Актер познается в паузе.
К.С.Станиславский
Разумность мысли начинается только с того момента, когда она становится руководителем действий.
И.М.Сеченов
Нет ни одного мыслительного процесса, так сказать, бестелесного, то есть лишенного внешнего физического выражения.
В.М.Бехтерев
1
Среди бесчисленной массы возможных объектов человеческого действия существует объект, резко отличающийся от всех остальных. Этот объект — собственное сознание каждого данного человека.
Сознание человека развивается и формируется так, а не иначе, и тогда, когда этот человек вовсе не заботится казалось бы о своем сознании, когда он, например, совершенно поглощен тем иди иным объектом внешнего мира. Но для того чтобы воздействовать на этот мир согласно своим целям, каждому человеку бывает необходимо заниматься и специальной обработкой своего собственного сознания.
Такая обработка есть сосредоточенное думанье. Что бы человек ни делал, он всегда одновременно думает, но он может думать и тогда, когда он ничего, кроме этого не делает. Это мы и называет сосредоточенным думаньем — специфическим процессом действия, объектом которого является собственное сознание субъекта. Чем больше человек поглощен этим « объектом», тем больше ему мешают всякие внешние раздражения — они отвлекают его от мыслительного процесса, мешают ему думать.
Разумеется, сосредоточенно думая, человек вовсе не отдает себе отчета в том, что он специально занят тем, что «обрабатывает свое сознание». Это происходит потому, что как бы глубоко человек ни «ушел в себя», размышляя, он никогда и ни при каких обстоятельствах не может порвать своих связей с внешним миром. Связь эта не нарушается и при отвлеченном мышлении.
Во-первых, всякое, даже самое абстрактное, думанье в конечном счете служит той или иной практической цели и, следовательно, направлено во внешний мир; во-вторых, всякое думанье есть думанье о том, что так или иначе было воспринято человеком извне, из окружающей его среды. Но когда он думает, он имеет дело не с самими этими явлениями внешнего мира, а с представлениями о них в своем сознании. Поэтому, сосредоточенно думая, он осознает свою занятость, как занятость той или иной проблемой своих связей с внешним миром, по существу же, объективно он в это время обрабатывает свое собственное сознание, он строит или перестраивает его, чтобы оно вернее и точнее отражало объективный мир.
Специфический субъективный характер цели человека, занятого обработкой своего собственного сознания, делает и логику действий, направленных к этой цели, процессом специфическим, отличным от всех других случаев логики человеческих действий.
Казалось бы, действие, заключающееся в умственной работе, объективная цель которого по природе своей субъективна, есть процесс сам по себе чисто психический или духовный. Но технология актерского искусства изучает действие как единый психофизической процесс, выражающийся вовне в мышечных движениях; поэтому и это «чисто психическое действие» она должна рассматривать в единстве с его физической мышечной стороной.
Как бы ни был духовен, субъективен сам по себе процесс думанья, он тем не менее имеет свою физическую сторону и не может не иметь ее потому, во-первых, что думает всегда конкретный, физический существующий человек, во-вторых, потому что он думает всегда в конкретной физически материальной среде и, в-третьих, потому что думает человек всегда для того, чтобы изменить что-то во внешнем мире.
Конечно, специальный и профессиональный интерес актера к мышечной физической стороне процесса думанья не исключает того, что для актера, как и для всякого человека, в умственной работе важно прежде всего ее содержание, ее смысл и ее психическая или духовная сторона.
2
Думанье есть всегда результат того, что возникшее (или обнаружившее себя, или кажущееся, или грозящее возникнуть) обстоятельство не отвечает представлениям думающего об этом обстоятельстве или, что более характерно, не отвечает интересам думающего (может быть, недостаточно отвечает им, грозит не отвечать им, кажется, что не отвечает и т.д.). Поэтому, думая человек всегда решает ту или иную проблему, а проблема эта есть сложившееся в данный момент соотношение интересов этого человека и возникших перед ним обстоятельств (действительных, возможных, предполагаемых кажущихся и т.д.).
И интересы эти и обстоятельства могут быть, очевидно, бесконечно разнообразны по своему содержанию (от «обстоятельств» современного уровня науки и «интересов» познания объективной истины на благо человечества до «обстоятельств» примитивно бытовых и «интересов» грубо эгоистических). Но от конкретного содержания проблемы, «интересов» и «обстоятельств» мы сейчас отвлекаемся, поскольку мы рассматриваем самые общие отличительные особенности логики действий сосредоточенного думанья как таковой.
Думанье, с точки зрения действия, как особый случай (разновидность, тип) логики действий включает в себя оценки, пристройки и воздействия. Но каждая из трех ступенек поведения, входя в эту специфическую разновидность логики действий, приобретает особый характер и со стороны своего психического содержания и, соответственно этому, со стороны внешней — мышечной, физически ощутимой.
Без оценки того или иного внешнего раздражения процесс думанья не может начаться. Но далее, в зависимости от степени сосредоточенности на мысли, он может более или менее оторваться от непосредственно окружающей, наличной внешней среды, и тогда «оценки», «пристройки» и «воздействия», вызванные изменениями в ней, будут действиями, наслаивающимися или вклинивающимися в логику сосредоточенного думанья, но не входящими в эту логику как таковую.
В состав этой логики входят «оценки» другого содержания. Это «оценки» представлений, возникающих в воображении или в памяти.
«Мыслить, — писал Сеченов, — можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами или отношениями» 1 (Сеченов И.М. Избранные философские и психологические сочинения. - М., 1947. — С.399). Превратить новое, незнакомое, непонятное в знакомое, понятное можно, только пользуясь знакомым, понятным. Так, чтобы оформить, выразить, закрепить самую новую, самую оригинальную мысль, нужно подобрать подходящие знакомые слова и воспользоваться известными грамматическими правилами; чтобы ввести новый термин, нужно прежде объяснить его терминами, привитыми, понятными.
Когда человек думает, он устанавливает связи между знакомым ему • незнакомым. Это невозможно без работы воображения и памяти, а воображение и память ставят перед его сознанием не только знакомые ему факты, образы, представления, но и такие, которые впервые из них строятся. Если бы этого не было, то мысль человеческая была бы бесплодна.
Момент оценки в логике сосредоточенного думанья — это момент возникновения нового представления, которое нужно связать с знакомыми представлениями и с интересами думающего, которое нужно, как мы Говорили выше, «уложить в голову». Оценка эта, как и всякая другая, выражается в неподвижности, в остановке движения; но остановка эта вызывается не раздражением извне, не изменением во внешней среде, а возникновением новой мысли, нового образа, к которому привела предыдущая мысль.
Такого рода новое представление всегда более или менее значительно для думающего и более или менее неожиданно для него. Степень его значительности и неожиданности, как всегда, выражается в длительности оценки.
Так, в «Мертвых душах» после разговора с секретарем опекунского совета у Чичикова вдруг возникла мысль о покупке мертвых душ; так, после того как он стал разрабатывать эту мысль, его вдруг поразила мысль о возможной неудаче и представление о наказании; а потом — опять мысль о заманчивости затеваемой аферы.
Так, Кречинского после мучительных поисков выхода из катастрофического безденежья, перед его знаменитым возгласом «эврика!», поразила мысль заложить поддельный солитер.
Это — примеры ярких, относительно длительных оценок. Они вызваны мыслями, образами и представлениями, чрезвычайно затрагивающими интересы Чичикова и Кречинского и чрезвычайно неожиданными, контрастными в том ходе мысли, который к ним привел и того и другого. В подобных случаях человек бывает поражен мыслью, представлением. Само слово это красноречиво характеризует и психическую и физическую стороны явления: человек мгновенно замирает в том положении, в каком его застала поразившая мысль, он как бы не решается поверить ей и какое-то время не способен что бы то ни было делать.
В повседневной жизни подобные оценки собственных мыслей встречаются, конечно, сравнительно редко. Но если мы видим, что человек вдруг остановился, прекратил заниматься своим делом или движения его стали замедлены, он с задержкой стал отвечать на обращения к нему, перестал быть внимательным к окружающему — мы говорим: «он задумался» или «замечтался».
Думающий человек (сочиняющий письмо, играющий в шахматы, в преферанс и т.д.) может совершать массу неподотчетных и, на первый взгляд, хаотических движений: вертеть какой-нибудь предмет в руке, грызть карандаш, барабанить пальцами, курить, тереть щеку или подбородок и т.д. и т.п.
Но вот на какое-то мгновение все эти его непроизвольные движения прекратились. Он совершенно замер, может быть, на долю секунды. Это может служить неопровержимым доказательством того, что именно в это мгновение у него возникла новая мысль или новый образ или новое представление (если, конечно, остановка эта не вызвана раздражением извне).
Сами по себе оценки в логике сосредоточенного думанья не выражают ничего, кроме факта возникновения новой мысли, нового представления, их значительности для думающего и их неожиданности. Содержание оценки — какая именно мысль или образ оцениваются: приятный, неприятный, почему и чем приятный или неприятный и т.д. — все это в самой оценке как таковой не выражается.
3
Характер и содержание пристройки, входящей в логику думанья (как, впрочем, и всякой пристройки) вытекает из содержания «оценки» и из окружающих обстоятельств.
Так как всякое думанье есть решение проблемы, связанной с интересами думающего человека, то, что бы ни возникло в его сознании в момент оценки, оно всегда либо помогает решению проблемы, если отвечает интересам человека, либо затрудняет решение, если не отвечает его интересам.
Человек думает, чтобы решить стоящую перед ним проблему и перейти к делу — то есть к воздействию на тот или иной внешний объект. Поэтому возникновение в его голове благоприятного представления приближает его к делу, и пристройка, следующая за «положительной» оценкой, есть переход к тому делу, которое он стал бы делать, если бы возникшая мысль или образ дали ему окончательное решение проблемы. Но переход этот обычно бывает более или менее замедлен; он тормозится проверкой намечающегося решения, которая в это же время происходит в сознании думающего.
Пристройка после «положительной» оценки — это тенденция прекратить сосредоточенное думанье и перейти к делу. Такая пристройка включает в себя облегчение не только, так сказать, моральное, психическое (в смысле освобождения от умственного напряжения, от мыслительного труда), но и облегчение физическое, мышечное, как об этом было сказано выше (См. гл. 4, *6).
Это облегчение тела может выразиться в мелких, едва заметных движениях. Последние сливаются с более или менее легкими и быстрыми или, наоборот, замедленными движениями начала того дела, какое должно бы следовать за решением.
Если думающий человек действительно перешел к этому делу, то это значит, что проблему он для себя решил, и сосредоточение внимания на мысли, на воображаемых образах и представлениях — кончилось.
Если сосредоточенное думанье не прекратилось, то это может значить (как часто и бывает), что вслед за благоприятным представлением, в какой-то из моментов следовавшей за ним пристройки, возникло представление неблагоприятное. Оно потребовало новой оценки и последняя затормозила предыдущую пристройку. Только что человек принял было решение, готов был перейти к делу, даже начал его, — как воображение или память указали ему на ту сторону проблемы, нарисовали ему такую картину, которая говорит, что принято было решение не верно, что оно — не решение, что если принять его, то это не будет отвечать каким-то существенным интересам этого человека.
Теперь возникнет пристройка обратная — пристройка после «отрицательной» оценки. Она выразится прежде всего в увеличении веса тела и в отказе от предыдущей пристройки. После того как человек «замрет» на мгновение в оценке, он как бы поникнет. Ему нужно опять думать, проблема опять оказывается нерешенной; внимание его опять углубится в воображаемые представления и образы. Поэтому, вслед за движениями, вызванными увеличением веса (опять-таки может быть едва заметными), следуют движения отказа от предыдущей «положительной» пристройки, которые в то же время суть движения для продолжения думанья, — то есть для такого расположения тела в пространстве, которое не требовало бы мышечного напряжения, поскольку последнее затрудняет сосредоточенность на мысли. Человек устраивается опять «удобно» (разумеется, непроизвольно) чтобы думать.
Здесь возможно, конечно, бесконечное разнообразие: в одних случаях удобно думать, имея что-то перед глазами — чертеж, шахматную доску с фигурами (то есть объект, с которым связана решаемая проблема); в других случаях, наоборот, удобнее думать, ничего по возможности не воспринимая из окружающей среды — тогда нужно оградить себя от неё или оградить себя от какого-то определенного воздействия извне: шума, яркого света и т.д. Движения отгораживания от одних внешних объектов могут сочетаться с движениями, облегчающими восприятие других.
Если, после того как человек пристроился «удобно», чтобы думать, воображение или память натолкнут его на «положительную» оценку — возникнет «положительная» пристройка, охарактеризованная выше.
Если же в его сознании будут возникать образы и представления опять неблагоприятные, то человек будет все более тяжелее и устраиваться все более и более «удобно» для думанья. Он будет либо все больше погружаться во внешний объект требующий размышления, либо все больше отгораживаться от внешней среды. Но если в логике сосредоточенного думанья данного конкретного человека, в каких бы обстоятельствах он ни находился, «отрицательные» оценки и пристройки не перемежаются «положительными» — это характеризует его как пессимиста, меланхолика, или как человека со слабой волей. Человек волевой, энергичный, активный, размышляя, сознательно ищет «положительные» представления и цепляется за них, несмотря даже на то, что ему приходится от них отказываться.
Поэтому логике действий сосредоточенного думанья придают активность главным образом «положительные» пристройки, а сама она состоит преимущественно из борьбы положительных тенденций с отрицательными.
В логике думанья могут следовать друг за другом, конечно, не только «отрицательные» оценки и пристройки, но и «положительные». В таком случае человек будет делаться все легче и легче и либо по степеням будет все больше пристраиваться к одному делу, либо будет перестраиваться от одного заманчивого дела к другому — еще более заманчивому. Но такой процесс не может длиться долго в качестве сосредоточенного думанья. Если в сознании не возникают представления о затруднениях — мыслительный процесс лишается стимула и содержания, ибо он всегда есть (как об этом было сказано выше) решение проблемы.
Ярким примером воплощения природы сосредоточенного думанья может служить известная скульптура Родена «Мыслитель». В холодной, мертвой бронзе здесь с необычайной яркостью выражена духовная сила человеческой мысли как таковой. Достигнуто это тем, что тело человека целиком подчинено этому духовному процессу.
В изобразительном искусстве вообще можно найти много образов сосредоточенно думающих людей (в русской живописи, например, «Царевна Софья» Репина, «Меньшиков в Березове» Сурикова).
4
«Воздействие», входящее в логику сосредоточенного думанья заключается в проверке образов, мыслей и представлений, возникших в сознании в момент оценки. Возникая впервые, они, естественно, представляют собою нечто общее, может быть очень яркое, но недостаточно ясное, недостаточно определенное. Эти предварительные контурные образы и представления подвергаются конкретизации и проверке в процессе «воздействия». При этом синтез и анализ выступают в единстве; незнакомое связывается со знакомым и для этого первое разлагается на части, в которых обнаруживается второе.
Эта работа выполняется сознанием думающего человека сразу же после оценки, то есть в то самое время, когда тело его так или иначе «пристраивается» в зависимости от содержания оценки. Как всегда, в момент пристройки сознание занято целью последующего воздействия — в данном случае эта цель — проверка мыслимых (воображаемых, вспоминаемых) представлений.
Речь, таким образом, идет о «воздействии» совершенно своеобразном, не похожем на все другие случаи воздействия. Сам термин «воздействие» носит в данном случае характер откровенно условного названия. (Поэтому мы берем его здесь в кавычки). Во всех других случаях третья ступенька логики действий — воздействие на тот или иной объект внешнего мира — осуществляется при помощи мышечных движений.
Умственной же работе мышечные движения не только не нужны, но они ей даже мешают.
Значит, когда происходит это специфическое воздействие, телу человека, так сказать, «нечего делать», оно свободно от происходящей работы. Поэтому-то оно и занято преимущественно пристройками, оно «обслуживает» мыслительную работу либо тем, что готовится к воздействию на внешний мир, либо тем, что ограждает эту работу, охраняет ее. И то и другое происходит, разумеется, неподотчетно.
Таким образом, с физической, мышечной стороны думанье состоит преимущественно из оценок и пристроек, а воздействия в логике думанья протекают одновременно с пристройками и потому тормозят их.
Часто мы можем с уверенностью утверждать, что, мол, этот человек «думает», что вот он «задумался» и т.д. Это оказывается возможно только потому, что, с одной стороны, логика действий сосредоточенно думающего человека подчинена общим законам логики действия, с другой — она специфична и характеризуется особенностями, только ей присущими. Чтобы думать, решать ту или иную проблему, целесообразны не те мышечные движения, которые целесообразны для того, чтобы переделывать, перестраивать тот или иной внешний объект как чисто материальный, так и такой, как сознание другого человека. А ведь действия мы «читаем» по движениям.
Чем более сосредоточенно человек думает, чем важнее для него проблема, которую он решает, чем больше она затрагивает его существенные интересы, чем скорее ему надо решить ее, чем более противоречивы обстоятельства, которые ему нужно обдумать, тем соответственно яснее в его поведении будет обнаруживаться специфическая логика действий сосредоточенного думанья, охарактеризованная выше.
В логику эту, могут, конечно, «вклиниваться» и на нее могут «наслаиваться» действия, направленные на внешний объект. Такие случаи встречаются на каждом шагу: человек, например, сравнивает нечто реальное, наличное с чем-то воображаемым или воспоминаемым. Такое действие в целом можно назвать «проверкой»; тогда вариантами действия «проверять» могут быть действия «изучать», «узнавать» (что-то, что было знакомо, но забыто или сильно изменилось и что, следовательно, нужно сопоставить с сохранившимся в памяти представлением), «советоваться» (проверять у кого-то ход своих мыслей, свои соображения, планы) и т.д.
Еще пример. Читать слушать — это значит следить за содержанием читаемого или слушаемого; действие здесь: следить, чтобы усвоить воспринимаемое. Но можно только читать и только слушать (это редкий случай «формального» восприятия), а можно делать то и другое, думая (относительно сосредоточенно), то есть проверяя содержание непосредственно воспринимаемого, сопоставляя его с воображаемым, мыслимым (так именно почти всегда читают и слушают «по существу»). В последнем случае человек обычно читает медленнее, отрывается от текста, останавливается (и тем больше, чем большей сосредоточенности на воображаемом требует это сопоставление); слушающий просит говорящего «не торопиться», рассказывать «с толком, с чувством, с расстановкой».
Здесь логика действия следить сочетается с логикой действия «сосредоточенного думанья». Подобных случаев может быть, разумеется, бесчисленное множество. При этом думать, читая или слушая (так же как, — советуясь, проверяя, изучая и т.н.), можно более и можно менее напряженно и сосредоточенно.
Осмысленно произносить слова, «не думая» вообще, очевидно, невозможно. Но «сосредоточенное думанье» есть все же особый случай (тип или вид) логики действий. При непосредственном воздействии словами на партнера думанье как таковое сконцентрировано в моменты оценок — человек не может воздействовать сознательно на партнера, не оценив, не поняв основания для действия. Эти моменты оценок могут разрастаться, увеличиваться в объеме и значении — вот тогда-то они и приобретают особый характер логики действий сосредоточенного думанья, которая в свою очередь в разных случаях может выступать более или менее ярко и отчетливо.
Если же человек обдумывает проблему, которая не представляется ему важной, затрагивающей его существенные интересы; если он по принуждению или, соблюдая приличия, только делает вид, что думает, если он думает даже и о чем-то важном для него, но не торопится; если, следовательно, обдумываемые обстоятельства мало волнуют его, — то и охарактеризованная логика действий думанья будет в большой степени завуалирована. В нее будут «вклиниваться» реакции на многочисленные, случайные и самые слабые изменения окружающей обстановки; оценки, характерные для логики думанья, будут едва уловимыми; пристройки — неясными.
И все же любой из нас безошибочно определит тот факт, что данный человека данную минуту думает. (В этом, между прочим, сказывается всеобщая «грамотность» в чтении логики действий). Но логика думанья обнаруживается в движениях часто ничтожно малых по амплитуде, крайне разнообразных и таких, повод и причина которых скрыты от наблюдателя. Поэтому описать внешнюю сторону поведения думающего человека, словами, обозначающими действия иногда чрезвычайно трудно. Для этого нужно уметь видеть психическое в единстве с физическим — видеть объективную целенаправленность мельчайших движений и видеть физическое осуществление субъективных целей в, казалось бы, совершенно случайных хаотических движениях.
5
Удобным примером для рассмотрения логики действий сосредоточенного думанья может служить, скажем, поведение шахматиста во время игры; общая цель его размышлений ясна заранее — он озабочен тем, чтобы выиграть партию.
Вначале он не нуждается в сосредоточенном думанье. Сюда входит пристройка к доске с расставленными фигурами и первые стереотипные ходы, заранее известные обоим игрокам и имеющие целью создать определенное расположение фигур. Здесь дело идет обычно быстро — игроки по очереди передвигают фигуры, не встречая сопротивления, и потому без размышлений.
Но вот противник сделал неожиданный ход, которого не предусматривал наблюдаемый нами шахматист. Последний мгновенно замрет в том положении, в каком застал его этот ход. Даже если ход этот покажется ему с первого взгляда для него выгодным, он не поверит своему первому впечатлению и заподозрит ловушку, подвох и начнет обдумывать сложившуюся ситуацию, то есть проверять свой план или строить его, сопоставляя возможные дальнейшие ходы свои и своего противника. Для этого он устроится удобнее, чтобы видеть доску: может быть, придвинется к ней, может быть, сделает движения, ограждающие его от внешних раздражений.
Сопоставив несколько вариантов дальнейшего развития партии, разобравшись, таким образом, в сложившейся ситуации и в том, как Можно ее использовать в своих интересах, он опять не мгновение замрет и, может быть, медленно протянет руку к какой-то фигуре. Вдруг — стоп. Опять замер с протянутой к фигуре рукой. И потом: либо уберет руку и устроится еще удобнее, чтобы думать, либо — переставит фигуру. В последнем случае первое думанье кончилось. Наш шахматист будет теперь ждать — что сделает противник.
Допустим, противник сделал именно тот ход, какого ждал наш шахматист. Это сразу слегка облегчит его тело, и он двинется, чтобы сделать следующий ход по своему плану. Стоп! Оказывается, дело не ток просто, как ему казалось — он увидел свою оплошность и неверное представление о плане противника. Нужно опять обдумывать положение — нужно опять устроиться поудобнее, чтобы думать, но устроиться не так, как в первый раз. Чем труднее положение шахматиста, тем мучительнее он будет искать удобное положение для обдумывания. Он, может быть, будет ерзать на стуле, подпирать руками голову у лба и глаз, как бы ограждая свое внимание «шорами», может быть, откинется к спинке стула, может быть, закурит и т.д. Объективная цель всех этих движений — поиски удобного положения, чтобы думать. Если в таком положении не удалось найти верный ход, может быть удастся найти его в другом.
Вот описание момента игры матча-реванша на первенства мира между В.Смысловым и М.Ботвинником:
« М.Ботвинник, склонившись над столиком и время от времени привычным жестом поправляя очки, думает над очередным ходом. В.Смыслов не спеша разгуливает по сцене, мельком взглядывая на доску, как бы еще раз проверяя избранный план игры. Минута, пять, десять...
Экс-чемпион мира поднял руку над столиком. Зал замер. Замерла на мгновение и рука. Так ли? Но вот Ботвинник берет белую пешку, уверенно переставляет ее и нажимает рычажок шахматных часов. Механизм начинает отсчитывать время чемпиона мира. Смыслов поудобнее усаживается за столик, записывает на бланке ход партнера и погружается в раздумье».
Переход от одного положения тела к другому будет совершаться через остановку — момент, когда тело, хотя бы одно мгновение будет неподвижно. Каждая такая остановка — это момент, когда шахматист приходит к тому или иному выводу, представляя себе последствия проектируемого хода в воображении. Если вывод благоприятен, он двинется, чтобы сделать этот ход, но движение это будет тормозиться продолжающейся работой мысли — проверкой в воображении последствий проектируемого хода.
Шахматист, самоуверенный, смелый, значительно более сильный, чем его противник, будет «легче» в движениях, быстрее, он будет меньше думать, чем его более слабый противник. Последний будет «тяжелее», озабоченнее, осторожнее и логика сосредоточенного думанья в его поведении обнаружится яснее.
Чем больше и тот и другой заинтересованы в выигрыше, тем оба они будут думать больше, тем они будут «тяжелее», сосредоточеннее и осторожнее. Тем яснее в их поведении будет выступать общая логика думанья, разумеется, с большими или меньшими поправками на особенности логики действий каждого.
То, что именно данный человек в данную минуту думает, это заключено в тех представлениях, какие рисуются в эту минуту в его сознании. А эти представления у нормальных людей в обычных случаях так или иначе связаны с речью.
Если человек думает, но не произносит при этом слов, то содержание его мыслей остается невыраженным. О нем можно только утверждать: во-первых, что он «думает», во-вторых, насколько онсосредоточенно думает и, наконец, можно, в-третьих, высказать более или менее обоснованные предположения о том, насколько он успешно думает — совпадают или не совпадают возникающие в его сознании мысли с его интересами, и — только.
6
Казалось бы, «логика действий» думанья, взятая с внешней, телесной стороны, не обладает большой выразительностью — она дает лишь самые общие и скудные сведения о «жизни человеческого духа» думающего человека. Однако это не совсем так: логика эта, даже и без произнесения слов, может быть очень выразительна в контексте предыдущих и последующих действий этого человека и при условии учета тех обстоятельств, какие в данном случае заставили его задуматься. Тот факт, что данный человек в данных обстоятельствах задумался (или не задумался) может быть весьма красноречив. Зная его интересы и повод заставивший его задуматься, можно иногда с достоверностью знать, что именно он думает. Если при этом видно насколько сосредоточенно и насколько успешно он думает, то его бессловесное поведение может иной раз оказаться красноречивее всяких слов. Оно может глубже и полнее раскрыть оттенки и индивидуальные особенности его психического склада и его интересов.
Но главный смысл изучения логики действий сосредоточенного
думанья все же не в этом. Он заключен в том, что, хотя думанье есть психический мыслительный процесс, тем не менее, если тело человека не помогает процессу мышления, то оно неизбежно мешает этому процессу.
Поэтому, строя в своем телесном поведении логику думанья изображаемого лица, актер тем самым помогает себе усвоить мышление этого образа в том его содержании, которое заключено в словах.
Примечательно, что «лучезарный вождь» Мао Цзе-дун в своих сочинениях цитировал из популярной в Китае «Повести о трех царствах» следующее: «Только нахмуришь брови — в голове рождается план».
Одна из характерных черт ибсеновского доктора Штокмана заключается именно в том, что он — мыслитель, несколько даже оторванный от практической жизни. Как известно, роль эта была одной из лучших в репертуаре К.С.Станиславского. Какое же значение в воплощении внутреннего мира этого образа имело его физическое поведение? К.С.Станиславский пишет: «Стоило мне даже вне сцены принять внешние манеры Штокмана, как в душе уже возникали породившие их когда-то чувства и ощущения» (Станиславский К.С. Собр.соч.: В 8т. — М., 1954 — 1961. — Т.1. — С.248).
Правда жизни на сцене, убедительность поведения актера в роли, в целом, нередко нарушаются именно потому, что актер не соблюдает элементарных общих законов логики действий сосредоточенного думанья. Более того, даже пренебрежительное отношение к ним, как к чему-то, что мол, само собой разумеется и потому не требует внимания при работе над ролью, даже такое отношение часто не остается безнаказанным.
Логика действий любого образа должна включать в себя отчетливые, ясные моменты логики сосредоточенного думанья. Эти моменты будут ясны, выразительны, если, во-первых, в сознании актера будут возникать именно те образы и представления, какие должны возникнуть в этот момент у изображаемого лица и если, во-вторых, его тело будет откликаться на их возникновение и на то, какое отношение они имеют к его субъективным интересам — отвечают им или нет, Тогда моменты думанья войдут в логику действий образа в целом, как ее необходимые звенья.
И наоборот, всегда остается условной игра актера, который не думает на сцене. Для такого актера все окружающее его равноценно. В результате существенные интересы образа остаются невыраженными и «жизнь человеческого духа роли» — невоплощенной.
Пример. Действующему лицу пьесы сообщили о чьей-то смерти и это лицо оценило сообщение без всяких размышлений. Это значит: актер выразил полное безразличие персонажа к данной смерти, независимо от того, какие слова в ответ на сообщение он произнес.
Если после такого же сообщения актер задумался, а потом стал «легче» и относительно быстро перешел к какому-то делу, то, каково бы ни было это дело и какие бы слова он ни произносил, его поведение выразило: смерть, о которой персонаж услышал, хотя и произвела на него впечатление, но не огорчила его, а, может быть, даже обрадовала.
Если же он стал «тяжелее», если ему оказалось трудно перейти к делу, а делая это дело, он не может расстаться с мыслями — это значит: сообщение о смерти произвело на персонаж угнетающее впечатление, хотя слова произносимые им, может быть, вовсе не выражают печали.
Еще пример. На сцене трое. Двое из них ведут диалог, третий молчит. Если он заинтересован в происходящем, если диалог затрагивает его интересы, то он слушает и думает о том, что слышит и, в той мере, в какой это так, его поведение может быть весьма выразительно. Его переживания выразятся в том, какое место в его поведении занимает «слушание» и какое «думанье»; что именно он слушает и после каких услышанных слов думает; отвечает или не отвечает его интересам то, что он слышит; что именно отвечает и что именно не отвечает. А это все выразится в его движениях, которые будут продиктованы логикой действия думанья и логикой переходов от сосредоточенного думанья к внешним объектам и обратно. Если таким образом актер участвует в происходящем событии и это его участие подчинено индивидуальной логике действий персонажа (его общим и конкретным целям), то в поведении актера выразится субъективный мир персонажа. При этом речь его, как бы мало слов ни дал ему автор, будет активной и выразительной.
Примером может служить, скажем, сцена Пелагеи Егоровны, Мити и Любы в третьем действии комедии Островского «Бедность не порок» (явление VI). Митя убеждает Пелагею Егоровну принять его дерзкий план похищения Любы и спасения ее от брака с Коршуновым; Любовь Гордеевна слушает, потом вмешивается; возникает диалог Любови и Мити; теперь слушает мать. Если Люба и мать, слушая, не будут надлежащим образом участвовать в событии, то у них не будет и права произносить слова, данные им Островским, событие в целом «не состоится», и образы будут искажены.
Во всех подобных и аналогичных случаях (а их можно себе представить бесчисленное множество) значительную выразительность приобретают самые, казалось бы, элементарные, общие и схематические закономерности логики действий сосредоточенного думанья. Они, следовательно, должны быть учтены и использованы для построения содержательной и отчетливой индивидуальной логики действий сценического образа.
Применены и использованы они могут быть, разумеется, бесконечно разнообразно, коль скоро построение сценического образа есть деятельность творческая.
7
Общие закономерности логики действий сосредоточенного думанья могут помочь актеру в работе над монологом. Монолог — это думанье. Разница между думаньем и сценическим монологом заключается лишь в том, что обычно человек думает, не произнося своих мыслей вслух, а в монологе на сцене он думает вслух. Только как сосредоточенное «думанье вслух» монолог на сцене может быть подлинным, продуктивным и целесообразным действием.
Если не понимать того, что мышление есть действие и что, следовательно, всякий мыслительный процесс есть особый случай логики психофизических действий, то сценический монолог представляется чем-то откровенно и неизбежно условным, чем-то неосуществимым в логике подлинных человеческих действий.
Тогда монолог обычно рассматривается как некое «самовыявление» героя, как выражение им своих мыслей и чувств; при этом чаще всего стыдливо умалчивается — кому и зачем герой выражает в монологе свои чувства и мысли. Таким путем монолог неизбежно превращается в доклад или сообщение зрителям о мыслях и чувствах героя, что, очевидно, никак не может входить в логику действий этого героя, но откровенно подчинено логике действий играющего актера.
При таком исполнении монолога актер видит свою задачу в том, чтобы как можно красноречивее и яснее изложить зрителям готовые, законченные и сформулированные автором мысли. Это — «читка», декламация, то есть условное представление.
Монолог действительно выражает мысли, чувства, состояние и настроения героя. Действительно, автор для этого дает своим героям монологи. Но произнесение монолога только в том случае достигает этого своего назначения, когда в монологе впервые формируются мысли, чувства, отношения героя. Тогда актер озабочен не тем, чтобы выразить их, а тем, чтобы найти решение проблемы, которую нужно решить герою. Решая ее в монологе, актер выражает одновременно и саму проблему, и то, почему и чем она задела интересы героя, и отношение различных сторон проблемы к его интересам. Тогда монолог выполняет свое назначение (выразить чувства, мысли, состояние и пр.), входя в логику действий образа, то есть служа созданию образа живого человека, а не докладывая о нем — как в условном театре.
Монолог — это всегда сопоставление или противопоставление намерений, представлений, проектов, предполагаемых решений, аргументов, различных сторон одного мыслимого явления, то есть то же самое, что и всякое думанье. В монологе эти представления оформлены словами, а слова привносятся вслух. Но это не значит, что все мысли и представления, возникающие в сознании героя и побуждающие его думать, зафиксированы в словах текста.
В тексте монолога могут быть изложены аргументы и в пользу одного решения проблемы и в пользу противоположного решения, хотя сами эти решения могут быть, и не изложены; а могут, наоборот, быть изложены только сменяющие друг друга решения и опущены подходы к ним — аргументы к ним приводящие; но могут быть изложены аргументы в пользу одного проекта решения и само это решение, а опущены проекты противоположных решений и аргументы в их пользу и т.д. и т.п.
Для того, чтобы в таком монологе найти логику поисков решения, нужно дополнить текст автора словами, не произносимыми вслух, но необходимо присутствующими в мыслях героя в промежутках между произносимыми словами. Слова эти подразумеваются и находятся «между строк» текста монолога.
Если в монологе определена проблема и найден конфликт — «диалог аргументов» — то, очевидно, в нем должны найти себе место не только оценки и пристройки, вызванные представлениями прямо вытекающими из текста, но и те оценки и пристройки, которые вызваны представлениями, дополняющими текст автора, созданными воображением актера.
Так, можно представить себе монолог сплошь состоящий из утверждений счастья, радости, восторга; каждая фраза такого монолога может заканчиваться восклицательным знаком и весь в целом он призван выразить восторженное состояние героя.
Для того чтобы найти проблему, конфликт и борьбу аргументов в таком монологе, бывает достаточно перед произнесением слов на несколько мгновений задуматься над вопросом: действительно ли так хорошо? Неужели действительно произошло то, что произошло? Может ли это быть? После проверки — так ли это? — текст монолога будет ответом, может быть самым категорическим, на возникший в сознании, но не произнесенный вопрос. Постановка подобного рода вопросов может быть целесообразна не только перед началом монолога, но и между отдельными его фразами. И во всех случаях постановка вопроса повлечет за собой оценку и пристройку, в каждом конкретном случае, конечно, своеобразную.
Этот же принцип может быть применен и к тем случаям, когда монолог состоит из текста, выражающего горе, отчаяние, безнадежность. Теперь тексту может быть предпослан непроизнесенный вопрос: неужели выхода нет? Или опять те же вопросы: неужели произошло то, что произошло? Может ли это быть?
Здесь, как и во всяком монологе, опять должны быть: вопросы и ответы; соображения и контрсоображения; решения и отказы от них; утверждения и развития этих утверждений и т. д. Все эти переходы от одного к другому требуют пауз, остановок движения, смены положения тела, изменений его веса, пристроек — либо к делу, либо к думанью, совершенствования последних и вновь пристроек к делу и т.д. и т.п.
Чем резче противоречивость, контрастность представлений и возникающих мыслей, которые дают основание для развития логики действий в монологе, тем соответственно отчетливее будут выступать в нем все общие особенности логики действий сосредоточенного думанья; тем яснее выразятся в нем борьба этих представлений и преодоление одних представлений другими. Тем, следовательно, ярче и убедительнее воплотятся в монологе мысли, чувства и состояние героя.
Тогда актер может во время исполнения монолога не заботиться о том, что ему нужно выразить такие-то и такие-то мысли автора. Актеру будет некогда думать об этом, он будет занят делом — интересами героя. Д это как раз и передаст зрителю мысли и чувства героя. Непреднамеренность такого выражения сделает его убедительным и искренним.
Так, если актер на сцене хочет найти выход из «безвыходного положения», действительно ищет его и все же не находит — тогда зритель поверит в то, что выхода нет. Если актер подлинно проверяет необычайную удачу, счастье, боясь поверить им; если он ищет изъяны в сложившемся благополучии и не находит их — тогда и зритель поверит в то, что герой действительно счастлив. Зрители, как и все люди, охотнее верят тому, что они видят, чем тому, о чем им сообщают или докладывают. То же относится и к мысли: нельзя сомневаться в искренности мысли, к которой герой пришел сам, для себя и только что.
Сказанное о монологе, как о логике действия сосредоточенного думанья, можно обнаружить, например, в монологах Ракитина во втором действии и монологе Наталии Петровны в третьем действии комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне».
В ремарках автор довольно подробно отмечает моменты наиболее значительных «оценок», характер «пристроек» и паузы. Вопросительные знаки, восклицательные знаки и многоточия говорят, соответственно, о возникающих вопросах, об ответах на них и о моментах, когда мысль героя не оформлена произносимыми словами.
Вот ремарки из первого монолога Ракитина: «ходит некоторое время взад и вперед», «помолчал» (думает, не произнося слов!), «ходит опять и вдруг останавливается» («оценка»!), «садится» (потяжелел!), «помолчал», (думает молча!), «с горькой усмешкой» (потяжелел!), «быстро поднимаясь» (стал легче!).
Вот ремарки из монолога Наталии Петровны: «остается некоторое время неподвижной» («оценка»!), «останавливается и проводит рукой по лицу» («оценка» и попытка прекратить сосредоточенное думанье!), «останавливается опять» («оценка»!), «помолчав» (думает молча!), «содрогается и вдруг поднимает голову» (еще одна попытка прекратить сосредоточенное думанье!), «горько» (потяжелела!), «встает» (стала легче!), «она садится опять» (потяжелела!), «задумывается» («пристроилась» думать— потяжелела!).
Выше мы упоминали действия «слушать» и «читать» как такие, в которых в большей или меньшей мере присутствуют специфические особенности логики действий сосредоточенного думанья. Подобным же образом эти особенности находят себе применение на сцене в тех случаях, когда автор дает герою длинную речь, которую обычно называют «монологом», хотя она и не является таковым в точном смысле слова, так как обращена к присутствующему партнеру.
Пример — монолог Сатина «О человеке» в четвертом действии пьесы А.М.Горького «На дне». Горький дал Сатину партнера — Барона; речь «о человеке» обращена к нему; по форме это длинная реплика из диалога; в сущности же это монолог — размышление, думанье, решение проблемы, утверждение своего решения. В монологе этом значительное, если не главное, место занимает логика действий сосредоточенно думающего человека, хотя логика взаимодействия с партнером тоже, очевидно, сказывается на поведении актера, играющего Сатина. Какая из них и в какой мере будет главенствовать над другой? Это зависит от того, как в том или ином случае толкуется роль Сатина, сцена и пьеса в целом.
Подобных примеров можно привести много (речь Вершинина и Тузенбаха в «Трех сестрах», речь Тригорина в «Чайке»). Это все те случаи, когда действующее лицо занято не только партнером, но и своим собственным пониманием той или иной жизненной, философской или любой другой проблемы, уяснением ее для себя; когда герой произносит слова, чтобы решить эту проблему и разобраться в своих представлениях, а не только для того, чтобы воздействовать ими на других. Едва ли это не относится ко всем случаям длинных речей на сцене с философским или иным обобщающим содержанием.
8
Перестраивая, совершенствуя свое сознание, оперируя мыслимыми представлениями, человек, также как и в случаях словесного действия, вынужден видеть то, о чем он думает, вынужден воспроизводить эти видения и вынужден обращаться к тем или иным сторонам своего сознания, к тем или иным психическим процессам.
Мышление требует проверки — анализа и сопоставления — представлений; значит мышление, а вслед за ним и монолог требуют всегда ясных, конкретных видений. Видения неясные, не достаточно определенные, те, какие нужно продумать, понять, уяснить себе в процессе думанья, в монологе превращаются в ясные, отчетливые, конкретные.
Значит, логика действий в монологе требует рельефной лепки фразы — особенной ясности в логическом ее построении. Думающий человек проверяет, прежде всего, правомерность, обоснованность, логику обдумываемого им явления; поэтому он вынужден воспроизводить для себя в первую очередь именно логическую связь элементов представляемой картины.
Что касается способа воздействия, то, во-первых, думанье, по природе своей требует учета сложных, противоречивых обстоятельств, а поэтому— сложных способов содействия; во-вторых, обращение к своим собственным психическим способностям не может не отличаться от обращения к психическим способностям другого человека по существу.
Так, удивлять думающего человека может не то, чему он сам себе предлагает удивиться, а то, к чему приводят его непроизвольные представления. Поэтому способ воздействия удивлять в логике думанья превращается в действие удивляться, то есть в оценку возникшего представления и проверку его — специфическое узнавание. Звать самого себя очевидно логически бессмысленно. Наоборот, объяснять самому себе можно — так школьники, например, иногда повторяют или учат уроки. Можно самого себя укорять и ободрять, можно отделываться от собственных назойливых представлений.
Таким образом, способ воздействия в логике сосредоточенного думанья, с одной стороны, может быть в отдельных случаях относительно ясен, с другой стороны, он, как правило, чаще бывает сложным по структуре и в нем особенно большую роль играют обертоны. В итоге способ воздействия играет здесь меньшую роль, чем в логике словесного действия, направленного на сознание партнера. Ведь думать можно, вовсе не произнося слов, а способы воздействия относятся именно к их произнесению.
Поэтому в монологе решающую роль играют, как правило, видения и отчетливая лепка фразы; способ действия словом в монологе обычно менее ясен, более сложен по структуре и играет относительно второстепенную роль.
Содержанием монолога (как и предметом обдумывания) может быть происшедший, долженствующий произойти или воображаемый диалог. Так, например, человек обиженный, несправедливо обвиненный, непонятый, оставаясь наедине с самим собой, иногда произносит (в жизни «про себя», на сцене «вслух») то, что он мог бы, хотел бы, должен бы был произнести, но по той или иной причине не произнес.
Если монолог включает в себя такого рода «внутренний диалог» с воображаемым партнером, то и способ действия в нем делается яснее, определеннее, проще. И все же он будет не так ясен, как в диалоге с реальным, а не воображаемым партнером. Всем людям свойственно считать, что результат их воздействия словами на партнера зависит не от способа действия, а от весомости, значительности соображений, от логики мысли. Поэтому, готовясь к диалогу, обдумывая его, произнося его в отсутствии партнера, человек редко проектирует заранее или, так сказать, репетирует способ воздействия и почти всегда заготавливает, проверяет или репетирует логику аргументов, логику соображений, опровержений и обоснований, — то есть то, что находит себе наиболее полное воплощение в лепке фразы и в рельефности этой лепки.
Повторим, что монолог, обращенный в зрительный зал, не есть монолог в собственном смысле слова. Такой монолог характеризуется не логикой сосредоточенного думанья, а логикой рассказывания одновременно многим партнерам. Рассказывающий многим слушателям не может приспосабливаться к особенностям работы сознания каждого из них. Поэтому он вынужден пользоваться такими способами словесного воздействия, которые по возможности затрагивали бы всех слушателей.
Рассказывающий воздействует, поэтому, преимущественно, на воображение. Если бы в тексте рассказа он не видел подтекста более богатого содержанием, более интересного, чем сам этот текст, то ему не было бы надобности рассказывать. Он сухо доложил бы факты, прочел бы вслух текст — и все. Но он видит в тексте лишь часть того, что рисуется в его воображении и что он стремится воспроизвести своей звучащей речью. Таким образом, само содержание «рассказывания» требует способа действия (воздействия): удивлять.
Но однообразие способа действия всегда говорит о его малой активности. Поэтому в активном монологе, обращенном к зрителям, как и во всяком активном рассказывании одновременно многим слушателям, большую роль играют обертоны словесного действия.
Обертоны эти вызываются не только, и не столько, учетом поведения слушателей (ибо за каждым из них рассказчик не может уследить), сколько отношением рассказчика к тому, о чем и что он говорит. Рисуя повествование воображению слушателей, рассказчик в то же время рассчитывает — одну черту, одну часть рассказа, в зависимости от его содержания, адресовать так же и чувствам слушателей, другую черту, или часть — их памяти, третью — их мыслительным процессам, или воле. Так к доминирующему словесному действию удивлять добавляются: то один, то другой, то третий обертоны и их богатство и яркость скрашивают однообразие доминирующего способа действия.
Таковы самые общие закономерности логики действий в монологе. Пользование ими — вопрос уже не технологический, а творческий. Само собой разумеется, что логика действия в каждом конкретном монологе индивидуальна и не исчерпывается общими закономерностями; что логика эта должна заново искаться и создаваться актером для каждой новой роли и знание общих закономерностей призвано лишь помогать этим поискам.
9
«По отношению к каждому предмету в отдельности, — писал И.М.Сеченов, — дробление или анализ есть средство раскрытия всех его свойств; в отношении же ко всем предметам в совокупности — средство к классификации как самих предметов, так и их признаков и отношений» (Сеченов И.М. Элементы мысли. — М, 1943. — С.157). Что же касается самой классификации, то И.М.Сеченов утверждал: «<... > если классификация рациональна, то она заключает уже в себе все существенные выводы науки» (Там же, с.50).
«Кто, когда целое познал, не разламывая его?» — говорил И.П.Павлов. «В сложном по самой своей природе предмете, — утверждал он, — для успеха исследования важно хоть с какой-нибудь стороны некоторое упрощение его». «Основное требование научного мышления: в области сложных явлений начинать с возможно простейшего случая».
Эти мысли величайших русских исследователей имеют, разумеется, общее значение. Они могут и должны быть применены и при изучении материала актерского искусства. Поэтому изучение человеческого действия неизбежно ведет к дроблению его на все более и более мелкие составные элементы. В результате этого то, что в действительности существует как единое сложное целое, предстает в виде суммы или системы элементов. В таком представлении, конечно, содержится условность; да и само оно есть лишь вспомогательное средство изучения целого.
И.П.Павлов писал: «Человек есть, конечно, система (грубее говоря — машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию. Разнообразно саморегулирующиеся машины мы уже достаточно знаем между изделиями человеческих рук. С этой точки зрения метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и в конце концов понимание, на основании всего этого, ее общей работы и управление ею, если это в средствах человека. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности нашим методом — это чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяется к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия. <...> А жизненно остается все тоже, что и при идее о свободе воли с ее личной, общественной и государственной ответственностью: во мне остается возможность, а отсюда и обязанность для меня, знать себя и постоянно, пользуясь этим знанием, держать себя на высоте моих средств» (Павлов И.П. Избранные произведения. — М., 1949. — С. 388-389).
Эти слова И.П.Павлова дают ответ на часто возникающие в театральной среде вопросы о роли и значении анализа, о роли и значении синтеза, о соотношении между тем и другим в работе актера. До сих пор мы занимались анализом — «разложением на части, изучением значения каждой части, изучением связи частей» и т.д. Тем самым мы, по выражению И.М.Сеченова, «раскрывали свойства» сложнейшего «предмета» — процесса человеческого действия, как материала, средства выражения актерского искусства.
Анализ этот привел к своего рода «математике актерского искусства». Значит, в актерском искусстве существует область твердых законов — объективных, «бесстрастных» и «беспартийных». Они подобны законам музыкальной грамоты, законам логики, правилам арифметики и грамматики, законам оптики, анатомии и сопротивления материалов.
Знание этой «математики актерского искусства» нужно актеру лишь для того, чтобы — по выражению И.П.Павлова — «пользуясь этим
знанием, держать себя на высоте своих средств» в сознании «личной, общественной и государственной ответственности».
Воспитывая будущих актеров в последнем своем детище — оперно-драмматической студии, — К.С.Станиславский сказал:
«Какого мне нужно актера? — который умел бы делать следующее: во-первых, выполнять ультра-натуралистически простейшие физические задачи < ... > Во-вторых, соединять какой-то логикой отдельные задачи < ... > чтобы продеть все элементы на общую линию. В-третьих, режиссер меняет все обстоятельства и актер моментально приспосабливается к новым. Искусство актера заключается в том, чтобы знать логику всех физических действий пьесы и уметь надевать их на нить».
Эта, выраженная в живой беседе и потому не претендующая на точность научных формулировок программа, тем не менее, охватывает все основные принципы современной теории актерского искусства: определение материала этого искусства («ультра-натуралистические простейшие физические задачи»); указание на служебную роль материала и утверждение сквозного действия («общая нить»); и наконец, — отзывчивость актерского искусства, его обязанность служить «новому».
Конечно, такое толкование приведенных слов К.С.Станиславского может показаться вольным; но, думается, его нельзя не признать верным, если исходить из «системы Станиславского» в целом.
В том же 1935 году К.С.Станиславский писал: «Весь театральный опыт мне подсказывает, что усиления темпов артистической работы следует добиваться не только в сфере самого производства, но и в деле изучения основ искусства. Если участниками спектакля окажутся подлинные знатоки и мастера своего искусства, то режиссуре не придется постоянно превращать репетицию в урок, как это приходится делать теперь. Когда создавать спектакль придут люди, умеющие работать над своими ролями не только на репетиции, по указке режиссера, но и дома, по собственному творческому чутью и по потребности своей изощренной психотехники, когда и темпы работы усилятся сами собой во много раз.
< ... > Нужно раз и навсегда понять, что все, что актер делает на сцене, должно быть прежде всего убедительно своей художественной правдой. Подлинное большое искусство не терпит лжи. Такое требование заставляет актера изучать законы своего творческого процесса, законы которых подавляющее большинство актеров не знает и не пытается изучить.
< ... > Конечно, не все театры могут стать на одном идейном художественном и технологическом уровне, но все они могут овладеть внутренней сценической правдой. < ... > Законы высокого мастерства, законы глубокого реалистического искусства не есть привилегия высокопоставленных театров, наоборот, все самодеятельные кружки, драмы, студии могут и должны их изучать.».
Изучение средств, изучение процесса действия, как такового, то есть его общих закономерностей,— это первая ступень технологии актерского искусства. Она нужна для восхождения на следующую ступень. Не зная технологии строительных материалов, нельзя выстроить сколько-нибудь прочное и стройное здание, хотя технология эта не может, разумеется, заменить строительного искусства.
(к стр.206). В беседах с режиссерами П.М. Ершов высоко оценивал толкование пьесы «На дне», предложенное в начале семидесятых годов труппой театра «Современник». В спектакле, поставленном Г.Б. Волчек, сосредоточенность Барона и в диалоге, и в момент «монолога» Сатина о человеке была значительнее, чем у самого Сатина. Барон /А.Мягков/, душевно мечась и мучаясь, искал понимания, сочувствия и как «утопающий за соломинку» хватался за ироническое философствование пьяненько-добренького Сатина /Евстигнеев/ на тему «что есть человек». Такое толкование сцены приводило к новому мизансценическому воплощению монолога. Искушенный театральный деятель с удивлением сталкивался с отсутствием патетических поз, ставших уже привычными в этой сцене. Е.Евстигнеевым для монолога использовались и в пристройках, и в оценках, и в воздействиях совсем другие краски: сутулая спина по авторской ремарке Сатин сидит перед бутылками пива и водки, прищуренные от дыма «чинарика» глаза, постоянные то сплевывания, то похохатывания, перемежающие знаменитые слова «монолога». И все это сопровождалось ярчайшей логикой сосредоточенного думанья его собеседника Барона.
Такая режиссерская рокировка логики сосредоточенного думанья, в ряду других не менее выдающихся режиссерских находок, позволяла зрителям видеть в тексте пьесы новое, не школярское содержание. — Прим. ред.
Глава восьмая
Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.