Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конспект занятия

Тема. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Цель. Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

                                   Х о д з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.

II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.

Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:

Какая сегодня погода? (Хорошая.)

Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

А когда нет ветра? (Безветренный.)

Л о г о п е д . Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

Логопед обращает внимание учеников на то, какое сегодня небо, и задает вопросы:

Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

Когда бывает такая погода? (Весной.)

Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

А как мы скажем про день? (День весенний.)

Про небо? (Небо весеннее.)

Про дни? (Дни весенние.)

III. Составление предложений с именами прилагательными.

Логопед дает задания:

1) Перечислите все признаки: а) весеннего дня; б) весенней погоды; в) весеннего неба; г) весенних дней.

2) Закончите предложения, используя изученные ранее слова-признаки. Выделите голосом окончания слов-признаков.

Весной небо ... . День весной . . . . Весной дни . . . . Погода весной . . . . Ветер весной . . . . Солнце весной . . . . Настроение весной . . . .

IV. Итог занятия.

Л о г о п е д . Сегодня мы учились правильно связывать слова в предложении. Что вам понравилось на занятии?

 

 

 

 Задание 1. Рассмотрите картинки (или предметы). Ответьте на вопросы К а к о й ?

К а к а я ? Какое? Какие? с помощью плана.

План: размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.

П р и б л и з и т е л ь н ы й  п е р е ч е н ь к а р т и н о к или п р е д м е т о в :

мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, зеркало, кольцо, носки, вилки, ножницы.

План: форма, цвет, какой предмет на ощупь, какой предмет на вкус.

П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь п р е д м е т о в или к а р т и н о к :

 помидор, свекла, яблоко, дыня, лук, сливы.

Задание 2. Опишите предметы

а) форма, цвет, на ощупь, на вкус, принадлежность,

огурец, помидор, апельсин, банан, лимон, вишни

б) размер, цвет, материал, из чего сделан предмет, принадлежность

ложка, нож, платье, колготки, бусы, кольцо

Задание 3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-признаки. Выделите голосом

в них окончания. (Сначала логопед читает текст целиком. Затем — по предложениям,

не договаривая окончания имен прилагательных. Ученики договаривают окончания имен прилагательных и произносят слово целиком.)

Голубая пора. (Март.)

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел(ый), июнь — зелен(ый), а вот март — голуб (ой).

Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб (ые) лужи и последи (ие) голуб (ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса. Весь мир голуб(ой)!

(По Н. Сладкову.)

Задание 4. Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)

В марте небо ... . Снега ... . Даль ... . Льды ... . На снегу следы ... . Лужи ... . Сосульки ... . Весь мир ... .

Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.

О б р а з е ц : Рыжая, хитрая, умная. Кто это?

Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, серенькие, колючие. Медвежата забавные, неуклюжие, доверчивые. Олень серый, рогатый, красивый. Тюлень неуклюжий, скользкий, усатый. Дерево высокое, раскидистое, зеленое. Река глубокая, широкая, полноводная. Пруд старый, заросший, тинистый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Ручьи весенние, шумные, бурливые. Озеро большое, глубокое, чистое. Дорога проселочная, ухабистая, пыльная

Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.

Вспомните слова-признаки предыдущего задания.

(Логопед следит за правильным согласованием имен существительных

с именами прилагательными.)

 О б р а з е ц : Лиса зверь хитрый, умный.

Лиса — зверь ... . Волк — зверь ... . Белка — животное ... . Тюлень — животное . . . . Медвежата — звереныши . . . . Олень — животное ... . Крапива — растение ... . Груша — фрукт ... .Роза — цветок . . . . Морковь — овощ . . . . Береза — дерево . . . .

Сыроежка — гриб . . . . Кузнечик — насекомое . . . . Дельфины — животные . . . . Окунь — рыба . . . .

Белый снег.

Белый снег,

Белый мел.

Белый заяц

Тоже бел.

А вот белка

Не бела.

Белой даже

Не была.

(Е. Измайлов.)

В огороде.

Вот вам сладкая морковка,

Красная головка.

Вот вам желтая репка

И огурчик крепкий.

(По М. Пожаровой.)

Зимой в лесу.

Ели надели белые шапки.

Спрятали в варежках колкие лапки...

Скачет под елкой белый зайчишка,

Белый зайчишка в легком пальтишке.

Ни рукавиц у зайчишки, ни шапки,

Греют его только быстрые лапки.

(И. Пивоварова.)

Одуванчик.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик;

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице —

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е. Благинина.)

Вот и лето подоспело.

Вот и лето подоспело —

Земляника покраснела;

Повернется к солнцу боком —

И нальется алым соком.

В поле — красная гвоздика,

Красный клевер...

Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом...

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

(М. Ивенсен.)

Загадки для заучивания.

Черный Ивашка —                   Круглая, а не месяц,

Деревянная рубашка,          Желтая, а не масло.

Где носом ведет,                       Сладкая, а не сахар.

Там заметку кладет.                 Хвостатая, а не мышь.

(Карандаш.)                                           (Дыня.)

Длинные ушки.                    Любит капусту.

Хвостик короткий.               Любит морковку.

                                                           (Зайчик.)

Задание 7. Прослушайте два рассказа про березу. Сравните их. Какой из рассказов вам больше понравился? Почему?

Береза.

Из древесины березы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе березы растет гриб. Из этого гриба делают лекарство.

Береза.

Красивое и полезное дерево береза. Из ее древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, легкая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом стволе березы растет березовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.

Задание 8. Прослушайте рассказы. Дополните их словами-признаками, отвечая на вопросы.

Осень.

Незаметно прошло ( к а к о е ? ) ... лето. Дни стали (какие?) ... . Небо (какое?) ..., .... Его покрывают (какие?) тучи. Как сквозь сито, сеет (к а кой?) дождь.

 

Июль.

Июль — богатый ягодами месяц. В июле поспела (к а к а я?) ... черника, (к а к а я?) ... смородина, (к а к а я?) ... малина. В эту пору можно найти (какой?) ... подосиновик, (какой?) ... рыжик и (какую?) ...сыроежку.

 

Управление.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 505.