии в СССР, выдержавшим семь изданий. Диалектику С.Вольфсон рассматривает, с одной стороны, как учение о различных противоположностях и, с другой,- как теорию революционного преобразования мира [1,стр128]. Как философ-марксист он противопоставляет диалектику метафизике6 и эволюции. Однако, хотя ученый и называет диалектику душой марксизма, не превращает ее из философской категории в идеологическую и политическую.

Б. Быховский в двадцатые годы также пишет ряд работ по проблемам диалектического материализма, но в большей мере он проявил себя как историк философии.

В 1925 году С. Каценбоген издает учебник по марксистской социологии. Необходимо отметить, что первые марксистские учебники по философии, изданные в Беларуси, несмотря на некоторую схематичность, выгодно отличались от сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» своей научной аргументацией и философской культурой. После «Краткого курса» марксистская философия на многие годы была лишена творческого развития, что негативно отразилось на философской мысли в БССР.

В условиях становления марксизма как господствующей идеологии в СССР в Беларуси одним из основных направлений в философских исследованиях стали вопросы критики религии и философского обоснования атеизма.

Таким образом, в 20-30-е годы в Беларуси развитие философии проходило в основном в рамках марксизма. Это проявилось как в исследовании проблем общественного развития, где многообразный спектр духовной и политической сферы сводился к экономическому базису, так и в вопросах взаимосвязи философии с частными науками, где роль философии сводилась только ко всеобщей методологии.

В начале 70-х годов расширяется поле философских исследований.

Несмотря на идеологическое воздействие со стороны КПСС на советских философов, в эти годы появляется целый ряд оригинальных исследований.

Профессор Н. Жуков успешно разрабатывает философские проблемы информации, кибернетики, математики, сознания. «Основу информационных процессов составляет,- считает автор,- понятие отражения». Исходя из данной теоретической установки, информация представляет собой, с одной стороны, процесс отражения в природе, обществе и технике; с другой стороны, она является веще­ственно-энергетической формой отражения. Поэтому информация - не субстанциональное, а функциональное явление.

Автор предлагает следующую классификацию информации:

1) Связанная информация - целесообразно упорядоченная структура кибернетической системы на всех уровнях в ее структурной организации, память в широком смысле слова.

2) Свободная информация - целесообразно упорядоченная пространственно-временная структура воздействий, «сведения» об отражаемом (относительная информация) и вместе с тем та специальная, которая содержится в предметах духовной культуры.

3) Информационный процесс (актуальная информация),- сходное с сознанием (но не тождественное ему) функциональное свойство кибернетических систем, раскрываемое лишь мысленное единство вовлеченных в процесс управления связанной и относительной информации.

4) Потенциальная, застывшая, «мертвая» информация, выработанная кибернетической системой, но находящаяся в «покое», зафиксированная информация (информация незадействованных технических устройств и других предметов материальной культуры, а также ду­ховная культура, духовные ценности, социальная память человечества) [1,стр.131].

Проблемы диалектической логики исследованы академиком АН Беларуси Д.Щирокановым в монографии «Взаимосвязь категорий диалектики». Автор проанализировал историю становления и развития логических категорий в восточной, античной, немецкой классической и в марксистской философии. Взаимосвязь категорий диалектики рассматривается в аспекте выяснения их объективного содержания как ступеней познавательного процесса. Основой их взаимосвязей автор считает отношение категорий «явление» и «сущность». Сущность представляется центральной категорией в познании, выражающей его цель. Как итоговая в познании категория сущности своими сторонами связана со всеми другими категориями и выражается через них, потому что «как определенная ступень развития познания, каждая категория «выводится» (развивается) на основе отражаемого содержания из другой или других категорий как ступень познания сущности явлений» [1,стр 131]. Вместе с тем категория сущности не сводится как к какой-либо другой одной категории, так и к их сумме, а является их противоречивым единством.

Н. Крюковский, доктор философских наук, профессор, исследует проблемы эстетики. Основные его труды: «Логика красоты», «Основные эстетические категории. Опыт систематизации», «Кибернетика и законы красоты»,

Н.Крюковский подчеркивает, что человек эстетический не является каким-то особым человеком, особой разновидностью человеческого рода, а представляет собой единство телесного и духовного, чувст­венного и рационального, в нем, «словно в фокусе, сходятся, следовательно, все качества, свойства и состояния человека вообще» [1,стр133].

Такое понимание человека, считает Н. Крюковский, коренным образом меняет статус эстетики в системе гуманитарного знания, превращает ее в интегратора всех наук о человеке.

Одним из основных вопросов философии является вопрос о социальном прогрессе. Решает его и Н.Крюковский, исходя из интегрального характера эстетики. На его взгляд, каждая историческая эпоха иллюстрирует собой диалектику и логику становления эстетического человека. Любая эпоха, как правило, начинается с трагического и возвышенного и развивается до прекрасного. На уровне прекрасного достигается эстетический идеал данной эпохи как в сфере искусства, так и в социально-политической. Такое состояние, как и на других этапах, не носит постоянного характера, оно исторично. На смену прекрасному грядет комическое и безобразное, которые будут преодолены возвышенным и трагическим. На смену трагическому обязательно придет прекрасное.

В начале 80-х годов широкую известность получают взгляды доктора философских наук, заведующего кафедрой философии гуманитарных факультетов БГУ В. Степина.

Сквозной темой его творчества является исследование вопросов методологии научного познания. Научное знание рассматривается В. Степиным во взаимосвязи внутринаучных и социокультурных факторов как целостная динамическая система.

В науке как динамической системе формирования нового знания важное значение имеют основания науки, в которых он выделяет три главных компонента: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.

Идеалы и нормы исследования, по В. Степину, представляют своего рода «сетку метода», которую наука «забрасывает в мир» с тем, чтобы «выудить из него определенные виды объектов» [1,стр133]. «Сетка метода» детерминируется, с одной стороны, культурой данной эпохи, а с другой - характером самих исследуемых объектов. С изменением культуры, идеалов изменяется и метод, что дает возможность познавать другие типы предметов и явлений.

Научную картину мира как одно из оснований науки он называет картиной исследуемой реальности и рассматривает ее посредством представлений:

1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности.

Роль картины исследуемой реальности состоит в том, что она обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. Изменение картины реальности всегда представляет собой научную революцию.

Е. Бабосов, профессор, академик НАН Беларуси, работает в области социальной философии. Его монография «Катастрофы: социологический анализ» написана на основе большого материала, связанного с крупнейшей катастрофой XX века - аварией на Чернобыльской АЭС, и издана в 1995 году. Анализируя катастрофы, автор подразделяет их на природные, экологические, психологические и социальные.

Природные катастрофы происходят из-за нарушения природной ритмики. Следовательно, предлагает автор, для избежания природных катастроф человеку необходимо учитывать все многообразие природных и социальных ритмов, воздействующих на ритмику Земли и ее биосферу, что на современном уровне развития науки вполне реально.

Если очень трудно снизить уровень природных катастроф, то экологические вполне предотвратимы. В силу того, что они возникают в результате человеческой деятельности, общество (мировое сообщество) должно добиваться также положения, при котором совокупная нагрузка антропогенных факторов на экологические системы не превышала бы их самовосстановительного потенциала.

Что касается технологической безопасности, то автором предлагается четыре пути ее повышения: 1) прогнозирование экстремальных технологических ситуаций; 2) предупреждение опасных событий; 3) предупреждение опасных последствий таких экстремальных событий в тех случаях, когда события уже произошли; 4) смягчение социальных последствий экстремальных технологических событий

Социальные катастрофы кардинально отличаются от природных, так как в них движущей силой выступают целенаправленные действия людей. Они имеют свои социально-экономические, политические и духовные предпосылки, подразделяются на локальные, страновые и планетарные. В качестве примера планетарной катастрофы анализируется неолитическая революция - период перехода человечества от собирательства и охоты к земледелию и животноводству. Проблему социальной катастрофы автор взаимосвязывает с проблемой социальной революции и решает ее на теоретическом поле синергетики, доказывающей нелинейность развития, его поливариантность. Он доказывает возможность преодоления социальной катастрофы. Автор, исследуя события истории с 1917 по 1991 год, показывает особенности посткатастрофического развития Беларуси, выделяет следующие особенности социальных катастроф.

Во-первых, определяющим признаком наступившей социальной катастрофы автор называет развитие динамического общественного хаоса.

Во-вторых, он показывает наличие катастрофического потенциала, выраженного в возникновении кризисной ситуации, при которой общественная система становится неустойчивой.

В-третьих, происходит снижение экономических, политических и управленческих возможностей выхода из ситуации.

В-четвертых, разрушаются горизонтальные социальные связи, что выражается в развале экономики, дезинтеграции территориальных, демографических, этнических, культурных и других социальных общностей, приводящих к разрушению общества как социальной системы.

В-пятых, наблюдается социальная атомизация, маргинализация, рост преступности и т.д.

В-шестых, разрушаются и изменяются традиции и стереотипы поведения.

В-седьмых, рационализируется общественное сознание, снижа­ется уровень духовной культуры людей [1,стр137].

Чернобыльская катастрофа квалифицируется автором как крупнейшая социо-эколого-технологическая катастрофа. Он говорит о трудностях, нерешенных проблемах в зоне аварии, дает рекомендации по минимизации последствий.

Таковы некоторые итоги философского процесса XX столетия в Беларуси.

В современных условиях перехода Беларуси к политическому и идеологическому плюрализму создаются предпосылки для расшире­ния спектра философских исследований.

 

Долгое время в Беларуси философские идеи не были представлены как собственно философия или хотя бы по-преимуществу как философия (в качестве профессионально институционализированной сферы деятельности). Они были: или целиком органически встроены в религиозное мировоззрение (эпоха Возрождения); или развивались под непосредственным влиянием религии (Реформация) и служили решению религиозных задач (Контрреформация, частично Просвещение); или сочетались с доминирующими установками восстановления государственности (с конца 18 в.) и национального Возрождения (с середины 19 в.); или облекались в одежды революционных идей освобождения угнетенных (народничество и марксизм второй половины 19- начала 20 в.); или, наконец, "догружались" идеологическими установками "коммунистического проекта" и программными целями ВКП (б) - КПСС. В итоге, в Беларуси поле развития философии, свободной от внешних по отношению к ней воздействий, всегда было весьма ограничено. Действие этих глобальных факторов во многом предопределяло действие причин "второго уровня", более непосредственно связанных с собственно философией.

 

 

 

Философия в Беларуси: основные идеи и этапы

Развития

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI – 50-60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики.

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке самодостаточности философского знания. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере;

в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями.

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII – нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш). В конце ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации. Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич , Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

Возрождения

Рубеж ХХ и ХХI в. оказался переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро осознаваемая необходимость социально-экономических реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в качестве основополагающих признаков цивилизационного развития. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Всеобщность ее категориального строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития отечественная философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные.

Отечественная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных стран, народов, регионов. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. Именно в белорусской, русской национальной духовной традиции сосредоточен оригинальный экофильный потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Представляется, что философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ гражданской консолидации современного общества, выявлению общегражданских, ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.