Во второй половине XIX века в философской мысли в Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма. В ходе восстания 1863 года с позиций революционного демократизма выступают К. Калиновский и Ф. Богушевич, а в конце XIX — начале XX века- М.Богданович, Я. Купала и Я. Колас.
Мировоззрение белорусских революционных демократов формировалось по трем внутренне взаимосвязанным направлениям: социально-философскому (с идеей общего блага общества); обоснованию этико-гуманистического идеала и отражению его в системе ценностей новой эстетики, основанной на принципах реализма в искусстве; преимущественному рассмотрению проблем свободы, человека как индивидуума, народа в целом.
Таким образом, существенной особенностью белорусского революционного демократизма была его сфокусированность на проблемах освобождения народа (экономического, политического, национального и духовного). Это влекло за собой социологизацию познания. Как считает один из исследователей идеологии революционного демократизма в Беларуси С. Майхрович, такая мировоззренческая определенность вынуждена была использовать наиболее развитую в национальной культуре форму выражения. В основе ее важное место занимала проблема человека со всем кругом связанных с нею нравственно-гуманистических вопросов.
В итоге оказывается, что в мировоззрении белорусских революционных демократов отношению трех его уровней (философского, социально-философского и нравственно-эстетического) соответствует отношение проблемы бытия, жизни, проблемы народа в целом и каждого человека в отдельности [1,стр.113].
В целом специфика философских взглядов белорусских революционных демократов заключается: 1) в фундаментальном значении таких понятий, как «бытие» и «народ»; 2) в стремлении обосновать конкретно-наличное бытие в качестве абсолютного; 3) в поиске всеобщей и универсальной социально-природной взаимозависимости; 4) во взаимопереходе представлений и понятий естественно-органического и социального планов, наиболее четко проявившихся во взаимосвязи понятий «жизнь» и «народ»; 5) в разграничении бытия настоящего, подлинного и ущербного, свободного и рабского; 6) в трактовке подлинного бытия как наличия составляющих его реальностей; 7) в тенденции понимания подлинного бытия как единства существования и сущности (духовности, имеющей социально-нравственный характер)
В развитие национального самосознания белорусского народа большой вклад внес М.Богданович.
М. Богданович пишет, что «лишенный классов, крепких экономически и культурно, придавленный крепостной зависимостью белорусский народ не только не мог продолжать развивать свою культуру, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добытое раньше. Лишь основные, первоначальные элементы культуры (вроде языка, обычаев и т. п.) удержал он за собою, а все остальное, представлявшее собою, так сказать, «сливки» его предыдущего развития, было ассимилировано, вобрано в себя польской культурой и с тех пор фигурирует под польской этикеткой, будучи по существу белорусским» [1.С.113].
М. Богданович отмечал, что вехой в белорусском возрождении стал 1905г. Необходимость освещения политических событий привела к мысли обратиться к белорусскому языку, понятному для большинства сельского населения Беларуси.
Велика здесь была роль первой легальной белорусской газеты «Наша доля» (затем - «Наша нiва»). После закрытия «Нашай долi», «Наша нiва» призывала к необходимости чтить права каждого народа, ценить всякую культуру, развивая свою национальную, пользоваться достижениями культур других народов.
Следовательно, главной заслугой философской мысли этого периода, ее итогом является постановка вопроса о возрождении белорусской культуры, о праве белорусского народа на свою государственность.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ В XX ВЕКЕ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.