Логопед дает ученикам задания:
1) Составьте предложения из трех слов по картинкам и вопросу:
Что дают домашние животные человеку?
Логопед выставляет картинки, изображающие домашних животных, например корову, козу и т. д. Учащиеся отвечают на возрос предложением из трех слов, например: Корова дает молоко.
2) Вставьте в предложение пропущенное слово.
Логопед называет часть предложения и ставит в известность учеников, что пропущено первое, второе или третье слово. Ученики вставляют подходящее по смыслу слово. Затем предложение произносится
полностью. ... вьют гнезда. Птицы ... гнезда. Птицы вьют ... . Рыбаки ... рыбу. ... ловят рыбу. Рыбаки ловят ... . Кролик ... морковку. ... грызет морковку. Кролик грызет ... . Кошка ... молоко. Кошка лакает молоко. Лесорубы рубят лес. Лесорубы ... лес. Гусеницы поедают ... . Гусеницы ... капусту. ... поедают капусту. Птицы ... гусениц. ... поедают гусениц. Птицы поедают . . . .
3) Поднимите точку, если предложение закончено.
Логопед читает предложения, учащиеся поднимают карточку с изображением точки, обозначая конец каждого предложения. Привезли кирпич. Рабочие разгрузили машины. Приготовили раствор. Каменщики кладут кирпичи. Разнорабочие подносят раствор. Началось строительство. Что вам помогло определить конец предложения? (Ваша интонация.) Где производятся такие работы? (На стройке.? Как можно озаглавить рассказ? (Началось строительство. На стройке.)
III. Итог занятия.
Л о г о п е д . Что вам больше всего понравилось в занятии?
Занятие 7. Тема. Предложение. (гл.члены предложения)
Ц е л ь . Познакомить учащихся с главными членами предложения,
тренировать слуховое внимание и память.
О б о р у д о в а н и е . Сюжетные картинки.
Ход з а н я т и я .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложение из трех слов.
II. Работа с простым двусоставным предложением.
Л о г о п е д . Составьте предложение из двух слов по картинке, например: Художник рисует. Ответьте на вопросы:
Что вы составили? (Предложение.)
Про кого вы узнали? (Про художника.)
Что вы узнали про художника? (Художник рисует.)
Что рисует художник? (Картину.)
Сколько слов стало в предложении? (Три.)
Произнесите предложение полностью. (Художник рисует картину.)
III. Выделение из предложения главных слов.
Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось? (Рисует картину.)
Что мы не узнали? (Кто рисует.)
Рисует картину — это предложение? (Нет.)
Правильно, предложение не получилось. А теперь выпадает из предложения второе слово. Что получается? (Художник картину.) Что мы не узнали? (Что делает художник.) Художник картину — это предложение? (Нет.) Из предложения выпадает третье слово. Что получается? (Художник рисует.)
Можно назвать это предложением? (Можно.) Это и есть предложение. Слова, которые входят в это предложение, называют главными. Без них, как вы убедились, предложение не получается.
Логопед дает задания ученикам:
1) Прослушайте предложение, определите количество слов в нем, найдите главные слова, поставьте к ним вопросы.
а) Мама несет сумку. Бабушка печет пироги. Маляр красит крышу. Дедушка читает газету. Зрители смотрят фильм. Поезд отправляется утром. Солнышко всходит рано.
б) Одежду шьет портниха. Улицы подметает дворник. Кирпичикладет каменщик. Сети тянут рыбаки. Тихо шелестели листья. Раскатисто гремел гром. Непрерывно звучала музыка. Вдалеке показался автобус. Плавно кружились снежинки.
2) Рассмотрите картинки. Придумайте по ним предложения из трех слов. Назовите главные слова в предложении. Поставьте к ним вопросы.
П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь с ю ж е т н ы х к а р т и нок: мальчик делает скворечник; девочка нашла гриб и т. п.
IV. Итог занятия.
Л о г о п е д . Что нового вы узнали на занятии?
Тренировочные упражнения
1. Составить предложения из двух слов по схемам. (Логопед чертит на доске схемы предложений, состоящих из двух слов, разные по структуре.)
2. а) К словам, обозначающим предметы, подобрать слова, обозначающие действия.
Произнести получившиеся предложения. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.
Весна.
Почки ... . Травка ... . Ручеек ... . Снег ... . Подснежник ... .
б) К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения целиком. Поставить вопросы к каждому слову в предложении.
Осень.
Моросит . . . . Жухнет . . . . Желтеют . . . . Пронизывает . . . . Наступает
. . . .
Зима.
Ударили ... . Бушует ... . Замерзли ... . Метут ... .
Лето.
Светит . . . . Сохнет . . . . Загремел . . . . Хлещет . . . .
3. Графические диктанты. Логопед называет предложение. Ученики чертят в тетрадях схему предложения. Затем подсчитывают количество получившихся предложений.
О б р а з е ц :
Оживают деревья. Почки набухают. Проталинки обнажаются. Пробивается травка. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Ветер пронизывает. Моросит дождь. Трава жухнет. Желтеют листья. Птицы улетают. Наступают холода. Печет солнце. Стоит зной. Земля сохнет. Загремел гром. Сверкнула молния. Пошел дождь. Ударили морозы. Замерзли реки. Бушует ветер. Метут метели.
4. Отгадать загадки. Составить схемы первых трех предложений. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.
( Тает снежок. Солнце печет.
Ожил лужок. Липа цветет.
День прибывает. Рожь поспевает.
Когда это бывает? Когда это бывает?
Переставить слова в первой и второй строчках. Прочитать получившиеся предложения. Ученики должны ответить на вопрос: нравится ли вам такое звучание загадок? Почему?
Снежок тает.
Лужок ожил.
День прибывает.
Когда это бывает?
Печет солнце.
Цветет липа.
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
Затем ученикам предлагается еще раз прослушать загадку и сказать, какие слова рифмуются. (Снежок — лужок. Прибывает — бывает.)
5. Ответить на вопросы предложениями, состоящими из трех слов.
Кто учит детей?
Кто ведет поезд?
Кто охраняет лес?
Кто лечит животных?
Кто стрижет волосы?
Кого тащит лиса?
Кого зовет курица?
Кого поймали рыбаки?
Кого везет поезд?
Что несут туристы?
Что разожгли пионеры?
Что сушат колхозники?
Что строят строители?
Что слушали дети?
Чем подметают пол?
Чем моют руки?
Чем вытаскивают гвозди?
Чем едят котлеты?
6. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова. Найти главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.
Мама шьет ... . Ежик тащит ... . Мама зовет ... . Птица поймала ... . Воробей клюет ... . Муравей тащит ... . Машинист ведет .... Ласточка вьет . . . . Курица несет . . . . Портниха шьет
7. Вставить пропущенные слова в предложения. Произнести предложения целиком. Назвать главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.
а) Ветер ... деревья. Дождь ... землю. Град ... огурцы. Оля ... ватрушки. Марина ... журнал. Рита ... кур. Саша ... козу. Верблюд
... колючки. Обезьяна ... бананы. Снег ... поля.
б) ... пасет стадо. ... помогают малышам. ... читает газету. ... стирает белье. ... взвешивает продукты. ... выбивает чеки. ... лечит больного. ... пишет письмо. ... разносит письма. ... созывает цыплят.
8. Прослушать стихотворение. Определить, сколько предложений в стихотворении.
В каждом предложении выделить главные слова, поставить к ним вопросы.
Вот настала осень.
Часто дождь идет.
Солнце мало греет.
Ветер листья рвет.
9. Прослушать предложения и, если надо, исправить их.
Собака грызет капусту. Заяц грызет кость. Каменщик строит гнездо. Аист строит дом. Рыбак плетет паутину. Паук плетет сети. Корова дает щетину. Свинья дает молоко. Волк ищет нефть. Геолог ищет добычу.
10. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено.
Зрители смотрят . . . . Часы остановились. Поезд прибыл. Коршун схватил ... . Космонавты приземлились. Дождик смочил ... . Ветер сломал . . . . Вишни созрели. Журчит ручеек. Птицы собираются . . . . Почтальон принес . . . . Снег покрыл . . . .
11. Прослушать тексты, поднять карточку с точкой, если предложение закончено.
(Логопед произносит предложения с правильной интонационной законченностью.)
День рождения.
У Марины гости. Ей сегодня исполняется десять лет. Бабушка испекла пирог. Папа купил конфеты. Дедушка принес фрукты. Подруги подарили Марине книги.
Дежурные.
Сегодня дежурит наша звездочка. Польют цветы Коля и Маша. Вымоет доску Рита. Пол подметет Алеша. Всем найдется работа.
Запасливый еж.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки Еж складывал яблоки в норке. Он заготавливал корм на зиму.
12. Игра «Получится — не получится». Логопед называет тему, например «Магазин», и дает установку учащимся: по вопросу придумать слово, а по сигналу назвать его. Например:
кто? что делает? что? (придумывает Саша) (придумывает Лена) (придумывает Митя)
По сигналу логопеда учащиеся поочередно называют придуманные слова, затем предложение произносится целиком и ученики решают, получилось предложение или не получилось. Постепенно в игру включаются все дети. Можно использовать темы: «Зоопарк», «Школа», «Больница» и т. п.
Грамматическое оформление предложения и его распространение
Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением ведется параллельно. Логопед учит детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; существительное с прилагательным в роде,
числе и падеже).
Рекомендуется проводить работу по распространению предложений в следующей последовательности: составить предложение из двух слов по картинке и вопросам кто? что делает ? Затем логопед с помощью наводящих вопросов побуждает учеников распространять предложение. Например, ученики составили предложение
Девочка рисует. Логопед спрашивает: «Что или кого рисует девочка?» Ученики отвечают: «Картинку». Затем ученики должны повторить предложение полностью: Девочка рисует картинку. Логопед задает следующие вопросы:
Чем рисует девочка? (Красками. Девочка рисует картинку красками.)
Кому рисует картинку девочка? (Брату. Девочка рисует брату картинку красками.)
Аналогично строится работа и с другими предложениями.
Материал данной главы имеет определенную последовательность.
Однако логопед может выбрать нужный материал при изучении грамматических тем, учитывая отклонения в речевом развитии учеников. Так, если ученики правильно согласовывают глагол с существительным в роде и числе, логопед может приступить к работе над
следующей темой.
Согласование глагола с именем существительным в роде и числе
Задание 1. Закончите предложение по образцу
О б р а з е ц : а) Дождь идет. Дожди идут.
б) Метели метут. Метель метет.
а) Дождь идет. Дожди . . . . б) Метели метут. Метель .
Яблоко зреет. Яблоки . . . . Ветры дуют. Ветер .
Роса освежает. Росы . . . . Липы цветут. Липа .
Белка прыгает. Белки . . . . Жуки ползут. Жук .
Ракета летит. Ракеты ... . Медведи ревут. Медведь
Птица щебечет. Птицы . . . . Кузнечики стрекочут. Кузнечик ... .
Задание 2. Замените два предложения одним, состоящим из двух слов. (Логопед
требует от учащихся использования обобщающих слов.)
Скворец поет.
Соловей поет.
О б р а з е ц : а) Ландыш цветет. _ .
Фиалка цветет Цветы цветут.
Ландыш цветет…. Береза гнется…. Грач улетел…..
Фиалка цветет …. Верба гнется….. Скворец улетел…..
б) Алеша моет лицо.
Маша моет лицо. - Дети умываются.
Лена надевает платье….
Соня надевает платье….
Миша снимает пальто…..
Алеша снимает куртку…..
Кира снимает туфли……
Женя снимает ботинки……
Земляника зреет……
Черника зреет…..
Яблоки созревают…..
Вишни созревают…..
Катя расчесывает волосы…..
Рита расчесывает волосы…..
Коля надевает ботинки…..
Митя надевает сапожки…..
Сережа плавает в реке…..
Петя плавает в реке…..
Задание 3. Закончите предложения, изменяя по смыслу слово, данное в скобках.
Кошка ... Заяц ... Малина ...
Кот ... (спал) Белка ... (бежал) Крыжовник ... (зрел)
Котята ... Мыши ... Яблоки ...
Репа ... Ручей ... Фонарь ...
Лук ... (рос) Река ... (шумел) Лампа ... (светил)
Дерево ... Море ... Солнце ...
Овощи ... Листья ... Светлячки ...
Задание 4. Вставьте подходящее по смыслу слово: а) используя слова для справок или картинки (картинки подбирает логопед); б) самостоятельно.
а) Полз ... . Ползла ... . Ползло ... . Светило ... . Светил ... .
Светила ... . Висел ... . Висела ... . Висело бушевало. ...
бушевал. ... бушевала. ... взошло. ... взошла. ... взошел.
С л о в а д л я с п р а в о к : змея, насекомое, уж; месяц, солнце, луна; свитер, кофта, белье; море, океан, буря; солнце, месяц, луна.
б) Надвигался.... Надвигалось.... Надвигалась.... Скрипело ... . Скрипел ... . Скрипели ... . Шумел ... . Шумело ... . Шумела . . . . Шумели . . . . Болел . . . . Болела . . . . Болело . . . . Болели ... . Сохли ... . Сохла ... . Сохло ... . Сох ... . Паслось ... . Паслись ... . Пасся ... . Паслась . . . .
Задание 5. Прослушайте предложения, вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.
Вчера ... солнышко. Всю неделю ... дождь. Ночью на небе ... луна. Рита ... по тропинке. Коля ... на огонь. ... холодные ветры. Долго не было дождя. Трава ..., дерево ..., листья ... . Последняя ласточка ... . Журавли . . . .
С л о в а д л я справок : улетели, улетела, светило, лил, дули, светила, шла, дул, пожелтела, пожелтели, пожелтело.
Задание 6. Составьте предложения со словами, обозначающими действия предмета.
пахла, пах, пахло, пахли; стоял, стояла, стояло, стояли; бурлил,
бурлило, бурлили, бурлила; болела, болел, болело, болели; сверкал,
сверкала, сверкало, сверкали; стонала, стонал, стонало, стонали;
катился, катилась, катилось, катились; раздавался, раздавалась,
раздавалось, раздавались; звучал, звучала, звучало, звучали;
переливался, переливалось, переливалась, переливались
Задание 7. Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите
текст, как запомнили.
(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать
картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)
а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил . . . . Загремел . . . . Сверкнула . . . .
С л о в а д л я с п р а в о к : облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.
б) Облако ... Солнце ... Ветер ... Пыль ... Лес ... Дождь ...Гром ... Молния ...
Дата: 2018-12-28, просмотров: 494.