Учащиеся. На ромашке сидели три бабочки. К ним прилетели еще две бабочки.
Логопед. Что вы составили? (Условие задачи.) Задача получилась? (Нет, потому что нет вопроса.) Поставьте вопрос к этой задаче. (Сколько всего стало бабочек?)
Сравнение текста рассказа с текстом задачи
Логопед. Чем отличается рассказ от задачи? (В рассказе все говорится подробно, а в задаче — кратко. В рассказе нет вопроса.)
III . Итог занятия.
Логопед. Чему вы сегодня научились?
Задание 3. Прослушайте рассказ «Рыбки» и составьте задачу.
Рыбки.
Папа подарил Маше аквариум. Маша с мамой пошли в зоомагазин и купили семь красивых рыбок. Там же они купили морские растения и камешки. Маша радостная бежала домой, ей так хотелось пустить рыбок в аквариум.
Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.
Утром случилась беда. Кот Васька влез на аквариум, лапой вытащил двух рыбок и съел. Кота наказали, а рыбок стали прикрывать стеклом.
Задание 4. Прослушайте рассказ «Цыплята» и составьте задачу.
Цыплята.
У бабушки в деревне есть курица Пеструшка. Нанесла Пеструшка 15 яиц. Яйца оставили в гнезде. Курица сидела на яйцах и не слетала даже поклевать. Вскоре из яиц вылупились цыплята. Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки. Цыплята росли.
И скоро мы могли уже определить петушков, потому что у них 5ыстро росли гребешки. Получилось восемь петушков, а остальные 5ыли курочки.
(Аналогичные задачи можно составить из рассказов на следую-цие темы: «Грибы», «Птицы», «Посуда» т. д.)
Выборочный пересказ
Задание 1. Прослушайте рассказ, расскажите сначала о Дружке, затем о Пушке.
Дружок и Пушок.
У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Дружок белый, а Пушок серый. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушок ждет их на окошке. Дружок и Пушок живут дружно. Дружок
любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок не спит, он сторожит дом, а Пушок пугает мышей.
Задание 2. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как медицинская сестра спасла раненого солдата.
Храбрая девушка.
В бою с фашистами был ранен наш солдат. Пуля пробила ему руку и попала в грудь. Солдат упал на снег. Товарищи его ушли вперед. Они гнали фашистов дальше. К солдату тихо подползла медицинская сестра. Она перевязала ему рану.Потом эта маленькая девушка потащила солдата в безопасное место. Всю дорогу фашисты обстреливали ее из пулемета. Но девушка продолжала ползти и доставила бойца к своим. Так храбрая девушка спасла жизнь солдату.
Задание 3. Прослушайте рассказ. Расскажите о том, как муравей выбрался из банки с медом.
Догадливые муравьи.
На столе стояла банка с медом. В нее забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьев. Потом обвязала банку веревкой и подвесила к потолку.
Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашел. Долго он бегал по банке. Потом добрался до веревки. По веревке он добрался до потолка. Затем до стены и спустился на пол.
Прошло немного времени, и полчища муравьев поползли по стене. Они переползли на потолок. С потолка по веревке отправлялись в банку.
Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мед.
Задание 4. Прослушайте рассказ. Расскажите только о том, как ежик сделал себе постельку.
Хорошая постелька.
Скоро наступит зима. Пора делать норку. Вырыл ежик себе норку под деревом. Хороша норка, только постельки нет. Побежал ежик вокруг дерева. А под деревом много сухих листьев. Нашел зверек листья и стал по ним кататься. Листья пристали к иголкам ежа. Потащил он их в свою норку. Освободил иголки от листьев и опять побежал листья накалывать. Натаскал ежик много сухих листьев, уложил их на дно норки. Теперь у ежа есть мягкая постелька. Не страшна ежику зима!
Творческие пересказы
Задание 1. Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец рассказа. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.
Борис и Андрей ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом ...
Задание 2. Прослушайте начало рассказа. Придумайте конец. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.
Юра и Миша товарищи. Они живут в одном доме и учатся в одном классе. Они всегда вместе играют, делают уроки. Однажды Юра заболел ...
Задание 3. Прослушайте начало рассказа, придумайте конец. Дайте название рассказу. Перескажите его целиком.
Кончились уроки. Толя и Миша решили идти через проходной двор. За ними шел первоклассник Степа.
На крылечке чужого дома сидела большая собака. Толя и Миша стали бросать в собаку камни. Тогда Степа ...
Задание 4. Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумайте название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.
Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ждут ее подруги. Она бежит по лестнице.
Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье ...
Задание 5. Прослушайте начало рассказа, закончите его. Придумайте название. Разделите рассказ на части. Перескажите его по частям.
Было жаркое лето. Саша пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Саша бросился ...
Задание 6. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Перескажите рассказ целиком.
... Но вот дождь начал стихать. Выглянуло солнышко. Мокрые, но довольные ребята бежали домой.
Задание 7. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Перескажите рассказ целиком.
День рождения.
... Потом ребята пели и танцевали. Всем было весело.
Задание 8. Прослушайте конец рассказа. Придумайте начало. Озаглавьте его. Перескажите рассказ целиком.
... Крылышко подживало. Всю зиму прожила дикая уточка у Алеши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алеша выпустил ее на волю.
Задание 9. Прослушайте середину рассказа. Придумайте начало и конец. Озаглавьте. Перескажите рассказ целиком.
... По дороге из школы Дима думал о случившемся. Когда пришел домой, он быстро спрятал свой дневник ...
Устные сочинения
Задание 1. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ.
В каком классе ты учишься?
Как ты учишься?
Как зовут твою учительницу? Как зовут твоего воспитателя?
Какие предметы тебе больше нравятся?
Как ты готовишь домашнее задание? (Самостоятельно или с помощью старших?)
Задание 2. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся рассказ. Придумайте название рассказа.
Какие деревья сажают в саду?
Какие ягодные кусты сажают в саду? j Когда особенно красив сад? Почему? Когда снимают с деревьев плоды? Кто вредит деревьям?
Как надо бороться с вредителями?
Задание 3. Ответьте на вопросы полным предложением. Придумайте название рассказа. Нарисуйте картинку к рассказу. Перескажите получившийся рассказ.
Где живет заяц?
Какие у него лапы, уши и хвост? Какой по цвету заяц зимой и летом? Чем питается заяц летом и зимой? Кто опасен зайцу?
Задание 4. Рассмотрите картинки. (Даются картинки, изображающие елку и I; сосну.) Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ.
К какой породе деревьев относятся елка и сосна?
Какой ствол у елки и сосны?
Чем отличается хвоя елки от хвои сосны?
Где растут елка и сосна?
Как называются леса, в которых растут елки и сосны?
Задание 5. На прогулке рассмотрите березу и рябину. Обратите внимание на ствол, ветки и листья березы и рябины. Вспомните, какие плоды у рябины.
Ответьте на вопросы. Перескажите получившийся рассказ. Нарисуйте рябину и березу.
Чем отличаются береза и рябина?
Где растут эти деревья?
Как называется лес, в котором растут березы?
Есть ли леса, в которых произрастает только рябина?
Какое дерево чаще встречается: береза или рябина?
Задание 6. Прослушайте стихотворения про березку. Расскажите, как описывается березка в этих стихотворениях.
Березка.
Средь сосен суровых,
Средь темных ракит
В серебряном платье
Березка стоит.
Склонились деревья,
Цветы и кусты
Пред гордым величьем
Ее красоты.
(Народная песня.)
Березка.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками
в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев
Конспект занятия
Тема. Осень в лесу.
Цель. Учить детей составлять рассказ по представлению. X од з а н я т и я. I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели занятия. Логопед читает загадку:
Пусты поля, Лист опадает.
Мокнет земля, Когда это бывает? Логопед. Сегодня мы нарисуем картину, которая будет называться «Осень в лесу». Но будем рисовать ее без карандашей, без кистей и красок — словами. А чтобы вам не было трудно, каждый будет рисовать фрагмент нашей картины. (Распределяются темы: «Погода», «Деревья», «Звери».)
Логопед. Я буду рассказывать о погоде. Осенью солнце поднимается невысоко и греет слабо. Часто его закрывают тучи. Дует пронизывающий ветер. Идут холодные дожди. Дальше рассказ продолжит Саша. Он расскажет о деревьях. Продолжает Саша.
Примерный текст рассказа: Цветы увяли. Трава засохла. Листья на деревьях пожелтели и опали. Они покрыли всю землю. Остаются зелеными только ели и сосны. Продолжает Рита.
Примерный текст рассказа: Звери тоже готовятся к зиме. Они утепляют свои норы. Белка и заяц поменяли шубки. Логопед следит за рассказами учащихся, не позволяя им отступать от темы. Остальные учащиеся дополняют рассказы. Затем одному из учеников предлагается пересказать получившийся рассказ.
Задание на дом. Нарисовать картинку к рассказу. Пересказать маме.
Итог занятия.
Логопед. Чему вы сегодня научились?
Задание 7. Прослушайте слова. Придумайте по ним рассказы. (При затруднении логопед может использовать соответствующие картинки.)
За малиной.
утро, роса, малинник, лукошки, крапива, ребята, полдень
На озере.
озеро, утки, собака, выстрел, охотник, осечка
Задание 8. Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Дайте названия рассказам.
Предметные картинки: а) нарядное платье, пирог, конфеты, чашки с блюдцами, фрукты в вазе, гюдарки: книжка, мяч, шары, краски, фломастеры; б) мальчик, папаГдевочка, корзинка, наполненная провизией, полный рюкзак, палатка, берег реки, ягоды, грибы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 479.