II . Закрепление материала предыдущего занятия и сообщение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопед предлагает ученикам назвать органы речи, которые участвуют в образовании звуков. Ученики их поочередно называют. Затем ученики произносят звуки и показывают профили этих звуков.

Логопед говорит, что все органы речи: губы, зубы, язык, голосовые связки — называются артикуляционным аппаратом.

Ученики по очереди, повторяя за логопедом звуки ф, с, а, р,пи т. д. перед зеркалом, объясняют, какие органы участвуют в их образовании.

III . Итог занятия.

Логопед. Что вы узнали сегодня на занятии?

                               Занятие 3

Т е м а. Та же.

Цел ь. Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков.

Оборудование. Профили, зеркала, алфавит. ,

                                  Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать один звук и сказать, какие органы артикуляционного аппарата участвуют в его образовании.

II .    Образование гласных и согласных звуков.

Ученики перед зеркалом поочередно произносят звуки а, о, у, э, ы и показывают их профили. При этом они отвечают, что при произнесении этих звуков воздух свободно проходит через рот, воздушная струя не встречает преграды.

Затем ученики перед зеркалом произносят звуки п, т. Отмечают, что при произнесении этих звуков воздух встречает препятствие в виде сомкнутых губ, языка и т. д.

/ Также ученики должны анализировать наличие или отсутствие голоса при произнесении гласных и согласных.

Вывод: Звуки а, о, у, э, ы произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом, они называются гласными. Звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. При произнесении согласного звука не всегда участвует голос.

III . Закрепление материала.

Логопед вывешивает на доску алфавит и предлагает ученикам назвать все гласные звуки по порядку.

Затем он задает вопросы:

Почему эти звуки называются гласными?

Как называются остальные звуки?

Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных звуков?

IV.  Итог занятия.

Логопед. Что нового вы узнали на занятии?

Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных звуков

1.    Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный.

а — м — у — т — о; т—с — ы — а — р; э —а — м — у — т; о — п— у — а — с — ы — ш; к — э — о — у — п — ы— н

2.    Из ряда букв выберите гласные, назовите их.

р, у, ы, о, с, а, ш, к, э, п, л, н

 Поднимите синий кружок, если в ряду звуков услышите согласный звук Определите место преграды.

м, о, п, у, с, к, р, ы, т, ф

4. Из ряда букв выберите согласные, назовите их. (Логопед следит за кратким произнесением согласных звуков.)

а, п, в, о, с, ф, к, ш, ы, р, л, э, ж, х

5. Назовите буквы, написанные на ваших карточках. Под согласные буквы положите синие кружочки, под гласные — красные. (Работа выполняется учениками самостоятельно.)

 Образец карточки:    

р а т к у

 

6. Положите букву под соответствующий кружок.

(Ученики получают по четыре буквы, из них две гласные и две согласные. На доске красный и синий кружки. Ученики называют звук, определяют, гласный он или согласный, и кладут букву под соответствующий кружок.)

7. Запишите буквы в две строчки.

(Логопед называет вперемешку гласные и согласные звуки. На верхней строчке ученики пишут гласные буквы, на нижней — согласные. При проверке логопед просит учеников прочитать только гласные или только согласные буквы. Ошибки исправляются по ходу работы.)

  Гласные первого ряда

              Конспект занятия

Тема. Гласные звуки.

Цел ь. Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда.

 Оборудование. Предметные картинки, таблица с гласными первого ряда, красные кружки.

 

 Ход занятия.

I . Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет гласный звук. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Ученики называют гласные по беззвучной артикуляции логопеда. Логопед произносит беззвучно гласные в следующем порядке: а, о, у, э, ы, при этом обращает внимание детей на положение губ при произнесений этих звуков: а — рот широко раскрыт; о — губы округлены и слегка вытягиваются вперед; у — губы округлены и больше вытягиваются вперед; э, ы — губы слегка растягиваются в улыбке. (Такая последовательность поможет ученикам запомнить гласные первого ряда.) Для наглядности можно использовать таблицу. Ученики заучивают эти гласные в указанном порядке.

III . Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Логопед произносит гласные и согласные звуки вперемешку. Ученики на гласный звук: а) показывают красный кружок, б) соответствующую букву, в) записывают в тетрадь гласную букву, а, м, п, у, с, т, ы, р, л, э, о, к, т, у, а, л, э, п, о

IV . Выделение гласных первого ряда из слогов. s   Логопед называет слог, выделяя голосом гласный звук, ученики: л) называют гласный, б) показывают соответствующую букву,

а) ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от     

 

 б) ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то

V . Итог занятия.

Логопед. Сегодня мы учились слышать и выделять гласные звуки.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 357.